Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Аналитика | 01.11.2022

Тульская, Брянская, Воронежская области – в лидерах по развитию отрасли ЖКХ среди 17 областей ЦФО

Тульская, Брянская, Воронежская области – в лидерах по развитию отрасли ЖКХ среди 17 областей ЦФО

Эксперты АНО «Агентство региональных социально-экономических проектов» подвели итоги развития одной из самых проблемных отраслей – жилищно-коммунального хозяйства – в 17 областях ЦФО.

Исследование базируется на ключевых концептах: «государство, управление и государственная политика» (П. Бурдье, Г. Лассуэлл, А. Смит, У.Дж. Байрис, А. Соловьев, Г. Купряшин), «стратегии» и «развитие» (Дж. Малган, М. Портер, А.Д. Урсул, Н.А. Пискулова). Особую важность для исследования представляют и теории изменений (К. Левин, К. Вайс, Д. Коттер), институциональных изменений (Д. Норт, О. Уильмсон, А.Е. Городецкий), позволяющих рассматривать активную роль государственных ведомств для развития сферы ЖКХ в региональных территориях. К примеру, в рамках теории изменений Кэрол Вайс, где отводится особое место программам и политике, акцентировано внимание на том, что каждый институт или ведомство, каждый механизм государственной политики должен определять позитивное изменение в сфере. Не менее важное значение в представленном исследовании отводится концептам стагнации и деградации (А. Лякин, А. Аганбегян, О. Изряднова и др.), в разрезе которых эксперта АНО «АРСЭП» исследуют уровень развития регионов в сфере ЖКХ в ЦФО, эффективности государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Анализ динамики развития сферы жилищно-коммунального хозяйства охватывает макрорегион центральной России, включающий в себя 17 областей ЦФО (за исключением г. Москвы). Это Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Тамбовская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области. Временной отрезок анализа составляет два года (2020 и 2021 гг.).

Объектом анализа выступают регионы ЦФО в сфере развития сферы ЖКХ, предметом анализа – процесс развития сферы ЖКХ и отраслевая политика в данной сфере исследуемого макрорегиона, на динамику и продуктивные результаты которого влияют исполнительная власть территории (администрации, правительства), включая профильные подразделения этой власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (министерства, департаменты, управления, комитеты).

В основу рейтинга было положено семь критериев, главными из которых было три: 1) объем и качество модернизации отраслевых объектов инфраструктуры, 2) динамика господдержки отрасли на уровне региона, 3) позитивная динамика финансирования отрасли. В итоге, все 17 областей ЦФО были разделены на четыре неоднородные группы, с общей иерархией регионов, каждому из которых присуждено конкретное место. Материал по рейтинговым оценкам публикуется в сокращенном варианте. Полная версия будет издана отдельной брошюрой, экземпляры которой будут направлены в министерство ЖКХ РФ, в аппарат Полпредов в ЦФО, главам администраций 17 областей ЦФО.

Рейтинг областей ЦФО в сфере жилищно-коммунального хозяйства по итогам 2020-2021 гг.

Первая группа – регионы динамичного развития

1. Тульская область (губернатор Алексей Дюмин)

2. Воронежская область (губернатор Александр Гусев)

3. Брянская область (губернатор Александр Богомаз)

4. Курская область (губернатор Роман Старовойт)

5. Белгородская область (губернатор Вячеслав Гладков)

6. Московская область (губернатор Андрей Воробьев)

Вторая группа – регионы с невысокой динамикой развития сферы жилищно-коммунального хозяйства

7. Ярославская область (губернатор Михаил Евраев)

8. Орловская область (губернатор Андрей Клычков)

9. Калужская область (губернатор Владислав Шапша)

10. Липецкая область (губернатор Игорь Артамонов)

Третья группа – регионы стагнации в сфере жилищно-коммунального хозяйства

11. Тверская область (губернатор Игорь Руденя)

12. Рязанская область (врио губернатора Павел Малков)

13. Владимирская область (губернатор Александр Авдеев)

14. Смоленская область (губернатор Алексей Островский)

Четвертая группа – регионы деградации в сфере ЖКХ

15. Костромская область (губернатор Сергей Ситников)

16. Тамбовская область (губернатор Максим Егоров)

17. Ивановская область (Губернатор Станислав Воскресенский)

Рейтинг руководителей ведомств областей ЦФО в сфере жилищно-коммунального хозяйства:

1. Олег ДЮЧКОВ, министр жилищно-коммунального хозяйства Тульской области

2. Максим ЗАЦЕПИН, руководитель департамента жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области

3. Олег АНДРИАНОВ, директор департамента ТЭК и ЖКХ Брянской области

4. Александр МУЛЁВИН, председатель комитета ЖКХ и ТЭК Курской области

5. Алексей БОТВИНЬЕВ, министр ЖКХ Белгородской области

6. Антон ВЕЛИХОВСКИЙ, министр ЖКХ Московской области

7. Алексей РЯБЧЕНКОВ, директор департамента ЖКХ Ярославской области

8. Григорий ШАЙКИН, руководитель департамента ЖКХ, ТЭК и энергосбережения Орловской области

9. Вячеслав Лежнин, министр строительства и ЖКХ Калужской области

10. Александр ЗАВЕРТЯЕВ, начальник управления ЖКХ Липецкой области

11. Александр ЦВЕТКОВ, министр энергетики и ЖКХ Тверской области

12. Дмитрий УСТИНОВ, министр ТЭК и ЖКХ Рязанской области

13. Елена СЕМЕНОВА, директор департамента ЖКХ Владимирской области

14. Константин РОСТОВЦЕВ, начальник департамента Смоленской области по строительству и ЖКХ

15. Сергей КРАЛИН, директор департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области

16. Елена БАБИКОВА, руководитель департамента ТЭК и ЖКХ Тамбовской области

17. Владислав МАРТЬЯНОВ, руководитель департамента ЖКХ Ивановской области

Модели политики в сфере ЖКХ в регионах ЦФО

На основании проведенного исследования бвыли разработаны четыре модели, которые напрямую коррелируют с итоговым рейтингом 17 областей ЦФО в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Результаты применения метода моделирования представлены в таблице. Экспертами также добавлен критерий централизации/децентрализации принятия решений в сфере ЖКХ, что подразумевает под собой быструю реакцию на вызовы в сфере со стороны органов власти, а также системность в принятии решений.

№ п/п

Регион ЦФО

Модели государственной политики в сфере ЖКХ

Степень централизации политики в сфере ЖКХ

1

Белгородская область

Модель динамично развивающейся области

Централизованная

2

Брянская область

Модель динамично развивающейся области

Централизованная

3

Владимирская область

Модель стагнации в сфере ЖКХ

Децентрализованная

4

Воронежская область

Модель динамично развивающейся области

Централизованная

5

Ивановская область

Модель деградации в сфере ЖКХ

Децентрализованная

6

Калужская область

Модель невысокой динамики развития сферы ЖКХ

Децентрализованная

7

Костромская область

Модель деградации в сфере ЖКХ

Децентрализованная

8

Курская область

Модель динамично развивающейся области

Централизованная

9

Липецкая область

Модель невысокой динамики развития сферы ЖКХ

Децентрализованная

10

Моковская область

Модель динамично развивающейся области

Централизованная

11

Орловская область

Модель невысокой динамики развития сферы ЖКХ

Децентрализованная

12

Рязанская область

Модель стагнации в сфере ЖКХ

Децентрализованная

13

Смоленская область

Модель стагнации в сфере ЖКХ

Децентрализованная

14

Тамбовская область

Модель деградации в сфере ЖКХ

Децентрализованная

15

Тверская область

Модель стагнации в сфере ЖКХ

Децентрализованная

16

Тульская область

Модель динамично развивающейся области

Централизованная

17

Ярославская область

Модель невысокой динамики развития сферы ЖКХ

Децентрализованная

Результаты развития отрасли ЖКХ в Воронежской области

Согласно данным Воронежстат «Сведения о жилищном фонде Воронежской (форма 1-ЖИЛФОНД)», по состоянию на 01.01.2022 года на территории Воронежской области расположено:

- многоквартирных домов - 17 751 общей площадью 36 841,81 тыс. кв. м;

- домов блокированной застройки – 66 473 общей площадью 5 910,06 тыс. кв. м;

- индивидуальные жилые дома –482 781 общей площадью 31 202,32 тыс.кв. м.

В соответствии с приказом Минстроя России от 30.07.2015 № 536/пр «Об утверждении методических рекомендаций по порядку формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными», департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области ведется реестр аварийного жилищного фонда. Согласно реестру на территории Воронежской области 314 аварийных домов, из них:

- многоквартирные дома – 162 (0,91%) общей площадью 93,8 тыс. кв. м (0,25%);

- дома блокированной застройки – 99 (0,15%) общей площадью 13,5 тыс. кв. м (0,23%);

- индивидуальные жилые дома – 53 (0,01%) общей площадью 2,7 тыс. кв. м (0,01%).

Доля площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда Воронежской области – 77,3%.

Доля многоквартирных домов в целом по Воронежской области, в которых собственники помещений выбрали и реализуют управление многоквартирными домами посредством товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иного специализированного потребительского кооператива – 8,24% согласно данным 22-ЖКХ (жилище) «Сведения о работе организаций, оказывающих услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в условиях реформы».

В рамках реализации государственной программы Воронежской области «Энергоэффективность и развитие энергетики», утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 30.12.2013 № 1181, и в соответствии с утвержденным областным бюджетом Воронежской области департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области реализуются следующие подпрограммы:

- Повышение энергетической эффективности экономики Воронежской области и сокращение энергетических издержек в бюджетном секторе;

- Развитие и модернизация электроэнергетики;

- Обеспечение реализации государственной программы.

Отчет о реализации государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» за 2021 года и за I квартал 2022 года, включая общий объем финансирования, в том числе по источникам финансирования, размещается на странице департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области на официальном портале органов власти (https://www.govvrn.ru/) в разделе «Документы».

Строительством, реконструкцией и модернизацией инфраструктурных объектов в сфере электроэнергетики занимаются сетевые организации за счет собственных средств. Мониторинг построенных, реконструированных и модернизированных инфраструктурных объектов в сфере электроэнергетики департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области не проводится.

Дополнительно сообщаем, что информацию о построенных, реконструируемых и модернизуемых объектах в рамках инвестиционных программ, утвержденных департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области на официальном портале органов власти (https://www.govvrn.ru/) во вкладке «Инвестиционные программы», находящейся в «Карусели баннеров».

Региональный проект «Чистая вода»

В 2021 году на реализацию регионального проекта «Чистая вода» национального проекта «Жилье и городская среда». Объем финансирования программы составил за счет всех источников на сумму 373 710,6 тыс. рублей, из них 366 235,1 тыс. рублей федеральных средств 7 003,1 тыс. рублей субсидий областного бюджета, 472,4 тыс. рублей из местных бюджетов.

Реализовывались следующие объекты:

- «Реконструкция водопроводных сетей и сооружений в р.п. Перелешинский Панинского района Воронежской области» (1 очередь строительства), переходящий с 2020 года;

- «Две водозаборные скважины и сети водопровода по ул. 50 лет Октября, Школьная, Советская, Дружба, Мира в с. Хлебородное Аннинского района Воронежской области (1 этап). переходящий с 2020 года;

- «Строительство (установка) блочно-модульной станции водоподготовки по ул. Набережная, 66 в с. Нащекино Аннинского муниципального района Воронежской области»;

- «Водозаборная скважина и сети водопровода по ул. Новая, Молодежная, Советская с. Васильевка Аннинского муниципального района Воронежской области»;

- «Реконструкция водопроводных сетей в с. Новоживотинное Рамонского района Воронежской области»;

- «Реконструкция системы водоснабжения в пос. Осинки Таловского района Воронежской области»;

- «Строительство артезианской скважины и водопроводной сети по у. Березовая, ул. Вишневая, ул. Строительная, ул. Тамбовская, ул. Молодежная, ул. Мира, ул. Первомайская, ул. Ленина, ул. Проезжая, пер. Старая Мельница, пер. Школьный в п. Участок №26, Таловский район, Воронежская область»;

- «Строительство системы водоснабжения в с. Каширское по ул. Набережная, Гагарина, Братская, 60 лет ВЛКСМ, Новая, Калинина, Космонавтов, 9 Января, Московская, пер. Юбилейный, ул. Здоровья, Школьная, Центральная, Суркова, Вишневая, Восточная Каширского муниципального района Воронежской области»;

- «Станция водоподготовки для водозабора «Песковатский» и х. Никольский в г. Лиски Воронежской области»;

- «Реконструкция и строительство объектов водоснабжения городского поселения г. Новохоперск» (реализация 2021-2022 годы);

- «Реконструкция системы водоснабжения с. Семилуки Семилукского района Воронежской области» (авансирование);

- «Строительство системы водоснабжения в р.п. Ольховатка Ольховатского муниципального района Воронежской области(1-й этап строительства)» (авансирование);

- «Реконструкция системы водоснабжения в с. Писаревка Писаревского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области» (авансирование);

По итогам 2021 года завершено строительство 8-ми объектов водоснабжения: 3 в Аннинском районе, 2 в Таловском районе, по 1-му объекту в Каширском, Лискинском, Панинском районах.

По региональному проекту «Чистая вода» в 2022 году запланирована реализация 7 объектов (Верхнемамонский, Воробьевский, Кантемировский, Новохоперский, Ольховатский, Панинский, Семилукский муниципальные районы), из них 4 объекта переходящих с 2021 года. Объемы федерального финансирования составляют 447 754,1 тыс. рублей и софинансирование из областного бюджета – 8 891,2 тыс. руб.;

Областная адресная инвестиционная программа.

В рамках областной адресной инвестиционной программы в 2021 году Департаменту были выделены финансовые средства:

- на мероприятия по строительству и реконструкции котельных, находящихся в государственной и муниципальной собственности в рамках государственной программы Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области» из областного бюджета были выделены средства в размере 114 511,9 тыс. рублей.

7 объектов на территории 5 муниципальных образований завершены строительством, из них 1 объект областной собственности (газовая котельная в пос. Бор Рамонского района), по 4 объектам разработана проектно-сметная документация.

- на мероприятия по строительству и реконструкции объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в рамках государственной программы Воронежской области «Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения Воронежской области» объем выделенных средств на 2021 год составил 1 185 276,9 тыс. рублей, из них федеральных средств 346 842,6 тыс. рублей, областных – 838 434,3 тыс. рублей.

Завершены 34 объекта водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения на территории 16 муниципальных образований, из них разработана проектная документация по 9 объектам.

Были выполнены строительно-монтажные работы в пос. Ясенки Бобровского района, новый водозабор в г. Бобров (с привлечением федеральных средств), 2 этапа в пос. Первомайский Грибановского района, в г. Калач (6 объектов), п.г.т. Каменка, в пос. 1-го отделения совхоза «Масловский» Новоусманского муниципального района, в с. Новая Усмань, 2 очереди строительства в Коленовском сельском поселении Новохоперского района, в с. Александровка и с. Липяги Павловского района. перебуривание скважин в с. Хреновое Бобровского района, с. Семеново-Александровка Бобровского района, г. Бобров, с. Каширское, 3-х скважин в р.п. Кантемировка.

По объектам ПИР выполнены работы в с. Лещаное Воробьевского района, с. Углянец Верхнехавского района, с. Нижний Мамон, г. Острогожск, г. Россошь, с. Семилуки, р.п. Стрелица Семилукского района, с. Николаевка Павловского района.

В соответствии с постановлением правительства Воронежской области № 16 от 21.01.2021 общий объем субсидий, предусмотренных департаменту ЖКХ и энергетики Воронежской области в 2022 году на реализацию мероприятий по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению составляет 3 616 279,9 тыс. рублей, из них субсидии федерального бюджета -447 754,1 тыс. руб., областного бюджета – 3 168 525,8 тыс. руб.

- по мероприятию «Газификация Воронежской области»:

Общая сумма выделенных средств – 577 370,9 тыс. рублей. Запланирована реализация 21 объекта по строительству (реконструкции) котельных из них 9 объектов ПИР (в том числе 7 переходящих).

- реализация мероприятий по водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению:

Общая сумма выделенных средств областного бюджета – 2 582 263,7 тыс. рублей.

Запланирована реализация 75 объектов, в том числе 30 объектов ПИР, 1 объект – выкуп в муниципальную собственность Левобережных очистных сооружений, г. Воронеж (214 000,0 тыс. руб), 2 объекта по реализации инфраструктурных бюджетных кредитов из федерального бюджета на объекты инженерной инфраструктуры («Строительство ВПС-21» - 1 546 350,0 тыс. руб. «Строительство комплекса очистных сооружений городского поселения город Павловск» - 40 000 тыс. руб.)

Также в 2021 году были а выделены средства в объеме 102 159,9 тыс. рублей 21 муниципальному району на подготовку котельных и тепловых сетей к отопительному сезону.

Профинансированы мероприятия в Бобровском, Богучарском, Бутурлиновском, Грибановском, Калачеевском, Каменском, Кантемировском, Каширском, Лискинском, Новоусманском, Ольховатском, Острогожском, Павловском, Петропавловском, Поворинском, Подгоренском, Россошанском, Семилукском, Таловском, Терновском, Эртильском муниципальных районах.

Уровень износа коммунальной инфраструктуры (%):

Водоснабжение –

Сети – 98,13(амортизационный), 78,36 (физический);

Объекты водозаборов – 71,55(амортизационный), 71,86 (физический);

Станции водоподготовки – 26,74(амортизационный), 38,72 (физический);

Водонасосные объекты – 38,9 (амортизационный), 42,65 (физический).

Водоотведение –

Сети –76,93(амортизационный), 81,96 (физический);

Канализационные насосные станции –48,97(амортизационный), 57,46 (физический);

Очистные сооружения -69,06(амортизационный), 72,85 (физический);

Теплоснабжение –

Централизованные системы теплоснабжения включая сети, ТЭЦ, котельные и другие объекты67.

Объем привлеченных внебюджетных средств:

Водоснабжение – 308 073,13 тыс. рублей;

Водоотведение – 238 608, 82 тыс. рублей;

Теплоснабжение – 1 421 000 тыс. рублей.


Результаты развития сферы ЖКХ в Белгородской области

Информация министерства жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области (по компетенции) в соответствии со списком вопросов для подготовки Аналитического доклада

№ п/п

Наименование показателя

Ед. измерения

Значение

1

Объем финансовых средств, выделяемых на отрасль в 2021 - первой половине 2022 гг. из областного бюджета

млрд. рублей

15,851

2

Объем привлеченных внебюджетных (негосударственных) средств на мероприятия и проекты в 2021 - первой половине 2022 гг.

млрд. рублей

-

3

Объем привлеченных средств из федерального бюджета на мероприятия и проекты в 2021 - первой половине 2022 гг.

млрд. рублей

1,311

6

Доля ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда субъекта РФ (на 1 января 2022 года)

%

0,39

7

Доля площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда субъекта РФ (на 1 января 2022 года)

%

42

8

Уровень износа коммунальной инфраструктуры (на 1 января 2022 года)

%

67

9

Уровень возмещения населением затрат за предоставление жилищно-коммунальных услуг по установленным для населения тарифам (по итогам 2021 г.)

%

99,6

10

Доля многоквартирных домов в целом по субъекту РФ, в которых собственники помещений выбрали и реализуют управление многоквартирными домами посредством товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иного специализированного потребительского кооператива (на 1 января 2022 г.)

%

1,4

Автор:  Сергей Елисеев


(Нет голосов)


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Калужская область

+9

Московская область

+8

Воронежская область

+7

Белгородская область

+6

Липецкая область

+3

Орловская область

+4

Тульская область

+3

Тверская область

+2

Владимирская область

+1

Ярославская область

0

Курская область

-1

Рязанская область

-2

Брянская область

-3

Костромская область

-9

Ивановская область

-8

Тамбовская область

-8

Смоленская область

-10

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Сергей ПОСЛЕДОВ

кандидат на должность главы администрации городского округа г. Воронеж

«Мэр должен иметь стратегическое видение развития экономики города и выстроенную обратную связь с населением»




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика