Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Интервью | 15.10.2012

Последовательный рост инвестиций – результат планомерных усилий

Последовательный рост инвестиций – результат планомерных усилий

Сотрудничество с федеральным центром и активное привлечение инвесторов в сферу АПК позволяют Тамбовской области год за годом наращивать темпы экономического роста

75-летие Тамбовской области – хороший повод для анализа социально-экономической ситуации, осмысления достижений или их отсутствия, а также разработки планов на будущее. О том, каким образом удалось совершить прорыв в социально-экономическом развитии, за счет чего удается выдерживать высокие темпы роста экономики и есть ли предел возможностям – в интервью губернатора Тамбовской области Олега БЕТИНА региональному деловому изданию.

Локомотив развития – привлечение инвестиций

– Олег Иванович, общеизвестно, что динамичное развитие территории невозможно обеспечить без стратегического видения ее перспектив, которое, в свою очередь, может получать выражение в виде бумажного документа, формализованной стратегии развития. В чем особенности стратегии Тамбовской области, какие приоритеты в ней обозначены, посредством каких механизмов реализуется ее воплощение в жизнь?

– Для начала хочу сказать, что в 2008 году Минрегионразвития взяло курс на то, чтобы все субъекты Федерации имели стратегии развития. Во многих областях к этому требованию отнеслись формально, однако мы подошли к составлению этого документа серьезно, и в результате разработанная «Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года» стала реалистичным документом, который зафиксировал на бумаге ключевые направления экономического и социального развития. Первой целью стратегии стало превращение Тамбовской области в динамично развивающийся регион. Кроме того, нашими целями было сделать Тамбовщину инновационно активным, экологически благоприятным, комфортным для проживания, конкурентоспособным регионом, нацеленным на высокое качество жизни. Для реализации всего этого необходимы были конкретные экономические механизмы. Мы сделали ставку на привлечение инвестиций и не ошиблись.

Прежде всего, чтобы создать благоприятные условия для инвесторов, необходимо было качественное региональное законодательство в данной сфере. И вновь мы постарались подойти к решению этой задачи творчески и вместо того, чтобы механически копировать нормативные акты, принятые в других областях, взялись за разработку основополагающих документов самостоятельно, учитывая меняющиеся условия и используя современные подходы. Надо сказать, что это живой процесс, и он продолжается до настоящего времени.

Разумеется, работа с инвесторами имеет свои сложности. И опыт показывает, что даже проведение инвестиционных форумов вовсе не гарантирует их привлечения. Наша позиция заключалась в том, чтобы создавать условия для благоприятного развития бизнеса тех компаний, которые уже пришли работать в территорию. У нас с самого начала присутствовало понимание того, что значительную роль в успешном развитии бизнеса играют инвестиционные банки. Их сравнительно немного: это Центрально-Черноземный банк Сбербанка России, Россельхозбанк, Внешэкономбанк, ВТБ. Однако сегодня эти структуры работают достаточно осторожно, тщательно просчитывая все риски в связи с остро стоящей проблемой возврата выданных средств и зачастую требуя предоставления залога.

Важнейшим фактором для потенциального инвестора является предоставление земли под строительство крупных объектов. Для оперативного решения этих вопросов в области созданы специальные структуры, которые занимаются консолидацией земель и помогают инвесторам проводить собрания, сходы с пайщиками, заключать договора аренды. Кроме того, они помогают обеспечить законность и честность всех сделок, сделать так, чтобы никто никого не «кинул». Мы также выкупаем по рыночным ценам земельные участки.

Особым направлением работы является обеспечение крупных перспективных проектов необходимой инфраструктурой: подведение газа, воды, электричества, коммуникаций и т.д. Это требует значительных вложений: на каждый привлеченный миллиард инвестиций 10-15% составляют инфраструктурные затраты субъекта Федерации. Данные средства изыскиваются за счет федеральных программ, собственных источников, государственно-частного партнерства.

За последние годы нам удалось добиться достижения ключевых, обозначенных в стратегии, целей. При этом основным рычагом развития области стал инвестиционный механизм. В частности, если в 2000 году объем инвестиций в основной капитал составлял всего 2,5 миллиарда рублей, то в 2012 году этот показатель увеличился до 82,4 миллиарда.

При этом нельзя сказать, что процесс увеличения объема инвестиций является ровным, постоянным и развивается по инерции. Напротив, нам приходится регулярно сталкиваться с влиянием различных неблагоприятных факторов, от финансовых кризисов до повышения кредитных ставок банков из-за инфляции. К примеру, если с 2005 года наблюдалось последовательное увеличение темпа роста инвестиций в основной капитал и в 2007 году соответствующий показатель достигал 141,2%, то кризис привел к их значительному сокращению. Тем не менее, объемы инвестиций в области все же не упали до отрицательного значения, как в целом по России, а к настоящему времени восстановились. Противостоять негативным тенденциям и не допустить резкого обвала нам удалось благодаря привлечению банковского капитала.

За первое полугодие этого года Тамбовская область вышла на показатель 23,4 млрд рублей (для сравнения: в успешной Калужской области объем инвестиций составляет 28 млрд рублей, в Ярославской – 23 млрд, в Липецкой – 30 млрд). Таким образом, Тамбовская область по объему привлеченных инвестиций достигла уровня лучших субъектов Федерации. При этом, в отличие от Липецкой области, где в структуре инвестиций преобладают собственные средства (около 70%), в Тамбовской области они составляют лишь 24,8%. Остальные 75,2% регион привлекает извне: это кредиты банков, средства инвесторов из других регионов и федеральная поддержка..

Успешность выбранной нами стратегии подтверждает индекс промышленного производства: в кризисном 2009 году, когда в ЦФО и в целом по России наметился спад, благодаря привлеченным инвестициям, региональной власти удалось удержать этот показатель на уровне 100%, а впоследствии и выйти на докризисную динамику. На сегодняшний день в Тамбовской области производят около 60% всех выпускаемых в России изделий из асбестоцемента, цемента с различными волокнами и синтетическими полимерами, 20,8% органических синтетиче­ских красителей, 16% деревянных домов заводского изготовления. Доля региона в общероссийском объеме производства нетканых материалов составляет 15,4%, этилового спирта – 6,7%, растительного масла – 2,5%.

Свыше 60 крупных объектов агропромышленного комплекса

Почему вами была сделана ставка на привлечение инвесторов именно в агропромышленный комплекс? Каков объем инвестиций в этот сектор на сегодняшний день, на какие цели направляются эти средства? Каковы ожидаемые результаты этих вложений?

– Вопросы продовольствия и обеспечения продовольственной безопасности на сегодняшний день наиболее актуальны, причем не только для нашей области и страны в целом, но и на международном уровне. Это было одной из главных причин, по которой мы сделали акцент на привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс. Кроме того, это связано с имеющимся у области хорошим аграрным потенциалом и открывающимися в результате более широкими перспективами. В 2010 году, после выхода из кризиса, наметился резкий рост вложений в эту сферу. Если обратиться к цифрам, объем инвестиций в АПК Тамбовской области увеличился с 9,8 млрд рублей в 2010 году до 35,5 млрд рублей в 2012 году, то есть более чем в 3,5 раза.

Согласно комплексному проекту развития агропромышленного комплекса региона на 2012-2015 годы, в области одновременно возводится более 60 крупных объектов, в том числе 13 животноводческих комплексов и птицефабрик (общий объем инвестиций – 65,2 млрд рублей), 13 зернохранилищ (15,7 млрд рублей), 11 молочных комплексов (7,3 млрд рублей), 2 сахарных завода (16,9 млрд рублей), 5 овощехранилищ (9,6 млрд рублей).

В результате реализации проектов в сфере животноводства в этом году мы выходим на уровень производства 500-550 тысяч тонн мяса птицы и свинины в год. А через пару лет сможем производить 1 миллион тонн. В отличие от Белгородской области, где закупают корма в других регионах, мы планируем развивать это направление на собственной кормовой базе.

Особое внимание в регионе уделяется сахарной свекле. Сейчас Тамбовская область занимает 12,5% рынка производства белого сахара в России, и в ближайшее время мы планируем увеличить долю на этом рынке в два раза. Возможности региона позволяют это сделать, однако мощностей действующих сахарных заводов для совершения такого прорыва пока недостаточно – требуется их модернизация. Сейчас ведется их реконструкция. Кроме того, в следующем году будет завершено строительство нового сахарного завода, который в полтора раза увеличит мощность производства сахара в регионе.

В ближайшее время мы планируем выйти на производство более миллиона тонн белого сахара в год. Пока производим более 500 тысяч тонн за счет свекольного сахара и еще такой же объем – за счет переработки сахара-сырца из тростника. В прошлом году в Тамбовской области было выращено около 5 миллионов тонн сахарной свеклы, в этом году ожидается сопоставимый урожай. При этом около 1-1,5 миллиона тонн продукции будет переработано за пределами региона из-за нехватки собственных мощностей. К настоящему времени сахарная свекла собрана с половины от запланированных площадей, валовой сбор составил более 2 миллионов тонн. На сахарные заводы отправлено 1,5 миллиона тонн сладких корней.

Важно отметить, что мы развиваем не только первичное производство, но и переработку сельхозпродукции. Если проследить соотношение объема первичной продукции сельского хозяйства в денежном выражении к объему продукции пищевой и перерабатывающей промышленности, то в 2006 году оно составляло 21,3 млрд рублей к 7 млрд рублей, а в прошлом году – уже 50,8 млрд рублей к 43,7 млрд рублей. В этом году, согласно прогнозу, объем производства сельхозсырья достигнет 55 млрд рублей. а показатель продукции переработки – 54,5 млрд рублей, то есть фактически соотношение составит «рубль на рубль». При этом мы ставим целью в сфере АПК на каждый рубль сырья производить до 5 рублей конечного продукта, каждый год совершенствуя работу, повышая качество и развиваясь на этой основе.

Дальнейшим направлением развития является глубокая переработка, и в Тамбовской области уже реализуется ряд связанных с ней перспективных проектов. Один из них – ЗАО «БиоТехнологии» – касается глубокой переработки зерна. В настоящее время Россельхозбанк рассматривает вопрос о его финансировании. Планируемая производственная мощность проекта составляет 240 тысяч тонн продукции, которая включает в себя крахмал, клейковину, глюкозный и фруктозный сироп, лизин и аминокислоты. Пока таких производств в России нет, поэтому запланированное к созданию предприятие можно без преувеличения назвать уникальным.

Хочу обратить ваше внимание на то, что в Тамбовской области принята долгосрочная региональная программа развития АПК. Она предполагает достижение к 2020 году роста ВРП в 2,1 раза по отношению к уровню 2007 года, выход региона на бездотационность консолидированного бюджета в 2017 году, увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции в 2,7 раза, повышение среднемесячной зарплаты в 2,8 раза, снижение удельной энергоемкости ВРП на 40% по сравнению с 2007 годом. Эта программа была одобрена профильной комиссией Правительства РФ, что позволило получить на ее реализацию федеральные средства в рамках федеральных целевых программ.

Конечно, общероссийская программа развития до 2020 года сейчас корректируется – соответственно, в региональную программу также вносятся некоторые коррективы и уточнения. Однако по ряду направлений область установила для себя даже более высокую планку: к примеру, если федеральная программа предполагает увеличение продукции АПК на 20% к 2020 году, то в Тамбовской области отмечается рост на 49% уже в этом году. Если по итогам прошлого года по росту производства сельскохозяйственной продукции Тамбовская область заняла третье место в России, то по итогам первого полугодия этого года – первое! Причем поскольку в области уже построено много животноводческих помещений, они заполняются, можно говорить о сохранении позитивной динамики. В 2003 году президент страны В.В. Путин ставил задачу за 10 лет удвоить валовой региональный продукт – в Тамбовской области мы его удвоили за 9 лет.

Инновационный аграрный кластер позволит активировать научный и кадровый потенциал

– Какую роль играет в развитии сельского хозяйства в регионе наукоград Мичуринск, насколько востребованы сегодня в АПК разработки его ученых? Что представляет собой формируемый на его основе аграрный кластер, и для каких целей он создан?

– Дело в том, что мало увеличивать количество производимой продукции – для того, чтобы она была конкурентоспособной, необходимо повышать и ее качество. В региональной стратегии был обозначен курс на то, чтобы сделать область инновационно активным регионом. Мичуринск является единственным наукоградом аграрного профиля. Кстати, еще в советское время ученый, в честь которого был назван город, говорил о том, что необходимо накормить страну, создать много садов, использовать качественные сорта, которые улучшали бы, а не ухудшали здоровье человека. Идеи советского биолога реализуются сегодня в форме наукограда.

Целью современных селекционеров является создание сортов с заданными потребительскими свойствами. Безусловно, эта работа очень важна и востребована. И в этом аспекте Тамбовская область активно сотрудничает с другими регионами, поскольку если тамбовские исследователи ориентированы на растениеводство и садовые деревья, то в Воронежской области есть ученые, которые занимаются зерновыми, а в Астраханской области – бахчевыми культурами, поэтому интеграция поможет развивать сельскохозяйственную науку и внедрять ее достижения в практику.

Кроме того, важной задачей для Тамбовской области является подготовка специалистов в сфере сельского хозяйства. Для решения этой задачи необходимо было подвергнуть существующую систему среднего профессионального и высшего образования реорганизации как в плане объединения отдельных учебных заведений, так и в содержательной части учебного процесса.

Реализация крупных проектов в агропромышленной сфере натолкнула на идею создания на базе Мичуринского государственного аграрного университета вертикально интегрированного инновационного кластера сельскохозяйственных и промышленных предприятий для создания полного цикла производства плодовоовощной продукции. Ядром данного кластера выступает производственная зона агротехнопарка в сфере высоких биотехнологий на базе Мичуринска – проект «Зеленая долина». Его реализация позволит создать 11 тыс. рабочих мест в сфере инновационного производства, планируемый бюджетный эффект составит более 500 млн рублей.

Функции ключевого звена регионального кластера аграрного бизнес-образования выполняет Мичуринский государственный аграрный университет, активно реализующий программу инновационного развития. В него на ассоциативной и договорной основах входят учреждения начального и среднего профессионального образования аграрной направленности, всероссийские научно-исследовательские институты, сеть инновационных внедренческих предприятий, осуществляющих коммерциализацию результатов наиболее перспективных научных исследований, учебно-опытные хозяйства, экспериментальные заводы по переработке сельскохозяйственной продукции.

Кстати, на федеральном уровне важнейшей технологической платформой, созданной для согласования интересов бизнеса, науки и государства в сфере биотехнологий, является национальная агропродовольственная техплатформа «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК – продукты здорового питания». Организацией-координатором этой платформы также является Мичуринский государственный аграрный университет. Созданный в университете за последние годы научный и инновационный задел заложил основу успешного сотрудничества вуза с мировыми лидерами в области биотехнологической науки и практики, такими, как Институт биохимии им. А.Н. Баха РАН, ОАО «РТ Биотехпром», одним из крупнейших кластеров Германии «СLIB 2021», которые дали согласие стать якорными компаниями созданного в этом году Тамбовского биоэкономического кластера.

В государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы одним из ключевых направлений является развитие биотехнологий в пищевой и перерабатывающей промышленности. Это крахмалы и глюкозно-фруктовые сиропы, ферменты и микроорганизмы для молочных, масложировых, мясоперерабатывающих производств, органические кислоты. Тамбовский биоэкономический кластер как практический инструмент внедрения инноваций, аккумулируемых технологической платформой, специализируется как раз на производстве биотехнологических продуктов, востребованных на отечественном и зарубежном рынках.

В рамках кластера разработаны такие проекты, как создание биотехнологических комплексов по глубокой переработке зерна и по производству ферментов, развертывание коммерческого производства продуктов питания оздоровительного назначения из плодоовощного сырья. Эти инновационные проекты вызвали интерес у ведущих биотехнологических и агропродовольственных компаний Европы.

Населению – полномочия по распределению дополнительных федеральных средств

– Олег Иванович, Тамбовская область сейчас в лидерах по многим экономическим и управленческим показателям, и это тоже способствует пополнению региональной казны средствами из федерального бюджета. Как распределяются дополнительные поступления? Очень интересно было бы узнать подробности о федеральной субсидии, которой благодаря вашему решению лишились тамбовские чиновники.

– Ну, во-первых, не лишились: никто им ее и не давал. Недавно области выделили 81 миллион рублей за то, что она заняла 6-е место в рейтинге Минрегионразвития. Сумма не такая большая, и делить ее сложно: если раздать, потом обязательно будут обиженные. Да и улучшение многих показателей – это заслуга всего населения области. Поэтому приняли решение отдать эти деньги на места, на самый нижний уровень местного самоуправления, чтобы на сходах люди сами определили, сколько средств на общественно значимые проекты им нужно выделить. Так появился проект «народная инициатива», нацеленный на то, чтобы пробудить активность людей, подвигнуть их на добрые дела.

Его ключевая задача состоит в том, чтобы обеспечить финансовую поддержку местным проектам, которые считают знаковыми жители каждого конкретного населенного пункта. Они впервые получили возможность самостоятельно, независимо от местных чиновников, решить, на что их потратить: на ремонт Дома культуры, создание детской площадки, строительство водонапорной башни, еще на какие-то цели. Сейчас по всей области, практически в каждом населенном пункте проходят сходы населения или собрания общественных советов. Там обсуждаются конкретные проекты, предложения, после чего вынесенное решение доводят до местной администрации. При этом сами же общественники и проконтролируют, как реализуется выбранный ими проект. Мы надеемся, что пробуждение интереса населения к распределению заработанных совместными усилиями средств будет способствовать более активной позиции людей в реализации собственных бизнес-проектов на территории своего города или района и в целом положительно отразится на экономике области.

Материал подготовил
Дмитрий НЕЧАЕВ, доктор политических наук 


(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)


Возврат к списку

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Воронежская область

+9

Тульская область

+8

Белгородская область

+7

Московская область

+6

Курская область

+5

Орловская область

+4

Тамбовская область

+1

Рязанская область

+1

Калужская область

+1

Брянская область

+1

Тверская область

-2

Владимирская область

-4

Липецкая область

-5

Смоленская область

-6

Ярославская область

-7

Ивановская область

-8

Костромская область

-9

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Юрий МИШАНКОВ

Глава администрации Россошанского муниципального района Воронежской области

Россошанский район Воронежской области демонстрирует динамичное социально-экономическое развитие по итогам 2022 года




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика