Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Региональная власть | 08.11.2023

Сенатор Сергей Лукин обсудил проблемные вопросы контроля деятельности муниципалитетов

Сенатор Сергей Лукин обсудил проблемные вопросы контроля деятельности муниципалитетов

Сенатор от Воронежской области Сергей Лукин принял участие в Совместном заседании Совета по МСУ при Совете Федерации и Комиссии по мониторингу законодательства России в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Мероприятие, темой которого стало совершенствование контроля деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, провел 7 ноября первый заместитель Председателя Совета Федерации Андрей Турчак.

«Взаимодействие контрольно-надзорных органов и местных органов самоуправления должно быть направлено на устранение проблем, влияющих на качество жизни людей – таким был основной вектор дискуссии», - отметил Сергей Лукин.

Сенатор напомнил, что в апреле на заседании Совета по МСУ при Президенте глава государства акцентировал внимание, прежде всего, на необходимости расширения практики профилактических мер. В настоящее время проводится большая работа по совершенствованию механизмов государственного контроля и надзора, в том числе в отношении местного самоуправления. Однако, по словам Сергея Лукина, на сегодняшний день выявился ряд острых проблем, вызывающих обеспокоенность как регионов, так и федеральных властей.

Представители муниципалитетов, выступившие на заседании, были едины в своих оценках: тревожным явлением стало наделение органов местного самоуправления новыми полномочиями, не имеющими при этом реальной финансовой обеспеченности.

В частности, в базовом федеральном законе закреплено 16 полномочий муниципалитетов, за которые они несут ответственность, и контроль их исполнения должен осуществляться в полном объеме. Однако системный анализ федерального законодательства показал, что в более чем 170 отраслевых законах зафиксировано свыше 200 «дополнительных» переданных на муниципальных уровень полномочий, на исполнение которых не заложены бюджетные средства.

«Следствием такой ситуации, как правило, является невозможность выполнить обязательства должным образом и в установленные сроки. Это, в свою очередь, влечет за собой наложение штрафов, которые являются весьма существенными, а порой и непропорционально высокими», - обозначил остроту проблемного момента Сергей Лукин.

Взыскания в отношении муниципальных служащих сегодня могут превышать их должностные оклады, а общая сумма задолженности органов МСУ, согласно выписанным по итогам проверок судебным предписаниям, в ряде случаев превышает доходную часть местных бюджетов – об этом в ходе заседания сообщили представители целого ряда регионов. В свою очередь, невыполнение судебных предписаний предусматривает привлечение к ответственности, вплоть до уголовной.

Эту проблему сенаторы предложили обсудить на совместном совещании с руководством Генеральной прокуратуры РФ.

Об актуальности поднятого вопроса красноречиво свидетельствует статистика. По данным Минюста России, к началу 2023 года для исполнения всех судебных решений в отношении муниципалитетов необходимо было выплатить около 227 миллиардов рублей. Для сравнения, в 2019 году эта сумма составляла 144 миллиарда.

Также представители регионов в своих выступлениях обратили внимание на большой объем различного рода проверок, которым подвергается работа органов местного самоуправления.

«Муниципальным сообществом были позитивно приняты изменения в законодательстве, принятые в ходе реформы контрольно-надзорной деятельности. Произошло снижение нагрузки на бизнес путем введения моратория на проверки и сокращения избыточных требований при их проведении. Одновременно с этим руководители муниципалитетов озвучивали опасения, что теперь все внимание контрольно-надзорных органов сместится на них», - пояснил Сергей Лукин.

Мониторинг, проведенный Счетной палатой, показывает снижение количества проводимых проверок и в отношении органов местного самоуправления. Однако при этом нагрузка на муниципалитеты все еще высока, и ее необходимо снижать, подчеркнули участники дискуссии.

Напомним, ранее, с учетом предложений органов местного самоуправления, было принято решение заменить плановые проверки в отношении государственных и муниципальных школ и детских садов на обязательные профилактические визиты контролирующих органов, и эта практика показала свою действенность. Была высказана инициатива ввести аналогичный механизм и в отношении других социальных объектов.

Также в ходе заседания прозвучало предложение законодательно закрепить в отношении МСУ весь спектр превентивных и профилактических мер, которые уже действуют в отношении бизнеса.

По мнению Сергея Лукина, необходимо обратить особое внимание на внедрение риск-ориентированного подхода работы контролирующих органов, установление приоритета профилактики и распространение системы досудебного обжалования вынесенных решений.

Кроме того, парламентарий заявил, что оценка результатов работы контрольно-надзорных органов не должна основываться на количестве выявленных нарушений и мер реагирования.

«Правительство РФ подготовило проект Концепции развития контрольно-надзорной деятельности до 2026 года. Ключевая новация документа заключается в том, что он закрепляет ответственность контролирующих органов не только за качество надзора и безопасность, но также за его влияние на экономическое развитие и рост муниципальных образований», - подчеркнул Сергей Лукин, комментируя итоги заседания.

В обсуждении предложений участвовали представители Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, Генеральной прокуратуры, Росреестра, Счетной палаты, региональных и муниципальных органов власти.

Автор:  Виталий Жуков


(Голосов: 1, Рейтинг: 4)


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Калужская область

+9

Московская область

+8

Воронежская область

+7

Белгородская область

+6

Липецкая область

+3

Орловская область

+4

Тульская область

+3

Тверская область

+2

Владимирская область

+1

Ярославская область

0

Курская область

-1

Рязанская область

-2

Брянская область

-3

Костромская область

-9

Ивановская область

-8

Тамбовская область

-8

Смоленская область

-10

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Сергей ПОСЛЕДОВ

кандидат на должность главы администрации городского округа г. Воронеж

«Мэр должен иметь стратегическое видение развития экономики города и выстроенную обратную связь с населением»




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика