Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Аналитика | 17.03.2024

Как реформу налогового администрирования бизнес переименовал в закон «Чиполлино»

Как реформу налогового администрирования бизнес переименовал в закон «Чиполлино»

Публикация является обращением редакции СМИ к Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титову, а также к Уполномоченному по защите прав предприниматели в Воронежской области П.В. Ковалеву в защиту прав предпринимателей.

В России имеются примеры неофициального присвоения законам имен. Например, закон Яровой, закон Димы Яковлева. Закон N 263-ФЗ в народе «окрестили» – «законом Чиполино», который гласит: – налогоплательщик не считается уплатившим текущий налог, пока не погасит недоимку за предыдущие периоды.

1 января 2023 года вступил в действие Федеральный закон от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 263-ФЗ).

В «полях» начато правоприменение, закона разделив жизнь налогоплательщиков на «до» и «после».

До вступления Закона № 263-ФЗ в силу налогоплательщики были вправе сами выбирать какие установленные законом налоги, сборы (взносы) платить и какую налоговую задолженность погашать в первую очередь.

При наличии «старой» задолженности, налогоплательщик уплачивал текущие налоги и считался их уплатившим. В свою очередь инспекция имела возможность именно взыскать старый долг за счет многочисленных правовых инструментов (внесудебное взыскание, судебное взыскание, исполнительное производство, банкротство). Такое право выбора гарантировало стабильность гражданского оборота.

Юристы, чтобы понять цели принятия закона, кто его в действительности лоббирует изучают, законопроект, пояснительную записку, положительные заключения на законопроект. В пояснительной записке к законопроекту № 46702-8 от 24 декабря 2021 года ставшему в последствии Законом № 263-ФЗ (https://sozd.duma.gov.ru/bill/46702-8) в качестве основной цели его принятия, депутаты Государственной Думы (инициаторы) указали:

Цитата:

Реализация положений законопроекта позволит создать для налогоплательщиков более комфортные условия для исполнения обязанности по уплате налогов, сократит издержки субъектов, участвующих в расчетно-кассовых операциях, время оформления расчетных документов, количество документов, формируемых налоговым органом для сальдирования расчетов по разным видам платежей (зачеты, уточнения платежей), а также позволит обеспечить понятное и простое состояние расчетов плательщика с бюджетом при минимальном количестве ошибок как со стороны плательщиков, так и налоговых органов.

Суть реформы налогового администрирования, вместо существовавшей ранее обязанности заполнения плательщиками большого количества платежных поручений с огромным количеством реквизитов предполагала внедрение института единого налогового счета (ЕНС), открываемого каждому плательщику в Федеральном казначействе, куда налогоплательщики смогут перечислять единый налоговый платеж (ЕНП) с указанием в платежном поручении только суммы платежа и ИНН налогоплательщика.

Вместе с тем даже самая благородная идея, особенно если проходит через недра ФНС и Минфина может иметь и свои последствия. Так как «эти серьезные ребята» знают, толк в создании условий для наступления «50 оттенков комфортных налоговых условий». Под лозунгом комфортных условий, бизнесу с 1 января 2023 насыпали в штаны диких пчел. Дабы «народной медициной» простимулировать погашение старой задолженности. Так сказать избавить от хвори.

Фактически в закон регулирующий администрирование уплаты налогов включен дополнительный механизм их взыскания. Который с 1 января 2023года не позволяет предпринимателям уплатить текущие налоги, если на такую же сумму или более имеется старый не погашенный долг (отрицательное сальдо ЕНС). Так как поступившие текущие платежи автоматически направляются на зачет погашения старых долгов.

На вопрос кому это нужно? (Cui bono? Cui prodest?). Предлагаем ответить читателю. Безусловно, налоги должен платить каждый, но в текущих условиях такой эксперимент с «перегревом» налогового кодекса может оказаться ящиком Пандоры.

Реальный, пример из практики: при полном безразличии руководства ГУ МВД России по Воронежской области на территории Воронежской области действует группа «темных» юристов возглавляемая арбитражным управляющим Денисовым А.В. (уголовное дело № 11901200051121603). За счет их атак на воронежское предприятие судом ошибочно приняты обеспечительные меры. На все его счета в пределах более 7 000 000 руб. наложен арест. За счет этого предприятие не смогло уплатить налоги, сформировалось отрицательное сальдо по ЕНС. Возникли иные финансовые трудности.
В последующем обеспечительные меры были отменены судом вышестоящей инстанции, но отрицательное сальдо по ЕНС сохранялось.
23 ноября 2023 года в электронном виде предприятие направило в инспекцию корректирующую налоговую декларацию за 3 квартал 2022 года. Перед представлением декларации, платежным поручением от 17 ноября 2023 года с назначением платежа: Единый налоговый платеж уплата НДС по уточненному расчету за 3 квартал 2022 предприятие перечислило сумму недоимки на ЕНС.
В ответ на декларацию, в адрес предприятия 23 января 2024 года поступил акт камеральной налоговой проверки. В акте указано, что налоговым органом установлена неуплата НДС на основании представленной корректирующей налоговой декларации.
Позиция инспектора сводилась к тому, что ввиду отрицательного сальдо по ЕНС поступивший платеж 17 ноября 2023 года на ЕНС был автоматически отнесен на погашение «старой» задолженности в порядке очередности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ, таким образом, инспекция полагала, что налогоплательщик несмотря на то, что представил корректирующую декларацию, но недоимку по НДС за 3 квартал 2022 года считается не уплатившим, а следовательно виновен в совершении налогового правонарушения, что влечет безусловное наложение штрафа.
По логике инспекции налогоплательщиком допущено правонарушение, повлекшее неполную уплату НДС при неправильном исчислении налога, что влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы. Все приводимые доводы в возражении на акт были учтены руководством инспекции, но штраф был наложен с существенным снижением его размера.

В контексте рассматриваемого случая за счет штрафа сработал косвенный механизм пополнения бюджета (закон «Чиполлино»). При наличии старого долга предприятие лишено права выбора уплаты и погашения налогов, что повлекло для него штраф, за счет которого косвенно пополнится бюджет. Этот дамоклов меч будет нависать над предприятием, пока сальдо по его ЕНС не будет нулевым или положительным. На практике такой подход, может породить не только временный эффект повышения собираемости налогов, но и боле длительный эффект новой волны банкротств, уход бизнеса в тень.

Несмотря на актуальность и правильность реформы ее текущая форма имеет признак уклона в коллекторское администрирование (управление долгом). Необходимо разделять понятие уплата налога и его взыскание. Контроль над ЕНС фактически смешал эти понятия. В этой связи для соблюдения баланса интересов государства и общества текущий механизм налогового администрирования нуждается в дополнительной настройке.

Описываемая проблема, повод, чтобы сказать: "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!"
По видом реформы – бизнес был дополнительно закрепощен. Говорить о создании наиболее комфортных условий не приходится. В таком оценочном мнении автор публикации не одинок. Бизнес сообщество так же полагает актуальным и справедливым, изменение очередности распределения ЕНП, поступающих на ЕНС, которые например должны первоначально распределятся на уплату текущих налогов. При положительном остаточном сальдо ЕНС, налоговый орган вправе автоматически зачесть остаток в счет погашения старой задолженности. Такой подход соответствовал бы интересам бизнеса и не нарушал интересы Российской Федерации, создавал бы комфортные условия для предпринимательской деятельности.

На день выхода публикации в Воронежской области по инициативе членов Согласительного комитета Союз «ТТП Воронежской области» с участием представителей экспертного сообщества региона формируется инициативная группа для обсуждения текущей налоговой реформы. Выявления правовых оснований для возможного обращения в Конституционный суд РФ для проверки соответствия текущих правил налогового администрирования Конституции РФ как дополнительной скрытой формы взыскания недоимки посредством управления ЕНП поступающими на ЕНС.

1. «Чиполлино» — советский полнометражный рисованный мультипликационный фильм, поставленный в 1961 году режиссёром-мультипликатором Борисом Дёжкиным по сказке итальянского писателя Джанни Родари «Приключения Чиполлино» (1951). Согласно сюжету, в вымышленной стране вводится налог на осадки: за обыкновенный дождь — 100 лир, за проливной дождь — 200 лир, с громом и молнией — 300 лир. 

Автор:  Андрей Михайлов


(Голосов: 3, Рейтинг: 2.67)


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Калужская область

+9

Московская область

+8

Воронежская область

+7

Белгородская область

+6

Липецкая область

+3

Орловская область

+4

Тульская область

+3

Тверская область

+2

Владимирская область

+1

Ярославская область

0

Курская область

-1

Рязанская область

-2

Брянская область

-3

Костромская область

-9

Ивановская область

-8

Тамбовская область

-8

Смоленская область

-10

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Сергей ПОСЛЕДОВ

кандидат на должность главы администрации городского округа г. Воронеж

«Мэр должен иметь стратегическое видение развития экономики города и выстроенную обратную связь с населением»




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика