Региональное деловое издание
 

Анонс: Экс-убоповца из Воронежа Геннадия Клычева, который сам дал себе кличку «КГБ», разыскивают… эксперты

ОЭЗ регионального уровня в районах Липецкой области обеспечивают сбалансированное пространственное развитие региона

ОЭЗ регионального уровня в районах Липецкой области обеспечивают сбалансированное пространственное развитие региона

По обновленным данным национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ Липецкая область улучшила свои показатели сразу на семь позиций, заняв 23-е место. По версии АКРА, кредитный рейтинг Липецкой области увеличился до уровня AA(RU) и выпусков облигаций области — до уровня AA(RU). Прогноз «Стабильный», что предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга в течение года-полутора лет.

Внешние оценки фиксируют достижения в сфере формирования благоприятной среды для инвесторов, квалифицированной поддержки на местах. Однако конкретные цифровые показатели значительно более наглядно показывают масштабы и объемы работы в сфере реализации региональных отраслевых политик: экономической, промышленной, инвестиционной и инновационной.

Зримые результаты реиндустриализации и экспортоориентированной экономики региона

Промышленный комплекс Липецкой области насчитывает 2,2 тысячи предприятий и организаций. Численность работников промпредприятий составляет почти 100 тысяч человек (при общей численности населения региона 1,14 млн жителей). Годовой объём отгруженных товаров обрабатывающих производств на душу населения почти вдвое превышает среднероссийский уровень и составляет 537 тысяч рублей на человека. Данные показатели выводят Липецкую область в группу территорий, которым присущи проведение «новой индустриализации» с перспективой выхода на более передовые технологические уклады, инновационный тип экономического роста и экспортноориентированный экономический потенциал.

По предварительной оценке на основе данных таможенной статистики, в январе-мае 2019 года внешнеторговый оборот области составил более 2 млрд. долларов США. Доля экспорта в объеме внешней торговли — 80%, импорта — 20%. Объем экспорта составил 1807 млн. долл. США, а импорта — 452 млн. долл. США. При этом экспорт продукции АПК вырос на 34%. По объему экспорта Липецкая область занимает 3 место в ЦФО (после г. Москвы и Московской области) и 14 место в Российской Федерации. Доля несырьевых товаров в общем объеме экспорта составляет 99%. В структуре экспорта Липецкой области доля продукции из черных металлов составила 88,2%, продукции АПК — 8,8%, машиностроительной продукции — 2%. Ведущими партнерами Липецкой области во внешней торговле стали Турция (24%), Бельгия (19%), Мексика (18%), Дания (6%) и США (4%).

Данные показатели – итог скоординированной работы профильных ведомств Администрации Липецкой области, институтов развития, органов МСУ и регионального бизнес-сообщества. Достижению таких результатов предшествовала последовательная работа по реиндустриализации регионального промсектора, техническому переоснащению действующих предприятий и формированию условий по созданию новых производств. Последний аспект связан с построением системы привлечения инвестиций и работы с инвесторами на прединвестиционной и инвестиционной фазах развития проектов.

В регионе сложилась зрелая институциональная платформа работы с частным капиталом

На протяжении последних пятнадцати лет в Липецкой области формировалась многоуровневая система привлечения инвестиций. Сегодня можно говорить о том, что в регионе сложилась полноценная институциональная платформа работы с частным капиталом.

Первый уровень системы – особая экономическая зона ППТ «Липецк». Данный институт ориентирован на крупный бизнес. На сегодняшний день в ОЭЗ федерального уровня зарегистрированы 65 резидентов с объёмом заявленных инвестиций около 200 миллиардов рублей. Функционируют 23 предприятия, создавшие в совокупности более 4500 новых рабочих мест. Как отмечает врио губернатора Липецкой области Игорь Артамонов, несмотря на сложности для Российской Федерации на международной арене, ни один из иностранных инвесторов не прекратил свою деятельность в Липецкой области. А это весомый показатель.

Второй уровень системы привлечения инвестиций представлен десятью региональными ОЭЗ: четыре – промышленно-производственного типа; три – агропромышленного типа; две – туристско-рекреационного типа и одна – технико-внедренческого типа. Здесь работает как крупный, так и средний бизнес.

Третий уровень системы образуют индустриальные парки. На данный момент в области функционируют два индустриальных парка: «Созидатель» в городе Ельце и «Рождество» в Краснинском районе.

Развитие индустриальных парков и ОЭЗ является основой для формирования четвертого уровня системы и реализации инвестиционной политики, а именно: создания кластеров. Это способствует развитию как благоприятной среды для развития кооперации между малыми, средними и крупными предприятиями, организациями науки и образовательными учреждениями. Участниками кластеров являются предприятия малого и среднего бизнеса.

Сегодня на территории Липецкой области сформированы четыре инновационных и промышленных кластера. К примеру, промышленный инновационный территориальный кластер белой техники образован в 2015 году. В него входят 22 участника, из них 16 промышленных предприятий. Объём производства составляет 25,9 млрд. руб. Численность работающих на предприятиях кластера – 3 717 чел. Доля продукции в общероссийском производстве – более 27 %.

Целью создания кластера Белой техники стало повышение конкурентоспособности участников через локализацию и внедрение инноваций в производство комплектующих изделий для сборки сложной бытовой техники, производимой на территории Липецкой области и в РФ.

Развитие действующих кластеров и создание новых на пересечении перспективных бизнес-цепочек позволит продолжить диверсификацию региональной экономики, эффективно использовать имеющийся производственный потенциал и усилить экспортноориентированный вектор.

Выявление точек роста в муниципальных территориях обеспечивает сбалансированное пространственное развитие всей Липецкой области

Сформированная четырехуровневая система стала остовом в работе по привлечению инвестиций. Однако инвестиционная политика, реализуемая Управлением инвестиций и международных связей Липецкой области, значительно более многомерная. Одна из плоскостей – определение точек роста в муниципальных районах и городах с учетом отраслевой специфики действующих предприятий и имеющихся институтов развития.

Так, в 2018 году была разработана карта инвестиционных площадок Липецкой области (особые экономические зоны, индустриальные парки), которая содержит информацию о резидентах, объектах инфраструктуры существующих и планируемых к строительству, показателях перспективного развития, ресурсного обеспечения и наличия земельных участков. Карта так же содержит информацию о мерах господдержки и наличии кадрового потенциала муниципальных образований.

Данный подход, с одной стороны, помогает инвесторам быстрее сориентироваться и выбрать подходящий вариант, с другой – имеет важное стратегическое значение для сбалансированного развития региона. При таком подходе в Липецкой области выравниваются имеющиеся различия социально-экономического развития муниципалитетов. И это принципиально важный шаг, выгодно выделяющий Липецкую область на фоне соседних регионов, которые еще не подступались к сглаживанию контраста в развитии муниципалитетов. К примеру, в значительно большей по площади Воронежской области есть очевидные районы-лидеры (Бобровский, Лискинский) и безнадежные аутсайдеры (Петропавловский, Каширский), отставшие от успешных соседей на 10-12 лет как минимум. Иными словами, органы власти и управления Воронежской области трудно заподозрить в системном подходе к пространственному развитию муниципальных территорий.

В Липецкой области, напротив, четко обозначен тренд на выравнивание межмуниципальных различий в социально-экономическом развитии. Логично, что для этих целей используются инструменты реализации региональной инвестполитики. И имеющиеся муниципальные практики в данном направлении можно разделить на две большие группы: работа с инвесторами и действующими предприятиями в муниципальных территориях, где есть институты развития (прежде всего, ОЭЗ регионального уровня и индустриальные парки), и где нет институтов развития, но активно используются иные форматы работы с привлечением частного капитала. И тот, и другой способы работы с инвестициями на местах были проверены временем и успешно себя зарекомендовали. Поэтому знакомство с каждой из групп представляет интерес с точки зрения определения общего и особенного в реализации инвестполитики в муниципальных территориях Липецкой области.

Обратимся к первой группе. Показательные примеры в данном случае – Чаплыгинский и Данковский муниципальные районы. В этих территориях особые экономические зоны регионального уровня были созданы практически в одно время с ОЭЗ «Липецк», и к сегодняшнему дню приняли создали необходимые условия для своих резидентов.

Благодаря ОЭЗ РУ ППТ «Чаплыгинская» в муниципальном районе создано девять крупных промпроизводств

ОЭЗ РУ ППТ «Чаплыгинская» расположена в райцентре Чаплыгинского муниципального района. Была названа в соответствии с географической локацией, которая, в свою очередь, – в честь советского ученого-академика, одного из основоположников современной аэромеханики и аэродинамики Сергея Чаплыгина.

Символично, что именно здесь, в ОЭЗ регионального уровня открыты и работают технологичные промпроизводства. Основные направления: легкая, химическая, металлургическая, машиностроительная промышленность.

На территории ОЭЗ РУ ППТ «Чаплыгинская» зарегистрировано 9 участников. Четыре предприятия созданы с участием иностранного капитала (Австрия. Гремания, Китай). Продукция пяти резидентов поставляется не только в пределах Липецкой области, но и в другие российские регионы.

Так, ООО «Хавле Индустриверке» – австрийское предприятие по производству запорной арматуры для водоснабжения – реализует продукцию по Липецкой области, Тамбовской, Белгородской, Курской, Воронежской, Орловской и другим российским регионам. Планируемый объем инвестиций составляет 1755 млн. рублей. На начало июля текущего года освоено 753 млн. рублей. Создано 75 рабочих мест из 260 планируемых. Как отмечает генеральный директор предприятия Алексей Кузнецов, «с 2011 года мы находимся в Чаплыгине Липецкой области и не жалеем об этом. К нам ежегодно приезжают сотни людей из разных регионов, убеждаются в нашем качестве, убеждаются в нашем заводе, а после того как они посещают места Елец и Задонск, остаются настоящими фанатами Липецкой области».

Продукция немецкого предприятия по производству свеклоуборочных и картофельных комбайнов, запасных частей ООО «РОПА Русь» реализуется во всех шести регионах Центрального Черноземья, а также поставляется в другие регионы РФ. Объем вложенных инвестиций в четыре раза превысил планируемый, составив 646 млн. рублей. На предприятии создано 55 рабочих мест, в то время как планировалось всего 25.

Еще один резидент ОЭЗ РУ «Чаплыгинская» – ООО «ХОРШ Русь», немецкое предприятие по производству машин и оборудования для сельского хозяйства поставляет свою технику по всей территории РФ. Объем вложенных инвестиций составил 602 млн. рублей, превысив планируемый в семь раз. На промпроизводстве трудится 61 человек.

Китайское предприятие по производству систем капельного орошения ЗАО «Новый век агротехнологий» реализует продукцию по всей территории РФ. Данное производство стояло у истоков развития систем капельного орошения частного и агропромышленного назначения. Объем вложенных инвестиций на начало июля текущего года – 405 млн. рублей. На предприятии создано 68 рабочих мест.

ООО «Чаплыгинский Механический Завод» – предприятие по производству аксессуаров для ванных комнат и дома поставляет продукцию в большинство российских регионов. В производстве занято 78 сотрудников. Объем вложенных средств составил 123 млн. рублей.

7,6 млрд. рублейфактический объем вложенных инвестиций резидентами ОЭЗ ППТ РУ «Данков»

ОЭЗ ППТ РУ «Данков» площадью более 400 га отделена от жилых районов города промышленными предприятиями. Вдоль территории расположены железная и автомобильные дороги. Инженерно-геологические изыскания свидетельствуют о благоприятных условиях для промышленного строительства. В пяти километрах от города действует полигон захоронения бытовых и промышленных отходов.

На территории ОЭЗ РУ ППТ «Данков» зарегистрировано и функционируют четыре участника. Наиболее капиталоемкое промпроизводство – завод по изготовлению дрожжей ООО «Ангел Ист Рус», фактический объем инвестиций в который составил 6,9 млрд. рублей. На предприятии работают 559 человек.

Объем инвестиций в строительство завода по переработке сырья животного происхождения и производству кормовой муки и животных жиров ООО «Русские протеины Липецк» составил 476,8 млн. рублей. И это почти половина планируемого объема капиталовложений (850 млн. рублей).

Создание производства фруктанов для биофармацевтической и пищевой промышленности ООО «ИстАгро Дон» потребовало 2,7 млрд. рублей, из которых на сегодняшний день освоено 120 млн. рублей.

Фактический объем инвестиций в строительство завода по производству деревянных и металлических конструкций (изделий), товарного бетона, ЖБИ ООО «ДримВуд» составил 79,4 млн. рублей. На предприятии трудятся 13 человек.

Фактический объем вложенных инвестиций резидентами ОЭЗ РУ ППТ «Данков» на сегодняшний день составил 7,6 млрд. рублей. Участниками ОЭЗ было создано 579 рабочих мест. При этом потенциал площадки особой экономической зоны еще не исчерпан.

В состав ОЭЗ включены 2 участка площадью 26,5 га и 28,0 га для предприятий малого бизнеса, где можно разместить спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, мотели, гостиницы, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, местные и транзитные коммуникации, автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей, конструкторские бюро и т.п.

Между резидентами ОЭЗ регионального уровня и субъектами малого бизнеса есть успешные примеры коллаборации

ОЭЗ регионального уровня ориентированы, прежде всего, на крупный и средний бизнес. Однако это не означает, что нет пользы для малого бизнеса. Создание бизнес-цепочек стало неотъемлемой частью развития особых экономических зон.

Например, в Данковском районе ООО «Ангел Ист Рус» производит высокоактивные хлебопекарные прессованные дрожжи ANGEL, продает на хлебопекарные предприятия области, в мини-пекарни. При этом для производства используется сырье, выращенное на территории области. Кроме того, из сточных вод предприятие планирует извлекаться калий, который будет продаваться сельскохозяйственным предприятиям в качестве удобрения.

В Чаплыгинском районе тоже есть примеры удачной коллаборации. Так, между представителем малого бизнеса и ООО «Хавле Индустриверке» существуют договорные отношения по покраске пожарных гидрантов.

ОЭЗ регионального уровня, ставшие центром притяжения инвесторов в крупный и средний бизнес, создают синергетический эффект для субъектов малого и среднего бизнеса в территориях. Социально-экономический же эффект в виде стабильных налоговых отчислений, создании новых рабочих мест, стимулировании ссузов в обновлении учебных программ очевиден.

Неформальный «побочный» эффект работы ОЭЗ регионального уровня в муниципалитетах – социальное доказательство надежности вложения инвестиций и благоприятного инвестиционного климата территории. При этом, наряду с функционированием региональных ОЭЗ в муниципалитетах активно используются различные форматы и механизмы государственной поддержки потенциальных инвесторов.

КСТАТИ

Путь, который проходит потенциальный инвестор ОЭЗ регионального уровня

Порядок взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности устанавливается в рамках действующего законодательства и осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Липецкой области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

На первоначальном этапе с потенциальным инвестором проводятся рабочие встречи, на которых есть возможность ознакомиться с площадкой, условиями ее предоставления, размещения предприятия в соответствии с требованиями СанПиН, а также выявление и решение возникших вопросов.

Далее потенциальный инвестор заполняет опросный лист, в котором указывает характеристики предприятия, площадь необходимого земельного участка, а также необходимые мощности в отношении инженерной инфраструктуры.

При удовлетворении всех заявленных требований к площадке, инвестор ведет работу по подготовке бизнес-плана с дальнейшей его защитой на заседании Наблюдательного совета особых экономических зон регионального уровня. На защите инвестор презентует свой проект, отвечает на вопросы членов Наблюдательного совета. В случае присвоения потенциальному инвестору статуса «Участник» ОЭЗ, предоставляются заявленные преференции, а также земельный участок, требуемой площади без торгов и аукционов.

Алгоритм получения данного статуса участника ОЭЗ РУ

Лицо, намеревающееся получить статус участника ОЭЗ РУ, представляет уполномоченному органу по управлению ОЭЗ РУ заявку на заключение договора о ведении деятельности, которая должна содержать:

ü сведения о предполагаемой деятельности заявителя, соответствующей типу особой экономической зоны;

ü сведения о площади земельного участка, необходимой для предполагаемой деятельности заявителя;

ü сведения о предполагаемых объемах капитальных вложений, включая объем капитальных вложений в течение года со дня заключения договора о ведении деятельности.

Заявитель прилагает к заявке на заключение договора о ведении деятельности:

ü копию свидетельства о государственной регистрации;

ü копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

ü копию учредительных документов;

ü утвержденный заявителем инвестиционный проект (бизнес-план) по установленным требованиям, с указанием сроков представления проектной документации и результатов инженерных изысканий для проведения государственной экспертизы;

ü положительное заключение на бизнес-план, подготовленное кредитной организацией, принимающей решение о кредитовании проекта;

ü выписку из единого государственного реестра юридических лиц, выданную налоговым органом;

ü документы, подтверждающие наличие собственных средств не менее 20% от стоимости инвестиционного проекта по годам реализации проекта.

Уполномоченный орган по управлению ОЭЗ РУ принимает и направляет заявителю не позднее чем через шестьдесят календарных дней после получения документов решение о заключении договора о ведении деятельности или об отказе в заключении договора о ведении деятельности с указанием мотивированных оснований отказа.

Кроме того, на всех этапах реализации инвестиционного проекта на территории Липецкой области инвестора сопровождают ответственные работники отраслевых исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления, представители специализированной организации по работе с инвесторами.

В ТЕМУ

Система поддержки инвесторов, которые по каким-либо параметрам не соответствуют требованиям к потенциальным резидентам ОЭЗ

Если инвестор не является участником ОЭЗ, но планирует или уже начал реализацию инвестиционного проекта на территории Липецкой области , то он имеет возможность обратиться за предоставлением той или иной формы государственной поддержки в соответствии с действующим законодательством.

Формы государственной поддержки инвестиционной деятельности:

ü льготы по налогу на имущество организаций и понижения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в областной бюджет, в соответствии с законами области о налогах;

ü государственных гарантий области по инвестиционным проектам для осуществления инвестиций в форме капитальных вложений

ü предоставления субсидий из областного бюджета;

ü предоставления в залог активов, находящихся в распоряжении залогового фонда области;

ü включение в реестр региональных инвестиционных проектов;

ü предоставления информационной поддержки.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о предоставлении государственной поддержки в указанных формах, определен Законами Липецкой области «О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области» от 25.02.1997г. N 59-ОЗ и «О залоговом фонде Липецкой области» от 29.09.2004 №127-ОЗ, Закон «О регулировании некоторых вопросов, связанных с региональными инвестиционными проектами» от 28.09.2018 N 198-ОЗ.

Условия предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг из областного бюджета определены законом Липецкой области «Об областном бюджете на текущий год и на плановый периоды»

Пакет документов, необходимых для принятия решения о предоставлении государственной поддержки в других формах, подается в соответствующие отраслевые исполнительные органы государственной власти Липецкой области.

Отраслевые исполнительные органы государственной власти Липецкой области осуществляют прием заявки, готовят заключение о соответствии заявки действующему законодательству, передают комплект документов в комиссию по отбору инвестиционных проектов для оказания господдержки.

Комиссия рассматривает заявку инвестора на получение поддержки и принимает решение о предоставлении такой поддержки в установленные законодательством сроки.


(Нет голосов)


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Регионы ЦЧР   








7 холмов.jpg


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Калужская область

+10

Тульская область

+9

Московская область

+8

Липецкая область

+7

Белгородская область

+5

Тамбовская область

+4

Курская область

+3

Орловская область

+3

Ярославская область

+2

Тверская область

+2

Воронежская область

+2

Рязанская область

+1

Владимирская область

0

Смоленская область

-2

Брянская область

-3

Костромская область

-7

Ивановская область

-10

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Алексей ПОЗДНЯКОВ

Глава Рассказовского района Тамбовской области

"В 2018 году инвестиции в основной капитал муниципальной территории составили 1 млрд 352 млн рублей, или 102% к плановому показателю"








Воронежская область - территория нерациональной бюрократии


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Глеб КУЗНЕЦОВ

Политолог, руководитель экспертного совета ЭИСИ

«Народный фронт уже давно не ищет недостатков ни в чьей работе»







© 2004-2019, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье". Главный редактор: Волкова Алина Евгеньевна. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87