Аналитика | 28.01.2012
По большому счету, функционирующие в регионах молодежные парламенты скорее не помогают реализации государственной молодежной политики, а наоборот, вредят ей и дискредитируют ее
В день российского студенчества в беседе со студентами Томского политехнического университета премьер-министр Владимир Путин коснулся государственной молодежной политики, отметив, что ее фактически нет. Что ж, трудно поспорить с этим утверждением, поскольку усилия власти в работе с молодежью имеют скорее «фасадно-галочный» характер. В регионах Центральной России в течение десяти лет, как грибы после дождя, росли молодежные структуры с красивыми названиями: молодежные общественные палаты, молодежные правительства, молодежные избирательные комиссии, молодежные парламенты. Жаль, еще не выросли молодежная налоговая инспекция и молодежная прокуратура.
Что же может быть предосудительного в новообразованных структурах для молодежи? Казалось бы, создали организацию для молодежи – поставили галочку в пунктике молодежной политики. Только вот задействованы в таких структурах единицы юных и амбициозных. А как быть с остальными? Как решать вполне насущные проблемы молодых людей, не связанные с карьерой общественного деятеля? Масштаб проблемы по обеспечению жильем молодых семей несоизмерим с мерами, которые принимаются для ее решения. О системе образования всуе лучше вообще не упоминать. Досуг молодежи почти полностью коммерциализирован. Неужели для решения этих проблем достаточно имитировать активную вовлеченность молодежи в процесс принятия решений? А как насчет разветвленной инфраструктуры молодежных учреждений, выделения средств не по остаточному принципу, выделению государственной молодежной политики в отдельное направление работы федеральной и региональной власти? На сегодняшний день даже название Министерства спорта, туризма и молодежной политики красноречиво говорит о приоритетности работы с молодежью как таковой.
А может быть, мы зря не верим в декоративные молодежные организации? Возьмем, например, молодежный парламент. Декларативно это консультативный совещательный орган, созданный с целью максимального сокращения дистанции (или пропасти?) между молодежью и региональной властью, с целью встраивания молодежи в законотворческий процесс и процесс принятия политических решений, а также с возможностью проведения экспертизы законов для молодежи непосредственно молодежью. Дескать, для вас разрабатывается – вы и участвуйте. Подспудно должна бы решаться задача депутатского кадрового резерва, хотя бы для муниципалитетов. И все бы ничего, если бы эта цель была предельно ясна как взрослым, так и юным депутатам. А на деле? На деле получается, что по большей части толковые ребята из молодежного актива не обладают достаточной компетенцией для экспертизы и разработки законопроектов, поэтому занимаются делами попроще.
Вот, например, молодые парламентарии Воронежской областив начале ноября прошлого года инициировали в Областной детской клинической больнице акцию «Сдай кровь – подари жизнь!» Дело-то хорошее, нужное, только вот с ним замечательно могли бы справиться, скажем, волонтеры или общественники. Значительно более полезной – хотя бы с образовательной точки зрения – стала креативная акция юных законотворцев, проведенная двумя неделями позже. Молодые парламентарии провели дуэль с командой депутатов Воронежской областной Думы в формате парламентских дебатов. Серьезные решения, разумеется, не были приняты, но определенный опыт публичных выступлений был получен. А вот направление работы молодежного парламента, связанное с проведением необходимых исследований и консультаций по вопросам проблем молодежи, задействовано не так активно, как акции. Правда, на это направление не предусмотрено выделение средств. Интересно, какой незатратный методологический подход к исследованиям используют юные парламентарии для предоставления доподлинной картины проблем молодежи своим взрослым коллегам? Вещий сон с четверга на пятницу, литье воска на воду… Ах, да… репрезентативная кофейная гуща! Впрочем, может быть, мы недооцениваем характер исполнения полномочий молодых депутатов в этом направлении? Может, и умозрительного подхода к артикулированию чаяний и нужд молодежи вполне достаточно? Только вопрос вот ведь в чем: как представлены ключевые социальные группы молодежи в консультативном органе при региональном парламенте?..
По большому счету, миссия артикуляции интересов молодежи посредством площадки молодежного парламента выполнима как минимум при двух условиях. Во-первых, молодежный парламент должен представлять собой не тусовку с перспективой политической карьеры, а действенную общественную силу, готовую как к сотрудничеству, так и к конфликту для решения насущных проблем. Во-вторых, региональная власть должна воспринимать молодую поросль законотворцев не как молодых, перспективных людей, которые играют в законотворчество и балуются в парламентской песочнице, а как влиятельную инициативную структуру, готовую до последнего отстаивать интересы молодежных социальных групп. Еще хорошо бы, чтобы эти самые молодежные социальные группы знали, что их интересы готовы представлять и отстаивать. Последнее крайне трудно вообразить хотя бы потому, что львиная доля молодежи элементарно не знает о существовании такой структуры. О каком представительстве интересов может идти речь? Впрочем, юные законотворцы старательно унаследовали болезни коллег постарше. К слову, может ли уважаемый читатель на минутку вспомнить, кто представляет интересы его района/округа в региональном парламенте? Пожалуй, проще извлечь в уме квадратный корень из 841. Вот и получается, что потенциальные представители интересов групп молодежи с трудом справляются с представлением интересов собственных.
Разумеется, делать это сложно, если сами члены молодежных парламентов разочаровываются в своем опыте общественной деятельности. Так, к примеру, депутаты Молодежного парламента Тамбовской области весьма активно начинали работу. В числе направлений их деятельности значились создание информационного ресурса для молодежи области, программы кадрового резерва, законотворчество, формирование сети молодежных советов в муниципальных образованиях, работа Общественной молодежной приемной, проектная деятельность, неформальное образование. Но что-то, видимо, перегорело. То ли прохладца старших коллег, то ли еще что-то остановило работу сайтов и сделало неработающими контактные телефонные номера. Выходит, что потенциально дееспособные структуры не только не работают должным образом, но еще и дискредитируют государственную молодежную политику в регионах. Впрочем, перефразируя классика, если структуры создаются, значит, это кому-нибудь нужно. Жаль, что нужно это отнюдь не самой молодежи.
В Воронежской области у амбициозных молодых людей есть возможность поиграть в законотворцев согласно закону Воронежской области № 31-ОЗ от 7 апреля 2006 года «О молодежном парламенте Воронежской области» (в последней редакции от 27.06.2007 г.
№ 79-ОЗ). В Орловской области региональный молодежный парламент функционирует в соответствии с Постановлением Орловского областного совета депутатов от 7 декабря 2006 г. № 58/1310-ОС «Об общественном молодежном парламенте при Орловском областном совете народных депутатов. В Курской области в декабре 2005 года был принят закон Курской области №101-ЗКО «Об общественной молодежной палате при Курской областной думе»,которая по своему функционалу пересекается с молодежными парламентами в соседних регионах. Молодежный совещательный консультативный орган в Тамбовской области создан Постановлением Тамбовской областной Думы от 27 апреля 2007 года. В Липецкой области Молодежный парламент был сформирован на областном форуме молодежи 28 октября 2005 года. Несколько позже были определены его полномочия, порядок формирования и деятельности Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 14 сентября 2006 года № 1388-пс «О Положении о Молодежном парламенте Липецкой области». В Белгородской области для юных парламентариев не создана отдельная региональная структура. Удивительно, но по иронии судьбы именно этот регион с завидным постоянством лидирует в социально-экономическом развитии среди субъектов центральной России.
Автор: Елена Селиванова
(Голосов: 3, Рейтинг: 3.33) |
Регионы ЦЧР |
|
Регионы ЦФО
Редакция: Вопрос-ответ.
| |
|
Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова |
Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)
Калужская область |
|
Московская область |
|
Воронежская область |
|
Белгородская область |
|
Липецкая область |
|
Орловская область |
|
Тульская область |
|
Тверская область |
|
Владимирская область |
|
Ярославская область |
|
Курская область |
|
Рязанская область |
|
Брянская область |
|
Костромская область |
|
Ивановская область |
|
Тамбовская область |
|
Смоленская область |
О рейтинге
В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии: |
Свежий номер регионального делового издания
«Перельман в рекламе»: разговор с Алексеем Ивановым
Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями
|
|
Белгородская область - территория успеха и эффективной власти
|
Дмитрий Солонников Директор Института современного государственного развития, политолог |
"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".
|
© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.