Социосфера | 01.12.2016
Исполнительная власть региона делает ставку в работе с вузами- партнерами на практико ориентированные занятия с обязательным обменом опытом с другими областями при проведении курсов повышения квалификации
Для государственных служащих законом предусмотрено повышение квалификации не реже одного раза в три года. Это требование строго соблюдается и на федеральном уровне, и в регионах. Другой вопрос состоит в том, как проводятся такие курсы. Есть путь формализованного подхода, при котором во главу угла ставится получение удостоверений. Второй путь – качественная работа над содержательным наполнением и поиском новых современных форм проведения курсов. При таком подходе повышение квалификации государственных служащих становится серьезным конкурентным преимуществом в общей системе кадровой работы в Липецкой области, что в конечном итоге влияет на результаты социально-экономического развития.
По оценкам экспертов, данный субъект РФ является ярким примером региона с системной и выверенной кадровой политикой. Без этого региону было бы непросто удерживать лидерские позиции по ключевым социально-экономическим показателям на протяжении последних лет и быть успешным новатором в создании институтов развития и системы кооперации. Неудивительно, что и к процессу организации повышения квалификации для государственных служащих управление госслужбы и кадровой работы администрации Липецкой области подходит не как к рутинному направлению, а как к возможности передать качественные знания служащим и рассмотреть лучшие региональные и мировые практики решения вопросов в соответствующих предметных областях.
Именно поэтому большинство программ курсов предусматривают выездные мероприятия по обмену опытом с соседними регионами, круглые столы и мастер-классы с ведущими экспертами и специалистами-практиками. Аудиторная работа слушателей курсов дополняется дистанционными форматами обучения, а также максимальным погружением в решение практических задач. Для проведения данной работы на конкурсной основе привлекаются высшие учебные заведения Центрального Черноземья, что существенно повышает конкуренцию в сфере образовательных услуг. Все это позволяет не только максимально разнообразить форматы проведения курсов, но и дополнить образовательный процесс элементами командообразования и повышения мотивации государственных служащих.
В работе с вузами- партнерами ставка сделана на практико ориентированные занятия с обязательным обменом опытом с другими областями
Конечно, формирующаяся система подготовки кадров в разных территориях существенно отличается друг от друга. В одних субъектах РФ к этому относятся почти формально. Получил вуз заказ на подготовку, выдали госслужащему, прошедшему курсы повышения квалификации, удостоверение, и все. Да, это нормально для многих регионов, но не для администрации Липецкой области. Там подход совершенно иной. Требования к качеству лекций, практических занятий - особое. Слушатели должны получать только новые знания, которые реально повышают компетентность, профессионализм и опыт. И, самое главное, преподаватели вместе с госслужащими в системе деловых игр и треннингов разбирают до деталей те проблемные вопросы, которые встречаются или могут встретиться в процессе реальной работы.
Есть еще один ракурс работы. В 2016 году управление госслужбы и кадровой работы администрации Липецкой области совместно с вузами- партнерами постепенно внедряет на курсах повышения квалификации инновационные практико-ориентированные занятия с выездом на конкретные объекты. К примеру, в рамках курсов по программе «Соглашение о государственно-частном партнерстве – новая форма реализации проектов ГЧП в Российской Федерации», разработанной воронежскими учёными из филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова было предусмотрено посещение трех проектов ГЧП на территории Воронежской области.
Центральная тема по концессионным соглашениям была изучена на базе предприятия ООО «РВК-Воронеж», обеспечивающего водоснабжение и водоотведение города-миллионника. Ведь на сегодняшний день РВК-Воронеж является одним из крупнейших примеров реализации концессионного соглашения между бизнесом и муниципальной властью в коммунальной сфере.
Не менее интересным для слушателей курсов стало посещение замка принцессы Ольденбургской в Рамонском районе Воронежской области. Архитектурно-парковый ансамбль принцев Ольденбургских в Рамони является не только единственным в Центральном Черноземье дворцовым комплексом, связанным с династией Романовых, но и успешным примером реализации партнерства власти и бизнеса в туристической сфере. Липецкие слушатели охотно делились своим опытом по проектам ГЧП и МЧП, с интересом выслушали своих коллег из другого региона. И обмен опытом, в этом плане, был бесценным для участвующих сторон.
Учитывая, что в Липецкой области развитие туристических кластеров является одним из приоритетных направлений и для слушателей курсов данная тема весьма актуальна, в программу курсов был включен осмотр Федерального туристического центра культуры, отдыха, развлечений, спорта и торговли Сити Парка «Град». После обзорной экскурсии было проведено открытое совещание с изучением конкретных примеров реализации ГЧП в туристическом кластере.
Для закрепления изученного материала и увиденных примеров слушателям курсов были переданы все аудиовизуальные материалы, включая лекции-презентации, кейсы и современные работы российских и зарубежных исследователей в сфере государственно- и муниципально-частного партнерства, в том числе на примере регионов Центрального федерального округа.
Национальную государственную политику слушатели курсов не только изучали, но и проектировали ее оптимальные варианты
В конце октября сотрудники администрации Липецкой области проходили курсы, посвященные вопросам реализации государственной национальной политики. В ходе проведения занятий слушатели смогли не только ознакомиться с различными подходами к таким концептам, как нация и нациестроительство, этническая и общегражданская идентичности, государственная национальная политика, но и на основе аудиовизуальных материалов увидеть деструктивные проявления национализма в современной России: ксенофобию, экстремизм.
Новацией курсов повышения квалификации по вопросам реализации государственной национальной политики стал практико-ориентированный выездной семинар в город Воронеж. Организаторы курсов подготовили программу мероприятия с участием представителей органов власти, Межконфессионального совета при Воронежской областной думе, Национальной палаты при губернаторе региона. В ходе проведения семинара по обмену опытом были рассмотрены вопросы взаимодействия власти с диаспорами и национально-культурными автономиями на региональном уровне, особенности работы органов власти с незарегистрированными партиями и движениями этнической направленности, а также системы общественных структур и общественных советов по этно-конфессиональным проблемам на региональном уровне.
Впрочем, даже практико-ориентированные занятия, не были неким кульминационным элементом курсов повышения квалификации. Ведь одно дело прослушать и запомнить нужную информацию, другое дело – самим принять участие в разработке оптимальной модели региональной государственной политики в сфере этноконфессиональных отношений. Поэтому, на пятидневных занятиях слушатели разбирали конкретные случаи этнических и конфессиональных конфликтов с выходом на оптимальные варианты их разрешения, участвовали в рамках «мозгового штурма» в разработке эффективных моделей региональной госполитики в данной деликатной и ответственной теме. Данные наработки вполне достойны для апробирования и субъектах РФ и в Федеральном агентстве по делам национальностей (ФАДН).
В проведении курсов по антикоррупционной политике принимали участие правозащитники и сотрудники правоохранительных органов
Одна из актуальных тем курсов - государственная политика по противодействию коррупции. Курсы повышения квалификации, прошедшие в ноябре стали системным антикоррупционным всеобучем. На них были рассмотрены и вопросы правового регулирования деятельности государственных органов в сфере противодействия коррупции, и проблемы, связанные с обеспечением соблюдения гражданскими служащими ограничений и запретов, меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной гражданской службе.
До слушателей курсов, что очень важно, была доведена и важность сложившегося в России и ее регионах общественного контроля, где участвуют правозащитники, лидеры гражданских структур и политических партий. Перед ними выступили представители организаций, для которых антикоррупционная деятельность является доминантой. Госслужащим на конкретных практических примерах показали эффективность технологий сотрудничества со средствами массовой информации в сфере профилактики и борьбы с коррупцией.
Особое внимание, на прошедших курсах повышения квалификации, было уделено работе в режиме круглых столов с представителями правоохранительных органов, в том числе с прокуратурой Липецкой области. В рамках данных форматов были рассмотрены вопросы по стратегии противодействия коррупции, ключевые нормативные правовые документы по проблематике конфликта интересов.
Кроме того, на курсах повышения квалификации преподавателями и слушателями проанализированы материалы коррупционных проявлений в сфере государственных закупок в российских регионах. Не менее интересным стало и то, что на основании докладов «Национального антикоррупционного комитета», Общественной палаты РФ и «Amnesty International» слушателям были представлены основные принципы и направления общественного контроля в антикоррупционной сфере. Разумеется участники курсов не остались без методических материалов, в том числе без учебного пособия «Государственная политика в области противодействия коррупции», которое разработано и выпущено к началу проведения курсов.
Автор: Роман Трубников
(Голосов: 4, Рейтинг: 1.75) |
Регионы ЦЧР |
|
| |
|
Регионы ЦФО
Редакция: Вопрос-ответ.
| |
|
Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова |
Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)
Воронежская область |
|
Тульская область |
|
Белгородская область |
|
Московская область |
|
Курская область |
|
Орловская область |
|
Тамбовская область |
|
Рязанская область |
|
Калужская область |
|
Брянская область |
|
Тверская область |
|
Владимирская область |
|
Липецкая область |
|
Смоленская область |
|
Ярославская область |
|
Ивановская область |
|
Костромская область |
О рейтинге
В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии: |
Свежий номер регионального делового издания
Юрий МИШАНКОВ Глава администрации Россошанского муниципального района Воронежской области |
Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями
|
|
Белгородская область - территория успеха и эффективной власти
|
Дмитрий Солонников Директор Института современного государственного развития, политолог |
"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".
|
© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.