Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Интервью | 24.09.2012

«Наличие системы перспективного планирования – существенный фактор повышения инвестиционной привлекательности»

«Наличие системы перспективного планирования  – существенный фактор повышения инвестиционной привлекательности»

Татьяна ДЬЯЧЕНКО, руководитель экономического управления департамента экономики администрации города Воронежа: «Наличие системы перспективного планирования – существенный фактор повышения инвестиционной привлекательности»

Рост инвестиций в экономику столицы Черноземья за первое полугодие 2012 года составил 112,5%, что превышает среднероссийский показатель (111,6%)

Каковы итоги экономического развития Воронежа за первое полугодие 2012 года? Можно ли говорить в этой связи об определенных позитивных трендах в экономике города? Насколько реалистичны программные стратегические документы, определяющие развитие областного центра? Сколько муниципальных и ведомственных программ действует в столице Черноземья, каков общий объем их финансирования и что конкретно удалось сделать в результате их реализации? Ответы на эти и другие актуальные вопросы – в беседе и.о. главного редактора газеты «Экономика и жизнь – Черноземье» Андрея ГОНЧАРУКА с руководителем экономического управления департамента экономики администрации города Воронежа Татьяной ДЬЯЧЕНКО.

Воронежские предприятия демонстрируют рост производства

– Татьяна Анатольевна, каковы основные показатели социально-экономического развития города Воронежа по итогам первого полугодия этого года? Как они выглядят относительно цифр за аналогичный период прошлого года? Можно ли говорить о позитивных изменениях, и если да, то в каких именно сферах и отраслях?

– Если говорить о ключевых статистических показателях, характеризующих развитие города, важнейшим из них является индекс промышленного производства. По итогам шести месяцев он составил в городском округе 131,9%, что существенно выше общероссийского значения (103,1%).

Воронежская область по темпам роста промышленного производства (136,6%) по итогам полугодия стала лидером среди субъектов Российской Федерации. Значительный вклад в достижение регионом этого показателя внесли предприятия городского округа город Воронеж.

Наибольший рост был зафиксирован в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 190%, производстве машин и оборудования – 188%.

Чтобы не оставаться в рамках сухих цифр статистики, хочу коротко рассказать о ситуации на воронежских предприятиях, по результатам деятельности которых и сформировалась положительная динамика промышленного развития городского округа.

Стабильно наращивает объемы производства ОАО «Воронежсинтезкаучук». Предприятие освоило выпуск новых видов продукции и в настоящее время завершает реализацию крупного инвестиционного проекта, который позволит значительно увеличить мощность производства термоэластопластов нового поколения.

В новом формате заработал Воронежский шинный завод. В связи со сменой собственника (теперь это совместное предприятие компании «Ростехнологии» и итальянского концерна «Pirelli») предприятие переходит на производство шин мирового уровня под брендом «Pirelli».

Уже третий этап модернизации проводит Воронежский стеклотарный завод – филиал ООО «РАСКО». Предприятие успешно осваивает производство новых видов продукции (бутылок под соки и минеральную воду), наращивает ее поставки как внутри России, так и в страны СНГ.

Успешно работали в первом полугодии машиностроительные предприятия: ОАО «Тяжмехпресс», ООО «УГМК Рудгормаш-Воронеж», ООО «Воронежсельмаш», ЗАО «Гидрогаз», ОАО «Турбонасос». Внесли свой вклад в поддержание статуса Воронежа как одного из промышленных центров нашей страны ЗАО «Воронежстальмост», предприятия транспортного машиностроения – Воронежский вагоноремонтный завод (филиал ОАО «Вагонреммаш») и Воронежский тепловозоремонтный завод (филиал ОАО «Желдорреммаш»), а также предприятия электронной промышленности – ОАО «Концерн «Созвездие» и ОАО «Электросигнал».

Говоря о других секторах промышленности городского округа, отмечу, что в первом полугодии этого года достаточно динамично развивалось производство строительных материалов. Возросло производство железобетонных изделий (на 22,9%), кирпича (на 23,8%), что неразрывно связано с увеличением выполняемых строительных работ.

– Сказанное вами иллюстрирует позитивные тренды, а что можно сказать о проблемных аспектах? Какие городские предприятия сталкиваются с проблемами, как планируют их преодолевать?

– Пока непростая ситуация складывается на ОАО «ВАСО». В настоящее время предприятие испытывает определенные трудности как со сбытом уже готовых машин, так и с привлечением заказов на изготовление новых. Тем не менее есть надежда, что реализация программы по снижению производственных издержек и повышению конкурентоспособности собственных изделий, участие в программе изготовления самолетов в рамках государственного заказа, а также поддержка со стороны правительства Воронежской области и лично губернатора области Алексея Васильевича Гордеева позволят заводу преодолеть все трудности.

Неоднозначная ситуация сложилась на предприятиях пищевой промышленности. По ряду видов продукции по итогам первого полугодия отмечено небольшое снижение объемов производства – в частности, речь идет о таких продуктах, как кондитерские изделия, сыры и творог, рыбная продукция, пиво. Это связано с острой конкуренцией на данном рынке со стороны как российских иногородних предприятий, так и зарубежных производителей. В случае с пивом добавилось ужесточение условий его реализации в розничной торговле. В то же время заметно возросло производство сливочного масла (на 47,2%), колбасных изделий (на 22,0%), цельномолочной продукции (на 15,6%). Надеемся, что мероприятия по техническому перевооружению и повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции позволят воронежским предприятиям сохранить, а по некоторым видам продукции – и увеличить свою долю на российском продовольственном рынке.

– Технологическую модернизацию сложно представить себе без привлечения инвестиций. Есть ли позитивные изменения в этом направлении?

– Показатели инвестиционного развития экономики городского округа, безусловно, заслуживают особого упоминания. Рост инвестиций за первое полугодие 2012 года составил 112,5%, что превышает среднероссийский уровень (111,6%). При этом хочу обратить ваше внимание на то, что крупные инвестиционные проекты реализуют как действующие предприятия, так и вновь создаваемые.

Существенный вклад в инвестиционный рост вносят резиденты индустриального парка «Масловский», созданного правительством Воронежской области. Там начал свою работу трансформаторный завод «Сименс», готовится к запуску новая производственная площадка ООО «Воронежсельмаш» – единственное в России предприятие сельхозмашиностроения европейского уровня, созданное за последние годы. Кроме того, продолжается реализация проекта по строительству крупного производственно-логистического комплекса ООО «Армакс Групп». ООО «ПК «Ангстрем» приступило к строительству аналогичного объекта, ООО УСК «Спецстальтехмонтаж» начало реализацию проекта по созданию предприятия, выпускающего металлоконструкции. Готовится к строительству нового завода ОАО «Верофарм». Реализация всех заявленных на сегодня проектов на территории индустриального парка позволит создать свыше 5 тысяч новых рабочих мест на современных высокотехнологичных производствах, а также значительно увеличит налоговые поступления в бюджет городского округа.

– Что можно сказать о развитии строительства, торговли, ключевых показателях социальной сферы?

– Ситуация в сфере жилищного строительства заметно улучшилась. Так, в первом полугодии сданы в эксплуатацию жилые дома площадью 137,3 тыс. кв. м, что на 21,1% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Значительная часть этой площади пришлась на дома, построенные индивидуальными застройщиками (52,4 тыс. кв. м, или 124,7% к уровню прошлого года). Положительную динамику данных показателей мы ожидаем и по итогам года.

При этом очень важно, что строительные компании не только завершают ранее начатые объекты, но и приступают к реализации новых крупных проектов по строительству современных жилых комплексов различного класса. Это комплексная застройка бывших земель Агроуниверситета по ул. Шишкова, новый жилой квартал ООО «Выбор» по ул. Переверткина, жилой комплекс «Солнечный Олимп» на ул. Карла Маркса и целый ряд других проектов. Все это свидетельствует о том, что строительный комплекс городского округа не испытывает кризисных явлений, налажены и доступны механизмы финансирования как для застройщиков, так и для будущих покупателей жилья (прежде всего, программы ипотечного кредитования), а на квартиры, построенные воронежскими строителями, существует устойчивый спрос.

Важнейшими индикаторами экономического развития муниципального образования и благосостояния его граждан являются показатели развития потребительского рынка. Здесь в первом полугодии 2012 года также наблюдалась положительная динамика. Оборот розничной торговли за этот период по сравнению с первым полугодием 2011 года вырос на 23,9%, составив 100 млрд рублей. На территории городского округа открылось 88 новых магазинов. Продолжилось некоторое снижение количества объектов мелкорозничной торговой сети, которое связано с упорядочиванием размещения киосков и павильонов на территории городского округа и переходом к более цивилизованным формам торговли. Однако это не повлияло на показатели, сложившиеся по Воронежу в целом.

Что касается доходов населения, необходимо сказать, что в Воронеже отмечается рост среднемесячной заработной платы: по крупным и средним предприятиям за первое полугодие она составила 22064,5 рубля, что на 17,8% выше аналогичного показателя прошлого года.

Наблюдается снижение числа зарегистрированных безработных: на 1 июля 2012 года оно уменьшилось на 18,4% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Перечисленные положительные тенденции в экономике городского округа позволяют нам с оптимизмом смотреть в будущее и надеяться на дальнейший рост уровня и качества жизни воронежцев.

Основная цель – повышение качества жизни населения города

– Какие программные документы, разработанные при участии управления, определяют в настоящее время развитие экономики и социальной сферы города? Если оценить запланированные и реально полученные результаты за последние несколько лет, насколько велико расхождение между ними?

– В настоящее время сформирована и функционирует система планирования социально-экономического развития городского округа город Воронеж.

В 2010 году по поручению главы городского округа Сергея Михайловича Колиуха с привлечением группы ученых ВГУ был разработан Стратегический план социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 года. В целях реализации Стратегического плана утверждена Программа комплексного социально-экономического развития городского округа город Воронеж на 2010-2014 годы, разработанная сотрудниками экономического управления. В обоих документах в качестве главной цели обозначено достижение высокого уровня и качества жизни населения Воронежа.

Подведение итогов первых двух лет реализации Стратегического плана показало, что поставленные задачи выполняются. По ряду индикаторов плана наблюдается существенный опережающий рост величин показателей. В первую очередь, это касается численности населения, его естественного прироста, оборота промышленных организаций, динамики сокращения числа зарегистрированных преступлений на сто тысяч человек.

По некоторым среднедушевым показателям отмечено отставание от плана. Как следствие, перед администрацией городского округа сейчас, помимо реализации Стратегического плана, стоит задача его актуализации в части индикаторов. Будет также скорректирована и Программа комплексного социально-экономического развития городского округа город Воронеж на 2010-2014 годы. По большинству целевых индикаторов программы запланированные значения достигнуты или перевыполнены.

В 2011 году на реализацию мероприятий программы за счет всех источников финансирования предполагалось направить 11 млрд рублей. Фактически же в отчетном году на реализацию программы было направлено 9,8 млрд рублей (88,4% к плану), в том числе за счет средств бюджета городского округа – 3,9 млрд рублей (180% к плану).

Проблемы с реализацией мероприятий программы имеются в части коммерческих инвестиционных проектов, вошедших в программу. Часть их не реализовывалась либо реализовывалась недостаточно активно из-за нестабильного финансирования. Поэтому при плановом показателе финансирования коммерческих инвестиционных проектов программы в 2011 году в размере 6 млрд 617,2 млн рублей исполнение составило всего 48,2% (3 млрд 189,6 млн рублей). Все это существенно повлияло на общий процент исполнения мероприятий.

Необходимо отметить, что корректировка проходит в соответствии с рекомендациями департамента по развитию муниципальных образований правительства Воронежской области. Рекомендации предусматривают включение в состав целевых показателей программ индикаторов, определенных соответствующими Указами Президента РФ от 7 мая 2012 года. В первую очередь это индикаторы, характеризующие инновационную составляющую в развитии промышленности и технологий, демографию, уровень заработной платы в бюджетной сфере, доступность образования, муниципальные услуги.

Свыше 4,4 миллиарда рублей – на реализацию целевых и адресных программ

– Каковы объемы финансирования действующих в настоящее время на территории города муниципальных и ведомственных целевых программ? Насколько интенсивно эти программы претворяются в жизнь, каковы конкретные результаты их реализации?

– Глава города Сергей Михайлович Колиух уделяет значительное внимание использованию в управлении городом программно-целевого подхода. На сегодняшний день в Воронеже реализуется 19 долгосрочных муниципальных целевых программ, 12 ведомственных целевых программ и три муниципальные адресные программы. На их реализацию в бюджете городского округа город Воронеж на 2012 год предусмотрено 4,4 млрд рублей.

В рамках долгосрочных муниципальных и ведомственных целевых программ выполняются все значимые мероприятия по развитию социальной сферы и городского хозяйства. Так, по программе «Чистая вода» завершаются работы по строительству водозабора на намывном острове ВПС-4. Начаты работы по канализованию улиц Гастелло, Бунакова, Дуговой, переулка Дугового, городского микрорайона 1 Мая.

В рамках программы «Повышение безопасности дорожного движения» завершены работы по ремонту дорожного покрытия по улицам Ростовская, Ленина, Вавилова, Полевая. Завершается реконструкция автодороги по улице Антонова-Овсеенко, начаты работы на улице Плехановской. В текущем году планируется осуществить ремонт дорожного покрытия на улицах Краснознаменная и Донская, разработать проектную документацию на строительство многоуровневых транспортных развязок и ряд других объектов дорожного хозяйства.

В соответствии с программой «Развитие образования» в этом году планируется начать строительство школы в микрорайоне «Дубрава». В рамках программы «Развитие дошкольного образования» ведутся работы по проектированию детского сада на 220 мест по улице Минской, планируется начать строительство детского сада на 220 мест по улице Ростовской. Ко Дню города завершены работы по капитальному ремонту пяти из шести ремонтируемых зданий детских дошкольных учреждений, возвращенных к первоначальному использованию.

По программе «Развитие физкультуры и спорта» завершено проектирование и в ближайшее время начнется строительство девятнадцати школьных стадионов. Также в рамках муниципальных и ведомственных программ ведутся работы по ремонту зданий больниц и поликлиник, домов культуры и детских школ искусств, благоустройству парков и скверов, дворовых территорий, памятных мест, разработке документов по организации дорожного движения в городе, капитальному ремонту общежитий и многие другие.

– Какие крупные городские проекты включены в федеральную и областную инвестиционные программы? На какой стадии реализации они находятся? Каково соотношение направляемых на их реализацию средств из бюджетов разных уровней?

– Если говорить о крупных проектах, включенных в федеральные и областные программы, в текущем году это ВПС-4 и реконструкция улицы Антонова-Овсеенко. Общая стоимость строительства водозабора на намывном острове ВПС-4 составила около 1 млрд рублей. Более 2/3 этой суммы (711 млн рублей) было выделено из федерального и областного бюджетов. В прошлом году были завершены работы в части пускового комплекса, что позволило полностью ликвидировать график подачи воды в правобережной части города. В этом году осуществляются мероприятия по строительству систем обеззараживания и очистки промывных вод. К концу года работы будут завершены.

Также в прошлом году была начата, а в настоящее время продолжается реконструкция улицы Антонова-Овсеенко. Стоимость работ составляет 1,1 млрд рублей. В прошедшем году на реконструкцию объекта был получен бюджетный кредит Минфина РФ в размере 468,9 млн рублей. В этом году из средств территориального дорожного фонда на реализацию мероприятия поступит 286,7 млн рублей. Завершить работы планируется в текущем году. В результате город получит современную шестиполосную магистраль, связывающую федеральные трассы-М-4 «Дон» и А-144 «Курск –Борисоглебск».

Кроме того, в рамках областной адресной инвестиционной программы в текущем году осуществляется канализование улиц Гастелло, Бунакова, Дуговой, переулка Дугового (объем финансирования из областного бюджета – 9,6 млн рублей) и строительство блочно-модульных котельных (объем финансирования из областного бюджета – 23,7 млн рублей). Это объекты не такие масштабные, но тоже важные для города.

Формат областной адресной инвестиционной программы предусматривает финансирование работ примерно в равных долях (50х50). В рамках федеральной адресной инвестиционной программы софинансирование из бюджетов осуществляется в следующих пропорциях: 50% – федеральный бюджет, 25% – областной и 25% – бюджет городского округа.

Хотелось бы отметить, что работа по привлечению средств федерального и областного бюджетов на участие в федеральных и областных программах администрацией города ведется постоянно. В частности, в текущем году ожидается поступление средств из вышестоящих бюджетов на строительство общеобразовательной школы в квартале ВГУ на Московском проспекте. Соответствующее распоряжение Правительства РФ уже принято. На эти цели из федерального и областного бюджетов в текущем году поступит 151,3 млн рублей, в том числе 96 млн рублей – из федерального и 55,3 млн рублей – из областного бюджета. Доля софинансирования городского бюджета составит 48,6 млн рублей.

Направлены заявки на включение двух школ (в квартале ВГУ и поселке Репное) и двух спортивных комплексов («Чайка» и СДЮСШОР № 14) в федеральную адресную инвестиционную программу на 2013 год.

Кроме этого, администрация города в этом году подала бюджетные заявки на участие в областной адресной инвестиционной программе на 2013 год. В нее вошли 17 объектов социальной и коммунальной инфраструктуры города, в том числе спортивные комплексы «Чайка» и СДЮСШОР № 14, две школы (в квартале ВГУ и поселке Репное), два детских сада (по ул. Ростовской и Минской), Центральный парк культуры и отдыха, КНС-8, канализование и водоснабжение поселка Боровое, дороги по ул. Ломоносова и Шишкова и другие объекты.

Тенденция к росту экономики сохранится

– Какие перемены ожидают департамент экономики и экономическое управление в связи с проводимой оптимизацией администрации города? Можно ли говорить о том, что функции и задачи Вашего управления существенно изменятся, либо, напротив, в общих чертах останутся прежними?

– В результате принятия новой структуры уменьшено количество ступеней в управлении администрацией с пяти до трех (исключены департаменты и секторы). Что касается департамента экономики, то практически все его функции будут выполняться управлениями, ранее входившими в его состав. Единственное исключение – управление по работе с муниципальными предприятиями и автономными учреждениями, которое передано в статусе отдела в имущественный блок. Учитывая переход на программно-целевой метод на всех уровнях власти, из экономического управления в самостоятельное структурное подразделение выделено управление стратегического планирования и проектов развития.

– Каковы ваши прогнозы относительно социально-экономического развития городского округа на ближайшие пять лет? Есть ли у воронежцев основания для сдержанного оптимизма, и что именно может измениться к лучшему?

– Обычный горизонт прогнозирования основных показателей социально-экономического развития городского округа для нас составляет 3 года, поэтому именно на этот период могу привести какие-то прогнозные показатели. По нашим оценкам, в период до 2015 года сохранятся позитивные тенденции в промышленной сфере. Предприятия продолжат реализацию инвестиционных проектов, смогут освоить производство новых видов продукции и повысить качество уже выпускаемой, создать новые рабочие места. Как следствие, ежегодное увеличение объемов промышленного производства мы прогнозируем в среднем на уровне 5-10%. Рост инвестиций в основной капитал составит 104,5% к уровню текущего года. Продолжит развиваться жилищное строительство. Прогнозируется рост его объемов к 2015 году до уровня 1 млн кв. м нового жилья в год. Возможно, несколько замедлятся темпы роста розничного товарооборота, однако и они сохранят свою положительную динамику на уровне 7-8% в год. Прогнозируется и сдержанный рост налоговых и неналоговых доходов бюджета городского округа – с 8,6 млрд рублей в 2013 году до 10,1 млрд рублей в 2015 году.

Также мы рассчитываем, что за предстоящие три года произойдет заметное изменение качества жизни населения города. В первую очередь, это будет связано с завершением строительства (реконструкции, капитального ремонта) тех объектов, о которых мы с вами говорили, а также ряда других. 


(Голосов: 4, Рейтинг: 3.59)


Возврат к списку

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Воронежская область

+9

Тульская область

+8

Белгородская область

+7

Московская область

+6

Курская область

+5

Орловская область

+4

Тамбовская область

+1

Рязанская область

+1

Калужская область

+1

Брянская область

+1

Тверская область

-2

Владимирская область

-4

Липецкая область

-5

Смоленская область

-6

Ярославская область

-7

Ивановская область

-8

Костромская область

-9

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Юрий МИШАНКОВ

Глава администрации Россошанского муниципального района Воронежской области

Россошанский район Воронежской области демонстрирует динамичное социально-экономическое развитие по итогам 2022 года




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика