Аналитика | 15.10.2012
Воронежский профактив инициировал широкое обсуждение необходимого регионального законопроекта о митингах
Октябрь традиционно обозначается в прессе сообщениями об акциях и встречах, приуроченных ко Всемирному дню действий профсоюзов. В воронежских СМИ прошла информация о встрече профактива региона с губернатором.
Отрадно, что такой формат конструктивного общения сторон имеет место быть в воронежском регионе, однако, наряду со встречами, в арсенале профсоюзов немаловажными формами защиты прав и интересов трудящихся были и остаются публичные мероприятия. И если ровно год назад Воронежский облсовпроф, отмечая Всемирный день действий профсоюзов, проводил креативно-просветительскую акцию «Профсоюзный рейс» и акцию «За профсоюз!», то теперь сделать это не так-то просто. Сегодня эти акции могут иметь статус публичного мероприятия, что автоматически отсылает нас к положениям вступивших в силу в июне текущего года Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и Федерального Закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Впрочем, положения обозначенных документов нам не дадут точного ответа на вопрос, можно ли квалифицировать эти мероприятия как публичные или нет, однако настороженность и опасение за финансовое благополучие и душевное спокойствие организаторов вызовут.
Причиной опасения становятся даже не санкции по новым федеральным законам, максимальный размер которых для юридических лиц может достичь одного миллиона рублей, и даже не социально-политическая ситуация, в которой эти документы обсуждались и принимались. Беспокойство вызывают формулировки положений закона, по которым действия организаторов мероприятия могут трактоваться крайне широко, начиная с момента получения разрешения на проведения мероприятия и заканчивая определением границ ответственности за возможные форс-мажоры. И такое положение дел фактически сковывает профсоюзы по рукам и ногам, оставляя в воздухе вопрос о том, как же проводить коллективные мероприятия в принципе, будь то традиционная первомайская демонстрация, собрание на крупном промышленном предприятии или акция протеста. С целью понять, как действовать в правовом русле, не нарушая ни действующее законодательство, ни конституционные права граждан, заявлять о своих правах и свободах путем проведения публичных мероприятий, Воронежский облсовпроф в сентябре организовал круглый стол с участием представителей структур власти и управления, силовых ведомств и авторитетных правозащитников. Забегая вперед, скажу, что рациональным зерном справедливо обозначенной дискуссии стало предложение о создании рабочей группы по разработке положений закона Воронежской области.
Нет, никто не говорит, что правила проведения публичных мероприятий не нужны. Существуют же правила дорожного движения, которые при условии вменяемости водителей и пешеходов в целом обеспечивают безопасность на дороге. Правда, правила эти просты и понятны каждому школьнику. И никто не пускается в рассуждения о том, красный горит цвет или темно-бордовый – все предельно строго. А вот вопросов и разночтений относительно подготовки и проведения публичных мероприятий – масса. Вот, к примеру, как предугадать точное число участников мероприятия? Может быть, люди со звериной интуицией или выпускники курсов экстрасенсорных способностей и обозначат в заявке о мероприятии точное количество, а остальным как быть? Ведь на акции приходят не по пригласительным билетам, соответственно, необходим четкий региональный регламент о возможной корректировке числа участников мероприятия с внятным обозначением сроков, до которых можно эти корректировки вносить. Далее, к вопросу о провокаторах. Лично мне было очень интересно, как оппоненты митингующей стороны смогут устоять от соблазна не подзадорить окружающих, так сказать, на внеплановые действия. Этот же вопрос возник в ходе проведения круглого стола и у Ларисы Зарочинцевой, заведующей правовой инспекцией труда Воронежского облсовпрофа. В частности, юриста интересовало, кто отвечает за действия оказавшегося на мероприятии и не удаленного органами правопорядка провокатора? Чем оценивается и как определяется угроза общественному порядку и общественной безопасности? Кто и как определяет грань между угрозой и неугрозой, и как будет определяться причинно-следственная связь между действиями организаторов и возникновением ущерба? К оглашению списка пока что риторических вопросов подключилась и уполномоченный по правам человека в Воронежской области, доктор юридических наук Татьяна Зражевская. В частности, каковы формулировки отказа власти от проведения мероприятия? Каков статус общественных наблюдателей? Каковы порядок использования и заполняемости мест, отведенных для проведения мероприятий? И действительно, как рассчитать предельное количество людей на одном квадратном метре, учитывая непревзойденную русскую смекалку? Председатель Воронежского облсовпрофа Алексей Овчинников по-доброму сыронизировал, что впредь для публичных профсоюзных мероприятий они будут отводить коробку «20-на-20». Наверно, имелись в виду метры.
В любом случае пока на региональном уровне не появится документ, предельно четко отвечающий на все конкретные вопросы об организации публичного мероприятия, его согласовании с властями, проведении и прекращении, будет крайне трудно однозначно трактовать те или иные разногласия. Хочется верить, что профактиву Воронежской области совместно с правозащитным сектором региона удастся довести до конца непростую работу по подготовке прозрачных и доступных правил и механизмов проведения публичных мероприятий.
Автор: Елена Селиванова
(Нет голосов) |
Регионы ЦЧР |
|
| |
|
Регионы ЦФО
Редакция: Вопрос-ответ.
| |
|
|
Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)
Калужская область |
![]() |
Московская область |
![]() |
Воронежская область |
![]() |
Белгородская область |
![]() |
Липецкая область |
![]() |
Орловская область |
![]() |
Тульская область |
![]() |
Тверская область |
![]() |
Владимирская область |
![]() |
Ярославская область |
|
Курская область |
![]() |
Рязанская область |
![]() |
Брянская область |
![]() |
Костромская область |
![]() |
Ивановская область |
![]() |
Тамбовская область |
![]() |
Смоленская область |
![]() |
О рейтинге
В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии: |
Свежий номер регионального делового издания
Юрий Яковлев атаман Воронежского округа Всевеликого Войска Донского Казачьей Национальной Гвардии |
"Для нас СВО началась в 2014 году"
Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями
|
|
Белгородская область - территория успеха и эффективной власти
|
Дмитрий Солонников Директор Института современного государственного развития, политолог |
"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".
|
© 2004-2025, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.