Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Интервью | 11.12.2017

"Работу с кадрами глава региона ставит во главу угла"

"Работу с кадрами глава региона ставит во главу угла"

Такой алгоритм обеспечивает уверенные действия государственных служащих субъекта РФ в поступательном развитии экономики и социальной сферы территории

Прошедшие дни принесли в один из регионов-лидеров современной Рос­сии несколько хоро­ших известий. Во-первых, и в Москве, и в других регионах страны узнали, что за 12 лет в Липец­кой области создано 118 крупных, сред­них промышленных предприятий, при­чем во многом инно­вационных. И это на фоне других субъ­ектов РФ, где еще даже не останови­ли процесс деинду­стриализации. Во-вторых, липчане уве­ренно вошли в трой­ку лидеров среди 17 областей ЦФО по ва­ловому региональ­ному продукту (ВРП) на душу населения, по абсолютным по­казателем ВРП Ли­пецкая область за­нимает 22-е ме­сто в России. И это при том, что неко­торые регионы по­лучили свой резуль­тат на ренте от при­родных ресурсов, а липчане трудились в развитии реально­го сектора экономи­ки, совершенствуя ее инновационную составляющую. Со­временная практи­ка государственно­го управления все более настоятельно требует подбора вы­сокопрофессиональ­ных, ответственных и динамичных руко­водителей и испол­нителей. Почему все так системно и эф­фективно складыва­ется, в чем секрет успеха региона, как липчанам удалось выйти на принципи­ально новый формат работы по подбору кадров и повышению квалификации госу­дарственных служа­щих области, рас­сказывает журнали­стам редакции реги­онального делового издания начальник управления государ­ственной службы и кадровой работы ад­министрации Липец­кой области Вячес­лав Явных.

– Вячеслав Иванович, на­сколько важна кадровая по­литика для региона и государ­ственного управления?

– Качество государственного управления имеет прямую зави­симость от реализации кадровой политики, подготовки высококва­лифицированных и эффективно- действующих управленцев.

Не случайно глава администра­ции области Олег Петрович Ко­ролев работе с кадрами уделяет первостепенное внимание, ста­вя ее во главу угла, и настраивает кадровые службы всех уровней на ответственную, кропотливую, си­стемную и всесторонне взвешен­ную, отвечающую современным требованиям работу как по под­бору квалифицированных специ­алистов, так и по постоянному на­ращиванию компетенций каждым сотрудником в сочетании с ответ­ственностью, а также на создание благоприятных, прозрачных, рав­ных возможностей и стимулов для восходящих траекторий роста и профессионального развития.

Управление государственной службы и кадровой работы обла­сти старается неуклонно вопло­щать это в практику нашей дея­тельности и обеспечить кадро­вый состав государственных слу­жащих области, способных рабо­тать в команде единомышленни­ков, профессионально и быстро реагировать на вызовы времени, брать на себя ответственность и успешно работать на благо обла­сти и ее населения.

Сочетание бережного отношения с повышением спроса и ответственности

– Вячеслав Иванович, те не­ангажированные эксперты, ко­торые посещают ваш регион, удивляются тому, что здесь мно­гое получается и в экономике, и в социальной сфере, и в управ­лении. Почему? Есть какие-то особые технологии управлен­ческой деятельности?

– На мой взгляд, секрет успе­ха липчан прост и сложен одно­временно. Если хотите обеспе­чить экономическое и социальное развитие региона – инвестируйте в человека, в перспективные тех­нологии, в новые возможности и условия, в подготовку современ­ных высококвалифицированных кадров. Для обеспечения преем­ственности и обновления эффек­тивной экономической и социаль­ной политики необходимо обучать «кадры» современным технологи­ям, постоянно поддерживать не­обходимый уровень квалифика­ции, наращивать компетенции по­средством курсов повышения ква­лификации. И главное – нужно по­мочь им в формировании лидер­ских качеств. Это трудный путь, но дорога при этом не должна быть односторонней. Чтобы идти в ногу со временем, а то и своими нова­торскими действиями опережать его, надо и самим госслужащим внедрять новые воз­можности в практи­ку своей деятельно­сти. Для этого необ­ходимо самим посто­янно учиться, самосо­вершенствоваться ис­пользуя все возмож­ные формы для само­развития.

В нашей области во многом это удается, поэтому и отмечаются определенные успе­хи. Работа с кадрами в Липецкой области вы­страивается на систем­ной, я бы сказал на на­учной основе. Так, при отборе в ре­зерв управленческих кадров адми­нистрацией области используются современные кадровые техноло­гии по оценке персонала, с помо­щью так называемого ассессмент- центра. Он основан на использова­нии взаимодополняющих методик, ориентированных на оценку реаль­ных качеств сотрудников, их пси­хологических и профессиональных особенностей, соответствии тре­бованиям должностных функцио­нальных обязанностей, а также вы­явлении потенциальных возмож­ностей специалистов, т.е в основу положен разработанный учеными комплексный и научный подход.

– То есть, мы говорим с ва­ми о целой управленческой на­уке, которая сама по себе мало что дает, если умело не приме­нить эти знания на практике, с учетом особенностей и тради­ций региона?

– Без научных методик в совре­менном государственном управле­нии точно не обойтись. Как отме­чают ученые и опытные практики в работе с персоналом, технологии ассессмент-центра являются од­ними из наиболее точных методов оценки компетенций сотрудников. Если с их помощью хорошо знать потенциал сотрудника, сильные и слабые сто­роны, то можно в будущем вырас­тить успешного ру­ководителя. Кро­ме того, при при­еме на работу но­вых сотрудников оценку кандида­тов в управлении государственной службы и кадро­вой работы про­водят внешние н е з а в и с и м ы е эксперты, из чис­ла преподавате­лей вузов, име­ющих как теоре­тические знания, так и практиче­ский опыт оценки управленческо­го резерва.

В результате независимого компетентного отбора составля­ется общее резюме кандидатов на должность в системе госслужбы. В нем описываются сильные и сла­бые стороны кандидатов, их осо­бенности, доминирующий стиль деятельности. В итоге это помо­гает лицам, принимающим реше­ния по кандидатам, уверенно осу­ществлять расстановку кадров в зависимости от объективной оцен­ки, подготовки конкретного уровня его компетенций, развивать поло­жительные качества и сильные сто­роны специалиста.

– Вячеслав Иванович, рас­скажите о мероприятиях, про­водимых управлением для при­влечения граждан на госслуж­бу?

– В целях равного доступа ши­рокого круга граждан к замещению вакантных должностей государ­ственной службы осуществляет­ся кропотливая и последователь­ная работа по повышению откры­тости информации по конкурсам на замещение вакантных должно­стей государственной граждан­и включение в кадровые резервы администрации области. Практи­куя проведение «Дней открытых дверей», широкое информирова­ние населения через СМИ, соци­альные сети, тем самым обеспе­чивается большое количество же­лающих принять участие в конкурс­ных процедурах и тем самым обе­спечивается качественный состав госслужащих. За счет увеличения информационной открытости воз­росло количество претендентов на замещение вакантных должностей с трех человек в 2015 году до девя­ти человек за I полугодие 2017 г. на одно место.

В ходе конкурсного отбора при­меняются современные тестовые системы. Кроме того, наша об­ласть выступила инициатором пи­лотного проекта использования возможности удаленного тести­рования кандидатов на госслужбу на базе центров предоставления государственных и муниципаль­ных услуг «Мои документы», что обеспечивает доступность и про­зрачность проведения конкурсных процедур на замещение вакант­ных должностей государственной гражданской службы и включение в кадровый резерв области, и этот пилотный проект липчан в насто­ящее время используется в реги­онах РФ.

Кроме того, управлением по­стоянно осуществляется монито­ринг резервистов. Все назначе­ния на должности государствен­ной гражданской службы Липецкой области осуществляются только с учетом предварительного рассмо­трения кандидатов, состоящих в кадровом резерве области. В свя­зи с этим эффективность резерва кадров области постоянно растет.

Стажировки, практико-ориентированные семинары, тренинги, коучинговые технологии позволяют максимально быстро подготовить кадры к работе на руководящих позициях

– Ивсе-таки, на чем базиру­ется вся система работы с ка­драми? Как она выглядит, если можно, поэтапно?

– В основе всего – сложившая­ся устойчивая и последовательная система организации непрерывно­сти образования и повышения ква­лификации государственных слу­жащих региона. После подбора ка­дров, управление с первых дней старается закрепить за новичка­ми наставников, провести учебные курсы, обеспечить повышение их профессионального уровня. Неу­дивительно, что и к процессу ор­ганизации повышения професси­онального уровня управление гос­службы и кадровой работы адми­нистрации Липецкой области под­ходит не как к рутинному направ­лению, а как к возможности пере­дать качественные знания служа­щим и рассмотреть лучшие реги­ональные и мировые практики ре­шения вопросов в соответствую­щих предметных областях.

– Вячеслав Иванович, если обучение кадров – это не рутин­ный процесс, то как вы управляете им в прак­тической плоскости?

– В первую очередь, для организации прове­дения обучения управ­лением широко прораба­тывается рынок образо­вательных услуг с целью привлечения как можно больше ведущих образо­вательных учреждений, в резуль­тате чего обучение проводят не только специалисты из учебных заведений Липецка, но и высоко­квалифицированные специали­сты ведущих вузов Воронежа, Мо­сквы, Санкт-Петербурга. Уровень преподавания в данных образова­тельных организациях максималь­но высокий за счет использования разнообразных авторских методик и интерактивных современных об­разовательных технологий, при­менения инновационных методов обучения, что позволило повысить интерес у государственных служа­щих области к участию в меропри­ятиях по профессиональному раз­витию. Так, управление госслуж­бы области ежегодно обучает свы­ше 40% государственных служа­щих области, субъекты РФ и феде­ральные органы государственной власти направляют на курсы по­рядка 20% государственных слу­жащих.

– Весомо. А дальше?

– Сотрудники управления ак­тивно взаимодействуют с опытны­ми представителями этих образо­вательных учреждений, предлагая вузам попробовать на абсолютно конкурентных условиях участво­вать в системе госзакупок обра­зовательных услуг. И выигрывают сильнейшие вузы в сочетании це­ны и качества. Но и этим не огра­ничивается процесс проведения курсов повышения квалификации и обучающих семинаров. Управ­ление главной задачей ставит мак­симальное использование новых форм в образовательном процес­се – компьютерных симуляторов, стажировок, выездных семинаров, различного рода тренингов, эле­ментов коучинговых технологий, технологий мастер-класса, прак­тической деятельности в коллеги­альных органах. Идет постоянный поиск передовых проектов, модер­низации сознания на основе про­рывных технологий управления.

К примеру, в текущем году ад­министрацией области закуплен современный тренажер – ком­пьютерный симулятор «Регио­нальное развитие» для руководи­телей «высшего звена», который позволяет имитировать управле­ние регионом в том числе в различ­ных отраслях и увидеть эффекты от принимаемых решений на основе управленческой отчетности с по­следующим аналитическим разбо­ром достигнутых результатов. За­дачей симулятора является выяв­ление проблемных зон, повыше­ние основных показателей раз­вития виртуального региона. Си­мулятор максимально детально воспроизводит ситуацию управ­ления регионом и включает в се­бя ряд управленческих блоков, та­ких как экономика, инфраструкту­ра, транспорт, социальная сфера и пространство региона.

– Вячеслав Иванович, ис­пользование интерактивных современных технологий, та­ких как компьютерные симуля­торы, тренинги, уже получило апробацию в других субъектах РФ или Липецкая область пер­вая применяет данную форму обучения?

– Компьютерные симуляторы, насколько я знаю, начали приме­няться в обучении государствен­ных и муниципальных служащих правительства Москвы и Москов­ской области, а также в Республи­ке Татарстан.

Изучив практику применения современных образовательных технологий, мы пришли к выводу, что использование в обучении ком­пьютерных симуляторов позволя­ет максимально быстро подгото­вить кадры к работе на руководя­щих позициях, а также развить та­кие управленческие компетенции, как командообразование, критиче­ское мышление, анализ и прогно­зирование.

Сегодня внедрение передовых механизмов обучения государ­ственных служащих является для нас основной повесткой дня. При этом обучение становится практи­чески непрерывным и предпола­гает множество программ и кур­сов для разных целевых групп, в том числе государственных слу­жащих на разных этапах разви­тия карьеры. Обучение государ­ственных служащих осуществля­ется в соответствии с современ­ными мировыми тенденциями и актуальными потребностями го­сударственной службы. При ор­ганизации обучения акцент де­лается на усиление практической ориентации программ обучения, возможности их персонализации, широкого применения компетент­ностного подхода, дистанционно­го обучения, проведение курсов, направленных на развитие ли­дерских качеств, а также разви­тие компетенций, необходимых для исполнения долж­ностных обязанностей. В нашей области госу­дарственные служащие области заполняют ин­дивидуальные планы профессионального развития, на основа­нии которых управле­ние государственной службы и кадровой работы области формирует программы стажировок и курсов повышения квалификации. При планировании обучения учитывается необходи­мость в обучении по общим темам или по узкоспециализированным, в целях развития дополнительных компетенций у слушателя. В слу­чае если нет возможности напра­вить государственного служаще­го на очные курсы, ему предлага­ется пройти обучение в дистанци­онном формате в виде вебинаров или электронного обучения.

На обучение в Липецк: в 2017 году Минтруда и соцзащиты РФ определил Липецкую область площадкой для проведения «HR-практикума» по изучению передового опыта

– Системная работа управ­ления государственной служ­бы и кадровой работы прино­сит свои плоды? Как вас оце­нивают федеральные струк­туры?

– Да. Практики и технологии подбора, расстановки, обучения кадров, которые организуются в Липецкой области, не только за­метили, но и отметили на феде­ральном уровне. В конце декабря 2016 года Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проводило Всерос­сийский конкурс «Лучшие кадро­вые стратегии и практики на госу­дарственной гражданской и му­ниципальной службе». На кон­курс по 10 ключевым номинаци­ям были представлены 153 заяв­ки федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, а также муниципаль­ных органов власти. Конкурсная комиссия отобрала 16 лучших, они были представлены 16 дека­бря в Минтруде РФ. В числе по­бедителей конкурса оказались две кадровые практики админи­страции Липецкой области: «Ка­дровые резервы» и «Профессио­нальное развитие», они получи­ли Благодарность Министерства труда и социальной защиты Рос­сийской Федерации.

После проведения Всерос­сийского конкурса Министер­ством труда и социальной за­щиты Российской Федерации запланировано проведение ме­роприятий по обмену опытом и внедрению на государствен­ной гражданской и муниципаль­ной службе современных тех­нологий управления персона­лом «HR-практикум». Админи­страция Липецкой области ста­ла площадкой для проведения «HR-практикума» по изучению передового опыта по вопросам кадровой и наградной работы на государственной гражданской службе Липецкой области. Это признание факта, что Липецкая область является ярким приме­ром региона с системной и вы­веренной кадровой политикой.

В текущем году мы номиниру­ем четыре работы по кадровым технологиям. Надеемся, что не останемся незамеченными на всероссийском конкурсе.


(Нет голосов)


Возврат к списку

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Воронежская область

+9

Тульская область

+8

Белгородская область

+7

Московская область

+6

Курская область

+5

Орловская область

+4

Тамбовская область

+1

Рязанская область

+1

Калужская область

+1

Брянская область

+1

Тверская область

-2

Владимирская область

-4

Липецкая область

-5

Смоленская область

-6

Ярославская область

-7

Ивановская область

-8

Костромская область

-9

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Юрий МИШАНКОВ

Глава администрации Россошанского муниципального района Воронежской области

Россошанский район Воронежской области демонстрирует динамичное социально-экономическое развитие по итогам 2022 года




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика