В течение 15 месяцев серьезные эксперты наблюдают пока не решаемую проблему обретения А. Гусевым лидерства в общеобластном масштабе.
В Воронеже доктором политических наук, профессором Дмитрием Нечаевым представлен аналитический доклад «Слабость исполнительной власти в Воронежской области, и роль пяти центров влияния в принятии политических решений в субъекте РФ». Из многостраничного доклада редакцией регионального делового издания для публикации взята лишь часть, в которой проанализированы основные сценарии развития политической ситуации в регионе для губернатора Александра Гусева.
Сценарий первый – поделиться полномочиями, сохранив власть
В течение 15 месяцев серьезные эксперты наблюдают пока не решаемую проблему обретения А. Гусевым лидерства в общеобластном масштабе. Да, у него есть формальные полномочия считаться лидером региона. Но есть серьезные вопросы к признанию за губернатором подтвержденного всеми неформального лидерства. С одной стороны, прошедшие выборы главы региона в сентябре 2018 при слабых (технических) оппонентах не способствовали усилению позиций А. Гусева. С другой стороны, общественное мнение не видит реальных успехов в его деятельности, что способствует процессу делегитимации доминирующего политического актора. С третьей стороны, у А. Гусева никогда и не было запроса на это лидерство в территории, поскольку он всегда находился в тени либо крупной корпорации («Сибур»), либо руководителя с замашками вождизма (А. Гордеев).
Сегодня также очевидно, что перед нами раскрывается некая политическая драма. Губернатор А. Гусев, как порядочный и не злобный человек, оказывается не готов к политическим хитросплетениям, интригам и цинизму местных политиков, к динамике постоянных изменений политического ландшафта. Он мучается сам и мучит других. А. Гусев опаздывает в принятии решений, совершает простые ошибки, переигрывает политические сделки и многое не успевает сделать. «Шапка Мономаха» оказывается слишком тяжелой, иногда и просто неподъемной.
Облегчить участь своего правления он может в двух направлениях, обретя тем самым более уверенную позицию и статус «честного брокера» для того чтобы управлять конкурирующими интересами. Во-первых, это формально разделить должность губернатора и председателя правительства области. Такое уже имело место быть в Воронежской области при губернаторе И. Шабанове.
Таким образом, всенародно избранный глава региона осуществляет политические функции, председатель облправительства занимается тяжелой, черновой хозяйственной работой. Второй человек (руководитель облправительства) отвечает за результат социально- экономической деятельности (утверждается облдумой), он же является громоотводом, на него можно списать многое. И им, при определенных обстоятельствах, можно пожертвоювать, отправив в отставку.
Во-вторых, Александр Гусев публично или непублично признает наличие региональной полиархии (власть многих). Во избежание упреков в необъективности и пристрастности, он осуществляет процесс принятия транспарентных политических решений посредством так называемого «железного треугольника», который бы объединял исполнительные структуры власти, комитеты областной Думы и клиентеллу заинтересованных групп. Актуальные проблемы обсуждались бы открыто, прозрачно, в реальной конкуренции. Де-факто региональная власть с наличием центров влияния становилась бы ею де-юре.
Второй сценарий – политическая война с вероятным поражением
Александр Гусев, не обладая де-факто и де-юре всеми политическими ресурсами (финансовыми, организационными, медийными и др.) пытается демонтировать имеющиеся сетевые коалиции правящей элиты, пытаясь оставить только один (свой) центр влияния и принятия решений. Таким образом, разворачивается политическая война одного центра с другими, угрожающая подрывом их интересов.
В этой целенаправленной акции остальные центры и отдельные политические акторы могут стратегически и ситуационно объединяться (часть займет нейтральную позицию), не обязательно афишируя эти интеракции, и в течение 1,5-2 лет превратить А. Гусева в «хромую утку», которая царствует, но не правит. В данном разрезе А. Гусев может не доработать до истечения срока своих полномочий (до 2022 года). Следующим губернатором Воронежской области с высокой долей вероятности станет губернатор-варяг.
Третий сценарий, как самый неблагоприятный: мощная, целенаправленная дискредитация, с последующей отставкой
Члены «Клуба друзей А. Гусева» (неформальное объединение открытых и скрытых оппонентов главы региона) инициируют две резонансные акции, направленные против губернатора. К примеру, это может быть педалирование коммерческой связи жены главы региона с фирмой «Квадра» (не случайно же предприятие «Воронежтеплосеть» передается в концессию данной федеральной корпорации), и раскрутить этот вероятный скандал в федеральных СМИ. Как это было с Ю. Агибаловым и щедрыми премиями статусным областным чиновникам.
Не исключена, как продолжение, и постановочная акция с коррупционером-чиновником, входящим в ближнее окружение главы региона. Такого чиновника «ловят», он говорит неудобные вещи о главе региона, после публичной огласки которых губернатора А. Гусева склоняют к отставке. Вероятный временной отрезок в проведении данной акции (акций) – октябрь или ноябрь 2019 года. К этому возможному региональному событию будут собраны и ретранслированы в публичную сферу все «успехи» и «достижения» А. Гусева на посту главы региона. Следующий губернатор области с высокой долей вероятности будет губернатор-варяг. Как в Липецке, или как в Курске.