Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Производство | 26.10.2018

От индустриально-аграрного к чисто аграрному: восемь из семнадцати областей, пройдя деиндустриализацию, образовали «ржавый пояс» ЦФО

От индустриально-аграрного к чисто аграрному: восемь из семнадцати областей, пройдя деиндустриализацию, образовали «ржавый пояс» ЦФО

Сам термин «ржавый пояс», вводимый в отечественный научный и экспертный дискурс, имеет исторический аналог. 

Понятие «ржавого пояса» в США (исчезновение предприятий автомобильной промышленности из ряда городов, к примеру, из Детройта и штатов данной страны и переводу собственниками производств в Китай и другие развивающиеся страны с дешевой рабочей силой и высокой прибылью). Во-вторых, это устоявшийся в научном и экспертном сообществах термин «красный пояс», обозначавший победу в период 90-х годов в ряде областей Центральной России кандидатов от КПРФ (левых сил) на губернаторских выборах. Именно «левые» пытались проводить более ответственную (где на деле, где на уровне политических деклараций) региональную государственную политику в реальном секторе экономики, в том числе в промкомплексе и социальной сфере. Не менее значимыми причинами институционализации «ржавого пояса» являются и социальные, политико-правовые аспекты, которые в силу инерции работают в ракурсе деструкции. 

Во-первых, это массовые увольнения, вывод инженеров и наемных рабочих за пределы промпроизводств в иные структуры, аффилированные с собственниками предприятий, переквалификация промышленных рабочих в иные, не связанные с производством промышленной продукцией виды деятельности. При реальном бездействии власти и профсоюзов. 

Во-вторых, это доведение менеджментом и собственниками промышленных предприятий до банкротства промпроизводств с целью вывода их активов в другие регионы или за рубеж, а вывод самих предприятий в офшоры (офшорная юрисдикция). И в том и другом случае это приводило и приводит к минимизации выпуска промышленной продукции, оптимизации налогообложения, развитию «теневой экономики» и серых схем ведения бизнеса. При этом в 2001-м – 2010-м годах институты развития и инструменты поддержки в регионах практически не функционировали. 

В-третьих, наличие в среде деловой и политической элиты ряда регионов, которая фактически являлась эрзац-элитой, негласного антииндустриального консенсуса. Его суть – власть не вмешивается или участвует негласно в рейдерском захвате промпредприятий для целей, не связанных с промышленным развитием. При этом эгоистический бизнес проводит спецоперации по приобретению промпредприятий (к примеру, покупке акций) одним юрлицом с продажей активов, зданий, земли другим юрлицам (добросовестным приобретателям). Фактически речь идет о кликах, которые характеризуются определенной сплоченностью, которая базируется на корпоративном сознании, групповых, а не общественных интересах. Категория «клика», как правило, употребляется в отношении правящих групп, которые могут принимать решения без серьезных правовых или демократических оснований. 

Разумеется, в повестке дня органов власти и управления при трехуровневой системе (федеральный, региональный, местный) стоят три задачи: 1) остановить процесс деиндустриализации, таргетировав ее неблагоприятные социальноэкономические и политические причины, либо снизив масштаб их воздействия; 2) постановка задачи на ускоренную реидустриализацию с использованием ресурсов, институтов развития и инструментов поддержки; 3) при реализации двух предыдущих задач имеет смысл включения в приоритет развития региона новой индустриализации в рамках осуществления региональной государственной промышленной политики. При таком феномене деиндустриализация охватывает весь реальный сектор экономики, происходит падение промышленного производства и банкротство предприятий. Для ряда субъектов РФ в Центральной России осуществлялась «новая» индустриализация (Белгородская, Липецкая, Калужская области), для некоторых – реиндустриализация (Тульская Тамбовская, Курская, Московская области).

Автор:  Виталий Жуков


(Голосов: 1, Рейтинг: 5)


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Воронежская область

+9

Тульская область

+8

Белгородская область

+7

Московская область

+6

Курская область

+5

Орловская область

+4

Тамбовская область

+1

Рязанская область

+1

Калужская область

+1

Брянская область

+1

Тверская область

-2

Владимирская область

-4

Липецкая область

-5

Смоленская область

-6

Ярославская область

-7

Ивановская область

-8

Костромская область

-9

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Юрий МИШАНКОВ

Глава администрации Россошанского муниципального района Воронежской области

Россошанский район Воронежской области демонстрирует динамичное социально-экономическое развитие по итогам 2022 года




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика