Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Социосфера | 25.12.2017

Хаос и раздрай как симптомы миграционной политики в Воронежской области

Хаос и раздрай как симптомы миграционной политики в Воронежской области

На днях в ряде воронежских СМИ появилась информация о том, что в 2018 году Воронежская область примет до 2,2 тысяч иностранцев. В 2017 году этот показатель составлял 1,5 тысяч человек. Этот факт не мог не обратить на себя внимание нашей редакции и заставил вновь вернуться к рассмотрению такой непростой для региона темы как межнациональные отношения и их регулирование, в том числе, и через структурирование миграционных процессов.

Федеральные тренды регулирования миграционных процессов

Миграция населения влияет практически на все стороны жизнедеятельности современного общества: социальные, экономические, демографические. Причем влияние это зачастую носит весьма двойственный характер: до сих пор в отечественной социологии, как и в политологии, не утихают споры сторонников и противников миграции как явления социальной действительности. У миграции в настоящее время сформированы три основные функции: территориальное перераспределение населения (как между странами, так и между районами одного и того же государства), селективная (изменение структуры населения районов), повышение подвижности населения (увеличение общего уровня мобильности населения).

Кроме того, необходимо понимать и последствия миграции. Российские исследователи выделяют три группы. Экономические последствия подразумевают соединение рабочей силы со средствами производства: в экономически развитые страны зачастую приезжают представители государств «второго» или «третьего» мира. Вторая группа – социальные. С одной стороны мигранты, приезжающие в развитые страны, значительно улучшают условия своей жизни, самостоятельно выбирая район и населенный пункт проживания, с другой стороны, отмечаются изменения национальной структуры населения, что влечет за собой рост доли нетитульных народов. Третья группа последствий – геополитические. Не будем забывать, что благодаря миграции на карте мира появлялись новые государства – США, Канада, Австралия. Но и у этой медали есть оборотная сторона – в Европе фиксируется рост некоренного населения из числа приезжих, которые являются носителями иной культуры и ценностей. В книге немецкого исследователя Т. Саррацина «Германия. Самоликвидация» как раз описывается ситуация с турками, проживающими достаточно обособленно от основного населения страны, что ведет к образованию закрытых национальных анклавов.

Но вернемся к миграции в России. Уже на протяжении многих лет доминантой в миграционной политике страны является ставка на компенсацию естественной убыли населения с помощью въезжающих иностранных граждан (часть из них переезжала в Россию благодаря программе переселения соотечественников, но, конечно, наибольший процент приехавших – граждане бывших республик СССР). Однако в нулевые годы приоритеты миграционной политики меняются, и на первый план выходят вопросы регулирования трудовой миграции и борьба с ее нелегальными проявлениями. Для отслеживания ситуации в этой сфере была создана и законодательная база: «Концепция государственной миграционной политики до 2025 года», «О правовом положении иностранных граждан» и ряд других. Но и этих документов в ряде случаев оказывается недостаточно для разрешения сложной миграционной ситуации в регионах страны.

Казалось бы, РФ должна создавать максимально комфортные условия для приезжающей квалифицированной рабочей силы (низкоквалифицированные «специалисты» и сами знают, как им приехать и какие «документы» подать). И перспективным в этом случае является направление образовательной миграции. До 23 июня 2014 г., когда были принят ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», механизм получения гражданства выпускниками вузов был значительно проще, теперь же молодым людям требуется получение вначале вида на жительство, отработать три года по специальности на территории страны.

Кроме того, у специалистов в сфере межнациональных отношений вызывает удивление недавний факт выявления «нелегальных мигрантов»: на днях полиция провела рейд по Норвежскому университетскому центру, представительству четырех норвежских вузов в Санкт-Петербурге. В ходе проведенной операции были обнаружены 18 студентов из Швеции и Норвегии, приехавшие в РФ учиться по обмену. У них были обнаружены ошибки в визах, из-за чего обучающимся дали три дня покинуть территорию принимающей стороны. То есть, по факту, все справедливо: неправильно оформлены документы – исправляйте выявленные нарушения и возвращайтесь обратно.

С другой стороны, на слуху и в памяти до сих пор инцидент с няней из Узбекистана Гульчехрой Бобокуловой, которая гуляла по улицам Москвы с отрубленной головой своей воспитанницы и выкрикивала различные лозунги, которые, по свидетельствам очевидцев, явно находились вне правового поля. Впоследствии даже оказалось, что сожитель Бобокуловой некоторым образом связан с запрещенной на территории Российской Федерации террористической организацией, а сама Гульчехра въехала на территорию страны незаконным образом. И что же? Каково было наказание для Гульчехры? Ее признали психически нездоровой. А студенты из Швеции и Норвегии отправились на родину переоформлять документы, и большой вопрос вернутся ли они обратно в Россию для получения образования. Может, «нелегалов» ищут немного не в тех местах и учреждениях?.

К сожалению, случай с Бобокуловой – не единственная трагедия, в которой столкнулись мигранты и коренное население, причем в качестве пострадавшей стороны чаще выступали вторые. Но это яркие примеры из жизни страны. Что же происходит в регионах, большая часть населения в которых – русские? Обратимся к красноречивому примеру Воронежской области.

Грехи и огрехи миграционной политики в отдельном субъекте РФ

До недавнего времени ситуация в Воронежской области в сфере регулирования конфликтов между приезжими и коренным населением оставалась весьма критичной. Так, в 2013 году прошло столкновение в кафе «Прага», о котором писали местные СМИ и ряд блогеров. В ходе конфликта был убит Василий Федяинов, пострадавший от рук приезжих из Азербайджана. Конечно, некоторые СМИ выступили с резкой критикой действий коренного населения, но сами жители областного центра не остались безучастными и организовали народный сход у Управления общественных связей г.о. город Воронеж. Тогда вспыхнувший конфликт удалось урегулировать благодаря организации диалога с «разгневанными горожанами», организации круглых столов с представителями общественных организаций. Правда, остались нерешенными вопросы: каким образом организовать интеграцию мигрантов в новое, совершенно иное цивилизационно- культурное пространство, что делать в случае нарушения приезжими определенных норм и совершениями ими преступлений, как предотвратить наплыв в регион нелегальных мигрантов? К сожалению, по истечении трех лет, все эти вопросы не теряют актуальности. До сих пор на слуху у жителей области и кафе «Джамбул», ставшее приютом для нелегалов, которые вели не самый спокойный образ жизни.

Въезд.png

Теперь немного цифр. В 2017 году, судя по данным, предоставленным Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Воронежской области, на территорию региона прибыло 114 957 иностранных граждан. Наибольшее количество человек прибыло в регион из следующих республик: Армения – 2265, Казахстан – 1161, Молдова – 1409, Таджикистан – 1491, Узбекистан – 1763, Украина – 6212, Киргизия – 314, Вьетнам – 229, Грузия – 112, Туркменистан – 43. Высокие показатели притока граждан Украины объясняются продолжающимся конфликтом на территории страны. Много это или мало для Воронежской области? Сравним с данными, полученными нами в ноябре 2016 года: В 2012 году на миграционный учет было поставлено 7 188 граждан Таджикистана, 37 382 гражданина Узбекистана, 5 366 граждан Азербайджана, 6 922 гражданина Армении. В 2013 году - 7 923 гражданина Таджикистана, 42175 граждан Узбекистана, 5 811 граждан Азербайджана, 8961 гражданин Армении. В 2014 году - 6596 граждан Таджикистана, 34038 граждан Узбекистана, 5 266 граждан Азербайджана, 9220 граждан Армении. В 2015 году на миграционный учет было поставлено 9915 граждан Таджикистана, 69823 гражданина Узбекистана, 5 964 гражданина Азербайджана, 11382 гражданина Армении. То есть, вроде бы, число лиц, приехавших из страны бывшего СССР и поставленных на миграционный учет, неуклонно снижается из года в год. Остается только радоваться эффективности проводимой миграционной политики. С другой стороны, стоит только оказаться на какой-нибудь стройке, сразу становится понятно, что оптимизм в этом случае – преждевременный.

Кстати, по поводу мест работы въезжающих мигрантов. Как было сказано нами ранее, до 2,2 тысяч иностранцев примет Воронежская область в 2018 году. В Управлении по вопросам миграции мы попросили уточнить информацию, касающуюся квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу и приглашений на въезд для осуществления трудовой деятельности. В 2015 году было выдано 555 квот, в 2016 г. – 110, в 2017 – только 13. Как объяснили нам в ведомстве, уменьшение квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в Воронежской области осуществляется по заявкам работодателей «с учетом потребности в иностранных работниках и финансово-экономической востребованности предприятий».

Что касается выданных патентов на осуществление трудовой деятельности, то в 2016 году их было выдано 15 112, а за 11 месяцев 2017 г. – 16 186. По сведениям Управления по вопросам миграции, были и случаи отказа в выдаче патентов – в текущем году 119 мигрантам было отказано в получении патента (за аналогичный период 2016 г. – 36). Наиболее высокими темпами в 2017 году росла в регионе численность рабочей силы из Центральной Азии, прежде всего из Узбекистана и Таджикистана (примерно 80% миграционного потока в регионе).

Казалось бы, в регионе все хорошо с мигрантами: люди приезжают, регистрируются, пытаются начать новую жизнь. Но очень смущает разница в количестве выданных за 2017 год патентов и разрешений на работу с общим числом въехавших на территорию региона лиц. Чем они занимаются? Как ведут свой быт? Где работают и кем? Проходят ли соответствующее медицинское освидетельствование? Каких культурно-религиозных взглядов придерживаются?

Их ждут в России?

Кто помогает мигрантам обрести новую родину? Алгоритм получения разрешений на работу в России весьма бюрократизированный: здесь и сдача экзаменов на знание русского языка, истории и основ законодательства, и получение справок о состоянии здоровья приезжих, и заявление о выдаче патента, паспорт, миграционную карту. Все ли приезжие, к примеру, из Таджикистана или Узбекистана, приезжающие на низкоквалифицированную работу, в состоянии самостоятельно пройти все бюрократические процедуры? Ответ напрашивается сам собой. Вот для таких затруднительных ситуаций и открываются в Воронеже фирмы, помогающие мигрантам в получении разрешений на работу. Одна из таких, ООО «Мигрант+», расположена в жилом доме практически в самом центре Воронежа.

6-7 мигрант плюс сайт.jpg

«Вас ждут в России» - гласит слоган «Мигрант+». Компания занимается предоставлением широкого спектра услуг (исходя из их перечня, представленного на скриншотах и сайте организации): получение РВП, ВНЖ, гражданства РФ, временного убежища, трудового патента, временной регистрации. «Получение разрешения на временное проживание» в компании для граждан из «безвизовых стран» стоит порядка 50 000 рублей, вида на жительство – в пределах этой же суммы в зависимости от страны первоначального проживания. Кстати, стоимость получения гражданства РФ также варьируется и достигает нескольких десятков тысяч рублей, без учета перевода документов, получения сертификатов тестирования по русскому языку.

Не без гордости на сайте организации пишут о том, что «на рынке консультационных услуг, в том числе в области гражданского права» работают не один год. Но сайт УФНС России по Воронежской области дает возможность ознакомиться с выпиской из ЕГРЮЛ. Судя по ней, организация была поставлена на учет только в 2016 году. Бесспорно, на момент публикации материала прошло полтора года, но можно ли это назвать в полной мере «не один год работаем на рынке»? Может, за этой формулировкой кроются другие, более тесные связи?

6-7_Друзья.jpg

В ЕГРЮЛ указывается и директор – Файзуллоев Сухроб Саъдулоевич, который по совместительству является директором еще двух предприятий (7 апреля 2017 зарегистрировано еще одно ООО «Мигрант+», но по другому юридическому адресу и ООО «Седьмое небо»). На фото выше Сухроб Файзуллоев - крайний слева, а рядом с ним – Моххамад Намо, известный в Воронеже держатель клубов и других подобных увеселительных заведений и Владислав Кретинин, являющийся (судя по выписке из ЕГРЮЛ), соучредителем ООО «Мигрант+», как и Сухроб Файзуллоев. Кстати, один из клубов Намо еще год назад радовал посетителей кухней и восточным колоритом на Адмиралтейской площади – кафе «Namo» (сейчас многофункциональный ресторан Food-n-wood). Есть у Моххамада Намо еще одно заведение – кафе «Шам» на проспекте Революции, тоже с восточным колоритом. Можно задать вопрос – какая связь между Намо и Файзуллоевым? Ну да, друзья, каждый держит свой бизнес, имеют право. Но стоит обратиться к видам деятельность ООО «Мигрант+» - все становится на свои места. Помимо вполне традиционных для юридической конторы (подготовка документации), есть там и более экзотические – «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания», «Подача напитков». Согласитесь, последние два вида деятельности неплохо коррелируют со спецификой бизнеса Намо и индивидуального предпринимателя Владислава Кретинина, который, опять же судя по выписке из ЕГРЮЛ, занимается «торговлей напитками в специализированных магазинах»? Может, друзья помогают друг другу найти прилежный персонал для выполнения определенных работ? (Как утверждают злые языки, заведение Намо на Адмиралтейской площади якобы не раз находилось на контроле санитарно-эпидемиологических служб).

6-7_Объявление.jpg

Скрин-шот из социальной сети ВКонтакте группы, ассоциируемой с ООО "Мигрант+" (https://vk.com/migrant36?z=photo-71543635_340159579%2Falbum-71543635_00%2Frev)

И вот еще один факт: ООО «Мигрант+» расположено неподалеку от Отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Воронежу, где регулярно принимают документы на получение временной регистрации, вида на жительство и т.д. Какое чрезвычайно удачное для директора ООО «Мигрант+» совпадение! Вот они-то, клиенты потенциальные, под рукой. Сопровождай – не хочу. И с каждого получай определенные суммы денег. Вот тут-то и возникает вопрос – как помогают мигрантам специалисты консультационного центра? Насколько тщательно мигранты проходят медицинское освидетельствование с помощью этого центра? Действительно ли они на достаточно хорошем уровне владеют хотя бы русским языком, не говоря уже про историю России и основы правового устройства? И все ли известно о деятельности «Мигрант+» компетентным органам и налоговой?

Непраздные вопросы современной действительности

Озвученные выше вопросы не случайны. Как минимум потому, что Следственное управление Следственного комитета по Воронежской области предоставило цифры по количеству преступлений, совершенных на территории Воронежской области иностранными гражданами. За 11 месяцев 2017 года в ведомство поступило 27 сообщений о совершении преступлений иностранными гражданами или лицами без гражданства, по результатам рассмотрения которых приняты следующие решения: о возбуждении уголовного дела - 22; об отказе в возбуждении уголовного дела - 3; передано по подследственности - 2.

За 6 месяцев 2017 года были возбуждены 14 уголовных дел в отношении иностранных граждан по следующим статьям УК РФ: ст. 105 - 2, ст.ст. 131-132 - 5, ст. 162 - 1, ст. 318-1, ст. 282-1, ст. 322.3-3, ст. 291-1. Таким образом, помимо особо тяжких преступлений против жизни и половой неприкосновенности, совершенных иностранными гражданами, следственным управлением расследовались уголовные дела о преступлениях против установленного порядка государственного регулирования отношений, возникающих в связи с пребыванием иностранных граждан на территории Российской Федерации, в частности фиктивная постановка на учет иностранных граждан.

Имеются единичные случаи дачи взятки должностному лицу органов внутренних дел за непривлечение иностранного гражданина к административной ответственности, разбойного нападения, применения насилия в отношении представителя власти и совершения преступления экстремистского характера. Все выявленные преступления совершались гражданами стран «ближнего зарубежья»: Азербайджанской Республики, Украины, Республик Узбекистан, Армении и Таджикистана.

Кроме того, в 2017 году следственным отделом по Центральному району г. Воронежа следственного управления окончено производством уголовное дело по обвинению гражданина Азербайджанской Республики в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти или вражды, унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии). Как отметили в ведомстве, приезжий, «придерживаясь экстремистских взглядов, разместил в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» экстремистские материалы». Его преступная деятельность была пресечена следственным управлением во взаимодействии с сотрудниками ЦПЭ ГУ МВД России по Воронежской области. Уголовное дело направлено в суд, вынесен обвинительный приговор.

Принимались в 2017 году и решения о депортации с территории Воронежской области: 11 жителей Узбекистана, 5 представителей Армении, 4 – Таджикистана, 7 – Азербайджана, 3 – Казахстана, 7 – Украины, 4 – Белоруссии, 4 – Абхазии. Кроме того, в 2017 году было возбуждено 2 уголовных дела в отношении участников организованных групп, осуществляющих незаконную миграцию (ст. 322.1 УК РФ). Еще два уголовных дела были возбуждены в отношении граждан Узбекистана, которые изготавливали и сбывали поддельные документы миграционного учета иностранным гражданам (ст. 327 УК РФ). И это только дела, доведенные уполномоченными органами до логического завершения. А ведь в Воронеже за последнее время не раз появлялись сообщения о «резиновых» квартирах, в которых зарегистрированы были пара десятков мигрантов из Центральной Азии. Как они попали в Воронеже? Уж не благодаря ли помощи определенных консультационных центров, коих в столице Черноземья уже достаточно? И кто следит за прозрачностью деятельности подобных учреждений, а также за тем, каким гражданам эти центры помогают? Конечно, у преступника нет национальности и мы не ставим перед собой цель сделать акцент именно на этом моменте, но также нельзя не обратить внимания и на высокую криминогенность миграционной сферы по отдельным ее направлениям. Как эти правонарушители попали в Воронежскую область? Как получили гражданство? Кто оказывал им поддержку при оформлении документов? Насколько прозрачно работают такие помощники? На все эти вопросы вряд ли ответят специалисты ООО «Мигрант+» или других подобных ему структур. Ответить на них должны компетентные органы.

Причем ответить им следовало бы в ближайшее время, поскольку напряженность, хоть и не выходящая в плоскость массовых выступлений, в миграционной сфере нарастает. Да, специалисты некоторых управлений регионального правительства могут фиксировать, что «88,6% населения региона положительно оценивают ситуацию в сфере межнациональных отношений», кто-то, возможно, даже верит публикуемым цифрам. Но останутся ли эти цифры столь радужными, если в Воронеже произойдет конфликт с участием мигранта, проживающего в одной из «резиновых квартир», но получивший разрешение на работу благодаря деятельности какого-либо консультационного центра? Сомневаюсь. Да и ситуация, когда некие центры по вопросам помощи мигрантам в регистрации находятся буквально на расстоянии вытянутой руки от зданий миграционных служб, не должна носить систематичный характер, как это происходит в столице Черноземья.

Автор:  Алина Волкова


(Голосов: 3, Рейтинг: 5)


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Воронежская область

+9

Тульская область

+8

Белгородская область

+7

Московская область

+6

Курская область

+5

Орловская область

+4

Тамбовская область

+1

Рязанская область

+1

Калужская область

+1

Брянская область

+1

Тверская область

-2

Владимирская область

-4

Липецкая область

-5

Смоленская область

-6

Ярославская область

-7

Ивановская область

-8

Костромская область

-9

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Юрий МИШАНКОВ

Глава администрации Россошанского муниципального района Воронежской области

Россошанский район Воронежской области демонстрирует динамичное социально-экономическое развитие по итогам 2022 года




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика