Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Социосфера | 10.07.2017

Подмосковье внедряет институт сельских старост, такую же идею два года «мурыжит» департамент В. Тарасенко из воронежского облправительства

Подмосковье внедряет институт сельских старост, такую же идею два года «мурыжит» департамент В. Тарасенко из воронежского облправительства

На заседании Подмосковной Думы был принят, очень нужный сейчас, закон «О сельских старостах в Московской области», регулирующий отдельные вопросы деятельности сельских старост как формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в МСУ. Речь идет, как мы видим, об управлении сельскими поселениями, как низового уровня местного самоуправления (МСУ).

В управленческой науке проблематика института сельских старост рассматривается в парадигме централизации управления, которая имеет свои достоинства (к примеру, оперативность в принятии и управлении решений) и свои недостатки. Альтернативой процессу централизации является парадигма децентрализации (возможность задействования инициативы активных граждан). К примеру, на сегодняшний день региональные власти шести областей Центрально- Черноземного региона по-разному выстраивают отношения к сельским поселениям в парадигмах централизации- децентрализации. И их условно можно разделить на три группы.

/

Первая группа – регионы, в которых прослеживается реализация принципов централизации. Стоит отметить, что это Орловская область (и при экс-губернаторе А. Козлове, и при нынешнем губернаторе В. Потомском) и Воронежская область. Власть и политический режим в этих регионах не являются устоявшимися, в данном случае логика их действий заставляет их идти по пути централизации, поскольку процесс децентрализации имеет свои политические издержки, он связан с тем, что может стать определенной угрозой. Поэтому в Орловской области политический режим и в период А. Козлова, и в период В. Потомского заинтересован в укреплении губернской вертикали власти, которая исходит от губернатора и руководителей сельских поселений.

Вторая группа – группа субъектов федерации, в которых в соответствии с имеющейся текущей общественно-политической и социально-экономической ситуацией идет перманентный процесс централизации и децентрализации. Это промежуточный вариант, где руководство регионов не до конца определилось, по какому пути ему идти. К этой группе следует отнести Курскую и Тамбовскую области. С одной стороны, руководство этих регионов осознает важность наличия инициативы и самостоятельности сельских поселений в пределах действующего законодательства, поскольку при таком подходе руководство сельских поселений может внести ощутимый вклад в развитие сельских территорий. С другой стороны, у регионального руководства имеется осознание того, что процесс децентрализации в управлении сельскими поселениями может сопровождаться появлением прецедентов, когда те или иные сельские поселения могут просить большего.

Кроме того, есть вторая причина, состоящая в том, что процесс децентрализации может привести к требованиям других групп, других уровней в требовании процессов децентрализации. То есть появляются общественно-политические силы, которые будут настаивать на этом процессе. И это может быть заразительным в том плане, что они со временем могут становиться оппонентами политическому режиму в регионе. С другой стороны, руководство Курской и Тамбовской областей понимает, что процесс децентрализации иногда просто очень красивое слово, но иногда руководство сельских поселений может «заигрывать» с населением, и это может привести к неразумным бюджетным тратам, к отсутствию контроля со стороны вышестоящих органов власти и в конечном итоге к торможению развития данной территории или появлению проблем в этом развитии.

Третья группа – это регионы, которые идут по пути децентрализации. В Центрально-Черноземном регионе к этой группе можно отнести Белгородскую и Липецкую области. Процесс децентрализации в отношении сельских поселений могут позволить себе только устоявшиеся политические режимы субъектов федерации с конкретными персоналиями, которые, с одной стороны, работают давно, прошли как в период назначения со стороны Президента РФ, так и период всенародных выборов. Важный аспект состоит и в наличии высокого уровня социально-экономического развития территорий. И это развитие связано даже с учетом того, что есть определенная критика губернаторов, их режимов, но, тем не менее, успехи регионов очень логично корреспондируются с персоналиями, которые стоят во главе данных субъектов федерации. И в данном случае эта успешность глав регионов в социально-экономическом развитии территорий позволяет направить средства не только на реализацию каких-то крупных инвестиционных проектов и создание социальных кластеров, но и на поддержку органов местного самоуправления, включая сельские поселения.

В рамках принятого документа «О сельских старостах в Московской области» староста представляет интересы жителей сельского населенного пункта при взаимодействии с органами госвласти, органами МСУ, гражданами и организациями. Он (староста), не является лицом, замещающим должность муниципальной или государственной службы. Но, он может исполнять свои полномочия на оплачиваемой либо неоплачиваемой основе. «Институт сельских старост уже существовал в Московской области, - рассказал зампредседателя правительства Московской области – руководитель главного управления территориальной политики Александр Костомаров. – Теперь институт сельских старост введен законодательно. Именно для муниципалитетов сельские старосты являются одним из основных источников взаимодействия между жителями и властью». К примеру, в Воронежской области об институте сельских старост говорят давно, около двух лет, но, мало, что делает департамент по развитию муниципальных образований Василия Тарасенко.

Мнение эксперта В. Слатинова, доктора политических наук: «Очень спорная и неоднозначная практика. но главное - это конец 131 ФЗ в части утвержденной там территориальной организации МСУ. Воробьев получил на это карт-бланш - уничтожены поселения как уровень МСУ, они и районы слиты в пресловутые "городские округа" (говорят, есть такие "городские округа", что слеплены из одних сельских поселений). "Вертикаль" пожрала первый уровень МСУ, но для управляемости надо создавать какие-то институты на местах. Вот и явлены "сельские старосты". они - фактический посредник между властью "горокруга", которые очень далеко от людей и населением. с их правовым статусом надо разбираться. Теперь применительно к этой самой модели - она более чем спорна. Да, нам надо обсуждать целесообразность существования сельских поселений, собственных доходов которых не хватает даже на зарплату главе. но превращать регион в скопище "городских округов" с интегрированными туда городскими поселениями и деревнями - сущее безумие. Опыт Московской области, которой дали на это карт-бланш будет интересным для изучения, когда придет пора новой масштабной муниципальной реформы. По мне, он, скорее, негативный, но время покажет. В том числе и с институтом старост - здесь я вижу потенциал (скажем, если первичной единицей МСУ будут районы)».

Мнение эксперта Д. Нечаева, доктора политических наук, профессора: «Я приветствую решение Московской областной Думы по введению института сельских старост. Два года назад вместе с коллегами мы работали над президентским грантом по вопросам функционирования сельских поселений в областях ЦЧР. Выводов, которые были отражены в исследовании, несколько. И один из них – практически полная запущенность института сельских поселений. Лишь в отдельных, в первую очередь успешных регионах (Белгородская и Липецкая область), где идут по пути децентрализации, сельские поселения работают эффективно. Там они похожи на низовой уровень МСУ. В других регионах присутствует «мягкий» и «жесткий» уровень централизации, который скорее порождает проблемы, чем их решает. В этом случае нужно идти вперед, как это сделали в Московской области. Эксперимент, в случае его продуманности и целеполагания, может дать позитивный эффект. Тогда и другим регионам можно идти по этому пути».

Автор:  Михаил Зареченский


(Нет голосов)


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Воронежская область

+9

Тульская область

+8

Белгородская область

+7

Московская область

+6

Курская область

+5

Орловская область

+4

Тамбовская область

+1

Рязанская область

+1

Калужская область

+1

Брянская область

+1

Тверская область

-2

Владимирская область

-4

Липецкая область

-5

Смоленская область

-6

Ярославская область

-7

Ивановская область

-8

Костромская область

-9

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Юрий ТИМОФЕЕВ

первый заместитель главы администрации городского округа город Воронеж по стратегическому планированию, экономике и финансам«

«Всего в экономику города инвестировано за 2023 год почти 140 млрд. рублей, и это на 7,4 процента больше, чем в предыдущем году»




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика