Каждый регион уникален. Как уникален каждый человек. Даже соседние регионы, образующие единый федеральный округ, значительно отличаются друг от друга и по социально-экономическому развитию, и по укладу жизни. О том, в чем состоят особенности социально-экономического развития Воронежской области, в рамках реализуемого Агентством проекта*, мы беседуем с доктором экономических наук, заслуженным работником Высшей школы РФ, заведующей кафедрой управления, организации производства и отраслевой экономики Воронежского госуниверситета инженерных технологий Ириной Петровной БОГОМОЛОВОЙ.
Инвестиции должны быть социально ответственными
– Ирина Петровна, какой сегмент экономического развития Воронежской области, на ваш взгляд, можно считать наиболее успешным?
– Полагаю, что это, прежде всего, АПК. У нас определенно прослеживается стремление зарекомендовать Воронежскую область в качестве зернового региона. Он таким и был исторически. Но, к сожалению, базы для хранения зерна у нас в настоящее время не отвечают необходимым требованиям, поэтому существуют значительные потери ресурсов. Для устранения этого многое делает государство, в том числе и в рамках частно-государственного партнерства.
– Как вы думаете, состоят особенности системы привлечения инвестиций в регион?
– По привлекаемым инвестициям мы занимаем ведущие позиции в стране. Губернатор области и региональная власть делают достаточно много для того, чтобы инвестиционный климат был менее рискованным, чтобы привлекаемые инвестиции были выгодны всем: частным инвесторам, зарубежным инвесторам, самому региону. При этом не стоит разделять составляющие производства и духовную составляющую. Инвестиции должны быть социально ответственными. И в этом отношении у нас в регионе серьезное внимание уделяется и развитию туризма, привлечению инвестиций в развитие его инфраструктуры.
– Очень интересная мысль. Обычно речь идет о социальной ответственности бизнеса, а получается, что и привлечение инвестиций должно быть социально ответственным?
– Да, это обязательное условие для сбалансированного социально-экономического развития территории.
– А как бы вы оценили уровень развития инновационного производства и инновационного предпринимательства в регионе?
– Если отталкиваться от того количества бизнес-инкубаторов, которые у нас сейчас есть, то в целом можно говорить о развитии. Но хотелось бы видеть более динамичное развитие именно в промышленной сфере. Природно-климатические условия нашего региона диктуют необходимость обращаться именно к сфере сельского хозяйства и промышленной переработки. А у нас ощущается определенный перевес в сторону индустрии торговли и развлечений. Но ведь прежде чем пойти в торговые или развлекательные центры, люди должны располагать заработанными средствами. Вместе с тем крупнейшие промпредприятия региона, например, самолетостроительный завод, механический, шинный заводы должны развиваться более высокими темпами.
Вузы могут взять на себя важную социальную функцию – подготовку грамотных управленцев для малого бизнеса
– Как вы оцениваете условия для развития малого бизнеса в регионе?
– Малый бизнес сейчас – болевая точка не только для Воронежской области, но и России в целом. Законодательные изменения прошлого года повлекли за собой разорение огромного количества малых и микропредприятий. Сейчас эти вопросы пересматриваются на федеральном уровне. Однако очень легко уйти из бизнеса и очень трудно в него войти.
Разумеется, определенные шаги навстречу малому бизнесу делаются: сокращаются сроки оформления документов, уменьшается количество проверок, проводятся всевозможные консультации и даже выделение грантовых средств. Вместе с тем, если говорить о проблематике, то у многих людей отсутствуют знания. Я это вижу как экономист, как преподаватель, как бизнес-тренер.
Многие начинающие предприниматели готовы обратиться за помощью по созданию бизнес-плана. Но после отсутствие базовых экономических знаний создает мощный заслон на пути к успешной реализации запланированного. Ведь начинающий предприниматель далеко не всегда может позволить себе даже содержать профессионального бухгалтера. Соответственно, элементарные знания в сфере менеджмента, бухучета, маркетинга у предпринимателя должны быть. Он обязательно должен уметь управлять затратами.
– Получается, начинающий предприниматель изначально должен знать, каким образом быть конкурентоспособным?
– Более того, он должен быть конкурентоспособным с двух позиций. Как правило, они знают конкурентоспособность своего продукта по его качеству. Но есть и вторая сторона – ценовая конкурентоспособность. Эта конкурентоспособность – это фактически управление затратами. Чтобы управлять затратами, необходимо знать из чего они складываются, анализировать, выбирать варианты. Соответственно, для успешной реализации любого коммерческого проекта этими знаниями нужно владеть.
– Так, для начинающего предпринимателя крайне желательны, прежде всего, инвестиции «в себя», в свое образование?
– Да, важна помощь и с первоначальным капиталом и крайне важен фундамент основных экономических знаний. Мы, как образовательное учреждение, не станем защитным зонтом для предпринимателя. Но мы можем научить его самостоятельно соорудить себе такой зонт. И чем больше людей будет вовлечено в малое предпринимательство, тем заметнее станет темп развития среднего класса в регионе. А это, в свою очередь, будет способствовать и динамичному развитию региона в целом.
– Спасибо за беседу! Желаем вам как можно больше подготовить грамотных управленцев!
Беседовала
Елена СЕЛИВАНОВА
*При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 №115рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ