Региональное деловое издание
 

Анонс: Кто станет лучшим мэром среди градоначальников 16 областных центров ЦФО по версии газеты «Экономика и жизнь-Черноземье»

Интервью | 28.01.2012

Социальная направленность расходов городского бюджета будет сохранена

Социальная направленность расходов городского бюджета будет сохранена

Ирина КОЛОМИЙЦЕВА, директор Департамента финансово-бюджетной политики администрации городского округа

В наступившем году финансирование отраслей социальной сферы из бюджета столицы Черноземья составит 10 млрд 783 млн рублей

Что изменилось в управлении финансами столицы Черноземья за последние несколько лет? Какие основные задачи стоят перед департаментом финансово-бюджетной политики администрации города Воронежа сегодня? Каковы основные параметры городского бюджета – 2011? В чем заключаются конкурентные преимущества областного центра, и насколько эффективно они используются? Как изменится бюджетная система Воронежа в ближайшее время? Ответы на эти и другие вопросы – в беседе и.о. главного редактора газеты «Экономика и жизнь – Черноземье» Андрея ГОНЧАРУКА с директором Департамента финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж Ириной КОЛОМИЙЦЕВОЙ.

Основная цель бюджетной политики – повышение качества
и уровня жизни населения мегаполиса

– Ирина Борисовна, как вы оцениваете изменения, произошедшие в городском хозяйстве за последние несколько лет? Какие перемены произошли за это время в реализуемой администрацией города бюджетной политике, и что сегодня лежит в ее основе?

– Еще несколько лет назад многие сферы городского хозяйства переживали кризис. Однако в 2008 году к управлению городом пришла новая команда, во главе которой стал руководитель, имеющий богатый опыт муниципального управления, Сергей Михайлович Колиух. За достаточно короткий промежуток времени новая администрация наладила конструктивные отношения со всеми ветвями власти, в том числе и в исполнительной вертикали «муниципалитет – регион – федеральный центр». После этого в жизни города начались позитивные изменения. Так, например, областная администрация передала в городской округ нормативы отчислений от налога на прибыль и налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, что существенно увеличило поступления в городскую казну.В прошлом году по итогам IV Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» Воронеж стал победителем в номинации «За высокое качество организации предоставления муниципальных услуг».

Основной целью бюджетной политики стало повышение уровня и качества жизни населения, в том числе и за счет создания условий по обеспечению граждан доступными и качественными услугами. В 2008 году в качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов определен программно-целевой принцип организации деятельности органов местного самоуправления. Внедрение подобной системы финансового планирования позволило оптимизировать ресурсы бюджета города, повысить результативность функционирования администрации и качество предоставляемых муниципальных услуг. Программная структура бюджета города способствует адресному оказанию муниципальных услуг, созданию системы взаимосвязи выделяемых бюджетных ассигнований и достигнутых за счет этого социально значимых результатов, повышению квалификации специалистов исполнительных органов местного самоуправления за счет формулирования четких целей и задач деятельности органов власти, а также структуры планируемых результатов деятельности с конкретными показателями.

– Что подразумевает реализация программно-целевого принципа в организации деятельности администрации города на практике? Сколько муниципальных и ведомственных программ осуществляется в Воронеже, и каков общий объем их финансирования?

– В рамках реализации программно-целевого принципа, администрацией города были разработаны 27 муниципальных программ, направленных на развитие экономической, культурной и производственной инфраструктуры. Подавляющее большинство их мероприятий исполняется, что позволяет достигать поставленных целей по развитию города.

Объем финансирования программ в 2010 году составил почти 1,4 млрд рублей – это в 3,2 раза больше, чем в 2009 году и почти в 10 раз больше, чем в 2008-м. А в 2011 году программно-целевое финансирование за счет средств бюджета достигло суммы более 4 млрд рублей.

Сокращение бюджетообразующих показателей требует мобилизации резервов собственных доходов

– Какие основные задачи решает сегодня возглавляемый вами департамент? В чем заключаются основные сложности этой работы, как удается их преодолевать?

– Департамент финансово-бюджетной политики является уполномоченным органом по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, обеспечивает проведение единой финансовой политики, осуществляет функции по составлению и исполнению бюджета городского округа.

Основная проблема, которая является в настоящее время общей для всех муниципальных образований, это необеспеченность доходными источниками расходных полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления. В последние годы наблюдается сокращение основных бюджетообразующих показателей в результате перераспределения доходов в пользу бюджетов вышестоящих уровней.

Данная тенденции сохранится и в ближайшее время. Так, в 2012 году доходную базу бюджета городского округа уменьшат такие факторы, как отмена зачисления в местные бюджеты в соответствии с федеральным законодательством государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения, а также снижение городу Воронежу в результате изменения областного законодательства норматива отчислений по налогу на доходы физических лиц и отмена нормативов отчислений по налогу на прибыль организаций, налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых.

Для решения данной проблемы наш департамент реализует комплекс мероприятий по выявлению и мобилизации резервов собственных доходов путем проведения комиссий по укреплению финансовой и налоговой дисциплины с предприятиями-недоимщиками по взысканию задолженности в бюджет, привлечения дополнительных средств из федерального и областного бюджетов, а также осуществления контроля за приростом кредиторской задолженности и ряда других мер. В результате удалось достигнуть определенных результатов. Так, в 2011 году принимаемые меры по увеличению доходов бюджета городского округа и повышения качества их администрирования обеспечили рост общего объема доходов бюджета. Положительная динамика поступления доходов, а также проведение эффективной бюджетной политики способствовали стабильному выполнению всех принятых расходных обязательств городского округа город Воронеж.

В 2012 году будет продолжена работа по обеспечению необходимого уровня доходов бюджета, в первую очередь за счет реализации мер, направленных на сохранение и развитие собственного налогового потенциала.

В условиях адаптации бюджета к замедлению темпов роста доходов активно решаются вопросы повышения эффективности бюджетных расходов, поскольку сохраняется тенденция для их неоправданного увеличения, применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, остается формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом. Данная деятельность является стратегически важной в ближайшей и среднесрочной перспективе. Так, в 2011 году была принята и реализована Программа по повышению эффективности бюджетных расходов, которая предусматривает систему мер по переходу на качественно новый уровень управления муниципальными финансами, предоставлению доступных и более качественных услуг населению города при сохранении (либо снижении темпов роста) расходов бюджета на их оказание, повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Продолжают внедряться новые механизмы оказания и финансового обеспечения предоставляемых муниципальных услуг в рамках реализации положений 83-го Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Несмотря на возникающие трудности, департамент совместно со структурными подразделениями администрации города ведет активную работу по реализации положений данного Закона.

В ближайшие годы в городе должна быть сформирована новая модель экономического роста, основанная в значительной степени на эффективной системе предоставления муниципальных услуг.

В 2011 году обеспечен рост налоговых поступлений в бюджет города на 10%

– Каковы доходные и расходные показатели бюджета города Воронежа – 2011? Удалось ли обеспечить рост налоговых поступлений, и если да, то за счет чего?

– По итогам работы за 2011 год бюджет города исполнен в следующих параметрах: доходы – 15 млрд 191 млн рублей (97% плановых назначений), расходы – 17 млрд 598 млн рублей (93%), дефицит – 2 млрд 407 млн рублей (22% от собственных доходов), что связано с осуществлением расходов в рамках празднования 425-летия со дня основания города Воронежа за счет полученных бюджетных кредитов Министерства финансов РФ и Министерства транспорта РФ.

Меры налогового администрирования, а также изменение налогового законодательства позволили обеспечить рост налоговых поступлений в бюджет города в 2011 году по сравнению с предыдущим годом на 10%, или 721 млн рублей. В том числе по налогу на доходы физических лиц достигнут рост на 502 млн рублей, что связано с ростом заработной платы работников бюджетной сферы, увеличением численности работающих на ряде предприятий города, а также постановкой на учет новых налогоплательщиков. По земельному налогу поступления возросли на 157 млн рублей в результате увеличения ставок земельного налога по отдельным категориям земельных участков, а также роста кадастровой стоимости земельных участков в связи с проведенной переоценкой.

Кроме того, обеспечен рост по единому налогу на вмененный доход и по транспортному налогу на 94 млн и 77 млн рублей соответственно.

– Можно ли говорить о том, что бюджет города Воронежа – 2011 является социально ориентированным? Каковы расходы городского бюджета по статьям «образование», «здравоохранение», «культура»? Сколько средств было выделено в прошлом году на оказание адресной помощи социально незащищенным категориям граждан?

– Безусловно, можно говорить о том, что бюджет города в 2011 году, как и в предыдущие годы, является социально ориентированным. В прошедшем финансовом году осуществлялись мероприятия по реализации экономически значимых программ и мероприятий, ориентированных на повышение качества жизни населения.

Так, доля расходов бюджета на содержание учреждений социальной сферы в 2011 году составила 68%, или 11 млрд 882 млн рублей. Из них на учреждения образования направлено 6 млрд 373 млн рублей (99% плановых назначений), на учреждения здравоохранения – 1 млрд 841 млн рублей (98%), на учреждения культуры – 227 млн рублей (99%).

Расходы бюджета по предоставлению малообеспеченным гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг составили 334 млн рублей.

Столица Черноземья имеет значительные конкурентные преимущества, которые необходимо использовать

– Каковы, на ваш взгляд, ключевые конкурентные преимущества города Воронежа, которые можно использовать для его развития? Насколько эффективно эти преимущества задействованы в настоящее время?

– Воронеж отличает достаточно развитая институциональная среда: количество предприятий и организаций в несколько раз больше, чем в других городах (по сравнению, например, с Белгородом – в 3,4 раза, с Липецком – в 2,9 раза). По этому показателю он занимает в ЦФО второе место после Москвы.

Относительно высокая степень развития малого бизнеса свидетельствует о наличии в муниципальном образовании достаточно заметного сегмента экономики, обладающего повышенной адаптацией к динамично меняющимся требованиям рынка, и существенным потенциалом абсорбции незанятой рабочей силы. Эта сторона экономики городского округа город Воронеж значима также с позиций численности работодателей, плательщиков налогов в бюджеты разных уровней.

Сегодня Воронеж имеет ряд важных конкурентных преимуществ, которые делают город привлекательным для проживания и ведения бизнеса. Во-первых, это выгодное географическое положение, заключающееся в том, что город расположен не только в исторически сложившемся крупном аграрном районе – Центральном Черноземье, но и на пересечении важных транспортных артерий страны. Воронежский транспортный узел является важнейшим в ЦЧР. Железные дороги и автомагистрали связывают север и юг России, а также центральные регионы с юго-западной частью страны. Таким образом, система магистральных дорог дает Воронежу возможность эффективно включиться в систему пассажирского и грузового оборота, прежде всего, в направлении Москва – Северный Кавказ.

Во-вторых, Воронеж занимает значительную территорию с достаточно большой плотностью населения. По состоянию на 2010 год, общая территория, которую занимает город, составляет без малого 600 тыс. гектар. Знаковым событием в жизни города стало присоединение к Воронежу обособленных территориальных единиц – сел и поселков. В целях повышения комфортности проживания в данных микрорайонах совместными усилиями специалистов администрации, депутатов городской Думы и жителей разработана комплексная программа «Развитие инфраструктуры отдельных территорий городского округа город Воронеж на 2010-2014 годы». По предварительной оценке Воронежстата, численность постоянного населения по итогам переписи на 1 января 2011 года составила 979884 человека.

В-третьих, на сегодняшний день Воронеж обладает достаточно обширным научно-исследовательским и образовательным потенциалом. В областном центре функционируют 16 государственных и 5 частных вузов. В городе обучаются более 130 тысяч студентов. По оценкам экспертов, по количеству студентов Воронеж занимает третью позицию в ЦФО, после Москвы и Московской области. На площадках большинства высших учебных заведений действуют бизнес-инкубаторы и технопарки.

В-четвертых, в городе хорошо развита инженерная инфраструктура, а степень обеспеченности населения жильем достаточно высока. Во многом это связано с тем, что Воронеж является безусловным лидером в жилищном строительстве, объемы которого, в том числе и в среднедушевом исчислении, очень высоки.

– Как вы оцениваете общее состояние городской экономики, ее инновационный потенциал? Может ли он стать еще одним преимуществом города? Насколько благоприятны сложившиеся в Воронеже условия для развития частного предпринимательства?

–В Воронеже при высоком уровне диверсификации экономики хорошо развито высокотехнологичное производство и инновационный сектор, и это также может стать конкурентным преимуществом города. Ключевое положение в экономике Воронежа занимает промышленность. В городском округе насчитывается свыше 3900 промышленных предприятий, из них более 140 – крупные и средние. Промышленность представлена предприятиями широкого спектра отраслей: машиностроение, электроэнергетика, химия, деревообработка, пищевой комплекс. Среди наиболее крупных предприятий, занимающих лидирующие позиции в России, можно выделить ОАО «Концерн «Созвездие», «ВМЗ» – филиалФГУП«ГКНПЦ им. М.В.Хруничева», ОАО «Воронежсинтезкаучук», ОАО «Тяжмехпресс», ФПК «Космос-Нефть-Газ» и т.д. Промышленное производство за 2010 год выросло на 16,9%, что выше уровня областного и российского значений. Позитивная динамика наблюдалась и в 2011 году.

На сегодняшний день на территории городского округа сформирована Масловская промышленная зона – Индустриальный парк «Масловский», где планируется размещение производств машиностроения и металлообработки. В настоящий момент резидентами индустриального парка являются ООО «Армакс групп», осуществляющее инвестиционный проект по строительству производственно-логистического комплекса, и ООО «Сименс Трансформаторы», реализующее инвестиционный проект по строительству и эксплуатации завода по производству силовых трансформаторов.

Вследствие наличия в городе развитой научно-исследовательской базы Воронеж имеет хороший инновационный потенциал. Хорошо развита сеть проектных организаций. На территории города насчитывается порядка 60 организаций, выполняющих исследования и разработки в сфере инноваций.

Также немаловажным представляется тот факт, что в городе растет деловая активность населения, насыщенность сектора малого бизнеса, банковского и других секторов рыночной инфраструктуры. В силу этих конкурентных преимуществ формируется инвестиционная привлекательность города.

Повысить эффективность бюджетных расходов поможет программно-целевое планирование

– Главным событием для Воронежа в минувшем году, безусловно, стало празднование 425-летия города. Каковы цифровые показатели приуроченных к нему мероприятий и основные итоги их реализации?

– Да, 425-летний юбилей дал мощный импульс развитию всех упомянутых мной отраслей. На подготовку и проведение мероприятий, приуроченных к юбилею, привлечено 9,6 миллиардов рублей из бюджетов разного уровня.

На первом заседании оргкомитета губернатором области Алексеем Гордеевым была поставлена задача – максимально эффективно использовать выделенные средства на пользу городу и, таким образом, совершить прорыв в развитии областного центра. Поэтому было решено направить средства, прежде всего, на реализацию значимых для города проектов. Они, как правило, уже были включены в муниципальные и областные программы, документально проработаны, а некоторые уже находились в стадии реализации.

В первую очередь были начаты работы по благоустройству города. Оно охватило буквально всю его территорию. За достаточно короткий промежуток времени были отремонтированы фасады домов и фонтаны, исторические здания и видовые места, реконструированы парки и скверы. Кроме того, ремонтные работы пришли на улицы и во дворы отдаленных микрорайонов города.

В целях развития коммунальной инфраструктуры было завершено строительство водоподъемной станции № 4, проведена реконструкция дорожного полотна центральных улиц Воронежа, а также важной для города магистрали – набережной Массалитинова, которая связала три автомобильных моста и разгрузила от транспорта центральные улицы города.

Направлены средства и на улучшение материально-технической базы и капитальный ремонт учреждений здравоохранения, культуры и образования.

Воронеж вступает в новую эпоху своей жизни, и то, что сегодня сделано для города – хороший старт. В будущее столица Черноземья шагает уверенно.

– В середине декабря прошлого года состоялись публичные слушания по проекту бюджета Воронежа на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов. Каковы основные параметры этого документа? Какие изменения произойдут в формировании бюджета в ближайшие годы в связи с изменениями в федеральном законодательстве? Есть ли основания говорить о том, что в ближайшие годы городской бюджет будет бюджетом развития, а не бюджетом выживания?

– 28 декабря 2011 года депутаты Воронежской городской Думы приняли во втором чтении бюджет города на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. В результате бюджет города утвержден в следующих параметрах. В 2012 году доходы составят 12 млрд 618 млн рублей, расходы – 13 млрд 393 млн рублей, дефицит – 774 млн рублей (10% от собственных доходов). На 2013 год доходы утверждены в сумме 12 млрд 186 млн рублей, расходы – 12 млрд 379 млн рублей, дефицит – 193 млн рублей (2,4% от собственных доходов). В 2014 году ожидаются доходы 12 млрд 620 млн рублей, расходы – 12 млрд 812 млн рублей, дефицит – 192 млн рублей (2,3%).

В 2012 году будет сохранена социальная направленность расходов бюджета, наибольшая доля в которых приходится на финансирование отраслей социальной сферы в сумме 10 млрд 783 млн рублей (81% от общих расходов бюджета). Расходы по городскому хозяйству утверждены в сумме 2 611 млн рублей (19% от общих расходов бюджета).

В целях комплексного решения острых социальных и экономических проблем развития города в бюджете на 2012 год предусмотрены расходы на реализацию 27 муниципальных целевых программ на сумму 2 млрд 541 млн рублей.

В связи со вступлением в действие с 1 января 2012 года положений Федерального закона от 8 мая 2010 № 83-ФЗ бюджет города впервые сформирован и начал исполняться в условиях внедрения новых форм финансового обеспечения услуг, оказываемых муниципальными учреждениями, т.е. перехода от сметного финансирования к предоставлению субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям на оказание муниципальных услуг в соответствии с муниципальным заданием.

Также следует отметить, что в качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов в ближайшей перспективе предполагается внедрение программно-целевого планирования, что позволит оптимизировать ограниченные ресурсы бюджета города, повысить результативность функционирования органов местного самоуправления и качество предоставляемых ими услуг. Ожидается, что после внесения соответствующих изменений в Бюджетный кодекс РФ муниципальным образованиям будет дана возможность поэтапного перехода от традиционных целевых статей к программному формату составления и утверждения бюджета. В перспективе программная структура должна охватывать большую часть расходов бюджета. 


(Голосов: 1, Рейтинг: 3.11)


Возврат к списку

Регионы ЦЧР   








7 холмов.jpg


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Воронежская область

+9

Тульская область

+8

Белгородская область

+7

Московская область

+6

Курская область

+5

Орловская область

+4

Тамбовская область

+1

Рязанская область

+1

Калужская область

+1

Брянская область

+1

Тверская область

-2

Владимирская область

-4

Липецкая область

-5

Смоленская область

-6

Ярославская область

-7

Ивановская область

-8

Костромская область

-9

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Елена ЛАПИНА

И.о. руководителя ГКУ ВО "Агентство по привлечению инвестиций и региональному развитию"

«Вектор развития Воронежской области смещается с аграрного на промышленный»




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2023, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Волкова А.Е. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика