Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Интервью | 15.09.2014

«Наш регион являлся лидером среди субъектов Российской Федерации новой волны по темпам внедрения инвестиционного стандарта»

«Наш регион являлся лидером среди субъектов Российской Федерации новой волны по темпам внедрения инвестиционного стандарта»

По итогам 2013 года Воронежская область заняла лидирующую позицию в ЦФО по среднедушевому показателю привлечения инвестиций в основной капитал. Разумеется, этому предшествовала серьезная работа по привлечению капитала в регион и созданию для этого необходимой инфраструктуры. О том, что стояло за этим достижением, какие предпринимались действия по внедрению положений регионального инвестиционного стандарта, а также о том, какими реализованными инвесmиционными проектами может гордиться Воронежская область – в интервью c руководителем Департамента экономического развития Воронежской области Анатолием БУКРЕЕВЫМ.


В Воронежской области внедрены все 15 положений инвестиционного стандарта

– Анатолий Митрофанович, по итогам прошлого года Воронежская область продемонстрировала хороший результат в сфере привлечения инвестиций, что не может не радовать. Можно ли сказать, что это следствие внедрения регионального инвестиционного стандарта, разработанного «Агентством стратегических инициатив» совместно с Министерством экономического развития РФ и «Деловой Россией»?

– Это системная работа. В Воронежской области внедрены все 15 разделов Стандарта. Первый этап реализации Стандарта завершен. По информации Агентства стратегических инициатив, наш регион являлся лидером среди субъектов Российской Федерации новой волны по темпам внедрения Стандарта.

Итоги работы правительства Воронежской области по внедрению Стандарта вошли в сборник лучших практик Российской Федерации по ряду ключевых разделов:

1) Инвестиционная стратегия;

2) Визуализация планов создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры;

3) Ежегодное послание губернатора области по вопросам инвестиционного климата и инвестиционной политики региона;

4) Система обучения, повышения и оценки компетентности уполномоченных сотрудников исполнительных органов государственной власти и специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.

В 2014 году осуществляется второй этап – мониторинг внедрения Стандарта. Важным этапом этой работы будет заключение Экспертной группы, в члены которой входят представители общественных объединений, представляющих интересы бизнеса.

- Если на уровне региона стандарт внедряется, то как быть с муниципалитетами?

Надо отметить, что в Воронежской области ведётся работа по реализации инвестиционного Стандарта и на муниципальном уровне: разработаны и утверждены приказом департамента экономического развития Воронежской области от 09.10.2013 № 146-О «Методические рекомендации по внедрению Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании»; проведены семинары и круглые столы, затронуты вопросы практического применения разделов Стандарта.

Также, важно отметить, что опыт работы администрации Лискинского района признан Агентством стратегических инициатив как один из успешных и рекомендован для формирования сборника успешных практик, направленных на качественное развитие территорий и улучшение бизнес-среды на муниципальном уровне. Лискинский район входит в список семи лучших муниципалитетов Российской Федерации.

За первое полугодие 2014 г. темп роста инвестиций составил 110,8% или 76,9 млрд. рублей в абсолютном выражении. По Российской Федерации значение показателя – 97,2%.

Особенность инвестпослания губернатора Воронежской области –в предельной конкретизации задач

- Как уже упомянули, одно из положений инвестстандарта – ежегодное инвестиционное послание губернатора. Какие основные положения заложены в инвестиционном послании губернатора Воронежской области А.В. Гордеева?

- Ежегодное инвестиционное послание губернатора области Алексея Васильевича Гордеева содержит итоги инвестиционного развития области за год, а также определяет основные направления дальнейшей реализации инвестиционной политики. Инициативы и основные приоритеты деятельности правительства области, изложенные в послании, выступают в качестве сигнала для инвесторов, на основании которого предприниматели прогнозируют направление развития своей компании, осуществляют приобретение оборудования, создают новые рабочие места.

В своём послании губернатор области Алексей Васильевич Гордеев предложил первоочередные инициативы в сфере инвестиционной политики. Это, прежде всего:

- реализация Прогноза научно-технологического развития Воронежской области. Определенным в Прогнозе областям науки и инноваций будет в первоочередном порядке оказываться поддержка со стороны государства. Соответственно предприниматели смогут найти в Прогнозе информацию о вероятных тенденциях будущего развития наукоёмких и инновационных технологий;

- разработка Генеральной схемы развития и размещения производительных сил Воронежской области. Данный документ станет основным инструментом для принятия потенциальными инвесторами решения о территориальном размещении производства;

- создание новых и развитие существующих инфраструктурно - обеспеченных инвестиционных площадок. Для удобства инвесторов на территории области ведется опережающее строительство инженерной и транспортной инфраструктуры индустриальных парков с тем, чтобы резиденты промзон могли осваивать участки с уже имеющейся инфраструктурой. Наряду с развитием уже существующих инвестиционных площадок в регионе постоянно ведется работа по подбору новых перспективных участков для промышленной застройки;

– Что в основе ключевых мееседжей послания бизнес-сообществу и всему региону?

- Приоритетные направления для привлечения инвестиций в Воронежскую область основаны на существующих конкурентных преимуществах региона, а также целевой установке губернатора на модернизацию традиционных и развитие новых видов экономической деятельности. Ключевым для развития экономики региона и повышения уровня жизни населения является вопрос привлечения инвестиций. Воронежская область – регион с высоким ресурсным, производственным, кадровым и научно-техническим потенциалом. Все это способствует формированию благоприятного инвестиционного климата и делает область оптимальным местом для размещения производств любого отраслевого профиля.

Кстати, на федеральном уровне отмечена особенность инвестиционного послания губернатора Воронежской области по сравнению с другими регионами - предельная конкретизация задач, стоящих перед правительством области направленных на содействие инвесторам в реализации их проектов. Кроме этого, в обязательном порядке соблюдается принцип публичности инвестиционного послания. Его положения Алексей Васильевич Гордеев представляет на заседании Воронежской областной Думы.

– Существует ли Совет по инвестициям в регионе, и когда он был создан?

– Да, в Воронежской области был создан совещательный орган «Комитет по поддержке инвестиций в Воронежской области» утвержденный постановлением правительства Воронежской области от 04.05.2010 № 361 «О создании комитета по поддержке инвестиций в Воронежской области».

С 2010 года было организовано регулярное проведение заседаний Комитета по поддержке инвестиций в Воронежской области. В соответствии с внедрением инвестиционного Стандарта Комитет был переименован в «Совет по улучшению инвестиционного климата Воронежской области».

Основная роль Совета по улучшению инвестиционного климата области заключается в защите инвесторов, оказании консультативной помощи по вопросам реализации проектов, выработке предложений по механизмам предоставления мер государственной (областной) поддержки и взаимодействия с исполнительными органами государственной власти области. В состав Совета входят представители бизнеса, общественных и научных организаций, члены экспертной группы по мониторингу внедрения инвестиционного Стандарта, которые дают рекомендации по совершенствованию действующих в области механизмов поддержки инвесторов. За счет решения частных вопросов находится и системное решение существующих проблем.

Так, например, на заседаниях рассматривались, такие вопросы как: о содействии компании ООО «БУНГЕ СНГ» в решении вопросов оценки рыночной стоимости земельного участка; об оказании содействия компании «ЛЕСАФР» в реализации проекта ООО «Воронежские дрожжи»; о совершенствовании механизмов взаимодействия исполнительных органов государственной власти Воронежской области с бизнесом по обращению общественной организации «Гражданское собрание «ЛИДЕР»; о развитии инфраструктуры пространственных данных Воронежской области и т.д.

К настоящему моменту проведено 22 заседания, рассмотрено и решено 35 проблемных вопросов, возникших в ходе реализации инвестиционных проектов.

«В результате создания комплексной системы мер господдержки снижены объемы затрат инвестора в размере от 10 до 30% стоимости проекта»

- В создании инфраструктуры системы привлечения инвестиций Воронежская область пошла по пути создания индустриальных парков. Является ли это направление основным инструментом в привлечении инвесторов или есть сопоставимо эффективные инструменты?

- В настоящее время на территории области функционирует двухуровневая система индустриальных парков: создано 3 государственных индустриальных парка («Масловский», «Лискинский» и «Бобровский») и частный индустриальный парк «Перспектива». Наиболее динамично развивается индустриальный парк «Масловский», где резидентами уже создано около 1000 рабочих мест со среднемесячной заработной платой 33 тыс. рублей, вложено свыше 10 млрд. рублей в создание новых производств.

На территории индустриальных парков области действует режим наибольшего благоприятствования для инвесторов. Правительством области создана комплексная система мер господдержки для резидентов индустриального парка, включая следующие финансовые преференции:

- осуществляется подведение инженерных сетей до границы участка инвестора за счет средств областного бюджета;

- предоставляются налоговые льготы по налогу на прибыль и налогу па имущество организаций;

- субсидируются расходы по обслуживанию кредитов в размере 2/3 ставки рефинансирования;

- предоставляется возможность получения государственных областных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств областного бюджета или обеспечения обязательств инвестора залогом областного имущества.

В соответствии с законом Воронежской области от 07.07.2006 г. № 67-ОЗ «О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области» инвесторам предоставляются и другие меры поддержки организационного характера: обеспечение информационного сопровождения инвестиционной деятельности, участие в разработке инвестиционных проектов, содействие инвесторам в размещении производства на территории индустриального парка.

В перечисленных «государственных» индустриальных парках стоимость арендной платы земельных участков рассчитывается в соответствии с кадастровой стоимостью земли без введения дополнительного коэффициента. Инвесторы получают участки, обеспеченные инженерной инфраструктурой. Созданные условия являются одними из наиболее конкурентоспособных, среди промышленных и особых экономических зон па территории Российской Федерации.

В результате создания комплексной системы мер господдержки снижены объемы затрат инвестора в размере от 10 до 30% стоимости проекта. Сроки реализации инвестиционной фазы проекта сокращены минимум на 90 дней. Зачастую, именно данный фактор является решающим при принятии инвестором решения о размещении производства в Воронежской области.

Таким образом, создание и развитие индустриальных парков является наиболее важным инструментом для привлечения инвестиций в регион. Размещение производств на инфраструктурно-подготовленных площадках с единой системой планировки и профессиональной управляющей компанией является наиболее удобным способом локализации предприятий для инвесторов. Вместе с тем, это не отменяет возможности оказание полного спектра государственной (областной) поддержки для реализации инвестиционных проектов на территории Воронежской области вне индустриальных парков.

- Анатолий Митрофанович, ряд экспертов указывает на то, что в период экономических реформ в Воронежской области фактически произошла деиндустриализация. На сегодняшний день можно ли сказать, что в Воронежской области реализуются знаковые прорывные инвестпроекты?

– Воронежская область всегда отличалась развитым сектором промышленности со сложившимися производственными традициями, богатым опытом подготовки кадров и существенным научно-практическим потенциалом. Несмотря на негативные тенденции 90-х годов, даже в период кризиса в промышленном секторе экономики, промышленный потенциал региона в целом сохранился. К рубежу тысячелетия специализация промышленности области (на тяжелом машиностроении и производстве продукции для военно-промышленного комплекса), отсутствие государственных заказов и государственного финансирования на конверсию производства обусловили более серьезный спад в сравнении с общероссийскими показателями: если общероссийская промышленность в 2000 году сократилась примерно вдвое (к уровню 1991 года), то воронежская – втрое (68 место среди субъектов Российской Федерации). Тяжелый опыт 90-х годов, тем не менее, способствовал пониманию того, что без скорейшей диверсификации региональной промышленности, и, безусловно, поиска новых точек роста и собственных конкурентных ниш, деиндустриализация области станет необратимым процессом.

В 2000-2013 годах развитие промышленного комплекса охарактеризовалось новым качеством роста при стабильном развитии действующих производств, что обусловило опережающие темпы роста в сравнении с общероссийской динамикой: в физическом исчислении в 2013 году производство промышленной продукции увеличилось 2,5 раза к уровню 1999 года (25 место среди субъектов Российской Федерации) при среднероссийском росте в 1,7 раза. Особенно высокие темпы роста промышленности Воронежской области наблюдались в последние пять лет. По темпам роста промышленности в 2009-2013 годах область находится в десятке лидеров (8 место): рост региональной промышленности составил 1,6 раза ( к уровню 2008 года) при том, что российский индекс промышленного производства за это период составил 104,4%.

В условиях замедления промышленного роста в целом по России промышленность Воронежской области на протяжении всего 2013 года по основным показателям демонстрировала положительную динамику, с темпами, превышающими соответствующие среднероссийские показатели. В 2013 году объем производства в целом по видам промышленной деятельности в физическом исчислении увеличился на 6,1% в сравнении с уровнем 2012 года (в РФ индекс промышленного производства составил 100,4%). При этом, следует отметить качество роста промышленного комплекса области, который был обеспечен за счет опережающих темпов в обрабатывающих производствах, составляющих основу экономики области. По итогам 2013 года по темпам роста промышленности область занимает 12 место среди субъектов Российской Федерации.

Хотелось бы также обратить внимание, что в Воронежской области выстроена определённая система финансовой поддержки субъектов и инновационной деятельности, начиная со стадии создания объектов интеллектуальной собственности, их коммерциализации и заканчивая возможностью выхода на серийное производство, реализацию более крупных проектов.

По итогам 2013 года Воронежская область заняла 2 место по ЦФО и 4 место в целом по России по инновационной активности малых предприятий, то есть предприятий малого бизнеса, осуществлявших технологические инновации - 9,7% (в среднем по РФ – 4,8%).

В текущем году в промышленных видах деятельности сохраняется положительная динамика развития с темпами роста, превышающими среднероссийские значения. По итогам I полугодия 2014 года индекс промышленного производства составил 104,9% (в РФ – 101,5%). За 8 месяцев 2014 года индекс промышленного производства по области составляет уже 109,5%.

- И все-таки, какие реализованные или реализующиеся инвестпроекты можно назвать знаковыми для региона?

– Знаковыми для области в индустриальном секторе экономики стали наиболее крупные инвестиционные проекты следующих предприятий:

ОАО «Евроцемент груп», создавшее «с нуля» новый цементный завод, не имеющий аналогов в России и странах СНГ. На предприятии применены самые современные технологии цементной промышленности. В то же время, предприятие соответствует самым высоким экологическим стандартам.

ЗАО «Воронежский шинный завод», осуществившее крупную модернизацию производства по выпуску бескамерных шин.

ОАО «Воронежсинтезкаучук», запустившее производство бутадиен-стирольных термоэластопластов.

ОАО «Воронежсельмаш», обеспечивающее выпуск сельхозтехники и зерноочистительного оборудования на новом заводе, построенном в Масловской промзоне.

ООО «Сименс Трансформаторы», также запустившие в индустриальном парке «Масловский» производство трансформаторов.

ЗАО ФК «Центр-Космос-Нефть-Газ», осуществляющее инвестиции в создание производства по выпуску крупногабаритного сепарационного, колонного и емкостного оборудования для нефтегазовой, химической отраслей промышленности и энергетики.

Также, большое количество инвестиционных проектов реализуется в агропромышленном секторе экономики области. Среди них можно выделить такие значимые проекты, как ООО «Заречное» (разведение и откорм мясного скота) и ООО АПК «АГРОЭКО» (свинокомплексы), ООО «ЭкоНиваАгро» (молочные комплексы). Отдельно отмечу, что ООО «Заречное» - это первое предприятие в России, в котором создана полностью самовоспроизводящаяся система выпуска высококлассного мяса говядины, начиная от производства суперэлитного скота до переработки и поставки мяса.

В целом, ежегодно в области реализуется 15-20 крупных инвестиционных проектов (с объемом финансирования более 150 млн. рублей каждый). Основным инструментом реализации проектов и осуществления инвестиций в регионе является программы социально-экономического развития Воронежской области, дающая возможность включённым в неё проектам пользоваться мерами государственной (областной) поддержки. В рамках Программы завершена инвестиционная фаза более чем на 80 особо значимых для экономики области проектах с общим объемом инвестиций около 200 млрд. рублей.

При этом необходимо отметить активность в сфере промышленного производства малых и средних предприятий, которые расположены как в областном центре, так и на территории муниципальных районов области. К таким проектам можно отнести следующие:

- техническое перевооружение производства промышленных аппаратов воздушного охлаждения теплообменного  и емкостного оборудования ЗАО «БорМаш» (Поворинский район);

- техническое перевооружение производства по выпуску электродвигателей и электроприводов малой мощности на новой производственной площадке ЗАО «МЭЛ» (г. Воронеж);

- техническое перевооружение производства по выпуску преобразователей электроэнергии, источников и систем электропитания на новой производственной площадке ЗАО «Орбита» (г. Воронеж);

- техническое перевооружение и расширение производства алюминиевого профиля ООО «АВА-Трейд» (Семилукский район);

- расширение производства теплообменного оборудования на базе ввода в эксплуатацию современного металлообрабатывающего оборудования ООО «Грибановский машиностроительный завод» (Грибановский район).

- создание нового цеха деталей, узлов и сборочных единиц трубопроводов энергетических установок для тепловых и атомных электростанций ЗАО «Лискимонтажконструкция» (Лискинский район);

- строительство фабрики по производству столешниц ООО «КДМ-опт» (Семилукский район);

- фабрика по производству матрасов ООО «Кедр - МК» (Воронеж);

Результат создания комфортных условий для инвесторов, снижения рисков инвестирования подтверждается данными рейтингового агентства «Эксперт-РА»: область по итогам 2013 года заняла 6 место среди регионов в номинации «Регионы с минимальными рисками инвестирования».

- Спасибо за беседу


КСТАТИ

Стандарт был разработан Агентством стратегических инициатив в сотрудничестве с Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» и является инициативой, направленной на создание благоприятной среды для увеличения притока инвестиций в регионы через внедрение лучших российских и международных практик взаимодействия региональных органов власти с предпринимателями.

Апробация Стандарта осуществлялась в 2012 году в 11 «пилотных» субъектах Российской Федерации – Республиках Татарстан и Башкортостан, Пермском крае, Астраханской, Белгородской, Калужской, Липецкой, Свердловской, Ульяновской, Челябинской и Ярославской областях.

По итогам «пилотного» внедрения была осуществлена доработка существующих и созданы новые инструменты для обеспечения эффективной работы по привлечению инвестиций, и с 2013 года в соответствии с Поручениями Президента РФ от 31.01.2013 г. № Пр-144ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 27.12.2012 г., внедрение Стандарта стало обязательным на всей территории России. Таким образом, все остальные регионы, в т. ч. и Воронежская область, образовали «новую волну» внедрения Стандарта.

В 2013 году в Воронежской области Стандарт был успешно внедрён.

В ТЕМУ

Основные направления инвестиционного послания губернатора Воронежской области Алексея Гордеева

- Развитие инноваций ещё один приоритет, которому оказывается пристальное внимание. Всего за 2012 – 2013 годы государственная финансовая поддержка была оказана 60 инновационным компаниям на сумму 160 млн. рублей, предоставлены гранты 18 авторам лучших инновационных проектов вузов Воронежской области на сумму 2,3 млн. руб.;

- Сокращение отдельных процедур, а также оптимизация процессов разрешений и согласований при реализации инвестиционных проектов. Эта работа соответствует целям, определенным в указах Президента Российской Федерации по вхождению России в число стран с наиболее привлекательным инвестклиматом. В Воронежской области к 2013 году предельный срок прохождения всех процедур, необходимых для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства непроизводственного назначения в снижен до 216 дней (в 2011 году – 430 дней);

- Разработка региональной программы повышения производительности труда и создания высокопроизводительных рабочих мест. Данная программа разрабатывается в целях содействия работодателям в подготовке высокопроизводительных рабочих мест и росту производительности труда на предприятиях;

- Особая работа с муниципальными районами области, где определены дополнительные стимулы для осуществления инвестиций. Особые преференции для развития бизнеса были определены в семи муниципальных районах с низким уровнем экономического развития – Богучарский, Бутурлиновский, Верхнемамонский, Кантемировский, Петропавловский, Репьевский и Терновский муниципальные районы. Дополнительное стимулирование предпринимательской активности за счет снижения налоговой нагрузки и финансовых преференций позволило существенно улучшить ситуацию в большинстве районов, а одному из районов – Бутурлиновскому – выйти из перечня «депрессивных».


(Голосов: 2, Рейтинг: 3.1)


Возврат к списку

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Воронежская область

+9

Тульская область

+8

Белгородская область

+7

Московская область

+6

Курская область

+5

Орловская область

+4

Тамбовская область

+1

Рязанская область

+1

Калужская область

+1

Брянская область

+1

Тверская область

-2

Владимирская область

-4

Липецкая область

-5

Смоленская область

-6

Ярославская область

-7

Ивановская область

-8

Костромская область

-9

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Юрий МИШАНКОВ

Глава администрации Россошанского муниципального района Воронежской области

Россошанский район Воронежской области демонстрирует динамичное социально-экономическое развитие по итогам 2022 года




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика