Производство | 02.02.2019
Иностранным инвесторам предлагают ускорить заключение специальных инвестиционных контрактов (СПИК), что позволит в полном объеме воспользоваться мерами государственной поддержки.
В Калужской области прошло знаковое совещание с участием зампреда правительства РФ Дмитрия Козака, статусных чиновников Минпроторга и губернатора региона Анатолия Артамонова. Оно прошло в рамках изучения ситуации предприятиях по производству автомобилей «Пежо-Ситроен Митсубиши Аутомотив», «Вольво» и «Фольксваген Груп Рус». Речь на нем шла о необходимости глубокой локализации для зарубежных автопроизводителей, расположенных на территории региона- лидера в ЦФО.
Наполовину русские автомобили должны стать с помощью локализации и господдержки более русскими
В начале 2000-х годов зарубежные компании активно разворачивали в России так называемую отверточную сборку своих машин. Это было достаточно оскорбительным явлением и для государственной промышленной политики и для страны в целом. Чтобы микшировать это позорное явление правительство РФ в 2005 году ввело более продуктивный режим промышленной сборки, в рамках которого зарубежные партнеры должны были достигнуть необходимого уровня локализации производства.
По официальным данным уже в 2014 году средний уровень локализации иномарок в России достигал 45%. Конечно это было мало. Положение усугублялось тем, иностранные автопроизводители стали закупать у российских поставщиков простейшие комплектующие: коврики, фары, колесные диски, аккумуляторы, сиденья, топливные баки, бамперы. Далее под мягким нажимом минпромторга перечень локализованных деталей пополнился выхлопными системами, подвесками, штампованными деталями кузова, что вывело локализацию иномарок в РФ на более приличный уровень.
Тяжело и медленно дошли и до производства моторов и трансмиссии. Но, делать иномарки более русскими иностранцы готовы были лишь при наличии мер государственной поддержки, в первую очередь на федеральном уровне, которые бы увеличили маржинальность этого вида бизнеса. А для этого необходимы госпрограммы, которые могут повлиять либо на снижение цены автомобилей в лучшем случае, либо на их не повышение, в худшем случае. Разумеется, эта тема как никогда стала актуальной и для одного из лучших губернаторов страны Анатолия Артамонова.
О чем договорились автопроизводители и власти в Калуге?
Дмитрий Козак, как зампред правительства РФ, поддержал намерения иностранных автопроизводителей к увеличению степени локализации на российских предприятиях. Его мнение такое – локализация должна быть максимальной вокруг основных производств. Таким образом формируется следующий алгоритм взаимодействия сторон. И тогда, чем больше будет локализации в регионе, тем больше государственной поддержки, тем больше автоконцерны приобретают конкурентных преимуществ внутри нашей страны и на мировых рынках.
И выгода российской и региональной власти такая. При организации локального производства автоконцерны, как правило, мобилизуют зарубежных поставщиков, с которыми они уже сотрудничают на мировых рынках. При этом поставщики комплектующих обычно создают совместные предприятия с российскими предприятиями. Таким образом речь может идти о производстве комплектующих с низкой себестоимостью, о создании промпроизводств в непосредственной близости от автозаводов. Зачем? Для снижения затрат на логистику.
Еще одно направление действий двух сторон власти и бизнеса, это заключение специальных инвестиционных контрактов, что позволит в полной мере воспользоваться предприятиями автомобильной промышленности государственной поддержкой. Специальный инвестиционный контракт (СПИК) - это соглашение между инвестором и государством, в котором фиксируются обязательства инициатора проекта по освоению производства промышленной продукции в предусмотренный срок, а также обязательства РФ и (или) её субъекта в части гарантий стабильности налоговых и регуляторных условий и предоставления мер поддержки. Фонд развития промышленности выступает оператором по заключению СПИК, регулируемых Федеральным законом «О промышленной политике в РФ».
Калужская и Московская область становятся центрами автомобильной промышленности в РФ
Кстати, нужно отметить, что губернатор Анатолий Артамонов многое сделал для социально- экономического развития своего региона. Калужская область при нем стала донором федерального бюджета. Артамонов не только сохранил промышленный комплекс субъекта РФ, но и поводит сейчас новую индустриализации в русле пятого и шестого технологических укладов. Например, с 2006 по 2017 год в Калужской области было открыто 99 новых предприятий, создано 27 тыс. рабочих мест. В данном регионе функционирует автомобильный и фармацевтический кластер, 12 промышленных парков.
В русле новой индустриализации активно работают Белгородская и Липецкая область. Модернизацией промышленных производств (реиндустриализацией регионов) активно занимается руководство Тульской, Тамбовской, Московской и Курской областей. Но есть и другое явление в промышленной политике областей ЦФО. Это продолжающаяся деиндустриализация территорий Центральной России. 8 областей из 17 по оценке ряда экспертов входят в так называемый «ржавый пояс» ЦФО. Это Воронежская, Смоленская, Ивановская, Костромская и другие области.
Однако, возвратимся к успешной Калужской области. Там доля производства автомобильной промышленности в автопроме РФ составляет около 12 %. В составе калужского автопрома объединены российские и иностранные предприятия. Ядро составляют три мощных производителя-бренда: «Фольксваген Груп Рус», «Пежо-Ситроен Митсубиши Аутомотив» и российские предприятия концерна «Вольво». В структуру также входят 27 крупнейших производителей автокомпонентов 1, 2 и 3-го уровней.
В 2018 году индекс производства в региональном автомобилестроении к аналогичному периоду 2017 года составил 133,9%. В свое время успех Калужской области хотела повторить Тульская область с тогдашним рубашкой-гуверняшкой Груздевым. Была идея завлечь в регион автоконцерн «Даймлер». Но, немцы не пошли к странному главе региона. Чуть позже эту идею перехватила команда губернатора Московской области А. Воробьева.
Сейчас в селе Пешковское Солнечногорского района завершается строительство завода по производству автомобилей АО «Мерседес-Бенц РУС». На начало февраля 2019 года на объекте выполнены работы по подключению к внешним инженерным сетям, завершается строительство буферного склада кузовов, ведутся монтажные и пуско-наладочные работы инженерных систем зданий и технологического оборудования, завершается отделка в производственных и офисных помещениях.
Общая площадь завода составит 102 тысяч квадратных метров. Застройщиком выступает АО «Мерседес-Бенц РУС». Работы ведутся в графике. Плановое завершение строительства намечено на II квартал 2019 года». По завершению строительства завода в Московской области появится 1,5 тысячи новых рабочих мест. Планируемая производительность объекта – 25 тысяч единиц в год.
КСТАТИ:
Что за феномен СПИК – специальный инвестиционный контракт?
В период кризисных ситуаций в экономике государство готово поддерживать инвестора – производителя. Наиболее существенна эта поддержка, когда речь идет о крупных проектах, рассчитанных на очень длительный период времени и имеющих значительную социальную составляющую – рабочие места, поддержание региональных социальных проектов, развитие инфраструктуры, дополнительные поступления в бюджеты всех уровней в виде налогов, сборов и т.п. Особого внимания заслуживает такой механизм стимулирования предпринимательской деятельности, как специальные инвестиционные контракты (далее – СПИК) для отдельных отраслей промышленности, по которым субъекту предпринимательской могут быть предоставлены льготы и преференции.
Возможность заключения СПИК существует с 2015 года. О механизме заключения такого контракта говорится в Федеральном законе от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации, а правила заключения СПИК закреплены в постановлении Правительства РФ от 16 июля 2015 г. С 18 июня 2018 года вступит в силу измененная редакция правил СПИК которая теперь будет детально регламентировать процедуру рассмотрения заявлений инвесторов о заключении контракта, согласования его условий, изменения и расторжения. Типовая форма контракта скорректирована с учетом сложившейся практики заключения СПИК.
Но самое важное – то, что теперь инвестору предоставлена возможность заключать СПИК на "новый этап инвестиционного проекта", а также предусматривать участие в проекте "привлеченных лиц". Это, несомненно, окажет положительное влияние на функционирование механизма СПИК. Заключать СПИК от имени Российской Федерации будет Минпроторг России (или Минэнерго России или Минсельхоз России) по согласованию с Минфином России и иными федеральными органами исполнительной власти, компетентными в части предоставления мер стимулирования. Также наряду с Российской Федерацией стороной СПИК может выступать субъект Российской Федерации и муниципальное образование.
Автор: Константин Теплинцев
(Нет голосов) |
Регионы ЦЧР |
|
| |
|
Регионы ЦФО
Редакция: Вопрос-ответ.
| |
|
Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова |
Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)
Воронежская область |
|
Тульская область |
|
Белгородская область |
|
Московская область |
|
Курская область |
|
Орловская область |
|
Тамбовская область |
|
Рязанская область |
|
Калужская область |
|
Брянская область |
|
Тверская область |
|
Владимирская область |
|
Липецкая область |
|
Смоленская область |
|
Ярославская область |
|
Ивановская область |
|
Костромская область |
О рейтинге
В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии: |
Свежий номер регионального делового издания
Юрий ТИМОФЕЕВ первый заместитель главы администрации городского округа город Воронеж по стратегическому планированию, экономике и финансам« |
Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями
|
|
Белгородская область - территория успеха и эффективной власти
|
Дмитрий Солонников Директор Института современного государственного развития, политолог |
"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".
|
© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.