Интервью | 11.12.2017
Такой алгоритм обеспечивает уверенные действия государственных служащих субъекта РФ в поступательном развитии экономики и социальной сферы территории
Прошедшие дни принесли в один из регионов-лидеров современной России несколько хороших известий. Во-первых, и в Москве, и в других регионах страны узнали, что за 12 лет в Липецкой области создано 118 крупных, средних промышленных предприятий, причем во многом инновационных. И это на фоне других субъектов РФ, где еще даже не остановили процесс деиндустриализации. Во-вторых, липчане уверенно вошли в тройку лидеров среди 17 областей ЦФО по валовому региональному продукту (ВРП) на душу населения, по абсолютным показателем ВРП Липецкая область занимает 22-е место в России. И это при том, что некоторые регионы получили свой результат на ренте от природных ресурсов, а липчане трудились в развитии реального сектора экономики, совершенствуя ее инновационную составляющую. Современная практика государственного управления все более настоятельно требует подбора высокопрофессиональных, ответственных и динамичных руководителей и исполнителей. Почему все так системно и эффективно складывается, в чем секрет успеха региона, как липчанам удалось выйти на принципиально новый формат работы по подбору кадров и повышению квалификации государственных служащих области, рассказывает журналистам редакции регионального делового издания начальник управления государственной службы и кадровой работы администрации Липецкой области Вячеслав Явных.
– Вячеслав Иванович, насколько важна кадровая политика для региона и государственного управления?
– Качество государственного управления имеет прямую зависимость от реализации кадровой политики, подготовки высококвалифицированных и эффективно- действующих управленцев.
Не случайно глава администрации области Олег Петрович Королев работе с кадрами уделяет первостепенное внимание, ставя ее во главу угла, и настраивает кадровые службы всех уровней на ответственную, кропотливую, системную и всесторонне взвешенную, отвечающую современным требованиям работу как по подбору квалифицированных специалистов, так и по постоянному наращиванию компетенций каждым сотрудником в сочетании с ответственностью, а также на создание благоприятных, прозрачных, равных возможностей и стимулов для восходящих траекторий роста и профессионального развития.
Управление государственной службы и кадровой работы области старается неуклонно воплощать это в практику нашей деятельности и обеспечить кадровый состав государственных служащих области, способных работать в команде единомышленников, профессионально и быстро реагировать на вызовы времени, брать на себя ответственность и успешно работать на благо области и ее населения.
Сочетание бережного отношения с повышением спроса и ответственности
– Вячеслав Иванович, те неангажированные эксперты, которые посещают ваш регион, удивляются тому, что здесь многое получается и в экономике, и в социальной сфере, и в управлении. Почему? Есть какие-то особые технологии управленческой деятельности?
– На мой взгляд, секрет успеха липчан прост и сложен одновременно. Если хотите обеспечить экономическое и социальное развитие региона – инвестируйте в человека, в перспективные технологии, в новые возможности и условия, в подготовку современных высококвалифицированных кадров. Для обеспечения преемственности и обновления эффективной экономической и социальной политики необходимо обучать «кадры» современным технологиям, постоянно поддерживать необходимый уровень квалификации, наращивать компетенции посредством курсов повышения квалификации. И главное – нужно помочь им в формировании лидерских качеств. Это трудный путь, но дорога при этом не должна быть односторонней. Чтобы идти в ногу со временем, а то и своими новаторскими действиями опережать его, надо и самим госслужащим внедрять новые возможности в практику своей деятельности. Для этого необходимо самим постоянно учиться, самосовершенствоваться используя все возможные формы для саморазвития.
В нашей области во многом это удается, поэтому и отмечаются определенные успехи. Работа с кадрами в Липецкой области выстраивается на системной, я бы сказал на научной основе. Так, при отборе в резерв управленческих кадров администрацией области используются современные кадровые технологии по оценке персонала, с помощью так называемого ассессмент- центра. Он основан на использовании взаимодополняющих методик, ориентированных на оценку реальных качеств сотрудников, их психологических и профессиональных особенностей, соответствии требованиям должностных функциональных обязанностей, а также выявлении потенциальных возможностей специалистов, т.е в основу положен разработанный учеными комплексный и научный подход.
– То есть, мы говорим с вами о целой управленческой науке, которая сама по себе мало что дает, если умело не применить эти знания на практике, с учетом особенностей и традиций региона?
– Без научных методик в современном государственном управлении точно не обойтись. Как отмечают ученые и опытные практики в работе с персоналом, технологии ассессмент-центра являются одними из наиболее точных методов оценки компетенций сотрудников. Если с их помощью хорошо знать потенциал сотрудника, сильные и слабые стороны, то можно в будущем вырастить успешного руководителя. Кроме того, при приеме на работу новых сотрудников оценку кандидатов в управлении государственной службы и кадровой работы проводят внешние н е з а в и с и м ы е эксперты, из числа преподавателей вузов, имеющих как теоретические знания, так и практический опыт оценки управленческого резерва.
В результате независимого компетентного отбора составляется общее резюме кандидатов на должность в системе госслужбы. В нем описываются сильные и слабые стороны кандидатов, их особенности, доминирующий стиль деятельности. В итоге это помогает лицам, принимающим решения по кандидатам, уверенно осуществлять расстановку кадров в зависимости от объективной оценки, подготовки конкретного уровня его компетенций, развивать положительные качества и сильные стороны специалиста.
– Вячеслав Иванович, расскажите о мероприятиях, проводимых управлением для привлечения граждан на госслужбу?
– В целях равного доступа широкого круга граждан к замещению вакантных должностей государственной службы осуществляется кропотливая и последовательная работа по повышению открытости информации по конкурсам на замещение вакантных должностей государственной граждани включение в кадровые резервы администрации области. Практикуя проведение «Дней открытых дверей», широкое информирование населения через СМИ, социальные сети, тем самым обеспечивается большое количество желающих принять участие в конкурсных процедурах и тем самым обеспечивается качественный состав госслужащих. За счет увеличения информационной открытости возросло количество претендентов на замещение вакантных должностей с трех человек в 2015 году до девяти человек за I полугодие 2017 г. на одно место.
В ходе конкурсного отбора применяются современные тестовые системы. Кроме того, наша область выступила инициатором пилотного проекта использования возможности удаленного тестирования кандидатов на госслужбу на базе центров предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои документы», что обеспечивает доступность и прозрачность проведения конкурсных процедур на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и включение в кадровый резерв области, и этот пилотный проект липчан в настоящее время используется в регионах РФ.
Кроме того, управлением постоянно осуществляется мониторинг резервистов. Все назначения на должности государственной гражданской службы Липецкой области осуществляются только с учетом предварительного рассмотрения кандидатов, состоящих в кадровом резерве области. В связи с этим эффективность резерва кадров области постоянно растет.
Стажировки, практико-ориентированные семинары, тренинги, коучинговые технологии позволяют максимально быстро подготовить кадры к работе на руководящих позициях
– Ивсе-таки, на чем базируется вся система работы с кадрами? Как она выглядит, если можно, поэтапно?
– В основе всего – сложившаяся устойчивая и последовательная система организации непрерывности образования и повышения квалификации государственных служащих региона. После подбора кадров, управление с первых дней старается закрепить за новичками наставников, провести учебные курсы, обеспечить повышение их профессионального уровня. Неудивительно, что и к процессу организации повышения профессионального уровня управление госслужбы и кадровой работы администрации Липецкой области подходит не как к рутинному направлению, а как к возможности передать качественные знания служащим и рассмотреть лучшие региональные и мировые практики решения вопросов в соответствующих предметных областях.
– Вячеслав Иванович, если обучение кадров – это не рутинный процесс, то как вы управляете им в практической плоскости?
– В первую очередь, для организации проведения обучения управлением широко прорабатывается рынок образовательных услуг с целью привлечения как можно больше ведущих образовательных учреждений, в результате чего обучение проводят не только специалисты из учебных заведений Липецка, но и высококвалифицированные специалисты ведущих вузов Воронежа, Москвы, Санкт-Петербурга. Уровень преподавания в данных образовательных организациях максимально высокий за счет использования разнообразных авторских методик и интерактивных современных образовательных технологий, применения инновационных методов обучения, что позволило повысить интерес у государственных служащих области к участию в мероприятиях по профессиональному развитию. Так, управление госслужбы области ежегодно обучает свыше 40% государственных служащих области, субъекты РФ и федеральные органы государственной власти направляют на курсы порядка 20% государственных служащих.
– Весомо. А дальше?
– Сотрудники управления активно взаимодействуют с опытными представителями этих образовательных учреждений, предлагая вузам попробовать на абсолютно конкурентных условиях участвовать в системе госзакупок образовательных услуг. И выигрывают сильнейшие вузы в сочетании цены и качества. Но и этим не ограничивается процесс проведения курсов повышения квалификации и обучающих семинаров. Управление главной задачей ставит максимальное использование новых форм в образовательном процессе – компьютерных симуляторов, стажировок, выездных семинаров, различного рода тренингов, элементов коучинговых технологий, технологий мастер-класса, практической деятельности в коллегиальных органах. Идет постоянный поиск передовых проектов, модернизации сознания на основе прорывных технологий управления.
К примеру, в текущем году администрацией области закуплен современный тренажер – компьютерный симулятор «Региональное развитие» для руководителей «высшего звена», который позволяет имитировать управление регионом в том числе в различных отраслях и увидеть эффекты от принимаемых решений на основе управленческой отчетности с последующим аналитическим разбором достигнутых результатов. Задачей симулятора является выявление проблемных зон, повышение основных показателей развития виртуального региона. Симулятор максимально детально воспроизводит ситуацию управления регионом и включает в себя ряд управленческих блоков, таких как экономика, инфраструктура, транспорт, социальная сфера и пространство региона.
– Вячеслав Иванович, использование интерактивных современных технологий, таких как компьютерные симуляторы, тренинги, уже получило апробацию в других субъектах РФ или Липецкая область первая применяет данную форму обучения?
– Компьютерные симуляторы, насколько я знаю, начали применяться в обучении государственных и муниципальных служащих правительства Москвы и Московской области, а также в Республике Татарстан.
Изучив практику применения современных образовательных технологий, мы пришли к выводу, что использование в обучении компьютерных симуляторов позволяет максимально быстро подготовить кадры к работе на руководящих позициях, а также развить такие управленческие компетенции, как командообразование, критическое мышление, анализ и прогнозирование.
Сегодня внедрение передовых механизмов обучения государственных служащих является для нас основной повесткой дня. При этом обучение становится практически непрерывным и предполагает множество программ и курсов для разных целевых групп, в том числе государственных служащих на разных этапах развития карьеры. Обучение государственных служащих осуществляется в соответствии с современными мировыми тенденциями и актуальными потребностями государственной службы. При организации обучения акцент делается на усиление практической ориентации программ обучения, возможности их персонализации, широкого применения компетентностного подхода, дистанционного обучения, проведение курсов, направленных на развитие лидерских качеств, а также развитие компетенций, необходимых для исполнения должностных обязанностей. В нашей области государственные служащие области заполняют индивидуальные планы профессионального развития, на основании которых управление государственной службы и кадровой работы области формирует программы стажировок и курсов повышения квалификации. При планировании обучения учитывается необходимость в обучении по общим темам или по узкоспециализированным, в целях развития дополнительных компетенций у слушателя. В случае если нет возможности направить государственного служащего на очные курсы, ему предлагается пройти обучение в дистанционном формате в виде вебинаров или электронного обучения.
На обучение в Липецк: в 2017 году Минтруда и соцзащиты РФ определил Липецкую область площадкой для проведения «HR-практикума» по изучению передового опыта
– Системная работа управления государственной службы и кадровой работы приносит свои плоды? Как вас оценивают федеральные структуры?
– Да. Практики и технологии подбора, расстановки, обучения кадров, которые организуются в Липецкой области, не только заметили, но и отметили на федеральном уровне. В конце декабря 2016 года Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проводило Всероссийский конкурс «Лучшие кадровые стратегии и практики на государственной гражданской и муниципальной службе». На конкурс по 10 ключевым номинациям были представлены 153 заявки федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, а также муниципальных органов власти. Конкурсная комиссия отобрала 16 лучших, они были представлены 16 декабря в Минтруде РФ. В числе победителей конкурса оказались две кадровые практики администрации Липецкой области: «Кадровые резервы» и «Профессиональное развитие», они получили Благодарность Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
После проведения Всероссийского конкурса Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации запланировано проведение мероприятий по обмену опытом и внедрению на государственной гражданской и муниципальной службе современных технологий управления персоналом «HR-практикум». Администрация Липецкой области стала площадкой для проведения «HR-практикума» по изучению передового опыта по вопросам кадровой и наградной работы на государственной гражданской службе Липецкой области. Это признание факта, что Липецкая область является ярким примером региона с системной и выверенной кадровой политикой.
В текущем году мы номинируем четыре работы по кадровым технологиям. Надеемся, что не останемся незамеченными на всероссийском конкурсе.
(Нет голосов) |
Регионы ЦЧР |
|
| |
|
Регионы ЦФО
Редакция: Вопрос-ответ.
| |
|
Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова |
Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)
Воронежская область |
|
Тульская область |
|
Белгородская область |
|
Московская область |
|
Курская область |
|
Орловская область |
|
Тамбовская область |
|
Рязанская область |
|
Калужская область |
|
Брянская область |
|
Тверская область |
|
Владимирская область |
|
Липецкая область |
|
Смоленская область |
|
Ярославская область |
|
Ивановская область |
|
Костромская область |
О рейтинге
В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии: |
Свежий номер регионального делового издания
Юрий МИШАНКОВ Глава администрации Россошанского муниципального района Воронежской области |
Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями
|
|
Белгородская область - территория успеха и эффективной власти
|
Дмитрий Солонников Директор Института современного государственного развития, политолог |
"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".
|
© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.