Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Интервью | 16.01.2015

«На фоне сбалансированной политики федерального центра работа правительства Алексея Гордеева с региональным гражданским обществом не смотрится выигрышной»

В МГУ имени Ломоносова 14 и 15 января проходил общероссийский форум «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития», на котором выступил с содержательной речью Президент РФ В. Путин. А участниками форума стали гражданские активисты и представители общественных организаций из разных регионов России, члены Общественной палаты РФ и ОНФ, эксперты, представители различных министерств и ведомств, грантополучатели семи крупнейших грантооператоров, успешно реализовавших заявленные социально значимые проекты. Воронежскую область представляла политолог, директор АНО «Агентство региональных социально-экономических проектов» Елена Селиванова.

DSC06374.JPG

- Елена Сергеевна, участниками форума становились не «свадебные генералы» гражданских инициатив, поющие под дудку властей различных уровней, а реально работающие активисты, эксперты в различных нишах «третьего сектора». Почему именно Вы и ваша организация представляла интересы крупного региона Центральной России на данном мероприятии?

- В 2013 году АНО «Агентство региональных социально-экономических проектов» вошла в число победителей конкурса президентских грантов, проводимого грантооператором Некоммерческий фонд «Институт социально-экономических и политических исследований». Мой проект был направлен на изучение и тиражирование наиболее успешных социально-экономических практик в 17 областях Центрального федерального округа. Этот проект был успешно реализован и вошел в двадцатку лучших у нашего грантооператора. Таким образом, организации победители, эффективно реализовавшие собственные проекты, были приглашены на общероссийский форум. И это очень значимое событие, поскольку нам удалось ознакомиться с лучшими практиками и наметить векторы сотрудничества между проектами.

- В последние пять лет российская политическая власть существенно пересмотрела свое отношение к сектору гражданских инициатив, сделала существенный шаг навстречу реально работающему активу общественных объединений. Какие месседжи позвучали на этом форуме в выступлении Президента и руководителей министерств и ведомств?

– Президент в своей речи затронул ряд вопросов, которые для некоммерческих организаций очень значимы. В частности, был сделан акцент на уточнении понятия социально ориентированных организаций, определении политической деятельности организации. Существенное внимание глава государства также уделил тому, что именно региональные некоммерческие структуры могут реализовывать значительный объем работы на местах, при этом такие структуры нуждаются в поддержке со стороны региональной и муниципальной власти. Сам же подход к работе со структурами гражданского общества в регионах, по оценке Президента, должен быть не формальным, а заинтересованным. Полагаю, это важный месседж не только и не столько для руководителей региональных НКО, сколько для органов власти и управления в регионах и на местах.

DSC06447.JPG

Об оптимизации законодательства в сфере некоммерческих организаций отмечали и руководители министерств и ведомств. Глава Минюста Александр Коновалов, в частности, отметил, что назрела необходимость универсализации информации о деятельности НКО и поддержке, которая им оказывается. Не исключено, что в России в ближайшее время будет разработан реестр действующих некоммерческих и социально ориентированных организаций. Кстати говоря, этот вопрос мы не раз обсуждали и в регионе.

Важным месседжем для некоммерческих организаций стало также заявление главы Счетной палаты Татьяны Голиковой о том, что в скором времени будут проводиться проверки организаций-получателей федеральных средств. Но такие контрольные мероприятия не будут иметь характер тотальной проверки по всей стране. Будет составлен и обнародован график проверки аудиторами организаций.

DSC06283.JPG

- Как восприняли Ваши коллеги, участники форума позицию представителей общероссийских структур, в частности А. Бречалова, Э. Памфиловой по проблематике взаимодействия государства и гражданского общества?

– Участники форума весьма одобрительно восприняли предложение секретаря российской Общественной палаты Александра Бречалова о создании реестра некоммерческих организаций. Особый оптимизм вызвало и его заявление о продолжении мониторинга правоприменительной практики закона «Об общественном контроле».

В этом же контексте заметное признание и поддержку получили слова Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Эллы Памфиловой о необходимости исправления ситуации в работе обратной связи органов власти и населения. Элла Александровна в своем выступлении привела данные исследований, проводимых совместно с ФОМ и Левада-Центром. Согласно озвученным данным, самым серьезным социальным размежеванием оказалось глубокое противоречие между чиновниками и населением, на что указали 34% населения. И это даже больше, чем социальное противоречие между богатыми и бедными (25%). Конфликт между людьми разных национальностей, по словам омбудсмена, отмечается в 12%, между людьми разного вероисповедания – всего 5%. И это очень удручающие показатели. По крайней мере, для грантополучателей фонда «ИСЭПИ», которыми являются преимущественно исследовательские аналитические структуры, эти показатели говорят о многом.

DSC06431.JPG

- Вы работаете в конкретном российском регионе и, наверное, сталкиваетесь в своей работе с региональными властями, их политикой и конкретными практиками. Насколько созвучна или отлична политика органов госвласти федерального центра и Воронежской области в работе с гражданским обществом субъекта РФ? Что Вы можете сказать об этом взаимодействии через призму дискурса участников форума?

– В Воронежской области региональная политика по взаимодействию с субъектами гражданского общества созвучна с федеральной политикой в этом направлении только внешне, но не содержательно. Иными словами, принципы декларируются одни и те же, а вот наполнение и исполнение разнится значительно. К примеру, если на федеральном уровне Общественная палата зарекомендовала себя в качестве структуры, с которой чиновники считаются и в которую обращаются граждане, то в Воронежской области этого не происходит. Если на федеральном уровне ОНФ стал заметным и весомым партнером Президента в проведении общественного контроля, то официальное воронежское отделение ОНФ существует формально. Крайним вопросом, которым занимался региональный воронежский ОНФ, стало решение земельной проблемы в Рамонском районе. Интересно, что инициатива и основная работа по этому вопросу была проведена муниципальной властью района. Таким образом, если на федеральном уровне власть действительно рассматривает структуры гражданского общества, занимающиеся общественным контролем, в качестве полноценного партнера, то в Воронежской области о таком партнерстве пока говорить очень преждевременно. Возможно, далеко не все структуры стремятся стать партнером региональной власти в реализации общественного контроля.

В отношении поддержки некоммерческих организаций и выделении субсидий на конкурсной основе в Воронежской области ситуация, честно говоря, фантасмагоричная. В январе стартовал уже третий социально значимый проект под моим руководством, который был поддержан на федеральном уровне. Собственно, даже порядковый третий номер указывает на то, что заявки качественно проработаны, а проекты социально значимы и востребованы. Но в своем регионе, в Воронежской области мои заявки стабильно занимают последние места в проводимых правительством области конкурсах. Как такое может быть?

Интересно, что, к примеру, в конкурсе, проводимом Департаментом культуры и архивного дела Воронежской области в числе победителей оказался проект «Развитие еврейской воскресной школы г. Воронежа». Наш же проект по региональному этноконфессиональному этикету в списках победителей не значился. Получается какое-то очень разное у нас понимание социальной значимости и актуальности проекта. Гораздо важнее, очевидно, за счет бюджетных средств развивать еврейскую воскресную школу в мононациональном русском регионе.

Еще одной невостребованной заявкой теперь уже в управление региональной политики стал наш проект по обобщению и адаптации для Воронежской области успешных региональных практик работы ТОСов. Даже в ходе исполнения президентского гранта по выравниванию региональных различий у нас накопилась масса предложений по этому направлению, но поддержки в регионе мы так и не нашли. Сейчас же тема создания и развития ТОСов укрепляется в общественно-политической повестке дня Воронежской области. Неужели не нужны были масштабные исследования работы ТОСов в регионах? Будем опять изобретать региональный велосипед, когда можно изучить, сравнить, выбрать лучшее и адаптировать.

Получается, что политика по взаимодействию со структурами гражданского общества в Воронежской области не прозрачна и не объективна. Эта политика не сбалансирована, ей свойственны дисфункции. У правительства области среди НКО есть любимчики, которые говорят и пишут именно то, что правительству хочется слышать. А за скобками остаются структуры, которые реально работают, чьи усилия признают на федеральном уровне.

Впрочем, эти структуры, эксперты и гражданские активисты давно научились работать и без структур облправительства, отвечающих за взаимодействие с гражданским обществом региона. Такие структуры востребованы на федеральном уровне и в соседних субъектах федерации. Но проигрывает от несбалансированной политики по работе с гражданскими инициативами сам регион.

Кстати говоря, ситуация, когда исследовательские аналитические структуры поддерживаются на федеральном уровне, а в своих регионах остаются совершенно не востребованными, характерна не только для Воронежской области. Коллеги из Казани описали примерно схожую картину. Там даже дефицит идей в структурах по работе с региональным гражданским обществом привел чиновников к примитивному плагиату предложений и идей аналитических структур. Мне бы не хотелось видеть такое развитие событий в Воронежской области.

– А что дало Вам и Вашей организации участие в реализации президентского гранта?

– Прежде всего, это колоссальный опыт и замечательная школа. Оператор Некоммерческий фонд «Институт социально-экономических и политических исследований» предъявляет достаточно высокие требования к грантополучателям, но это оправдано. Важно, что фонд и самостоятельно проводит масштабные исследования, и курирует исследовательские проекты организаций-грантополучателей. Соответственно, собственную высокую планку в организации и проведении исследовательских проектов и оформлении аналитических продуктов «ИСЭПИ» задает и для регионов, для организаций-грантополучателей. Я была очень приятно удивлена тем, с какой заинтересованностью, с каким участием кураторы фонда относятся к нашим проектам. Это очень высококвалифицированные специалисты. Их поддержка ощущалась на всех этапах работы. Я очень благодарна Т.И. Дайн, Г.Н. Костериной, Р.Е. Тихонову за их профессионализм и участливое отношение.

Конечно, реализация грантового проекта потребовала существенной мобилизации сил и ресурсов сотрудников организации, но проявленные интерес и поддержка со стороны фонда «ИСЭПИ» укрепили убеждение в важности и востребованности данного направления. А это очень важно осознавать, что твоя работа востребована и полезна.


(Голосов: 2, Рейтинг: 3.1)


Возврат к списку

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Воронежская область

+9

Тульская область

+8

Белгородская область

+7

Московская область

+6

Курская область

+5

Орловская область

+4

Тамбовская область

+1

Рязанская область

+1

Калужская область

+1

Брянская область

+1

Тверская область

-2

Владимирская область

-4

Липецкая область

-5

Смоленская область

-6

Ярославская область

-7

Ивановская область

-8

Костромская область

-9

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Юрий МИШАНКОВ

Глава администрации Россошанского муниципального района Воронежской области

Россошанский район Воронежской области демонстрирует динамичное социально-экономическое развитие по итогам 2022 года




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика