В 2014 году Воронежскую область с деловыми, туристскими и частными целями посетили 72,5 тысячи иностранных граждан, что на 25% больше, чем в 2013 году. Однако потенциал региональной туристской инфраструктуры не используется в полном объеме. Учитывая имеющийся номерной фонд, область способна принимать до 1,5 млн туристов в год. Одним из необходимых условий для привлечения туристов является поддержание имиджа Воронежской области как туристского центра и повышение узнаваемости на внутреннем и международном туристских рынках.
В 2016 году планируется расширить участие региона в международных туристских выставках, проводимых на территории России, обеспечить проведение II Воронежского туристского форума, финала Всероссийской туристской премии «Маршрут года» (заявка на софинансирование направлена в Ростуризм), организовать продвижение на федеральном уровне крупных событийных мероприятий.
В 2015 году на федеральном уровне стартовала кампания по продвижению российского турпродукта за рубежом, были открыты национальные туристские офисы VisitRussia в Германии, Китае, Финляндии. 21 ноября состоится открытие офиса в Италии. Готовятся презентационные материалы о Воронежской области. В соответствии с поручением Президента России в 2014 году обеспечена установка 97 дорожных указателей, принятых в международной практике, на основных региональных трассах по направлению к туристским объектам. Для включения в навигационную систему большего количества объектов туризма на территории Воронежской области необходимо установить дополнительно до 150 дорожных указателей.
Для поддержки сельского туризма как одного из приоритетных направлений предлагается предоставление на конкурсной основе грантов для развития материально-технической базы субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в данной сфере. Максимальный объем гранта составит 300,0 тыс. руб. на одного получателя поддержки. Расходы на реализацию мероприятия в 2016 году в объеме 2,0 млн руб. учтены в проекте областного бюджета.
Кстати, на рассмотрении в Министерстве культуры РФ находятся предложения по региональным детским и межрегиональным брендовым маршрутам и подписано соглашение о включении Воронежской области в проект «Русские усадьбы».
Существуют и предложения департамента культуры области снизить стоимость турпродуктов за счет обеспечения мер областной государственной поддержки региональных субъектов туриндустрии в форме компенсации части затрат на проживание. А в целях обеспечения доступности наиболее востребованных авиационных маршрутов и привлечения новых перевозчиков возможно и субсидирование части затрат авиакомпаний, связанных с формированием региональной маршрутной сети.
В 2016 – 2017 гг. на территории Воронежской области планируется реализация двух инвестиционных проектов по созданию туристско-рекреационных комплексов: «Многофункциональный туристский комплекс на базе Дворцового комплекса «Ольденбургских» (Рамонский район); «Дендро-сафари парк Воронежский» (Семилукский район).
В настоящее время в соответствии с «дорожными картами» инвесторами проведены маркетинговые исследования, готовится проектная документация.
Строительство инженерной инфраструктуры данных комплексов предполагается в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации». Вот мнение губернатора Алексея Гордеева по развитию въездного туризма.
– Можно, например, использовать наши реки – Битюг, Дон – для того, чтобы там развивать туризм. Байдарки, плоты и тому подобное. Понадобятся, может, небольшие деньги на это. Люди, которые приезжают в регион, добавляют существенно к объемам реализации торговли, потреблению каких-то других услуг. В конечном итоге валовой региональный продукт – один из путей роста. Поэтому я бы предложил все-таки не снимать вопрос с повестки дня и работать с федеральным центром, а мы уже посмотрим, как нам добавить деньги, – отметил Алексей Гордеев.
Глава региона также рекомендовал использовать культурные события, происходящие в области, для привлечения туристов.
– Тот же Платоновский фестиваль. Он зазвучал сейчас в масштабах и нашей страны, и других стран. Люди ездят под события. Вот даже первый детский театральный фестиваль «МАРШАК» уже заинтересовал ряд людей из других регионов, которые с детьми хотят приехать и два-три дня здесь пожить, детей сводить в театр. То есть такие события надо тоже подумать, как увязать, чтобы они не жили своей жизнью. Туризм вроде как отдельно, а это культурное событие само по себе. Это все туристические вещи. Мы это делаем не только для себя, – резюмировал губернатор.