Региональное деловое издание
 

Анонс: Экс-убоповца из Воронежа Геннадия Клычева, который сам дал себе кличку «КГБ», разыскивают… эксперты

Интервью | 27.08.2020

"Успех в развитии муниципальных территорий дает система стратегического планирования на всех уровнях"

"Успех в развитии муниципальных территорий дает система стратегического планирования на всех уровнях"

Как пример, с 2017 года на Белгордчине успешно реализуется Программа «500/10 000», предусматривающая создание в сельских территориях области не менее 500 малых промышленных и сервисных предприятий, которая включена в Сборник лучших практик по улучшению инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.

В прошлом номере нашего регионального делового издания был опубликован рейтинг развития муниципальных образований Белгородской области в 2019 году. По итогам серьезной аналитической работы были отмечены наиболее инвестиционно привлекательные муниципалитеты, которые задают тональность всем остальным органам МСУ. Как субъекту, руководит которым деятельный губернатор Евгений Савченко, удается поддерживать позитивную динамику в деятельности муниципальных образований, сбалансированно их поддерживать при помощи областных механизмов и инструментов журналисты делового издания спросили у одного из лучших экономистов в системе региональной власти России Олега Васильевича Абрамова, заместителя губернатора региона – начальника департамента экономического развития.

Объем инвестиций в основной капитал в 2019 году достиг 167,4 млрд рублей

- Олег Васильевич, из всех областей Центрально-Черноземного региона региональные власти Белгородской области работают над равномерным и сбалансированным развитием муниципальных территорий субъекта Российской Федерации. Расскажите, как складывается система взаимодействия с органами МСУ региона, при котором эти территории получают устойчивое развитие? Какие принципы заложены в этой системе?

Устойчивое и сбалансированное развитие региона невозможно без скоординированной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по формированию единой долгосрочной социально-экономической политики, направленной на повышение уровня жизни населения области, т.е. без комплексного стратегического планирования. Стратегическое планирование является эффективной технологией муниципального управления.

В Белгородской области сформирована такая система стратегического планирования на региональном и муниципальном уровнях, которая функционирует как «по вертикали», так и «по горизонтали». Главными элементами системы являются документы стратегического планирования. Они взаимоувязаны по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам, а также срокам реализации. Документы стратегического планирования на региональном уровне задают тон всему стратегическому планированию на территории региона.

Основополагающим документом стратегического планирования региона является Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года. В области утвержден план мероприятий по реализации Стратегии. В соответствии с национальными целями и стратегическими задачами развития Российской Федерации на период до 2024 года и в целях реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года в 2019 году внесены изменения в Стратегию области и план мероприятий по ее реализации. Проведена корректировка 22 действующих муниципальных стратегий социально-экономического развития на период до 2025 года, скорректированы и разработаны планы мероприятий по их реализации на период до 2025 года.


Камаз центр.jpg

На фото: Торжественное открытие нового предприятия по ремонту и обслуживанию техники в селе Алексеевка Корочанского района – ООО «АгроАльянс-Логистик». Компания получила статус официального дилера крупнейшего российского производителя грузовой техники ПАО «КАМАЗ» по сервисному обслуживанию, ремонту и продажам автомобилей, в том числе техники на газомоторном топливе. Общий объем инвестиций в открытое производство – 150 млн рублей, создано 50 новых рабочих мест.


Органами исполнительной власти Белгородской области осуществляется реализация 17 государственных программ области, способствующих социально-экономическому развитию области до 2025 года. В регионе разработаны прогнозы социально-экономического развития области на среднесрочный и долгосрочный периоды, а также бюджетный прогноз на долгосрочный период. Аналогичные документы реализуются во всех муниципальных районах и городских округах.

Одним из приоритетных направлений реализации задач государственного и муниципального управления выступает система проектного управления, являющаяся основным инструментом в решении стратегических задач развития области.

- В регионе используется проектный подход для решения приоритетных вопросов социально-экономического развития?

Белгородская область уже давно работает в проектном режиме. В регионе создана соответствующая организационная инфраструктура через выстроенную вертикаль проектных офисов в каждом департаменте Правительства области и муниципалитете при главе администрации.

На региональном и муниципальном уровне по отраслевому принципу сформированы портфели проектов, которые обеспечивают комплексное решение задач, определенных в стратегиях и соответствующих государственных и муниципальных программах.

Портфели проектов находятся на контроле заместителей Губернатора области и глав администраций районов и городских округов, ключевые показатели эффективности их работы напрямую связаны с качеством реализации проектов.


Открытие Стальэнерго.jpg

На фото: В текущем году рамках развития промышленного парка «Северный» открыто новое производство по выпуску металлоизделий и изделий из пластмассы ООО «Промышленное предприятие «Стальэнерго». Ассортимент выпускаемой предприятием продукции представлен металлическими шкафами для электрооборудования, комплектами креплений, секциями, ящиками аппаратурными, пластиковыми и металлическими корпусами для цифровых модулей контроля рельсовых цепей, микропроцессорной централизации стрелок и сигналов. Общий объем инвестиций по проекту – 600 млн рублей с созданием более 200 новых высокопроизводительных рабочих мест.


По итогам шестого Всероссийского конкурса профессионального управления проектной деятельностью «Проектный Олимп», организатором которого выступает Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, департамент экономического развития Белгородской области занял 1 место в специальной номинации Министерства промышленности и торговли Российской Федерации «Системы управления проектной деятельностью в органах власти субъектов Российской Федерации, курирующих вопросы промышленности и торговли».

В Белгородской области созданы мощная производственная база, современная социальная, жилищная и инженерная инфраструктура, обеспечен уверенный экономический рост, достигнуты весомые результаты в социально-культурной сфере.

В 2019 году и текущем периоде 2020 года наблюдается стабильная ситуация в экономике Белгородской области.

По итогам 2018 года индекс физического объема ВРП области составил 102,5%, обеспечив рост экономики темпами на уровне мировых. По его объему на душу населения область находится на 2 месте в Центральном федеральном округе после г. Москвы и на 18 месте в Российской Федерации. По оценке в 2019 году ВРП области составил в текущих основных ценах 925,7 млрд рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2018 года на 3 процента.

Рост промышленного производства в 2019 году составил 102,8% в сопоставимых ценах к уровню 2018 года (за январь-июнь 2020 года – 102,8% к уровню января-июня 2019 года).

Объем инвестиций в основной капитал в 2019 году в сопоставимых ценах составил 116,6% к уровню 2018 года и достиг 167,4 млрд рублей (в январе-июне 2020 года – 68,4 млрд рублей, что на 17,8% больше уровня января-июня 2019 года). Как результат, по итогам минувшего года, область заняла 7 место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, проводимом Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов.

Применения кластерного подхода способствует созданию условий для развития сельскохозяйственной потребительской кооперации

- Существует ли областная программа, в которой заложены меры поддержки муниципальных территорий?

Отдельной областной программы нет, но во многих государственных программах области предусмотрены меры поддержки муниципальных территорий по направлениям деятельности отраслевых департаментов области.

Например, в государственных программах по развитию образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами, формирование современной городской среды, совершенствование и развитие транспортной системы и дорожной сети осуществляется строительство социальных и инфраструктурных объектов.

В государственной программе «Развитие сельского хозяйства и рыбоводства в Белгородской области» действует подпрограмма по комплексному развитию сельских территорий, в рамках которой предусматривается предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, гражданам, проживающим и работающим на сельских территориях либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства на сельские территории и работать там, обеспечение трудоустройства на сельских территориях граждан, прошедших дополнительное обучение (переобучение), повышение уровня комплексного обустройства сельских поселений объектами социальной и инженерной инфраструктуры, реализация проектов по благоустройству.


Хохланд Руссланд.jpg

На фото: В мае 2020 года завершена реализация проекта «Увеличение производственных мощностей завода по производству сыра ООО «Хохланд Руссланд» 3-я очередь. Построены новые производственно-складские помещения и помещения вспомогательных производств, закуплено и смонтировано новое производственное оборудование. Общая площадь застройки составила более 8 тыс. кв. метров. Проектная мощность завода увеличилась вдвое: до 38 тыс. тонн готовой продукции в год. Запущена дополнительная производственная линия и начат выпуск нового вида сыра – сыр мягкий в рассоле Фетакса.


В государственной программе «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области», ответственным исполнителем которой является департамент экономического развития области, оказывается финансовая поддержка выполнения органами местного самоуправления своих полномочий в рамках реализации муниципальных программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства в монопрофильных муниципальных образованиях, в том числе поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности в рамках проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства».

- С помощью каких мер и механизмов удается поддерживать сложные муниципальные территории, где очень мало промышленных производств?

На территории области ведется комплексная работа по социально-экономическому развитию сельских территорий, в том числе предусматривающая реализацию проектов, направленных на развитие малых форм хозяйствования, работающих в сельской местности.

В настоящее время успешно реализован проект «Создание системы управления развитием малых форм хозяйствования на территории Белгородской области на основе территориального планирования», по результатам которого внесены изменения в государственную программу области «Развитие сельского хозяйства и рыбоводства в Белгородской области» и утверждены дополнительные условия получения финансовой государственной поддержки, предусматривающие стимулирование создания и развития малых форм хозяйствования по направлениям деятельности, соответствующим отраслевой специализации конкретного муниципального образования.

Применения кластерного подхода способствует созданию условий для развития сельскохозяйственной потребительской кооперации и ориентации фермеров к формированию кооперативных отношений.

В целях увеличения доходов малых форм хозяйствования, прежде всего личных подсобных хозяйств, разработан и принят к реализации проект «Улучшение качества жизни сельского населения области за счет развития кооперативных отношений». Проектом предусмотрена организация деятельности не менее 200 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, охватывающих услугами более 10 тыс. хозяйств, включая личные подсобные хозяйства. Увеличение доходов обеспечивается за счет роста объемов производства сельскохозяйственной продукции, имеющей гарантированный сбыт через созданные кооперативы, и повышение добавленной стоимости продукции в результате внедрения перерабатывающих мощностей, обеспечения хранения и организации логистической системы.

Для дальнейшего развития промышленного производства на территории муниципальных районов с 2017 года успешно реализуется Программа «500/10 000», предусматривающая создание в сельских территориях области не менее 500 малых промышленных и сервисных предприятий, которая включена в Сборник лучших практик по улучшению инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. По итогам 2018 года Программа стала лидером в номинации «Создание комфортных условий для развития бизнеса на селе» Всероссийского конкурса лучших практик и инициатив социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. В настоящее время в портфель проектов Программы входят 623 проекта с объемом инвестиций более 16,3 млрд рублей.

Для улучшения социально-экономического положения и обеспечения динамичного развития монопрофильного муниципального образования «Губкинский городской округ» в 2018 году создана территория опережающего социально-экономического развития «Губкин», которая способствует диверсификации структуры экономики моногорода, привлечению инвестиций, созданию новых производств и рабочих мест. Для предпринимателей и организаций, осуществляющих деятельность на данной территории, приняты соответствующие региональные и местные меры поддержки. В настоящее время в реестр резидентов ТОР Минэкономразвития России внесено 22 резидента ТОР «Губкин». Общий объем инвестиций в проекты составит более 3,2 млрд рублей без налога на добавленную стоимость, планируется создание порядка 800 новых рабочих мест.

В 2019 году было принято решение о создании промышленного парка «Комбинат» в районе с. Ливенка Красногвардейского района. Его уникальность заключается в том, что это первый промышленный парк в Белгородской области, который удален от городов области и населенных пунктов, что позволит возвести комплекс объектов недвижимости со всеми современными и мощными элементами инженерной, транспортной, телекоммуникационной, деловой и социальной инфраструктурой. Такая особенность промышленного парка дает возможность разместить малые, средние и крупные производства, которым необходимы большие санитарно-защитные зоны (I-V класса опасности), и обеспечивать условия для их эффективной деятельности. В соответствии с Концепцией развития промышленного парка «Комбинат» к 2029 году планируется размещение не менее 10 резидентов с созданием 1500 рабочих мест.

Каждый муниципальный район и городской округ области обладает своими уникальными практиками социального-экономического развития

- Одним из механизмов поддержки являются институты развития, создаваемые и в муниципальных территориях. Можно ли привести примеры, когда с помощью институтов развития удалось обеспечить социально-экономическое развитие территорий?

В целях обеспечения благоприятных условий для ведения производственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в области реализуется программа по созданию и развитию промышленных парков, в рамках которой осуществляют свою деятельность 4 промышленных парка. Два промышленных парка расположены на территории Белгородского района: «Северный» и «Фабрика». На V Восточном экономическом форуме во Владивостоке, отмечены в качестве лучших практик в Центральном федеральном округе, которые способствуют развитию предприятий различных видов экономической деятельности.

Управляющая компания АО «Дирекция промышленных зон» взяла на себя функции по развитию промышленных парков, создавая наиболее комфортные условия деятельности резидентов.

В настоящее время продолжается работа по реализации проекта «Создание промышленного парка «Северный» с использованием механизма государственно-частного партнерства. В ходе реализации данного проекта на территории крупнейшего промышленного парка области построены производственные помещения и бизнес-инкубатор энергосберегающих технологий. Общая площадь производственных помещений составляет 112,4 тыс. кв. метров, в стадии проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию находится более 18,3 тыс. кв. метров. На территории промышленного парка размещено 37 резидентов, для которых управляющей компанией предусмотрены столовая, детский сад с бассейном, доставка работников, тренажерный зал, конференц-зал и хостел. Создание комфортных условий на территории промышленного парка «Северный» позволяет повысить качество и производительность труда, обеспечить хорошее самочувствие и благоприятные условия для трудового процесса.

Успешный опыт создания и реализации проекта по строительству высокотехнологичного промышленного парка «Северный» позволили начать проект по созданию промышленного парка «Фабрика». В настоящее время там ведется строительство производственных корпусов универсального назначения. К 2024 году планируется размещение на территории промпарка 40 резидентов с созданием 1600 высокопроизводительных рабочих мест.

Только за счет развития промышленных парков в Белгородском районе за последние 5 лет обеспечен рост промышленного производства более чем на 9 процентов в сопоставимых ценах и создано около 2 тыс. рабочих мест. По показателю количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая ИП) на 10 тыс. человек населения район занимает 2 место после г. Белгорода.

В Волоконовском районе Белгородской области действует и развивается промышленный парк «Волоконовский», обладающий современной благоустроенной инфраструктурой и предоставляющий поддержку резидентам на всех этапах развития. В настоящее время на территории промышленного парка «Волоконовский» размещены 8 резидентов и создано 180 рабочих мест.

- На Ваш взгляд, какой городской округ в Белгородской области развивался наиболее успешно в 2019 году? Какой из муниципальных районов достиг максимальных показателей в 2019 году? Как и с помощью чего эти результаты были достигнуты?

По итогам 2019 года в Белгородской области обеспечен уверенный экономический рост, на что повлияла работа, проводимая управленческими командами органов местного самоуправления всех городских округов и муниципальных районов. Структура экономики муниципалитетов области разнородна, соответственно оценивать их развитие и выделять кого-то лучшим можно по-разному в зависимости от перечня выбранных показателей.

В тоже время управление социально-экономическими показателями является элементом выстроенной многоуровневой системы стратегического планирования. Система определяет цели и задачи развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу, основные мероприятия и результаты, которые необходимо достичь для реализации целей социально-экономического развития.

Наилучшую практику, которую хотелось бы отметить в данном направлении, показал Старооскольский городской округ. В 2018 году при методическом сопровождении департамента экономического развития области в рамках реализации регионального проекта всеми муниципальными районами и городскими округами актуализированы стратегии социально-экономического развития и планы их реализации.

Стратегия Старооскольского городского округа на период до 2025 года, актуализированная и утвержденная в 2018 году заняла второе место и стала победителем интернет-голосования на Конкурсе муниципальных стратегий в рамках работы XVII Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России: стейкхолдеры будущего».

В рамках Стратегии в 2018 году запущена программа «Апгрейд Старооскольской территории» на 2018-2020 годы, основанная на каркасной реновации территории городского округа. В 2019 году – завершился второй этап Программы, на который направлено 6,5 млрд рублей.

Реализация принятых мер позволила городскому округу занять устойчивые лидирующие позиции в рейтинге инвестиционной активности муниципальных образований региона, а по освоению инвестиций на своей территории округ занял 1 место. Кроме того, ему принадлежит самый высокий в области результат по показателю среднемесячной начисленной заработной платы – 40,6 тыс. рублей. Объем отгруженных товаров собственного производства по промышленным видам деятельности составляет 30% от общего объема области, что также делает его лидером по данному показателю.

Среди муниципальных районов по вводу в действие жилых домов и жилых домов, построенных населением в расчете на 1000 человек, лидирующие позиции в области занимает Белгородский район. Удельный вес данных показателей в общем объеме по области составляет 38,2 и 37 процентов соответственно.

Каждый муниципальный район и городской округ области обладает своими уникальными практиками социального-экономического развития, которые в совокупности с реализацией национальных и региональных проектов, областных Программ 500/10 000, развития промышленных парков трансформируются в достигнутые регионом результаты.

Ежегодно в области осуществляется оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Мониторинг работы территорий проводится по девяти основным социально-значимым направлениям деятельности, а также включает в себя результаты оценки независимых экспертов качества условий оказания услуг по совокупности муниципальных организаций, расположенных на территории муниципальных образований и оказывающих услуги за счет бюджетных ассигнований бюджетов территорий. Одним из главных критериев комплексной оценки муниципальных образований остается уровень удовлетворенности граждан деятельностью руководителей муниципалитетов, предприятий и учреждений. Согласно правилам оценки, опросы осуществляются с применением IT-технологий. Рассматриваются все муниципальные образования области - 9 городских округов и 13 муниципальных районов. По результатам оценки выделяются лидеры в каждой из четырех групп муниципальных образований области.

По итогам оценки за 2019 год лучшими стали: в первой группе – Губкинский городской округ, который улучшил свою позицию, по итогам 2017-2018 годов он занимал 3 место; во второй, третъей и четвертой группах – Новооскольский городской округ, Ракитянский и Вейделевский районы, соответственно.

Ежегодно победители рейтинга награждаются дипломами и грантами. Гранты в полном объёме направляются руководителями на достижение ключевых показателей эффективности деятельности, требующих приоритетного внимания, на развитие территорий, повышение качества и объёма предоставляемых населению услуг. Общая сумма грантов составляет 3 млн рублей.

Итоги комплексной оценки направляются в адрес руководителей администраций территорий. Анализ текущего состояния значений показателей управленческих команд органов местного самоуправления позволяет руководителям выявлять причины достижения либо недостижения значений показателей, сформировать перечни мероприятий и управленческих решений по их улучшению, определить направления по совершенствованию системы стратегического управления организацией местной власти.


(Нет голосов)


Возврат к списку

Регионы ЦЧР   








7 холмов.jpg


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Тамбовская область

+10

Белгородская область

+9

Московская область

+8

Ярославская область

+7

Воронежская область

+5

Тульская область

+4

Орловская область

+3

Калужская область

+3

Курская область

+2

Тверская область

+2

Рязанская область

+2

Брянская область

+1

Смоленская область

0

Липецкая область

-2

Костромская область

-3

Ивановская область

-7

Владимирская область

-10

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Павел МЕРКУЛОВ

директор Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС

"Потому что мы - русские"




305kh100.jpg



Воронежская область - территория нерациональной бюрократии


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Владимир АВАТКОВ

, кандидат политических наук, с.н.с. ИМЭМО РАН

"Москва стала эффективной площадкой урегулирования Карабахского конфликта".







© 2004-2020, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Волкова А.Е. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика