В 2014 году город принял участие в 7 федеральных и 9 областных программах
– Андрей Васильевич, развитие крупного города требует участия в федеральных и областных программах. Как в последние годы складывалось взаимодействие исполнительной власти Воронежа с вышестоящими уровнями власти по вопросу привлечения средств на развитие города? Можно ли говорить о том, что городские власти в этом отношении выстроили некую систему, которая способствует развитию города-миллионника?
– В администрации городского округа действительно выстроена система работы по включению городских объектов и мероприятий в государственные программы федерального и областного уровней. Участие в государственных программах является важнейшим инструментом реализации стратегии социально-экономического развития городского округа. Нами осуществляется постоянный мониторинг разработки и реализации государственных программ, готовятся и подаются бюджетные заявки на участие в программах, а также мы сопровождаем прохождение заявок в областных и федеральных органах власти.
Все этапы создания и прохождения заявок на участие в федеральных и региональных программах происходят в постоянном взаимодействии структурных подразделений администрации городского округа и исполнительных органов государственной власти области. Хочу отметить, что наше управление координирует эту деятельность в администрации Воронежа, а также постоянно работает со своим визави на областном уровне – департаментом экономического развития. Вместе с тем надо понимать, что привлечение средств бюджетов вышестоящих уровней представляется маловероятным без участия главы городского округа и губернатора области, в особенности, когда речь идет о крупных объектах.
По итогам 2014 года город принял участие в 7 государственных программах Российской Федерации и 9 государственных программах Воронежской области. На развитие областного центра из вышестоящих бюджетов получено 2,8 млрд рублей, в том числе: из федерального бюджета – 1 млрд рублей, областного – 1,8 млрд рублей. Это без учета средств, выделенных на реализацию областных мероприятий и строительство областных объектов на территории города, только муниципальные.
Рост объема привлеченных средств к уровню 2013 года увеличился в 1,4 раза: в том числе по федеральному бюджету – в 1,6 раза; по областному бюджету – в 1,3 раза. Таким образом, мы практически вышли на уровень 2010-2012 годов. Но здесь следует принять во внимание, что в эти годы выделялись существенные средства из бюджетов вышестоящих уровней на развитие здравоохранения (в 2012 году – более 1 млрд рублей), а в дальнейшем полномочия в части здравоохранения были переданы с муниципального на областной уровень.
– Есть ли конкретные примеры того, что Воронеж на фоне других городов не остается обделенным?
– Конкретные примеры привести достаточно сложно в силу отсутствия в открытом доступе систематизированной информации о привлечении средств по другим городам. Есть сведения о привлечении средств на то или иное мероприятие, объект, есть информация по регионам в целом. На основании этой достаточно фрагментарной информации делаем выводы о том, как мы смотримся на фоне других городов. На наш взгляд, не хуже подавляющего большинства областных центров. Конечно, сложно соперничать в объеме привлеченных средств с городами, в которых проводятся, например, крупные спортивные мероприятия, но по сравнению с другими, полагаю, мы смотримся вполне достойно.
– На какие приоритетные проекты развития городской агломерации в прошлом году были привлечены средства областного и федерального бюджета?
– Среди мероприятий, которые реализовывались в 2014 году при поддержке федеральных и областных властей, в первую очередь, назову строительство детских садов по ул. Ростовская и ул. Минская; приобретение четырех детских садов у строительных организаций; строительство двух школ на Московском проспекте и в мкр. Репное; строительство спортивного зала гимназии им. Басова; строительство дорог по улицам Землячки и Тимирязева; ремонт дороги по ул. Ломоносова; реконструкция Центрального парка культуры и отдыха; переселение граждан из аварийного жилья; ремонт и благоустройство 30 военно-мемориальных объектов. Как видите, спектр распределения средств является достаточно широким, что позволяет учесть интересы практически всех категорий граждан и решить многоплановые социальные задачи.
Губернатор Алексей Гордеев активно содействует экономическому и социальному развитию городской агломерации
– Андрей Васильевич, вы возглавляете управление мэрии, которое координирует работу по привлечению средств областного и федерального бюджетов на развитие города. Наверняка и глава города Александр Гусев, и ваше подразделение не только довольствуется тем, что удалось сделать в 2014-м году, но и рассчитываете принять участие в федеральных и областных программах в текущем году. Какие отрасли городской экономики и социальной сферы могут получить поддержку областного бюджета?
– В 2015 году планируется участие Воронежа в пяти государственных программах федерального уровня и в шести – областного. На городские объекты и мероприятия в рамках госпрограмм рассчитываем привлечь примерно столько же, сколько и в прошедшем году. Основной объем средств будет направлен на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры (1099,5 млн рублей), обеспечение жильем горожан (980,7 млн рублей) и на развитие образования (351,5 млн рублей). Данные направления являются для нас приоритетными.
– Какие объекты предложены для включения в областную адресную инвестиционную программу на 2015 год? Какие из них одобрены?
– Администрацией городского округа поданы бюджетные заявки на софинасирование из областного бюджета в рамках областной адресной инвестиционной программы 17 городских объектов на сумму 950,7 млн рублей. Сейчас сложно говорить о точных цифрах финансовой поддержки из областного бюджета в рамках областной адресной инвестиционной программы, но по предварительной информации в проекте ОАИП на 2015 год предусмотрены средства в размере 185,2 млн рублей на четыре приоритетных городских объекта: строительство общеобразовательных школ на Московском проспекте и в мкр. Репное (общей проектной мощностью – 1292 учащихся), реконструкция и развитие Центрального парка культуры и отдыха и строительство инженерной инфраструктуры в мкр. Шилово.
– Ключевой задачей, остро стоящей перед городской властью, является необходимость переселения граждан из аварийного жилья. Какие федеральные и областные средства могут быть привлечены в рамках государственных программ на решение этого злободневного вопроса?
– Администрацией городского округа в текущем году планируется привлечь 393,6 млн рублей из областного бюджета и 570,1 млн рублей из федерального бюджета на приобретение квартир для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и государственной программы Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Воронежской области». Добавив свою долю средств, мы сможем приобрести 637 жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья.
Шансы на получение федеральных финансовых средств, несмотря на непростую экономическую ситуацию, имеются
– В каких государственных программах Российской Федерации есть вероятность участия нашего мегаполиса в текущем году? Каковы выгоды для горожан?
– Несмотря на непростую экономическую ситуацию, достаточно высока вероятность получения финансирования в 2015 году по следующим государственным программам федерального уровня: «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; «Развитие образования»; «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»; «Доступная среда»; «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности».
Прежде всего, федеральные средства будут направлены на продолжение переселения граждан из аварийного жилья, а также на приобретение в муниципальную собственность двух детских садов общей проектной мощностью 270 мест, что позволит сократить очередность в детские сады детей в возрасте от 2 до 7 лет и снизить социальную напряженность для населения микрорайонов по ул. 9 Января и ул. Газовая. Также мы рассчитываем приобрести 20 единиц автобусов, работающих на газомоторном топливе, продолжить строительство пешеходных ограждений на улично-дорожной сети.
– Условием благоприятного инвестиционного климата областного центра является развитая транспортная инфраструктура. Какие планы на перспективу у городской власти относительно модернизации дорог, строительства развязок при условии поддержки федерального центра?
– Администрацией городского округа совместно с департаментом транспорта и автомобильных дорог области подготовлена и направлена бюджетная заявка на включение развязки на пересечении ул. Остужева и Ленинского проспекта в государственную программу РФ «Развитие транспортной системы». Кроме того, ведется работа по привлечению средств на модернизацию нерегулируемых пешеходных переходов и светофорных объектов в рамках государственной программы РФ «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности».
– Одним из критериев развития города является уровень обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры. Что ожидает здесь воронежцев?
– Администрацией городского округа совместно с департаментом архитектуры и строительной политики области подготовлена и направлена бюджетная заявка на строительство детских садов по Московскому проспекту, 142е и ул. Шишкова, 140б проектной мощностью 370 мест и школы по ул. Шишкова, 140б; проектной мощностью 825 мест в рамках государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Совместно с управлением физической культуры и спорта области подготовлен и направлен пакет документов на софинансирование строительства из средств федерального бюджета четырех физкультурно-оздоровительных комплексов в рамках государственной программы РФ «Развитие физической культуры и спорта».