Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Новости | 09.07.2011

«Мы реализуем меры по превращению налоговой службы в сервисную компанию»

Какие проблемы испытывает сегодня региональная экономика в плане налоговых поступлений? Действительно ли последствия пресловутого кризиса преодолены? Каких новаций от налоговой службы стоит ожидать предпринимателям, использующим в своей деятельности сомнительные и непрозрачные схемы? Есть ли в Воронежской области районы, опыт которых по части налогового администрирования заслуживает того, чтобы быть тиражированным за пределы региона? Правда ли, что руководитель регионального налогового ведомства лояльно относится к представителям малого бизнеса? Ответы на эти и другие вопросы – в беседе председателя редакционного Совета газеты «Экономика и жизнь – Черноземье» Дмитрия НЕЧАЕВА с руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области Сергеем ДУКАНОВЫМ.

 

Сохранили бюджетные отчисления на уровне 2008 года

– Можно ли выделить какие-то тенденции в работе налогового ведомства, которые раньше не были видны, или направления, которые проявились четче?

– В работе нашего ведомства многое меняется, причем в интересах налогоплательщиков. На сегодняшний день мы активно внедряем меры по превращению налоговой службы в «сервисную компанию». В первую очередь речь идет о таком важном направлении, как налогообложение физических лиц и работа с гражданами.

 В частности, проведена работа по изменению федерального и местного законодательства в части уплаты имущественных налогов физических лиц за 2011 год (земельный и транспортный налоги, налог на имущество физических лиц), установлен единый срок уплаты, 1 ноября 2012 года. Все три налога будут уплачиваться на основе единого налогового уведомления, что существенно облегчит жизнь граждан.

Одной из задач налоговых органов является обеспечение качественного и удобного сервиса для граждан. В рамках этой задачи проходит расширение государственных услуг, предоставляемых в электронном виде.

Снижение налогового бремени и улучшение экономической ситуации организаций в посткризисный период оказало влияние на рост налоговой базы, что отразилось на приросте поступлений налога на прибыль.

Анализ состава плательщиков, обеспечивших прирост поступлений налога на прибыль, показал, что если в 2010 году основной прирост обеспечили филиалы организаций, расположенных в других субъектах РФ, то за 5 месяцев текущего года около 60% прироста поступлений приходится на организации, состоящие на учете в нашем регионе. Среди них – ОАО «Концерн Созвездие», ОАО «Минудобрения», ОАО «Воронежоблгаз», ЗАО «Лискинский завод монтажных заготовок», ОАО «Ильюшин Финанс и Ко», ОАО «Газпроектинжиниринг» и другие.

В малом бизнесе для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы в виде упрощенной системы налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», с 1 января 2011 года законом Воронежской области установлена ставка налога в размере 5% (вместо 15%). Пониженная ставка налога распространяется на определенные виды деятельности: обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

– Каковы основные итоги развития областной экономики за 2010 год и первое полугодие 2011 года с точки зрения налоговых сборов? Насколько уровень налоговых сборов 2010 года соответствует докризисным показателям?

– Сегодня экономическая ситуация в области, на наш взгляд, продолжает восстанавливаться после кризисных явлений конца 2008-го и всего 2009 года. Если в 2010 году увеличивался лишь оборот, то в 2011 году были месяцы, в которых просматривалась тенденция к росту индекса промышленного производства, хотя он и по сей день еще оставляет желать лучшего и не вышел на положительную динамику. Но, несмотря на незначительную (1-2%) отрицательную динамику, мы смогли сохранить бюджетные отчисления в 2009 году на уровне 2008 года, в то время как во многих регионах Российской Федерации падение по налогам составило 20-30%, а кое-где и 40%.

В консолидированный бюджет РФ за 2010 год поступило (без учета единого социального налога) 43936,7 млн рублей администрируемых доходов, что на 7886,4 млн рублей, или на 21,9%, больше, чем за 2009 год. Относительно благополучного 2008 года в целом темп роста поступлений составил 112,9%. По федеральному бюджету мы не достигли уровня 2008 года: поступило на 1025,1 млн рублей, или на 13%, меньше, чем в 2008 году. Это связано прежде всего с изменением ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2%. В результате только по прибыли «недопоступило» 1873,7 млн рублей. В консолидированный бюджет области темп роста относительно 2008 года составил 119,4%, рост на 6040,9 млн рублей, при этом темп роста имущественных налогов – 145,8% (+2013,6 млн рублей), НДФЛ – 115,8% (+2347,6 млн рублей), налога на прибыль – 103,4% (+295 млн рублей). Поступления в областной бюджет относительно 2008 года выросли на 3017,4 млн рублей, или на 13,9%. Что касается тенденций, то меня больше тревожат налоговые сборы органов местного самоуправления.

– Есть ли предварительные данные по налоговым сборам за пять месяцев 2011 года? Можно ли сделать предварительные выводы, каким будет этот год по налоговым отчислениям, и проявится ли положительная динамика и в этом году? 

– В 2011 году сохраняется положительная динамика налоговых поступлений. За 5 месяцев в консолидированный бюджет РФ поступило 20496,6 млн рублей, темп роста – 110%. При этом в областной бюджет поступило 12511,7 млн рублей, что на 2338,3 млн рублей, или на 23%, больше, чем за 5 месяцев 2010 года. Наибольший темп роста отмечается по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ – 127%, за 5 месяцев поступило на 1117,3 млн рублей больше, чем за 5 месяцев 2010 года. По налогам со специальными режимами – 126%, рост поступлений составил 1162,6 млн рублей. Темп роста НДФЛ – 115%, налогов на имущество и земельного налога – 119%, транспортного налога – 113%.

Требуется экономическое обоснование

– Анализируя последнее десятилетие, мы приходим к выводу, что у нас в Воронежской области произошла такая серьезная катастрофа, как деиндустриализация региона. Скажите, есть ли у нас какая-либо тенденция в среднесрочной перспективе провести реиндустриализацию? И если да, то в каких сегментах?

– Я постараюсь ответить в той мере, в которой могу это сделать как налоговик. Мы изучали ситуацию в ЦФО по вопросам индустриализации и развития промышленности. Развитие промышленности – это прежде всего, налоговые поступления в бюджетную систему муниципалитета и области. Это высокая занятость населения, экономическая стабильность, а кроме того, зарплатные налоги, налог на прибыль, налог на имущество организации, которые остаются в области. Практика показывает, что в регионах с высоким уровнем промышленного производства очень высокий уровень региональных налоговых доходов.

То, что областное правительство делает в направлении реиндустриализации, вселяет уверенность. Например, придание Масловскому индустриальному парку федерального статуса экономической зоны поможет привлечь сюда инвестиции для создания новых конкурентоспособных промышленных производств. Но здесь необходимо на уровне экономистов и ведущих специалистов области определить, каковы объективные потребности рынка, в каких производствах будут задействованы трудовые ресурсы, что реально будет пользоваться спросом на территории России и за ее пределами.

Ведь если говорить о восстановлении ранее существующих предприятий, далеко не факт, что, имея лишь память о былых заслугах, мы сможем в сфере электроники стать первыми в стране. С чего бы это, если ни материально-технической, ни профессиональной базы нет. Также и попытки прежнего руководства области реанимировать экскаваторный завод. Мы понимаем, что не конкурентоспособны в этой сфере. Заявления о том, что мы сможем покрыть спрос на эти машины, производя их больше, утопичны. В лучшем случае они могут заполнить какой-то сегмент рынка, но для дальнейшего продвижения либо они должны быть дешевле, либо качественнее, либо нужен хороший рынок сбыта. Остались военно-промышленные предприятия, они функционируют и вносят существенный вклад как в развитие экономики области, так и в развитие бюджетной системы.

– Какие предприятия могут быть в этом плане образцом?

– В реальном секторе экономики по размерам и своевременности уплаты налогов (если брать в качестве критерия образцовости) ни разу не было проблем с «Минудобрениями». К стабильным можно отнести предприятия военно-промышленного комплекса, авиционное предприятие, энергетиков, предприятия ж/д транспорта и некоторые другие, три года назад я мог бы назвать «Павловскгранит», но сейчас уже не назову. Е

сли относить к промышленности сферу телекоммуникаций, то можно отметить отличную динамику в этой сфере: эти предприятия и платят, и развиваются, и демонстрируют хорошие темпы роста налогов на прибыль. Для меня открытием года стал ТРЦ «Град». Те объемы налоговых поступлений, которые поступают от этого предприятия, тот уровень занятости, который на нем наблюдается, делают его сопоставимым с крупным промышленным предприятием Воронежской области. Это пример того, что сфера торговли, услуг и развлечений может давать значимые налоговые поступления. Если посчитать налоговые поступления, то они действительно сопоставимы с поступлениями от крупного плательщика Воронежской области.

– Как строительный комплекс пережил кризис? Насколько он прозрачен? Есть ли сейчас эффект для области от этого возможного локомотива в формировании областной экономики?

– Вы знаете, строительный бизнес в начале кризиса по инерции давал достаточно хорошие поступления, тем более, что мы провели масштабную контрольную работу в этой отрасли в 2007-2008 годах. Уже к концу 2009 года кризисные явления стали потихоньку показывать уменьшение прибыли: уменьшились начисления, уменьшилось количество работающих за счет сокращения. 2010 год я бы назвал годом восстановления. В этом году темпы роста налоговых поступлений от строительной отрасли одни из самых высоких. Так, например, рост налога на прибыль достигает 140 процентов.

 Сектора особого внимания

– Малый бизнес, опекаемый и декларируемый со всех сторон, применительно к Воронежской области вызывает у вас противоречивые чувства?

– Я всегда говорил и говорю: «Малый бизнес Воронежской области – это более 40% налоговых поступлений. Промышленность – 18%, государственный сектор – около 30%. И, как бы то ни было, мы благодаря этому малому бизнесу занимаем хорошую позицию в формировании бюджета. Область стабильна в бюджетном и экономическом плане. Именно благодаря налоговым поступлениям малого бизнеса бюджет области во время кризиса оказался наиболее устойчивым.

Мы не проверяем предприятия, находящиеся на едином вмененном налоге, не проверяем упрощенцев (как правило, предприятия с коллективом 10-15 человек). Мы посчитали, что выходим на проверку одного малого предприятия в среднем раз в 200 лет – фактически вероятность попадания на конкретное предприятие невелика. Проще говоря, за прошлый год мы сделали около тысячи выездных проверок. Из этой тысячи средние и крупные предприятия – 90%, а малые и микро – 10% (т. е. всего сто предприятий). Крупных у нас насчитывается по области около 1,5 тысячи, и если учесть, что всего в области насчитывается 57 тысяч юридических лиц, то это менее 3%. И на эти 3% приходится 900 выездных проверок из тысячи. А на 97% всех предприятий пришлось всего 3% проверок. Поэтому, когда мы посмотрели по годам, то получилось, что крупное предприятие мы проверяем раз в 2-3 года, среднее – раз в 5-7 лет, плательщика поменьше – раз в 10 лет, а микропредприятие – раз в 200 лет. Для сравнения: в 2002 году налоговые органы провели 10 тыс. выездных проверок. На крупные предприятия приходилось те же 900 проверок, а вот на малый бизнес выходило до 9100 проверок.

Негативное отношение у меня вызывают не малые предприятия, а многочисленные их «заступники», которые вместо конкретных дел и предложений зарабатывают себе на жизнь «защитой малого бизнеса от всех и вся». А также негативное отношение вызывает деятельность недобросовестных лиц, использующих малые формы предприятий для уклонения от уплаты налогов, сокрытия доходов, незаконного обналичивания денежных средств с последующей легализацией преступных доходов.

– То есть существующее налоговое законодательство достаточно благоволит малому бизнесу, а реализуя конкретные налоговые практики в Воронежской области, вы исходите из ключевого принципа «не мешать ему»?

– С малым бизнесом на первом этапе предпочитаем работать в форме убеждения, сверки информации о начисленных и уплаченных налогах. На втором этапе приглашаем на межведомственную комиссию по легализации доходов. И только в крайнем случае прибегаем к выездным проверкам, если нарушение у малого предприятия не такие уж и малые.

 – Насколько борьба с фирмами-однодневками была успешна в прошлом году?

– Что касается фирм-однодневок, то масштабная работа была проделана еще на начальном этапе запуска проекта. Сегодня приходит некое переосмысление: мы полагаем, что фирмы, о которых идет речь, необходимо называть скорее «номинальными» или «техническими», нежели «однодневками». «Номинальными» их называют на Западе, т. е. это фирмы, выполняющие определенную функцию на бумаге. Формально имеют они целый ряд признаков, по которым их можно распознать: отсутствие помещения, работников, зарплаты, наличие большого денежного оборота (свыше 5 млн руб. в год), отсутствие основных средств реального производства. Если предприятие подходит по этим признакам, оно, скорее всего, номинальное.

В 2010 году был изменен акцент работы с «фирмами-однодневками». Налоговые органы устанавливали контрагентов этих номинальных компаний – получился любопытный результат: контрагентами оказались крупные компании Воронежской области, являющиеся основными налогоплательщиками. Суммы контрактов достигают 20 млрд рублей. С 1000 номинальными компаниями «сотрудничают» свыше 100 крупнейших компаний области. По всем организациям назначены выездные проверки На сегодня доначислено и взыскано 290 млнрублей. Около 4,5 млрд рублей государственного и муниципального заказа Воронежской области пришлось на номинальные компании. Указанная информация доведена до правительства Воронежской области. Уже на сегодня имеются результаты этой работы. Во-первых, начался массовый отказ от услуг фирм-однодневок со стороны крупного бизнеса. Во-вторых, начался отток фирм-однодневок из Воронежской области в другие регионы. В третьих – многие налогоплательщики начали уточнять свои налоговые обязательства в сторону увеличения, не дожидаясь выездных налоговых проверок.

– Скажите, как у вас формируются свежие идеи в отношении работы?

–На мой взгляд, самое тяжелое – если ты заставляешь себя искать что-то новое. Когда ты не озадачен проблемой «творить по расписанию», свободен в мыслях – идеи приходят сами. Надо просто быть наблюдательным, тогда природа и жизнь сами все подскажут. Также очень важно быть самим собой, и тогда будет проще творить и создавать.

Потенциал муниципалитетов в полной мере еще не задействован

– Что, на ваш взгляд, нужно сделать властям, чтобы увеличилась налогооблагаемая база?

– Первое, что могу сказать: мы довольны работой местных властей. Это и работа с задолженностью физических лиц, и встречи с плательщиками, и доставка налоговых уведомлений. Во-вторых, стоит отметить наше совместное сотрудничество относительно сбора информации по владельцам земельных паев при исчислении земельного налога. Имеются хорошие результаты сотрудничества по легализации заработной платы. На сегодня муниципалитеты, главы районов в большинстве своем организовали эту работу хорошо. При этом есть как явные передовики, вроде Лискинского района, так и районы, которые хотят, но не понимают, как эту работу эффективно вести. Прибыль стала поступать в бюджет муниципальных районов, соответственно, появился интерес по сокращению числа убыточных организаций. К сожалению, в районах очень большое количество объектов малого бизнеса, микробизнеса, которые вообще не учтены: шашлычные, придорожная торговля, коммерческие палатки. Главы районов должны занять более наступательную позицию в отношении неучтенного бизнеса. В последнее время актуальна проблема легализации доходов и уплаты налогов в сфере транспортных услуг при перевозке граждан, в сфере жилищно-коммунальных услуг населению управляющими компаниями, в сфере сдачи недвижимого имущества (особенно коммерческой недвижимости) в аренду и некоторые другие.

– Какие цифровые показатели дают представления о поступлениях в местный бюджет?

 – В 2010 году относительно 2006-го поступления в целом увеличились на 6318,6 млн рублей, или более чем в 2 раза. Основную долю поступлений занимает городской округ город Воронеж. Кроме того, в прошлом году в консолидированный бюджет области поступило администрируемых доходов 37205 млн рублей, что на 6542,8 млн рублей, или на 21,3%, больше, чем за 2009 год. При этом в доход местных бюджетов перечислена треть этой суммы (33,2%) – 12354 млн рублей, с ростом на 1620 млн рублей, или 15,1 процента. За 5 мес. 2011 года в консолидированный бюджет области поступило 18256,2 млн рублей, что на 2913,5 млн рублей, больше, чем в 1-м квартале 2010 года (темп роста – 119%). Из них в местные бюджеты поступило 5744,5 млн рублей с ростом на 575,2 млн рублей, или на 11 процентов.

Структура налоговых доходов в местные бюджеты в 2010 г. была следующая: налог на доходы физических лиц – 59% (60% в 2009 году), налог на землю – 11,1% (11,4%), транспортный налог – 11,2% (9,7%), единый налог на вмененный доход – 8,7% (8,9%), налог на прибыль – 3,7% (3%), упрощенная система налогообложения – 2,2% (в 2009-м – 2,2%). Наилучшие абсолютные и относительные показатели поступлений в местные бюджеты за 2010 год – в городском округе Нововоронеж, в Лискинском, Новоусманском, Рамонском, Бобровском районах.

– Почему далеко не все муниципальные власти работают в плане увеличения налогооблагаемой базы, несмотря на то что на чаше весов это огромный финансовый ресурс, который находится в руках районной власти?

– Здесь могу повторить один ценный и простой совет, который давал губернатор А. Гордеев на заседании правительства: «Поезжайте в Лискинский район. Посмотрите, там действительно организовали работу». В районе создано аналитическое подразделение, укомплектованное хорошими специалистами, в том числе бывшими сотрудниками налоговых органов. Подразделение имеет как административный, так и финансовый ресурс для решения поставленной задачи. То, что приносит доход, должно облагаться налогом. Если речь идет о нелегальном бизнесе – значит, должны подключаться правоохранительные органы и налоговые инспекции, если просто об учете – должны быть задействованы органы местной власти. Если речь идет о получении информации от налоговых органов, то она будет предоставлена оперативно.

– Для того чтобы вытащить цепь, нужно найти ключевое звено. Итак, по вашему мнению, таким звеном должен стать серьезный финансовый аналитик в районе?

– Да, это такой человек, пример которого мы видим в Лисках. И должна быть выстроена вся система взаимодействия этого звена с ключевыми игроками, которыми являются муниципальная власть и местная правоохранительная система. При четкой последовательной деятельности такой административный ресурс может дать в ближайшее время очень хороший налоговый эффект.

Кроме того, есть еще один вариант ведения работы. Необходимо привлекать инвестиции, как это делают, например, в Рамони. Кстати, это один из первых районов, где мы провели работу с главами поселений – объяснили, что такое легализация заработной платы, что такое работа с задолженностью, каким образом у нас есть точки соприкосновения, где мы можем легализовать и число работающих, и заработную плату, сделать налоговые прогнозы, реалистично оценить экономическую ситуацию. И вот в Рамонском районе эффект от этой работы уже налицо. 

Автор:  Юрий Пошаталов


(Нет голосов)


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Воронежская область

+9

Тульская область

+8

Белгородская область

+7

Московская область

+6

Курская область

+5

Орловская область

+4

Тамбовская область

+1

Рязанская область

+1

Калужская область

+1

Брянская область

+1

Тверская область

-2

Владимирская область

-4

Липецкая область

-5

Смоленская область

-6

Ярославская область

-7

Ивановская область

-8

Костромская область

-9

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Юрий МИШАНКОВ

Глава администрации Россошанского муниципального района Воронежской области

Россошанский район Воронежской области демонстрирует динамичное социально-экономическое развитие по итогам 2022 года




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика