В своем разрезе эти перемены будут иметь серьезные организационное, кадровое, ценностное, процедурное и политическое измерения. Теперь по конкретике.
Первое. С 2009 года, с момента назначения А. Гордеева главой региона тогдашним президентом РФ Дмитрием Медведевым, прошло почти девять лет. Большой срок на посту. В течении этого времени руководитель субъекта РФ фактически работал один. За себя и за тех "парней". О команде, если можно назвать сформированное им правительство области, говорить не приходилось. Был он и были "чиновники-функции", собранные в формате "каждой твари по паре". Гордеев, может еще четыре- пять человек, тащили "воз" в проблемном регионе, остальные оставались статистами и льстивыми "симпатизантами".
Долго так продолжаться не могло, ведь даже двужильный человек рано или поздно, устает. Тем более, Гордеев начинал в одних социально- экономических условиях, а с 2014 российские регионы уже функционировали в более сложных условиях (внутренних и внешних). Время Гордееву рассчитывать на поддержку своего огромного бюрократического аппарата, а этой поддержки почти не наблюдалось и не наблюдается. Интересный парадокс, правительство региона в 2009-2012 годах было значительно сильнее, чем эта же самая структура в 2014-2017 годах. На пороге региона уже не столько "Большая настройка", сколько "Большая зачистка".
Второе. Согласно имеющейся инсайдерской информации, почти треть состава облправительства уйдет (переход на другую работу, на пенсию и, даже, почти на улицу). Так надо. Бездари, болтуны, бездельники - это то, чем можно сейчас пожертвовать. Буквально "чуть-чуть" и уйдет почти год прощавшийся, но не уходивший, Андрей Ревков, некая пародия на вице-губернатора. Подвинут на сторону и молодого Артема Верховцева, не показавшего себя на высоком уровне регионального госуправления (он оказался не в то время и не в том месте). Треть - заставят работать без всяких KPI и других модных "штучек". Предупредят, если не будет результатов, то они могут легко перейти в первую группу. Ну а оставшейся нужной и работоспособной трети станут давать больше полномочий в принятии решений.
Третье. Планируется убрать лишние подразделения или, во всяком случае, те, без которых можно обойтись в трудное для страны время. Ожидается некое сокращение аппарата. Серьезно возьмутся за исполнительную власть в Воронеже (ожидаются сюрпризы). И, многое, готово к переменам. Почистят и некоторых глав муниципальных районов, как заслуженных, так и не заслуживших служить на искомых должностях. На должность заместителей председателей правительства и руководителей департаментов должны прийти люди, считавшиеся до этого "умниками", "гордыми" и имеющими собственную позицию. Некоторые из них уже получили устные месседжи на сей счет.
Четвертое. Ожидаемые перемены или предстоящая "Большая настройка" облправительства имеет две базовые причины. С одной стороны, это президентские выборы в следующем году. Федеральный центр ожидает от глав регионов поддержки курса и прозрачности электоральных процедур не любой ценой, а грамотной работой с населением. Разумеется, такую работу могут провести опытные госслужащие на своих ответственных участках, льстивые "симпатизанты" этого качественно сделать точно не смогут.
С другой стороны, руководство страны очень внимательно смотрит за конкуренцией субъектов РФ в социально- экономическом развитии, оценивает и поддерживает тех глав, у которых есть системность в работе, сбалансированные команды (модель - и один в поле воин уже не приветствуется) и, главное результат - позитивные практики в реальном секторе экономики и реализованные проекты в социосфере. Именно они гарантируют социальную стабильность и поддержку власти со стороны людей. Гордеев много сделал для региона - это видят и эксперты и федеральный центр. Но, этого мало, требуется, чтобы власть в регионе работала как единое целое, а не отдельные ее сегменты. И, что важно, регион в ряде отраслей (к примеру, АПК) показывает эффект, но, по ряду направлений проигрывает конкуренцию более успешным соседям. Нужно собраться и подтянуться.
И, пятое. На горизонте внутренней политики России все больше и больше проявляется мягкая мобилизационная модель управления во многих сферах жизни, включая идеологическую, ценностную. Достигнутый консенсус большинства социальных групп и слоев общества уже не приемлет западных, либеральных ценностей ни на уровне федеральной госполитики (образование, культура и искусство, НКО, воспитание, права человека, этноконфессиональные отношения), ни на уровне регионов. Те субъекты РФ, где в госполитике звучит либеральная риторика и в территории проходят вояжи записных либералов, не будут поощряться морально. Это в прошлом. И эти осязаемые тренды заставят скорректировать политику воронежского облправительства и в ее содержательном, ценностном аспектах.