Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Интервью | 31.10.2021

«До конца 2022 года в регионе должны быть расселены абсолютно все многоквартирные дома, признанные аварийными до 1 января 2017 года»

«До конца 2022 года в регионе должны быть расселены абсолютно все многоквартирные дома, признанные аварийными до 1 января 2017 года»

Жилищно-коммунальное хозяйство – одна из главных и наиболее важных тем в повестке любого жителя России. Отрицать тот факт, что проблем в этой сфере хватает – лукавство: не все коммунальные сети приведены в порядок, в отопительный сезон появляются жалобы на отсутствие тепла, есть проблемы с водоснабжением. Вместе с тем, не стоит замалчивать и то, что в последние годы правительством региона предпринимается широкий комплекс мер для снятия напряженности в этой сфере. О том, какие изменения произошли в ЖКХ в последние годы, мы поговорили с руководителем департамента Максимом Александровичем ЗАЦЕПИНЫМ.

«Для минимизации необходимости роста тарифов мы стараемся развивать коммунальный комплекс за счет бюджетных средств»

- Максим Александрович, сфера ЖКХ всегда была и остается одной из самых горячих. Какие проблемы, на Ваш взгляд, являются наиболее сложными для Воронежской области в настоящее время?

- Действительно, сфера ЖКХ долгие десятилетия была недофинансирована. Основные инженерные сети строились еще полвека назад, и в постсоветский период, когда наступили нормативные сроки их ремонта, ими, в общем, практически не занимались. В итоге, процент износа сетей в Воронежской области, как и в среднем по России, сейчас достигает 70%. Чтобы их модернизировать опережающими темпами, необходимо либо ежегодно выделять десятки миллиардов рублей из бюджета, отвлекая, таким образом, средства от других принципиально важных статей расходов, социальных и инвестиционных, либо перекладывать это бремя на население.

Позиция губернатора сегодня – это поиск и задействование всех возможностей, чтобы не допустить опережающего роста тарифов на услуги ЖКХ для граждан, несмотря на острую необходимость изыскания средств на содержание и развитие коммунального комплекса. Один из выходов в подобной ситуации, хоть и не однозначный, – передача объектов ЖКХ в концессию.

В частности, с момента передачи почти всего водоканального хозяйства областного центра в концессию «РВК-Воронеж», с 2012 по 2018 годы организация вложила в обновление систем водоснабжения и водоотведения г. Воронежа более 2,5 млрд рублей, комплексно реконструировав, в том числе, Правобережные очистные сооружения, проложив десятки километров новых сетей взамен наиболее изношенных. Вторая инвестпрограмма предусматривает еще более масштабные финансовые вливания в городскую инженерную инфраструктуру. Конечно, не обходится и без коммунальных аварий, ведь за один год полностью модернизировать сети невозможно, но процесс пошел, и модернизация сетей и объектов продолжается. Сейчас горожане уже забыли о графиках подачи воды, которые в Воронеже существовали еще несколько лет назад, аварийность на сетях снизилась втрое.

Теплоэнергетический комплекс Воронежа тоже активно развивается. И тоже во многом благодаря концессионному соглашению с ПАО «Квадра». Компания комплексно реконструировала ТЭЦ-1, обеспечив город надежным источником тепла и электроэнергии, за 2 года сотрудничества с областью заменила 35 километров теплосетей, восстановила линии рециркуляции горячей воды к 55 многоквартирным домам, реконструировала 27 котельных и 40 тепловых пунктов. Количество повреждений на тепловых сетях в 2020 году уменьшилось на 16%, а количество внеплановых отключений снизилось вдвое. Это все, безусловно, повышает качество предоставляемой услуги. Но «Квадра» – это частная, коммерческая организация, которая нацелена, в первую очередь, на выстраивание стабильной, безубыточной работы, поэтому своей задачей мы видим контроль за строгим исполнением ею взятых на себя обязательств в рамках инвестпрограммы для повышения надежности подачи тепла населению. Кроме того, для минимизации необходимости роста тарифов для населения мы стараемся развивать коммунальный комплекс за счет бюджетных средств, в том числе, федеральных. Из года в год Воронежская область расширяет свое участие в федеральных проектах по развитию систем ЖКХ, и будем работать над этим и дальше.

Темпы капремонта растут ежегодно

- Переселение из ветхого и аварийного жилья – одна из важных проблем не только для жителей областного центра, но и для районов. Как решаются вопросы для переселения людей в районах Воронежской области? В каких программах в рамках этого направления участвует регион? Каковы результаты участия в этих программах?

- Сейчас в Воронежской области в 156 домах, официально признанных аварийными, проживает почти 6 тыс. человек. При поддержке губернатора регион взял на себя обязательства по ускоренному расселению аварийного жилья, благодаря чему в рамках федерального проекта «Устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда» нацпроекта «Жилье и городская среда» в срок до конца 2022 года планируется расселить 1485 человек из 52 аварийных домов, на что из федерального, областного и местных бюджетов будет направлено 922,7 млн рублей. Эти средства пойдут на возведение 11 новостроек в Павловском, Семилукском, Новохоперском, Поворинском, Россошанском и Таловском районах, а также на покупку квартир в уже возведенных домах и выплату денежных возмещений гражданам.

Кроме того, по областной госпрограмме мы планируем расселить еще 36 многоквартирных домов. Таким образом, до конца 2022 года в Воронежской области должны быть расселены абсолютно все многоквартирные дома, признанные аварийными до 1 января 2017 года.

Оставшиеся 68 многоквартирных домов, в которых на сегодня проживает чуть более 3,5 тыс. граждан, войдут в программу уже последующих лет. В сентябре этого года Президент РФ Владимир Путин сообщил, что принял решение о продолжении программы расселения аварийных домов после 2022 года: на эти цели в федеральном бюджете будет заложено 45 млрд рублей. Сразу после получения из федерального центра официального письма о сроках, показателях и лимитах финансирования программы расселения аварийных домов после 2022 года, мы приступим к определению объемов и источников финансирования соответствующих мероприятий.

- Капительный ремонт МКД волнует жителей по всей стране. Насколько успешно реализуется программа капремонта в Воронежской области? Что нужно сделать, чтобы войти в программу капремонта дома? Каким условиям должен соответствовать многоквартирный дом? Есть ли возможность выбрать исполнителя работ?

- Региональная программа капитального ремонта многоквартирных домов в Воронежской области действует с 2014 года. До этого централизованной системы обновления жилого фонда, в принципе, не существовало. Многоэтажки модернизировались единично, точечно, как правило, по решению судов.

Сейчас уже выстроена четкая система организации и проведения капремонта, и его темпы растут из года в год. В региональную программу капремонта были включены и выстроены в очередь до 2044 года абсолютно все многоквартирные дома области, за исключением аварийных и имеющих менее 5 квартир. За 7 лет, благодаря этой программе, уже отремонтировано более 2,2 тысяч многоэтажек. Еще почти 500 – модернизируем в этом году. Таким образом, в начале следующего года можно будет сказать, что уже каждый четвертый многоквартирный дом региона дождался своего капремонта.

Что касается выбора исполнителя работ, то законом такая возможность предоставляется только жителям тех домов, которые на общем собрании приняли решение формировать фонд капремонта своего дома на собственном спецсчете. Каждый десятый дом в регионе делает именно так, и организация капремонта в этом случае полностью отдана в руки жителей. Если же собственники квартир уплачивают взносы на счет регоператора, в «общий котел», то подрядные организации для выполнения капремонта в их домах определяются на электронных аукционах, а ход работ контролирует фонд капремонта и сторонняя специализированная организация, осуществляющая стройконтроль.

Воронежская область получила 183 млн рублей из федеральных средств на систему раздельного сбора мусора

Уборка и сортировка мусора приобретают особое значение в условиях, когда экологическая обстановка в мире стремительно меняется. Какие меры принимаются в Воронежской области для грамотной сортировки мусора? Какие инфраструктурные объекты в сфере утилизации мусора были построены в регионе за последние пять лет? Какова их мощность, и чем они могут помочь региону в решении «мусорной проблемы»?

Главный областной объект в сфере сортировки отходов на сегодня – это запущенный в 2019 году в Семилукском районе мусоросортировочный комплекс, мощностью до 450 тысяч тонн отходов в год. Он обрабатывает все твердые коммунальные отходы, образующиеся в Воронеже, Семилукском, Рамонском, Каширском, Хохольском и Нижнедевицком районах. Это более половины всего мусора, производимого в регионе. В ходе сортировки из общего объема отходов там отбираются фракции, пригодные к переработке: различные виды пластика, стекло, макулатура, металл, древесина и т.д. Таким образом, за год более 37 тысяч тонн отходов не отправляется на полигон, а передается в качестве вторсырья на производства в Воронежской области и в соседних регионах.

Для увеличения объема качественного, пригодного к переработке вторсырья за счет регионального оператора закуплены и установлены во дворах многоквартирных домов Воронежа почти 1300 контейнеров-сеток для раздельного накопления пластика, из которых сегодня ежедневно вывозится, обрабатывается и отправляется на переработку более 150 м3 отходов. За счет областной субсидии в 500 млн рублей идет реконструкция 1042 контейнерных площадок в Воронеже и почти сотни в Семилукском районе, их обустройство под раздельный сбор отходов. Новые контейнеры для «сухих» и «мокрых» отходов уже закуплены.

На следующем этапе организацию раздельного сбора отходов мы планируем продолжить в тех районах, где уже построены мусоросортировочные линии и местными властями проведена работа по созданию соответствующей инфраструктуры. Так, помимо Семилукского, в регионе за последние годы были построены еще 5 мусоросортировочных линий – в Новоусманском, Поворинском, Павловском, Россошанском районах, в городе Борисоглебске. Три из них уже действуют. В октябре текущего года Воронежская область стала регионом, получившим максимальный размер федеральной субсидии на развитие системы раздельного сбора мусора – 183 млн рублей, которые направим на закупку более 11 тыс. контейнеров для Бобровского, Верхнехавского, Калачеевского, Каширского, Нижнедевицкого, Новоусманского, Новохоперского, Павловского, Поворинского, Рамонского, Репьевского, Россошанского и Семилукского районов.

- Еще одна острая тема – выявление и передача на баланс муниципальных неучтенных коммунальных сетей (водоснабжение, теплоснабжение, водоотведение и т.д.). Расскажите нашим читателям, почему данный аспект – проблема для областного хозяйства, и как она решается региональным департаментом ЖКХ?

- Да, наиболее проблемными объектами и сетями коммунальной инфраструктуры являются те, что никем не взяты на баланс. Одновременно с созданием десятков колхозов, совхозов и промышленных предприятий много лет назад на территории Воронежской области строились и дома – преимущественно для работников этих организаций. Сегодня большинство таких предприятий ликвидировано, а жилой фонд оформлен гражданами в частную собственность. Однако сети теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, подведенные к этим домам, не были своевременно переданы на баланс местных администраций.

С тех пор, как такие объекты коммунальной инфраструктуры лишились обслуживающих организаций, за их состояние никто не отвечает. Несмотря на то, что они продолжают функционировать и по сей день, в плановые программы по ремонту эти сети не попадают. Без должного ухода в течение многих лет они сильно износились. Из-за этого постоянные аварии стали неотъемлемой частью жизни граждан, чьи дома подключены к сетям, никем не принятых на баланс. В таких случаях люди могут оставаться без воды или тепла на длительное время. Тем временем, органы местного самоуправления вынуждены в срочном порядке изыскивать средства на ликвидацию аварий на неучтенных сетях, ведь соответствующей статьи расходов в бюджете не существует.

Выявление, постановка на учет и регистрация прав собственности на такие объекты – законная обязанность органов местного самоуправления, которую они должны выполнять на постоянной основе. Однако, до сих пор подобные мероприятия проводились крайне редко. В этом году главам всех муниципальных образований региона нами было поручено активизировать эту работу. О ней департамент теперь будет получать регулярные отчеты.

Так, уже сейчас известно, что бесхозяйных сетей и объектов довольно много в городах Воронеже, Нововоронеже, Борисоглебске и в шести муниципальных районах области: Россошанском, Рамонском, Петропавловском, Павловском, Нижнедевицком и Каменском. Во всех этих муниципальных образованиях никем не принято на баланс:

- 315,6 км сетей и 345 объектов водоснабжения;

- 105,4 км сетей и 286 объектов водоотведения;

- 55,2 км сетей и 534 объекта теплоснабжения.

Теперь, после их выявления, органы местного самоуправления должны будут признать эти объекты бесхозяйными и приступить к процедуре их принятия на баланс.

В 2022 году в семи населенных пунктах начнутся работы по строительству новых водозаборов

- До сих пор в муниципальных образованиях Воронежской области проблемой остается доступ к чистой воде? Сколько станций водоочистки и водоотведения было построено в регионе за последние три года и в каких районах? Насколько они закрывают проблему с чистой водой? Случаются ли в Воронежской области перебои с водоснабжением в сезон поливов, и если да, как они решаются?

- Сейчас в Воронежской области показатель обеспеченности населения чистой питьевой водой из центральных систем водоснабжения составляет 88,4%. Это неплохой показатель, но мы, конечно, стремимся к 100%-ному охвату. Для этого, по нашим оценкам, необходимо еще более 4 млрд рублей. Участие в федеральном проекте «Чистая вода» нацпроекта «Жилье и городская среда» позволяет нам реализовывать крупные, финансово затратные проекты – строить водозаборы, резервуары чистой воды, станции водоочистки.

Эта программа на территории региона начала действовать с 2020 года, когда в ее рамках мы реализовали 3 объекта, на что из федерального бюджета привлекли более 40 млн рублей. В этом году таких объектов уже 9, и на них из федерального бюджета мы получили почти в 10 раз больше средств – 441 млн рублей. Благодаря этому еще более 50 тысяч жителей региона будут обеспечены чистой питьевой водой. Готовность этих объектов на сегодня – свыше 75%.

Кроме того, нами уже сформирован перечень из 7 населенных пунктов, где уже в следующем году стартуют работы по строительству водозаборов и станций водоочистки. На эти цели в рамках федерального проекта будет направлено более 605 млн рублей. Сопоставимые лимиты финансирования этого направления определены и на 2023 год.

Кроме того, благодаря поддержке данного направления со стороны губернатора Воронежской области Александра Гусева, из областного бюджета ежегодно выделяются сотни миллионов рублей на подготовку проектно-сметной документации для строительства таких масштабных проектов, на перебуривание скважин, строительство новых водопроводов в отдаленных населенных пунктах, софинансирование федеральных программ. В частности, в этом году на мероприятия по обеспечению населения качественной питьевой водой из бюджета Воронежской области было выделено свыше 800 млн рублей.

Населенные пункты Воронежской области продолжат участвовать в программах по благоустройству

- Воронеж и Воронежская область за последние годы, безусловно, преобразились за счет благоустройства общественных территорий. Но пока есть еще участки, которые не дотягивают, по представлениям жителей, до достаточно красивых и комфортных. В каких программах по благоустройству принимает участие Воронежская область? Какие проекты в муниципальных образованиях в сфере благоустройства реализуются сейчас и на протяжении последних трех лет?

- Да, думаю, любой житель Воронежской области согласится, что города и села региона в последние годы активно преображаются. В этом году, благодаря участию в федеральном проекте «Формирование комфортной городской среды» нацпроекта «Жилье и городская среда» и решению губернатора о выделении дополнительных средств на благоустройство, мы планируем выполнить комплексное обновление 53 общественных пространств и 149 дворовых территорий. Эти цифры беспрецедентны для региона. Только в Воронеже сейчас идет или уже завершено благоустройство 25 парков, скверов, бульваров, улиц. Началась реализация крупнейших проектов последних десятилетий – комплексная реконструкция проспекта Революции и Петровской набережной в Воронеже, завершается благоустройство «Орленка».

При этом, интересные, современные общественные пространства появляются и в отдаленных селах и поселках – в Анне, Поворино, Петропавловке, Верхнем Мамоне, Грибановском и т.д.

У малых городов Воронежской области теперь есть уникальная возможность получить современные многофункциональные парки, стоимостью до 100 млн рублей. Мы активно включились в участие в ежегодном Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной среды в малых городах и исторических поселениях, организуемом Минстроем России. Победителям на реализацию проекта из федерального бюджета выделяется по 70 млн рублей. За последние 3 года уже 5 таких объектов у нас реализовано – в Калаче, Богучаре, Россоши, Новохоперске, Павловске. Еще 8 – в процессе. 


(Нет голосов)


Возврат к списку

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Воронежская область

+9

Тульская область

+8

Белгородская область

+7

Московская область

+6

Курская область

+5

Орловская область

+4

Тамбовская область

+1

Рязанская область

+1

Калужская область

+1

Брянская область

+1

Тверская область

-2

Владимирская область

-4

Липецкая область

-5

Смоленская область

-6

Ярославская область

-7

Ивановская область

-8

Костромская область

-9

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Юрий МИШАНКОВ

Глава администрации Россошанского муниципального района Воронежской области

Россошанский район Воронежской области демонстрирует динамичное социально-экономическое развитие по итогам 2022 года




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика