Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Производство | 06.01.2019

Лучше поздно, чем никогда. С созданием ОЭЗ «Центр» у проблемной Воронежской области появился шанс на избавление от вопиющей промышленной разрухи

Лучше поздно, чем никогда. С созданием ОЭЗ «Центр» у проблемной Воронежской области появился шанс на избавление от вопиющей промышленной разрухи

Прежним воронежским губернаторам экономическая зона была не особенно то и нужна, один изымал ренту из своего статуса, другой мечтал побыстрее вернуться в правительство РФ, а нынешнему главе региона Александру Гусеву придется серьезно потрудиться.

Воронежской области наконец-то свыше дан шанс на то, чтобы остановить процесс деиндустриализации региона и отойти от скатывания субъекта РФ к группе областей- деградантов в ЦФО. Сегодня председатель федерального Правительства Дмитрий Медведев подписал постановление «О создании на территории муниципального образования Новоусманский муниципальный район Воронежской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа».

Воронежская область как регион-рантье давно мало что производила, а жила лишь тем, что паразитировала

Почему именно Воронежской области дали такой шанс? Возможно потому, что регион с его областными властями и торгово-ростовщическим бизнесом давно ничего не производил. А ведь тот, кто производит, как отмечают эксперты, тот владеет миром, тот выигрывает в межрегиональной конкуренции. Рано или поздно именно у таких территорий сосредотачиваются собственность, идеи, лучшие головы, деньги. Поэтому так стараются в промышленном развитии Белгородская, Калужская, Липецкая области, сейчас к ним подключились с особым рвением Тамбовская, Тульская, Курская области. Именно эти регионы так отчаянно бьются за появление новых, как правило, инновационных производств.

Воронежская область как регион- рантье с 2001 по 2017 годы жила лишь тем, что паразитировала в банковско- финансовой сфере, зарабатывала на торговле, обналичивании денег, индустрии развлечений. АПК по инерции давал нужный результат, неплохо работала система налогового администрирования при Сергее Дуканове. Однако региону с рейдерами (вспомним депутата Шмыгалева и мародерство концерна «Энергия») и промышленной разрухой необходима была смена парадигмы, с паразитирования на  развитие. Нужна целая программа по привлечению инвесторов, нужна система институтов развития, с их преференциями для бизнеса и мерами государственной поддержки.

В свое время это хорошо понимал глава администрации Липецкой области Олег Королев, еще в 2005 году создавший одну из первых ОЭЗ в стране. Сменявшие друг друга руководители Воронежской области над этим особо не заморачивались. Признаемся честно, прежним воронежским губернаторам экономическая зона была не особенно-то и нужна, один изымал ренту из своего статуса, другой мечтал быстрее вернуться в правительство РФ. А вот нынешнему главе региона придется серьезно потрудиться. Для Александра Гусева ОЭЗ «Центр» это, в первую очередь, вызов и, во вторую, невероятно высокая тяжесть ответственности, которая не снилась его беззаботным предшественникам. А вдруг не получится?

Из 33 особых экономических зон (ОЭЗ) в России оказались эффективными лишь три: в Липецке, Калуге и Татарстана

2018 год у такого института развития, как ОЭЗ, появилось второе дыхание, наступил, в некотором смысле, ренессанс. О создании у себя таких институтов развития заговорили проблемные регионы Центральной России, входящие, по оценке ряда ученых, в так называемый «ржавый пояс» ЦФО. Это Воронежская и Орловская области, пережившие крушение базовых предприятий промышленного комплекса в достаточно благополучные 2000-е года. И новых глав, Гусева и Клычкова, как будто осенило. Оказывается, любые амбициозные проекты по росту ВРП невозможны без модернизации реального сектора экономики и настоящего, а не нарисованного органами Росстата, промышленного роста.

Алгоритм действий властей в реиндустриализации своих территорий-это создание институтов развития в лице ОЭЗ и ТОСЭРов. Лучше, конечно ОЭЗ, потому что ТОСЭРы направлены на моногорода. Поэтому, власти включают технологии лоббирования. У Воронежской области 6 января это получилось. Может получится и у Орловской области. Потому что Воронежская и Орловская области без ОЭЗ, как шанса на промышленное развитие - это убогие и по-своему несчастные регионы. И с того, что есть, нельзя сдирать три шкуры, нельзя и дальше осуществлять рейдерские захваты промышленных предприятий. Их, реально работающих и производящих продукцию, и так уже не осталось

Однако тем, кто принялся за ОЭЗ, нужно знать реальную правду и возможные риски, негативные последствия. С 2005 по 2017 годы в России функционировало 33 особые экономические зоны четырех типов: промышленно- производственные, технико- внедренческие, портовые и туристско-рекреационные. На их деятельность из бюджета РФ было выделено 186 миллиардов рублей (это бюджет трех средних областей). Получить под ОЭЗ федеральные деньги одно, дать результат, это другое. Поэтому, когда в 2016 году проверили 33 ОЭЗ, то оказалось, что эффективными были признаны лишь три: в Липецке, Калуге и Татарии.

В итоге, 11 ОЭЗ закрыли сразу, 22 пока продолжают работу под жестким присмотром федерального центра. Пока работают. В этом смысле А. Гусеву и его команде стоит изучить опыт успешных ОЭЗ и негативные реалии неуспешных. К примеру, в Татарстане в ОЭЗ промышленно-производственного типа "Алабуга" только в 2018 году появились три новых резидента, и введены в эксплуатацию семь новых предприятий. На территории ОЭЗ функционируют 57 резидентов и 30 предприятий ведут промышленно-производственную деятельность. Резидентами вложено более 121,4 миллиарда рублей инвестиций, создано 6,7 тысячи рабочих мест.

В ОЭЗ Липецкой области к концу 2018 года уже работали 22 завода, ряд резидентов уже строили производства на второй площадке зоны в Ельце. Причем, для некоторых промышленных производств это пятый или шестой технологический уклад, в системе координат признанного эксперта новой индустриализации Клауса Шваба – индустрия 4.0 (четвертая промышленная революция). На конец года вложено инвестиций свыше 190 млрд рублей, в ОЭЗ работало около 60 компаний-резидентов из двух десятков стран мира.

Благие намерения команды Александра Гусева и жестокие реалии межрегиональной конкуренции могут войти в противоречия

Вместе с тем, будем справедливы и скажем: то, что получилось с ОЭЗ «Центр» - большая заслуга губернатора Александра Гусева, руководителей департаментов экономического развития и промышленности, Анатолия Букреева и Александра Десятирикова. Задумки серьезные. На территории ОЭЗ планируется развитие металлургического производства (в том числе для нужд авиастроения), химической промышленности, промышленности строительных материалов, производства оборудования для пищевой промышленности, тяжёлого машиностроения, энергетического машиностроения, электрохимической и кабельной промышленности. Как мы видим, намерения большие и благие, и везде звучит магическое слово «промышленность».

А если к этому добавить задачи по станкостроению, судостроительному и радиоэлектронному оборудованию, создание производств для фармацевтической и медицинской промышленности, двигателестроения, то получается следующее. Федеральный центр не только ставит перед региональной властью цель создать то, что было разрушено (Воронеж всегда был индустриально- инновационным центром), но и возвести много нового. Получится ли это, еще большой вопрос. Ведь есть такой фактор, как межрегиональная конкуренция и соседние регионы, куда стремятся попасть потенциальные инвесторы зря сидеть сложа руки не будут.

Это одно противоречие. Другое противоречие состоит в том, что к настоящему времени от шести компаний – потенциальных резидентов ОЭЗ «Центр» получены подтверждения о намерениях реализовать на её территории инвестиционные проекты с объёмом запланированных инвестиций более 3,5 млрд рублей. Но, ведь эти инвесторы могут и передумать, выбирая для реализации своих проектов более инвестиционно привлекательные субъекты РФ. Так ведь уже было лет семь назад, когда предприятие «Генборг» вместо работы в Воронежской области выбрала область Липецкую.

И сейчас это уникальное предприятие входит в один из липецких промышленных кластеров на территории Усманского района, принося радость и налоги региону и муниципалитету. Но, самое главное промышленно преображая соседний с Воронежской областью регион, формируя зависть и раздражение руководства субъекта РФ, которому досталась разорение и промышленная разруха. Удастся ли их победить с помощью ОЭЗ «Центр», покажет время.

Автор:  Сергей Абросимов


(Голосов: 5, Рейтинг: 4.2)


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Воронежская область

+9

Тульская область

+8

Белгородская область

+7

Московская область

+6

Курская область

+5

Орловская область

+4

Тамбовская область

+1

Рязанская область

+1

Калужская область

+1

Брянская область

+1

Тверская область

-2

Владимирская область

-4

Липецкая область

-5

Смоленская область

-6

Ярославская область

-7

Ивановская область

-8

Костромская область

-9

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Юрий МИШАНКОВ

Глава администрации Россошанского муниципального района Воронежской области

Россошанский район Воронежской области демонстрирует динамичное социально-экономическое развитие по итогам 2022 года




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика