В субъекте РФ большинство групп интересов и групп давления не удовлетворены их реальным положением
За политической ситуацией в Воронежской области очень внимательно следят из столицы: политики, федеральные чиновники, эксперты, ожидая изменений в регионе. Все хотят знать реальное положение дел в этой территории. В особенности, по итогам праймериз «Единой России». Поэтому, имеет смысл представить некоторые выводы на этот счет
В Воронежской области идет ствановление нового регионального феномена - держателей «депутатских мандатов»
На первичных выборах «ЕР», на выборах в сентябре четыре центра влияния, отдельные группы интересов и политические акторы активно расставляют своих людей в депутаты. И мы видим рождение нового регионального феномена - держателей «депутатских мандатов».
Далее, праймериз «партии власти» в регионе стал образцом усиливающейся политической конкуренции. В субъекте РФ большинство групп интересов и групп давления не удовлетворены их реальным положением. Появились новые «голодные» группы и игроки, которые заинтересованы поколебать областной политический трон, зная доброту и непротивление злу его нынешнего хозяина.
Важно иметь в виду и то, что первичные выборы в «ЕР» во многом превратились в ярмарку тщеславия игроков, стоящих за ними неформальных лидеров и демонстрации имеющихся ресурсов: политических, информационных, материальных и др. В областную и городскую думы хотят попасть аграрники, бюджетники-активисты, бизнесмены, заработавшие сотни миллионов, хипстеры, блатные. Их интерес - место в системе властных отношений и занятие статусного места. Политико-управленческая перспектива «рвущихся к власти» зависит от этого места в системе властных отношений и ролевой функции в региональной «вертикали власти».
Губернатор Александр Гусев дал много возможностей для своих оппонентов чувствовать себя уверенно, агрессивно и безнаказанно
Нужно также отметить, что просто финансовый ресурс, например, в не бедной Воронежской области уже не работает в полной мере и не дает оптимального эффекта. Без политического статуса даже состоятельные предприниматели, это коллекционеры денежных знаков, которых используют «гражданские» бюрократы, «силовики» и полукриминальные элементы. В регионе идет процесс поляризации, который принесет после выборов становление «новой номенклатуры», непрозрачной, практически неподконтрольной, сознательно изолирующей себя от общества и избирателей.
Что интересно, губернатор Александр Гусев дал много возможностей для своих оппонентов чувствовать себя уверенно, агрессивно и безнаказанно. Что интересно, глава региона не прессингует региональных акторов на «празднике непослушания». Он также не инициирует уголовные дела против своих оппонентов, что держало бы их в повиновении, как это делал в свое время генерал-губернатор Кулаков, как это делают некоторые его соседи по ЦЧР. И это не всегда оценивается ключевыми федеральными игроками как проявление силы и продуманности шагов.
Нынешняя команда А. Гусева, где доминирующим принципом все больше становится принцип «каждый сам за себя», идет в несколько ослабленном состоянии, она пока не может предложить ни игру с потенциальными союзниками на интерес, ни ценностей во взаимодействии, ни смыслов работать вместе, все то, что скрепляет политические союзы. Правда, это умеет делать региональная клика недовольных губернатором Гусевым.
Прогноз – не исключено, что в облдуме «контрольный пакет» акций будет принадлежать не губернатору, а клике космоса
Клика космоса и космополитов, являющаяся вторым после группы губернаторских кандидатов неформальным политическим объединением, может иметь в облдуме, с учетом ситуативных и стратегических союзов с держателями депутатских мандатов, «контрольный пакет» акций. Возникнет сетевая коалиция, которая будет заправлять в принятии значительной части государственных решений в регионе. А феномен космоса институционализируется как «теневой» губернатор Воронежской области, что будет означать ослабление позиций доминирующего политического актора. Это будет неприятно, но, не смертельно. И важно сработать на опережение.
Главным продуктом в деятельности регионального законодательного собрания станут политические сделки в процессе принятия политических решений. Это мейнстрим предстоящих пяти лет. Умение губернаторской команды работать с депутатами не как с послушными винтиками, а как с акторами, находить общий интерес и компромиссы, выстраивать эффективные коммуникации, будет означать менее болезненное для руководства исполнительной власти время 2,5 лет.
Кстати, у Александра Гусева, в случае более-менее благоприятного исхода выборов в сентябре 2025 года базовой основой его политической поддержки может быть Воронежская городская Дума.