Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Интервью | 21.04.2024

«Всего в экономику города инвестировано за 2023 год почти 140 млрд. рублей, и это на 7,4 процента больше, чем в предыдущем году»

«Всего в экономику города инвестировано за 2023 год почти 140 млрд. рублей, и это на 7,4 процента больше, чем в предыдущем году»

Экономика большого города - это особое явление, и не каждая команда мэра областного центра серьезно этим занимается. И насколько нам известно, в большинстве администраций городов областных центров ЦФО чиновники либо этого не касаются совсем, передавая эту функцию региональной власти, либо относятся к вопросам экономического развития муниципалитета чисто формально. Однако, этого нельзя сказать об администрации городского округа г. Воронеж, финансово- экономический блок которого глубоко интегрирован в процесс развития, имеет четкие приоритеты на этот счет и достигает синергетического эффекта. О феномене городской экономике, о приоритетах и получаемых созидательных эффектах, о ведомствах, которые скоординировано работают в данном направлении в беседе с первым заместителем главы администрации городского округа город Воронеж по стратегическому планированию, экономике и финансам Юрием Васильевичем Тимофеевым.

Экономический блок администрации города реализовывал три группы инвестиционных проектов

- Что собой представляет экономика крупного российского мегаполиса, каким и является город Воронеж? Какие отрасли экономики имеют принципиально важное значение?

- Воронеж – город с диверсифицированной экономикой. Здесь нет одной, какой-то доминирующей отрасли. Это очень хорошо. Это обеспечивает устойчивость городской экономики к негативным воздействиям.

На самом деле, не бывает неважных отраслей. Городская экономика – это система, в которой все взаимосвязано. Если исключить какой-то один небольшой элемент, сбоить начнет вся система. Тем не менее, если оценивать объемные показатели или занятость, можно выделить отрасли, которые выделяются на фоне остальных. Больше всего работников занято в промышленности, торговле, образовании и здравоохранении. С точки зрения объемных показателей деятельности наибольший вес имеют промышленность и торговля.

Нельзя не сказать про строительство. Отрасль уступает по числу работников или объемным показателям промышленности и торговле, но при этом занимает довольно заметное место в экономике Воронежа.

- Какие ключевые события в экономике города Вы можете выделить по итогам 2023 года? Имеет ли экономика города тенденции к росту? В каких отраслях?

- Итоги экономического развития Воронежа за 2023 год позволяют сделать вывод о продолжении процесса адаптации городской экономики к сложившимся вызовам. По подавляющему большинству показателей социально-экономического развития наблюдалась положительная динамика: промышленное производство выросло на 5,7 %, инвестиции в основной капитал – на 7,4 %, жилищное строительство – на 8,9 %, оборот розничной торговли – на 17,1 %, среднемесячная заработная плата увеличилась на 16,7 %, доходы бюджета городского округа – на 8,9 %, практически отсутствует безработица (0,5 %).

Профинансированы в полном объеме первоочередные социально значимые расходы бюджета городского округа, также в полном объеме обеспечено финансирование расходов капитального характера, в том числе на реализацию инфраструктурных и национальных проектов.

Главное событие года - открытие мегашколы. Обратите внимание, с какой частотой стали посещать Воронеж высокие гости, и куда они, в первую очередь, направляются. А каждый такой визит – это дополнительные инвестиции из федерального бюджета на развитие города.

Из других ключевых событий года можно отметить: первый полет самолета Ил-96-400М, построенного на Воронежском авиазаводе; принятие на федеральном уровне решения о создании кластера радиотехнических предприятий в Воронежской области; привлечение рекордных 18 млрд. рублей из федерального и областного бюджетов на развитие города (в т.ч. чуть менее 1 млрд. рублей специального казначейского кредита на реконструкцию объектов ЖКХ и дорожного хозяйства)

- Какие крупные инвестпроекты были реализованы на территории Воронежа в 2023 году? Что в планах на 2024 год?

- Всего в экономику города инвестировано за 2023 год почти 140 млрд. рублей. Это на 7,4 процента больше, чем в предыдущем году. Несмотря на внешние обстоятельства, инвестиционная привлекательность города не снижается.

Основой динамичного развития муниципалитета выступает слаженная работа ведомств финансово- эконмического блока

- Можете ли Вы привести конкретные примеры того, как работают курируемые Вами ведомства? Какой эффект есть в работе управления имущественных и земельных отношений? Сколько средств удалось привлечь в бюджет города? Как эта работа повлияла на развитие экономики города и других смежных сфер?

- В 2023 году управлением экономики завершена цифровизация муниципальных услуг, что позволило получать услуги администрации на Портале госуслуг, сократить сроки их оказания, расширить перечень услуг новыми массовыми социально значимыми услугами.

Наш опыт проведения оценки регулирующего воздействия получил федеральное признание, признан одним из лучших практик: нормативные акты утверждаются только после оценки последствий их внедрения, когда нормы читаются максимально однозначно, а правила – понятны и доступны, что в немалой степени повышает бизнес-потенциал города Воронежа, его привлекательность в глазах инвесторов.
В ходе реализации комплекса мероприятий для увеличения доходов бюджета только в 2023 году благодаря работе комиссий по отработке налоговой задолженности в бюджеты всех уровней поступило 1,3 млрд рублей.

Управление стратегического планирования и программ развития совместно с управлением экономики успешно работают по привлечению инфраструктурных бюджетных кредитов и специальных казначейских кредитов. Начиная с 2021 года привлечено более 10 млрд. рублей. Это позволило нам приступить к строительству особо значимых для Воронежа объектов, таких, как ВПС-21 или дорога по ул. Крынина.
В общероссийском конкурсе на лучший план действий по реализации стратегии города Воронеж вошел в число финалистов.
Управление финансово-бюджетной политики помимо того, что организует исполнение бюджета городского округа, эффективно управляет муниципальным долгом. На сегодня муниципальный долг состоит только из бюджетных, а не коммерческих кредитов, и сокращен на треть от уровня 2021 года. Кредитный рейтинг муниципалитета очень высок.
Управление муниципальных закупок в 2023 году разместило закупок на 17 млрд. рублей, экономия бюджетных средств составила более 700 млн. рублей.

Управлением жилищных отношений за 2023 год переселено из аварийного жилья почти 160 семей. Снесено 6 расселенных аварийных домов. 18 молодых семей получили социальные выплаты в рамках программы «Молодая семья». В рамках выполнения государственных обязательств социальные выплаты в целях обеспечения жильем были предоставлены 22 жителям города.

- Что представляет собой система госзакупок? Насколько эффективно данный механизм работает на экономику города? Как данный инструмент стимулирует развитие экономики? Какие средства удалось сэкономить за счет фактора конкуренции? С какими крупными предприятиями, находящимися на территории города, удалось выстроить систему эффективного взаимодействия, при которой эти предприятия вносят свой вклад в развитие экономики города?

- Государственные закупки – это эффективная система взаимодействия органов власти с бизнес-сообществом, направленная на выполнение важных социальных задач перед нашими гражданами. Включает в себя большое количество сфер, к примеру, от закупки продуктов питания в детские сады до строительства школ.

При этом система закупок позволяет получить, так скажем, баланс интересов администрации и бизнеса. Для экономики города и области реализация контрактной системы обеспечивает выполнение всех запланированных мероприятий в рамках национальных проектов и государственных программ, поступление налоговых платежей и конечно, что не менее важно – занятость населения.

Так, за последние 5 лет общий объем проведенных закупок составил более 77 млрд. руб. при среднем коэффициенте участия в 3 участника на одну закупку. Удалось сэкономить порядка 3,3 млрд. руб. Активно поддерживаем участие в закупках субъектов малого предпринимательства. В конкурентных процедурах доля их участия более 40%

Дополнительно инициировали создание специальной площадки малых закупок у единственного поставщика в форме мини-торгов. В них участвуют более 1,7 тыс. местных поставщиков.

Отрадно видеть, что закупки города являются востребованными и в них также участвуют и крупные градообразующие промышленные предприятия, к примеру, строительной и дорожной отраслей.

Индустриальный сектор должен служить базой городской экономики

- Есть сложившийся стереотип, что в Воронеже прошла масштабная деиндустриализация, когда с лица города были стерты многие предприятия, были заинтересанты со стороны органов власти, бизнес-сообщества. Насколько Вы согласны с точкой зрения, что экономика города должна быть сервисной, без развития индустриального сектора?

- Думаю, стереотип не совсем адекватно отражает реальность. Деиндустриализация произошла, отрицать это бессмысленно, но не в тех масштабах, о которых принято говорить.

Формирование крупного промышленного узла на окраине города (индустриальный парк «Масловский» и ОЭЗ «Центр») и перенос туда промышленных предприятий из центральной части города – это совсем не про деиндустриализацию. Это про более эффективное использование земельных ресурсов города.

Перенос производств из городского ядра на окраинные территории является общемировой и общероссийской тенденцией. Применение технических инноваций предъявляет совершенно другие требования к производственным корпусам. Можно сказать, что экономические реалии способствуют перемещению предприятий, а перемещение, в свою очередь, способствует развитию их производственно-технической базы.

Кроме того, вряд ли кто-то станет отрицать, что перенос промпредприятий на окраины способствует улучшению экологической ситуации в городах.

Не согласен с тем, что экономика должна делать упор на сервисные отрасли, без учета индустриального сектора. Индустриальный сектор должен служить базой городской экономики. При этом индустриальный сектор должен быть высокотехнологичным и наносить минимальный вред окружающей среде.

- Какой Вы видите экономику города в среднесрочной перспективе 4-5 лет? Именно на этот срок избран мэр города, сформирована его команда, в том числе, экономический блок. Назовите перспективные отрасли, ниши в экономике, которые получат дополнительное развитие.
- Я не хочу лукавить, отвечая на этот вопрос. Сейчас задача экономики Воронежа – выстоять, продолжить сдерживать санкционное давление, минимизировать издержки мобилизации, связанные, в первую очередь, с оттоком кадров.

Как оказалось, потенциал у города есть, в первую очередь из-за диверсицированной воронежской экономики, существенной поддержки региональных и федеральных властей, а также согласованности действий команды экономического блока мэрии.

Хочу отметить, что Президент России Владимир Путин в послании Федеральному Собранию обозначил основные направления работы на ближайшие 6 лет.

Фактически Президент сказал о запуске программы развития городов. Будут разработаны семь дополнительных национальных проектов, выделено соответствующее финансирование.

Образование, здравоохранение, социальная защита населения, транспорт, дороги, туризм – вот далеко неполный перечень направлений развития городов и Воронежа, как города-миллионника в том числе.

Активно включимся в эту работу, своевременно внесем все необходимые изменения в наши программы и планы. Цели и задачи ясны, пути их достижения определены. Работаем.


В ТЕМУ:

Экономический блок администрации города реализовывал три группы инвестиционных проектов

Я выделю три группы инвестпроектов. Если мы говорим о частном секторе, то здесь стоит отметить проекты Воронежсинтезкаучука, Молвеста, Созвездия, КБХА, Россетей, ДСК. Справедливости ради, наше влияние в реализации данной категории проектов, как правило, невелико.

Вторая группа – инвестпроекты с бюджетным финансированием. Для нас это был выдающийся год. Завершено строительство мегашколы, школ на Остужева и на Домостроителей, дорог по улицам Крынина и Загоровского, продолжены реконструкция Остужевской развязки, Петровской набережной, строительство ВПС-21, начата реконструкция дублера Московского проспекта. В текущем году завершим большинство ранее начатых объектов, приступим к строительству сетей ливневой канализации в северной части города, целого ряда социальных объектов, реконструкции ВПС-9.

Третья группа проектов – проекты муниципально-частного партнерства. В 2023 году на территории города продолжилась реализация 11 инвестиционных проектов, направленных на реконструкцию объектов ЖКХ, дорожного хозяйства, благоустройство общественных пространств. Плановый объем инвестиций – более 33 млрд. По итогам 2023 года город Воронеж занял второе место в национальном рейтинге ГЧП (из 200 городов).

Кроме того, на протяжении года мы вели работу с потенциальными инвесторами в целях привлечения инвестиций в объекты спорта, образования, общественные пространства. Всего в работе – более десятка объектов. Для поиска инвесторов мы используем самые разные инструменты и каналы: инвестиционную карту города, инвестиционный портал области, наружную рекламу, информирование через сайт администрации города, ведем непосредственную работу с предпринимательским сообществом города.
Основное внимание сейчас, конечно, сконцентрировано на проекте реконструкции парка «Танаис», по которому нам поступила частная концессионная инициатива. На данный момент проект размещен на специальном сайте для информирования всех потенциальных инвесторов, заключение концессионного соглашения запланировано на лето 2024 года. Уверен, результат оценят все воронежцы. Парк станет местом притяжения жителей и гостей города.

КСТАТИ:

Наши управленческие практики с имущественным и земельным ресурсом за 5 лет принесли в бюджет 7 млрд рублей

По результатам работы управления имущественных и земельных отношений (УИЗО) за 5 лет в доход бюджета городского округа поступило более 7 млрд. руб. Вдумайтесь в эту цифру. Для сравнения, величина собственных доходов бюджета в 2023 году составила 13 млрд. рублей. Задолженность по доходам, администрируемым УИЗО, сократилась на 58%.

В результате претензионно-исковой работы за 5 лет в бюджет городского округа поступило 532 млн. руб., от исполнительного производства – 368 млн. руб. Активно применяется процедура признания должников несостоятельными банкротами, что позволило взыскать 49 млн. руб.

В целях мобилизации доходов городского бюджета была инициирована практика взыскания неосновательного обогащения за фактическое использование неразграниченных земельных участков без договора. В итоге, в бюджет города поступило дополнительных доходов на сумму 216 млн. руб.

Активно проводится работа по взысканию неустойки за фактическое размещение рекламных конструкций, а также штрафа в размере 30% от суммы годовой платы по договору. По итогам работы в бюджет привлечен доход в размере 28 млн. руб. Средства, собираемые УИЗО, направляются на развитие социальной сферы и городского хозяйства.

С целью вовлечения в хозяйственный оборот произведена государственная регистрация права муниципальной собственности 3804-х объектов капитального строительства (нежилые помещения, инженерные сети, автомобильные дороги местного значения) и 953-х земельных участков.

С 2023 года внедрен в работу и широко применяется на практике порядок установления публичного сервитута в отдельных целях. По состоянию на текущую дату заключено 26 соглашений об установлении сервитутов. За 5 лет в муниципальную собственность приобретено 7 детских садов.

Для строительства двух крупнейших дорожных объектов (Остужевской развязки и дублера Московского проспекта) изъяты в муниципальную собственность 11 объектов недвижимости. В 2022 году в муниципальную собственность выкуплен имущественный комплекс Левобережных очистных сооружений, который впоследствии был передан в концессию ООО «РВК-Воронеж». В муниципальную собственность возвращен имущественный комплекс турбазы «Росинка».

Кроме того, в гражданский и хозяйственный оборот вовлечено 80 объектов культурного наследия, полностью или частично находящихся в муниципальной собственности, которые в целях их сохранения переданы в оперативное управление муниципальным организациям, в аренду, безвозмездное пользование.

На территории городского округа за период 2019-2024 годов снесены 30 аварийных объектов недвижимости, представлявших угрозу жизни и здоровья населения. Земельные участки под ними также вовлечены в хозяйственный оборот.

ОБРАЗ БУДУЩЕГО

Выработанная программа приоритетов гарантирует поступательное развитие городской экономики

Есть четкое видение целей и задач, поставленных перед нами. Все механизмы и инструменты в наших руках.

Мы планируем сконцентрироваться на следующем.

Во-первых, это - привлечение бюджетных средств на развитие города.

Во-вторых - привлечение частных инвесторов к решению городских проблем – благоустройство, транспорт, социальная сфера.

В-третьих - содействие повышению конкурентоспособности и производительности труда воронежских предприятий.

В-четвертых, сокращение административных процедур для бизнеса и максимальная его поддержка.

И в-пятых – привлечение в город кадров, специалистов, в том числе среднего звена, особенно в высококвалифицированных рабочих, инженеров, строителей.


(Нет голосов)


Возврат к списку

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Воронежская область

+9

Тульская область

+8

Белгородская область

+7

Московская область

+6

Курская область

+5

Орловская область

+4

Тамбовская область

+1

Рязанская область

+1

Калужская область

+1

Брянская область

+1

Тверская область

-2

Владимирская область

-4

Липецкая область

-5

Смоленская область

-6

Ярославская область

-7

Ивановская область

-8

Костромская область

-9

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Юрий ТИМОФЕЕВ

первый заместитель главы администрации городского округа город Воронеж по стратегическому планированию, экономике и финансам«

«Всего в экономику города инвестировано за 2023 год почти 140 млрд. рублей, и это на 7,4 процента больше, чем в предыдущем году»




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика