Региональная власть | 02.04.2019
Александр Гусев, как губернатор Воронежской области, является доминирующим политическим актором и представляет собой лишь один из центров влияния в регионе.
На базе АНО «Институт политического анализа и стратегий» под руководством доктора политических наук, профессора Дмитрия Нечаева подготовлен многостраничный доклад «Слабость исполнительной власти в Воронежской области и роль пяти центров влияния в принятии политических решений в субъекте РФ». Публично этот доклад будет представлен и опубликован в СМИ в пятницу, 5 апреля.
Исполнительную власть Воронежской области, возглавляемую Александром Гусевым, стоит рассматривать как слабую
Однако краткие его тезисы авторы проанонсировали заранее. Вот некоторые положения доклада. 1. В течение 15 месяцев исполнительную власть Воронежской области, возглавляемую Александром Гусевым, стоит рассматривать как слабую. Ключевыми доводами на этот счет являются следующие аргументы: а) нет определенной повестки дня развития региона в виде набора целей и программ, б) низкий рейтинг доверия губернатору среди основных социальных страт, в) наличие перманентно сотрясаемых эту власть скандалов и отсутствие системных мер по их предотвращению, снижению их негативных последствий, г) наличие открыто и скрыто оппонирующих центров влияния, отдельных политических акторов, влияющих на принятие политических решений в регионе.
2. Александр Гусев, как губернатор Воронежской области, является доминирующим политическим актором и представляет собой лишь один из центров влияния в регионе. Есть основание полагать, что его центр пока не обладает таким доминирующим положением, способным единолично принимать экономические, кадровые, социальные и политические решения. Фактически пять центров влияния это сетевые коалиции правящей элиты области (по моим оценкам численность региональной элиты в этом субъекте РФ составляет порядка 270 человек).
А. Гусев вынужден считаться с наличием иных центров влияния, находить консенсус с ними при принятии политических решений
3. На начало 2019 года в Воронежской области неформальные сетевые коалиции правящей элиты области возглавляют акторы, расположенные в определенном порядке по степени их влияния: Александр Гусев (губернатор), Николай Шишкин (прокурор области), Алексей Гордеев (вице-премьер правительства РФ, экс-глава региона в 2009-2017 гг.), Олег Нефедов (начальник управления ФСБ по Воронежской области) и Владимир Нетесов (председатель областной думы). Каждый из лидеров региональных центров влияния, как правило, обладает политической субъектностью с руководством иерархичными и неиерархизированными государственными структурами и наличием властных полномочий (конвенциональных и неконвенциональных).
4. Обладая ресурсом формальных полномочий, лидеры сетевых коалиций имеют своих влиятельных креатур в иных системах государственного и муниципального управления, институтах гражданского общества (45 – 1, 38 – 2, 14 – 3, 22 – 4, 42 –5), группы поддержки и симпатизантов в различных предпринимательских и социокультурных средах. А. Гусев вынужден не только считаться с наличием иных центров влияния, но и находить консенсус с ними при принятии политических решений.
5. Не менее важна линия поведения нескольких автономных региональных политических акторов: С. Лукина (сенатор), В. Кстенина (мэр Воронежа), А. Маркова (депутат Госдумы, «блуждающий форвард»), А. Пономарева (депутат Госдумы и владелец агрохолдинга «Молвест»), Е. Хамина (бизнесмен и депутат облдумы) и ряда других политиков, мнение которых не может не учитываться в системе символического интеракционизма и консенсусных решений сетевых коалиций правящей элиты. В рамках авторского подсчета имеет смысл говорить о наличии 12 таких влиятельных субъектов региональной политики (без учета центров влияния).
Общественное мнение региона не имеет системного взгляда на какие- либо достижения А. Гусева в статусе главы субъекта РФ
6. Команда А. Гусева, судя по достаточно примитивной публичной деятельности, не приступала ни к формированию образа лидера, ни к разработке ценностей в системе публичного управления, ни к областной объединяющей идее (региональная идентичность), ни к образу будущего региона. Вследствие этого, региональная власть, не имеющая этих компонентов (символов) в практической политике, включая наличие образа лидера со своей миссией, теряет в доверии и поддержке населения. Таким образом, символическая политика А. Гусева ничтожна.
7. Общественное мнение региона не имеет системного взгляда на какие- либо достижения А. Гусева в статусе главы субъекта РФ. В частности, деиндустриализация региона продолжается, инвестиции в Воронежскую область в 2018 году в сравнении с 2017-м годом не только не увеличились, они серьезно уменьшились (88,9%). В АПК доминируют крупные агрохолдинги, получающие основные «сливки» от господдержки и монопольного положения в сельском хозяйстве в ущерб фермерским хозяйствам и ЛПХ. Уровень оказания услуг в здравоохранении и образовании остается крайне низким, качественная медицина по- прежнему недоступна для большинства жителей.
У Александра Гусева нет медиамашины для авторитарной консолидации в регионе, как в Белгородской, Тамбовской областях
8. Политическое развитие Воронежской области варьируется между попыткой авторитарной консолидации (Белгородская область) и региональным политическим режимом «сомнительной демократии» (Смоленская область). Тренд обозначился в направлении становления регионального политического режима второго типа (долгое согласование интересов, усиление политической конкуренции, приводящих к невысокой результативности и эффективности власти). В перспективе в Воронежской области возможны более широкие коалиции, которые можно обозначить, как «коалиции антироста».
9. У Александра Гусева не только не построена медиамашина для авторитарной консолидации в регионе (как в Белгородской, Тамбовской областях), но и цель создания таковой в действиях доминирующего политического актора в регионе не просматривается. Вследствие этого, губернатором в Воронежской области: а) не сформирована медиаолигаполия, включающая в себя два базовых телеканала, других пяти региональных медиагрупп, б) команда главы области не разработала для функционирующих в регионе СМИ ключевые смыслы и нарративы, в) региональная власть практически не присутствует в Интернете, боится этот открытый формат взаимодействий с активными и, зачастую, недовольными гражданами.
10. К октябрю текущего года исполнительная власть предстанет перед основными политическими игроками (акторами) существенно ослабленной, психологически подготовленной к одному из трех неблагоприятных для этой власти сценарию.
Автор: Герман Евтеев
(Голосов: 2, Рейтинг: 1) |
Регионы ЦЧР |
|
| |
|
Регионы ЦФО
Редакция: Вопрос-ответ.
| |
|
Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова |
Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)
Воронежская область |
|
Тульская область |
|
Белгородская область |
|
Московская область |
|
Курская область |
|
Орловская область |
|
Тамбовская область |
|
Рязанская область |
|
Калужская область |
|
Брянская область |
|
Тверская область |
|
Владимирская область |
|
Липецкая область |
|
Смоленская область |
|
Ярославская область |
|
Ивановская область |
|
Костромская область |
О рейтинге
В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии: |
Свежий номер регионального делового издания
Юрий ТИМОФЕЕВ первый заместитель главы администрации городского округа город Воронеж по стратегическому планированию, экономике и финансам« |
Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями
|
|
Белгородская область - территория успеха и эффективной власти
|
Дмитрий Солонников Директор Института современного государственного развития, политолог |
"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".
|
© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.