440 миллионов рублей из бюджета Воронежской области в текущем году захотела получить ОАО «ППК «Черноземье», являющаяся дочерней компанией РЖД. Сумма запредельная. И это несмотря на то, что в 2011 году она получала всего лишь порядка 12 миллионов. Дальше неуемные аппетиты этой, как бы помягче сказать (живопырка это будет неправильно), этого бизнес-проекта росли в арифметической прогрессии. При этом данное, с позволения сказать, предприятие, имеющее на своем балансе письменные столы, авторучки и берущее в аренду (!) подвижной состав у РЖД (объем перевозок в 2013 году составлял 8,3 миллиона человек), вероломно сокращало количество обслуживаемых маршрутов. Со 128-ми до планируемых 10-ти в 2014 году. Это удалось выяснить экспертам проекта «Ответственные сторожевые», осуществляющим общественный контроль не только за действиями власти, партии власти, но и за бизнес-структурами, от которых зависит жизнь населения нашего региона.
Примечательно, что не только Воронежская область раззадоривала аппетиты РЖД-ной «дочки». Исполнительные власти Белгородской, Тамбовской, Курской и Липецкой областей в Черноземье (равно как и Саратовской и Пензенской областей) не в полном объеме выполнили обязательства перед ОАО «РЖД» по компенсации суммы выпадающих доходов от государственного регулирования тарифа. Иными словами, региональные правительства не смогли расплатиться с пригородной пассажирской компанией «Черноземье». Таким образом, с 20 января будут отменены следующие поезда:
№ 6524/6523 «Мичуринск Ур. – Грязи В. – Мичуринск Ур.»;
№ 6527/6528 «Мичуринск Ур. – Раненбург – Мичуринск Ур.»;
№ 6489/6490/6690 «Грязи В. – Липецк – Грязи В.»;
№ 6485/6486 «Грязи В. – Елец – Грязи В.»;
№ 6435/6436 «Елец – Ст. Оскол – Елец»;
№ 6445/6446 «Елец – Ст. Оскол – Елец»;
№ 6472/6471 «Елец – Липецк – Елец»;
№ 6474/6473 «Елец – Липецк – Елец»;
№ 6637/6638 «Елец – Касторная Н. – Елец»;
№ 6666/6665 «Елец – Л. Толстой – Елец»;
№ 6402/6401 «Елец – Л. Толстой – Елец»;
№ 6661/6662 «Л.Толстой – К. Поле – Л. Толстой»;
№ 6663/6664 «Л. Толстой – К. Поле – Л. Толстой»;
№ 6642/6641 «Ст. Оскол – Касторная Н. – Ст.Оскол»;
№ 6501/6502 «Ст. Оскол – Ржава – Ст. Оскол»;
№ 6511/6512 «Ст. Оскол – Ржава – Ст. Оскол»;
№ 6507/6508 «Ст. Оскол – Ржава – Ст. Оскол»;
№ 6001/6002 «Воронеж-1 – Липецк – Воронеж-1»;
№ 6363 «Воронеж-1 – Графская»;
№ 6351/6354 «Воронеж-1 – Усмань/Дрязги – Воронеж-1»;
№ 6155/6156 «Балашов-1 – Поворино – Балашов-1»;
№ 6151/6152 «Балашов-1 – Поворино – Балашов-1»;
№ 6310/6311 «Россошь – Гартмашевка – Россошь»;
№ 6307/6310 «Воронеж К. – Касторная Н./Кур. – Воронеж-1».
Это только первый этап сокращения пригородных поездов, всего же их число будет доведено до объемов, «которые готовы согласовать и оплатить субъекты РФ». Получается, что, взвинтив цены на организацию пригородного сообщения только в одной Воронежской области в 36,7 (!) раз, «дочка» железнодорожного гиганта подставила население регионов Черноземья, создав людям серьезные неудобства.
КСТАТИ
В январе 2014 года в Воронеже запущен новый региональный сетевой гражданский проект «Ответственные сторожевые» по общественному контролю за действиями власти в Воронежской области. Причина – власть в лице ее чиновников не заинтересована в прозрачности своих действий, она совершает много ошибок и даже не пытается их публично исправить, нами пытаются манипулировать.
Состояние дел в Воронежской области тревожное, особенно в социальной сфере. И оно уже не может быть только делом десятка не самых одаренных статусных воронежских чиновников (идеал меритократии в нашем регионе в отличие от Белгородского не стал реальностью). Контроль над исполнительной властью, что должно быть уделом регионального парламента, парламентских оппозиционных партий, общественных советов и палат, широкого спектра государственных СМИ, не срабатывает. Люди, в большинстве случаев находящиеся там, не умеют или не хотят работать над обеспечением публичного блага, стремясь извлечь для себя лишь индивидуальную ренту. Поэтому все перечисленные региональные институты ущербны и неэффективны. За них эту работу выполняют другие настоящие общественники-подвижники: Е. Мазепин, К. Чаплин, А. Померанцев, «Культурный фронт», О. Пахолков, Н. Беляева, Г. Кудрявцева, «Русская палата», В. Крапоткин, А. Холденко, Н. Булавин и др.
Создание же сети общественного контроля сможет существенно повлиять на качество принимаемых политических решений в области, а основными ее формами могут стать: мониторинг проблем и действий власти, вмешательство и алармирование, давление на власть, включая корректировку и дезавуирование ее решений, публичное обсуждение резонансных тем и достижение общественного консенсуса, подготовка политической повестки дня и формирование трендов общественного развития Воронежской области. Безусловно, это вызов региональной власти, но это конструктивный вызов.
Региональное гражданское общество предполагает не симфонию власти и подвластных, и уж тем более не патрон-клиентелистские отношения, а более-менее жесткую конкуренцию власти и общества, не «совет да любовь», а институциональный конфликт, предполагающий прогресс развития региона и благополучие большинства населения, а не отдельных либерально-космополитичных групп.