Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Социосфера | 22.06.2018

Скандальному воронежскому культурному деятелю Михаилу Бычкову и его детищу "Платоновскому фестивалю" понадобилась защита общественности?

Скандальному воронежскому культурному деятелю Михаилу Бычкову и его детищу "Платоновскому фестивалю" понадобилась защита общественности?

На популярном сайте change.org появилась петиция в защиту «Платоновского фестиваля искусств». Сбор подписей организовали неравнодушные граждане, которые очень боятся того, что воронежские чиновники начнут вносить коррективы в сценарий мероприятия в следующем году. Создатель петиции, обращает внимание на то, что фестиваль, якобы очень популярен не только в России, но и за ее пределами…

Петиция.jpg

«Я очень пессимистично смотрю в будущее, несмотря на одобрительные заверения», - не без пафоса заявил бессменный художественный руководитель фестиваля Михаил Бычков на закрытии «Платоновфеста».

Воронежская культура между Сциллой…

Вот уже восемь лет в столице Черноземья при поддержке региональных властей проходит «Платоновский фестиваль искусств». Мероприятие по своей культурной значимости неоднозначное. Событие, билеты на которое раскупаются, как горячие пирожки, чуть ли не в первые дни продаж. За две недели жители региона могут познакомиться с театральными постановками, спектаклями, танцевальными перфомансами и выступлениями мультижарновых музыкантов. Предполагается, что фестиваль – некий «глоток свежего воздуха в атмосфере провинциальной Воронежской области».

Во всяком случае, об этом на каждом углу твердят сами организаторы и часть средств массовой информации. Действительно, не каждый день в Воронеж приезжает эстонский театр №99 с «Педагогической поэмой». Не каждый день на сцене театра рассказывают о том, что город, в котором проходит сам фестиваль – пристанище только для несчастных людей, погряз целиком и полностью в коррупции, а к мигрантам здесь относятся весьма и весьма недружелюбно и совершенно не ценят их вклад в развитие агломерации. И, наверное, слава Богу, что такие спектакли не стали ежедневной практикой.

Да и музыкальная программа, в официальной ее части (что проходит в филармонии) оставляет желать лучшего: если в первый год фестиваля столицу Черноземья посетил действительно гениальный пианист Фредерик Кемпф, то сейчас год от года качество приглашенных «знаменитостей» от музыкального мира падает. У сторонних наблюдателей даже возникает предположение о том, что на «Платоновский» все чаще зовут артистов и коллективы, которые не очень-то востребованы у себя на родине, но хлеб (желательно, с маслом) нужен всем воспевателям муз, так что приходится ездить и в Воронеж.

Кстати, насколько дорогое это удовольствие для региона? Один из анонимных Telegram-каналов опубликовал такие интересные цифры: «На самом деле половина вложений в фестиваль - областные деньги, а еще 10 миллионов рубликов дает нищее управление культуры мэрии. Оно же - крупнейший сторонний жертвователь. На втором месте - 2 миллиона 600 тысяч - гражданское собрание «Лидер»… А третье занимает главный покровитель культур и любитель Мельпомены Московский индустриальный банк - 2 миллиончика ровно. Еще полтора десятка крайне разношерстных частных вкладчиков платоновской пирамиды имеют отличительную особенность. Несмотря на то что вкладчики зачастую из разных вселенных, давали они одинаковые и круглые суммы. Среди них есть те, кого можно заподозрить в симпатиях к пирамиде и Бычкову лично. ООО «МЭЛ» (снова Борис Нестеров), «Ангстрем» (Геннадий Чернушкин), Анатолий Шмыгалев как просто люди - они дали по 1 миллиончику. Но на такие же суммы раскошелились такие известные ценители культуры, как фермер Александр Князев, «Авангард-Агро», «Агроэко», ООО «Ваш дом», «Минудобрения», «Молвест», даже «Сименс Трансформаторы». Чуть поменьше - 700 тысяч - дали теряющие бизнес товарищи из ассоциации «Галерея Чижова».

То есть с миру по нитке на событие насобирали. Где по собственной воле, где с привлечением административного ресурса (не секрет, что все эти 7,5 лет деятельности Бычкова оказывала активную поддержку супруга экс-губернатора). Но, как любят отмечать организаторы, «Платоновский» - событие международное. Помогли ли западные партнеры Бычкову финансово в проведении фестиваля? Тот же телеграмм-канал не скрывает и эту любопытную информацию: «Куда более придирчивы и щепетильны оказались финансисты из Европы. Платоновский фестиваль получил от посольства Швейцарии в России 450 тысяч 74 рублика и 70 копеек. А норвежское посольство дало 83 тысячи 350 рубликов. Без копеек. Даже немного обидно». То есть зарубежные инвесторы, видимо, предполагают уровень и качество фестиваля и не торопятся раскошеливаться.

При этом сам Михаил Бычков попал в еще одну неприятную историю. Как утверждает тот же Телеграм-канал, «по итогам 2017 года Михаил Бычков как худрук фестиваля и его директор Любовь Прситинская выписали себе на двоих почти миллион рубликов квартальных и прочих премий». Стратегии фестиваля остались прежними, известность его на федеральном уровне не выросла за год, но Михаилу Бычкову не помешало это выписать себе дополнительное финансовое стимулирование. Конечно, впоследствии он начал полемику в одном из СМИ, рассказывая, что это было досадное техническое недоразумение, и все средства будут возвращены, что называется, «в кратчайшие сроки». 

Кстати, вопрос с финансированием деятельности культурных экспериментов Михаила Бычкова появился и у врио губернатора Воронежской области Александра Гусева. Он был искренне удивлен итоговой стоимостью спектакля «100% Воронеж»:

- Он обошёлся в 7 миллионов рублей, из них 3,5 - гонорары двум нерусским режиссерам, но любой из вас смог бы написать сценарий к такой постановке, - поделился своими впечатлениями от постановки глава региона на премьере.

Весьма хитрый и изворотливый Михаил Бычков не мог не понять, что в регионе, с уходом Татьяны Гордеевой, подует ветер перемен. И реакция его была соответствующей: практически во всех СМИ региона появились реплики деятеля культуры, который жаловался, что в этом году было невероятное давление на него со стороны департамента культуры.

- Культурой региона занимаются люди, не заинтересованные в ее реальном развитии, - заявил Бычков. - Работать в атмосфере недоброжелательности, недоверия, а иногда и высокомерия очень неприятно. Меня лично - пока! - остерегаются ставить в положение, в котором находится большинство глав учреждений культуры. Однако то, как руководство департамента общалось с директором Платоновского фестиваля Любовью Пристинской, вызывает глубочайшее возмущение. Деятельность департамента сегодня сводится к тому, чтобы выполнить протокольное поручение и заслужить поощрение начальства. Концепция культурной политики в Воронежской области не сформулирована.

Понимая, что финансовые потоки фестиваля от него уходят все быстрее, Михаил Бычков заговорил о том, что чиновники «не должны диктовать дирекции свои условия», поэтому АУК (автономное учреждение культуры, которым, с юридической точки зрения является дирекция «Платоновского») нужно переформатировать в АНО (автономную некоммерческую организацию) и существовать на заработанные гранты. Учитывая, что у Михаила Бычкова сохраняется серьезное влияние, благодаря лояльности жены экс-губернатора, не сложно догадаться, кто будет выигрывать гранты, если «Платоновский» приобретет новый юридический статус.

А что в итоге получит Воронежская область? Сомнительные культурны эксперименты, ценность которых остается весьма и весьма неоднозначной. Конечно, если зрители еще не пресытились излишне либеральным искусством.

…и Харибдой

Однако ситуация вокруг «Платоновфеста» - лишь одна сторона медали под название «Культурная политика Воронежской области». С другой стороны – неповоротливый, не имеющий собственного взгляда на развитие отрасли, департамент культуры. Его руководитель Эмилия Сухачева вот уже который год пытается понять, как руководить культурой так, чтобы угодить всем. В то время, как в Воронеже губернатором был Алексей Гордеев, на сайте ведомства не было свободного места от рекламы этого фестиваля. Сейчас же, из-за смены руководства области, департамент культуры внезапно (!) все же начал следить за тем, что происходит на мероприятии. Что же будет завтра, если, предположим, областью будет руководить представитель от коммунистической партии? Департамент культуры снова изменит свой курс в соответствии с взглядами первого лица?

В таком случае логичным является вопрос о том, а есть ли в принципе в регионе культурная политика? Что она включает в себя? Как представляет себе Эмилия Сухачева будущее культурной жизни региона (это касается не только проводимых ежегодных мероприятий, но и состояния инфраструктуры, развития культуры на селе, популяризации каких-то иных фестивалей и событий, развития внутреннего туризма)? Достаточно ли она компетентна в вопросах, которыми «занимается» вот уже который год? И имеется ли у нее собственная линия поведения, которая выходила бы за рамки полуслепого подчинения руководству свыше? Все эти вопросы так и остаются без ответа.

Вот и получается, что в многочисленных разговорах о культуре в регионе об этой самой культуре меньше всего и думают. Одни кидаются защищать одиозных деятелей (как, например, Телеграм-канал «Жлоб», полагающий, по всей видимости, что только его читатели могут причислить себя к культурной элите, а серая масса, не понимающая творчества «великих творцов» (а, может, все же дельцов) – просто быдло, мнение которого учитывать ни к чему). Другие сосредоточены на том, чтобы угодить начальству (вне зависимости от того, право начальство или нет, главное поймать правильный момент).

А новых культурных событий, которые стали бы точкой сборки для жителей не только нашего региона, но и, как минимум, ЦЧР, по-прежнему нет. Да, автор петиции на сайте changе.org говорит, что «живет от фестиваля до фестиваля» (что ж, в этом ей можно посочувствовать, раз больше она не знает, как провести свободное время), что «Платоновский» известен не только в России, но и за ее пределами (однако на федеральных каналах вышел только один сюжет о всем фестивале за 12 дней). Но население, в большинстве своем, устало от арт-хауса, от современного искусства, ему хочется вспомнить классику, прийти на достойный спектакль уровня Малого театра, руководит которым Юрий Соломин. Послушать оркестр, состоящий из настоящих мастеров своего дела. Зачем искать скрипачей-виртуозов по Европе, когда в соседней Курской области уже не первый год работает знаменитый не только в России, но и во многих странах Европы Русский камерный оркестр? Сергея Проскурина и его коллег всегда с нетерпением ждут в Швеции, Голландии, Испании, Франции. Но в Воронежской области его не ждут, не формат для столицы Черноземья, слишком серьезные, не интересны.

Русский камерный оркестр.jpg

На фото: Русский камерный оркестр (Курск), дирижер Сергей Проскурин.

Можно сколь угодно долго иронизировать над тем, что на будущий «Платоновфест» пригласят группу 25/17, раз ее любит слушать врио губернатора (Немного зная творчество группы, возьмем на себя смелость заявить, что оба фронт-мена, не задумываясь, откажутся от приглашения поучаствовать в этом мероприятии). Можно продолжать защищать действо, не несущее особой культурной ценности. Только открытыми остаются вопросы: а есть ли в этом современном искусстве какая-то ценность для человеческой души и польза для ума? Заставляет ли «100% Воронеж» биться сердце чаще от эмоций, и если заставляет, то от каких? Действительно ли Воронеж, администрации которого исправно оплачивают культурные эксперименты Бычкова, такой, каким он изображен в «Дне города»? Полагаем, что вопросы эти риторические, и каждый житель региона сам найдет ответы на них.

Автор:  Лидия Дробышева


(Нет голосов)


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Воронежская область

+9

Тульская область

+8

Белгородская область

+7

Московская область

+6

Курская область

+5

Орловская область

+4

Тамбовская область

+1

Рязанская область

+1

Калужская область

+1

Брянская область

+1

Тверская область

-2

Владимирская область

-4

Липецкая область

-5

Смоленская область

-6

Ярославская область

-7

Ивановская область

-8

Костромская область

-9

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Юрий ТИМОФЕЕВ

первый заместитель главы администрации городского округа город Воронеж по стратегическому планированию, экономике и финансам«

«Всего в экономику города инвестировано за 2023 год почти 140 млрд. рублей, и это на 7,4 процента больше, чем в предыдущем году»




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика