Региональная власть | 31.07.2012
Многое ли сможет изменить к лучшему «необстрелянный юнец» в системе госуправления, руководя тем, чего в природе практически не существует?
Слышал, что в промышленном департаменте наконец-то появился ответственный за промышленный сектор? Неужели кто-то может эффективно поработать в этом направлении?
А. Сергеев, г. Воронеж
Алексей Беспрозванных назначен на должность заместителя председателя правительства Воронежской области – руководителя департамента промышленности и транспорта Воронежской области и приступит к исполнению обязанностей уже в начале августа этого года. После озвученного на оптимистической ноте официоза в СМИ, сообщивших о данном кадровом решении губернатора, пришло время поразмыслить о будущем. Какие мысли возникают в связи с этим назначением? Первое, что подсказывает логика – поработать на этом направлении эффективно будет сложно, даже, скорее всего, невозможно. Тем более, что Алексей Беспрозванных, который фактически является «необстрелянным юнцом» в системе государственного управления, поставлен руководить тем, чего фактически не существует.
Его официальная биография довольно лаконична. Алексей Беспрозванных родился 23 августа 1979 года в Казахстане. Окончил Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова по специальности «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств». В 2002 году получил диплом по специальности «Экономика и управление на предприятиях машиностроения» того же вуза. С 2009 года возглавлял филиал МТС в Воронежской области.
О многом ли это говорит? Думаю, не о многом. Анкетные данные мало что определяют при назначении на ответственный участок. Если было бы иначе, Россия, пожалуй, стала бы государством изобилия. Кроме того, как мы видим, этот человек был менеджером только в коммерческой среде, он не знает, что такое промышленность и в чем ее специфика. Тем более, что и его работа в МТС выглядит скорее как взимание ренты в уже работающей системе. Теперь же перед этим человеком стоит задача в течение нескольких лет фактически заново создать новые производства в сфере промышленности, которые должны составить костяк будущего промышленного сектора Воронежской области.
Чтобы понимать, с чем столкнулся новый человек, нужно отметить, что за два десятилетия в Воронежской области произошла деиндустриализация региона. И это очень серьезно. В промышленном секторе за эти годы многое раздербанено и растащено. И на руинах старого нужно создавать новое. Сверяя свою позицию с мнением других, я обратился к Владимиру Бренделеву, кандидату наук, специалисту по реальному сектору экономики.
– Я не знаком с ним лично. Однако в целом трудно дать оптимистический прогноз: все-таки связь – это специфическая отрасль, – отметил Владимир Николаевич. – Кроме того, если говорить об МТС, то у них в свое время было доминирующее положение. У него очень узкая специфика, а между тем промышленность у нас в основном другая, поэтому как он войдет в остальные сферы, не вполне понятно. Я сомневаюсь, что он будет особенно успешен.
Надо сказать, что скепсис в отношении нового чиновника представляется весьма оправданным. Ведь новому человеку на этой должности необходимо понять, что делать, и выработать реалистичную промышленную политику, которой в Воронежской области не было на протяжении двух десятилетий. Причем его предшественники показали себя в этом качестве не с лучшей стороны. Так, этого не получилось у В. Клейменова, который в свое время руководил данным направлением, не получилось у двух губернаторов Ивана Шабанова и Владимира Кулакова. Не получилось справиться с этой задачей и у Дмитрия Маркова, человека уже из команды Алексея Гордеева, и это при том, что Марков не чета Беспрозванных: он достаточно успешно руководил и теперь вновь руководит «Гидрогазом». И тем не менее на месте областного вице-премьера по промышленности он не состоялся. Ожиданий было много, реального эффекта – практически нет, и неслучайно региональная рейтинговая структура АНО «Агентство региональных социально-экономических проектов» еще полгода назад, до его отставки, включила его в реестр неэффективных чиновников Центрального федерального округа (ЦФО). Губернатор лишь согласился с тем, что было и так очевидным.
Конечно же, стоит отметить, что пока еще функционирует ряд заводов, но эти предприятия лихорадит, и по большому счету, они не могут обеспечить реальный рост промышленного производства. Кстати, статистика в процентах говорит, что в этом отношении в Воронежской области ситуация более-менее нормальная. Казалось бы, губернатору Гордееву можно было бы гордиться, но не надо забывать, что до 2011 года показатель промышленного производства зачастую составлял менее 100%, фактически опускаясь на дно. Поэтому если сейчас какое-то промпредприятие, образно говоря, производит на несколько болванок больше, то это выглядит впечатляюще: рост 130-140 процентов. Но не надо себя обманывать: промышленности в Воронежской области практически нет, как нет и осмысленной промышленной политики.
Определенные надежды внушает лишь запуск индустриального парка «Масловский». Правда, не стоит забывать, что этот проект достался нынешней администрации по наследству от позднего генерал-губернатора В. Кулакова. Очевидно, только к концу своего правления он понял, что нужно что-то создавать, а не дербанить, разрушая. К настоящему времени здесь уже размещено или принято решение о размещении 14 производств с общим объемом инвестиций более 22 млрд рублей, завершается формирование заявки на создание на базе «Масловского» особой экономической зоны. Если заявка окажется успешной, к имеющимся у резидентов преференциям (налоговые льготы, инфраструктура за счет госказны) добавится упрощенный таможенный режим. Кроме того, планируется создание на территории области еще нескольких индустриальных парков. И данный тренд не может не внушать оптимизм. Но вот вопрос о том, каков будет личный вклад во все это великолепие господина Беспрозванных, пока остается открытым.
И еще. Предшественник Беспрозванных Д. Марков, замечательной души дедушка, на своем посту жил припеваючи. Сногсшибательная зарплата, великолепный соцпакет, отчисления на безбедную пенсию, служебная машина, чаи, секретарши. И… никакой привязки к результатам развития промышленного сектора. Это у социального вице-премьера В. Попова тяжелая инфраструктура государственных социальных учреждений, за деятельность которых он несет персональную ответственность. А у «промышленного» вице-премьера такой привязки нет. Промсектор – это же ведь частный бизнес!
Кроме того, по всем служебным документам, нет четкой взаимосвязи между оплатой труда вице-премьера, курирующего промышленный сектор, и результатами работы по созданию новых и модернизации старых производств. А стоило бы это прописать, хотя бы неформально. Появилось за полгода два свечных заводика –положенная по всем нормативам зарплата в 100 тысяч рублей в месяц. Стало работать новое предприятие по производству алюминиевых изделий – вдобавок к свечным заводикам премия к зарплате. Не появилось ни того, ни другого – минимальная заработная плата в 4,5 тысячи рублей. Как у пятой части жителей области – «новых бедных».
А как же иначе? Тогда и будет искомая социальная справедливость. И чиновники станут отвечать за результаты своего труда. Но… Я реалист. И понимаю, что таких правил не будет. Если будет создан такой прецедент, тогда всю систему надо перестраивать. И из большинства чиновников-сибаритов делать более-менее сносных управленцев.
Кроме того, к написанному выше добавлю субъективное. Буду рад, если ошибусь. Вряд «амбициозный, но не обстрелянный в сфере госуправления юноша» будет лезть из кожи вон. Во-первых, не то поколение и не в традиции воронежского чиновничества работать по-стахановски («выскочка» – это малое, что он может получить от своих коллег). Во-вторых, думаю, вряд ли он представляет, с чего начинать и что делать. В-третьих, даже если захочет, вряд ли у него одного это получится. Единственным возможным вариантом успеха представляется лишь ситуация, когда Беспрозванных и Гордеев будут работать на этом направлении в тандеме, то есть половину своих губернаторских функций глава региона возложит на промышленный сектор. Тогда, может, что-то получится…
Автор: Дмитрий Нечаев
(Нет голосов) |
Регионы ЦЧР |
|
| |
|
Регионы ЦФО
Редакция: Вопрос-ответ.
| |
|
Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова |
Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)
Воронежская область |
|
Тульская область |
|
Белгородская область |
|
Московская область |
|
Курская область |
|
Орловская область |
|
Тамбовская область |
|
Рязанская область |
|
Калужская область |
|
Брянская область |
|
Тверская область |
|
Владимирская область |
|
Липецкая область |
|
Смоленская область |
|
Ярославская область |
|
Ивановская область |
|
Костромская область |
О рейтинге
В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии: |
Свежий номер регионального делового издания
Юрий МИШАНКОВ Глава администрации Россошанского муниципального района Воронежской области |
Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями
|
|
Белгородская область - территория успеха и эффективной власти
|
Дмитрий Солонников Директор Института современного государственного развития, политолог |
"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".
|
© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.