Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Местное самоуправление в ЦЧР | 15.10.2012

Возьмут ли орловские коммунисты муниципальную власть в одном отдельно взятом городе?

Возьмут ли орловские коммунисты муниципальную власть в одном отдельно взятом городе?

Что стоит за противостоянием горадминистрации и депутатов городского Совета: политические амбиции или желание защитить интересы города в непростом диалоге с областной властью?

В это воскресенье в Орле состоятся довыборы в городской Совет, и от того, кто займет одно пустующее кресло депутата, будет во многом зависеть общий расклад сил. В настоящее время его можно определить как неустойчивое равновесие: образно говоря, на одной чаше орловских политических весов – «партия власти» в городском парламенте, на другом – сильная оппозиция с (пока) небольшим численным перевесом. Вполне понятно, что неустойчивость ситуации способствует усилению напряжения и обострению противоречий. Неудивительно, что на днях в и без того накаленной атмосфере городского парламента возникли слухи о его возможном роспуске, причем инициированном «сверху». Таким образом противостояние двух партий стало лишь частью общей картины, на которой заметнее обрисовались давние противоречия иного рода – между областью и городом. Почему же возникли эти слухи и кому они выгодны?

Для того, чтобы понять, кому на руку сыграет роспуск городского Совета, долго думать не надо: для имеющей в нем перевес компартии он определенно не выгоден. Что же касается причин и характера споров между единороссами и коммунистами, то они становятся ясны, если проанализировать деятельность Совета. При этом далеко ходить не стоит: достаточно обратить внимание на состоявшееся в минувший понедельник двадцать четвертое (внеочередное) заседание Орловского городского Совета народных депутатов четвертого созыва. На его повестке дня стояли всего два вопроса, причем те самые, которые не удалось решить ранее, в ходе сентябрьского заседания. Первый из них касался согласования администрации города Орла условий привлечения кредита в 2012 году. Второй – внесения изменений в части перераспределения уже заложенных средств в бюджет города. Но и на этот раз согласован из них был в итоге лишь один.

На прошлом заседании депутаты, представители фракции КПРФ, оба этих вопроса отклонили, поскольку администрация города представила необходимые документы в горсовет с нарушением регламента, накануне сессии, и у народных избранников даже не было времени с ними ознакомиться. Теперь же, когда они изучили эти бумаги, нельзя сказать, чтобы они слишком их воодушевили. Перераспределение средств депутаты все-таки согласовали, а вот с кредитом все оказалось не так просто.

Во-первых, обращает на себя внимание то, что речь идет о достаточно значительной сумме – 100 миллионов рублей, из которых 70% планируется занять у банков, а 30% – у области.

Что касается расходования этих средств, большую их часть городские власти намереваются направить на приобретение квартир для граждан, переселяемых из аварийных домов, в частности 40 миллионов – на оплату дополнительной площади и еще столько же – на приобретение квартир по рыночной стоимости. Выступая перед депутатами городского совета с экономическим обоснованием необходимости данного кредита, Михаил Берников акцентировал внимание на том, что за оставшиеся месяцы 2012 года весьма желательно было бы расселить 11 домов, а для этого необходимо приобрести 107 квартир. И попутно намекал на то, что если этого не сделать, то в другой раз денег могут и не дать, да и вообще не факт, что действие соответствующего федерального закона будет продлено. Остальные 20 миллионов планировалось израсходовать на выплату субсидий МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла».

Разумеется, цели для масштабного займа провозглашаются самые благие, однако любой кредит рано или поздно придется отдавать, причем с процентами, поэтому у парламентариев логично возник вопрос о том, где городская власть планирует изыскивать эти средства. В качестве ответа на него сити-менеджер Михаил Берников то пространно рассуждал о том, что средств, полученных от реализации земельных участков под переселяемыми домами, вполне на это хватит, то вообще заявил, что, может, и кредита-то никакого никто брать не будет, а от депутатов горсовета требуется всего лишь согласовать саму возможность того, что его можно будет взять. В общем, такая постановка вопроса депутатам не очень понравилась.

В особенности опасения парламентариев были связаны с тем, что это далеко не первый кредит, привлекаемый мэрией. Их весьма настораживало то, что объемы привлеченных в бюджет Орла кредитов растут намного быстрее собственных доходов городской казны. К примеру, согласно последним поправкам, доходы городского бюджета Орла в текущем году составят 4,755 млрд рублей, расходы – 5,108 млрд рублей. Дефицит казны, таким образом, оценивается в 352 млн рублей, или 13,8% от доходной части без учета безвозмездных поступлений. Кстати, и Контрольно-счетной палате, обеспокоенной темпами роста привлекаемых кредитных ресурсов, такое предложение не понравилось. В частности, КСП в своем заключении обратила внимание на то, что принятие новых расходных обязательств возможно только при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет или при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Совершенно очевидно, что увеличение муниципального долга противоречит основным направлениям бюджетной политики городской администрации. Как заметил по этому поводу председатель Орловского городского Совета Сергей Ступин, «да, предприятия живут в кредит, но город – не корпорация и не предприятие». К тому же для себя он нашел много неясного в предложениях администрации, почему и выступил за их отклонение. А депутат Андрей Рослов вообще предложил мэру и сити-менеджеру сходить на прием к губернатору и попросить область выполнить свои обязательства перед городом в части финансирования программы переселения из аварийного жилья. В результате большинством голосов (это и были голоса коммунистов) вопрос о кредите был отклонен, а предложение об обращении в правительство области оформили протокольно.

Разумеется, лоббировавшего взятие стомиллионного кредита сити-менеджера Орла Михаила Берникова решение депутатов не устроило, и уже на следующий день он собрал пресс-конференцию, на которой заявил о том, что депутаты ведут себя нехорошо: по словам сити-менеджера, это уже не первый случай, когда оппозиционная фракция отвергает предлагаемые мэрией решения: на сентябрьской сессии не вошли в повестку 7 аналогичных вопросов.

– В последний месяц позиция фракции КПРФ в горсовете фактически блокирует реализацию крайне важных для города задач, – жаловался сити-менеджер. – Мы со своей стороны стараемся прислушиваться к их мнению, хотя, бывает, что и нам что-то не нравится, например, когда администрацию нагружают излишними бюрократическими процедурами. Но мы относимся к депутатам уважительно, понимаем, что они избраны народом. Но в ответ видим в основном блокировку. На сентябрьской сессии не вошли в повестку 7 предлагаемых нами вопросов, вчера не вошли 2 – о переселении по кредиту и о про грамме приватизации, хотя не администрация под моим руководством её формировала...

Надо отдать должное главе города, он встретился с губернатором и обсудил с ним текущие вопросы. Как сообщал об этом Михаил Берников, Александр Козлов «не против помогать программе переселения, но он хочет позицию депутатов понять, почему они о своих жителях не заботятся, так как, прежде всего, ближе к жителям именно депутаты городского Совета». Между тем в городском Совете рассматривают ситуацию с иной точки зрения. Там считают, что при городском бюджете в 3 миллиарда рублей и областном в 20 с лишним миллиардов областная власть могла бы и более активно участвовать в софинансировании городских программ.

Понять, в какой из противоположных точек зрения больше правды, непросто, однако само их появление свидетельствует об объективно имеющихся в обществе противоречиях, отражением которых, как известно, и является политика. В любом случае возникновение слухов о роспуске городского парламента в таких условиях представляется весьма симптоматичным. Пока это только слухи: официальных заявлений ни со стороны главы города или области, ни со стороны депутатов на этот счет не было. И все же нельзя сказать, чтобы они были беспочвенны: история бесславного увольнения последнего мэра города Орла жива еще в памяти народной, и если вчера губернатору не понравился глава города, где гарантия, что завтра его вдруг не перестанут устраивать депутаты. Технически сделать это несложно: достаточно организовать коллективное сложение мандатов депутатами фракции «Единая Россия», и Совет за недостатком кворума потеряет свою легитимность.

Однако на практике вряд ли руководство области и города решится на этот шаг. Впереди зима, и в условиях подготовки к отопительному периоду дестабилизировать ситуацию в городе, даже если депутаты-коммунисты и впрямь строптивы, власти не выгодно. Так что, по всей видимости, слухи о возможном роспуске городского парламента останутся слухами. Тем не менее полностью исключать такой вариант все же нельзя, и если победу на предстоящих довыборах одержит депутат-коммунист, может быть, в ближайшее время мы и станем свидетелями одного из самых безумных экспериментов в сфере муниципального управления за последние два десятилетия – зрелища, похожего на пожар Рима, то есть интересного для исследователей и сторонних наблюдателей, но весьма малоприятного для участников. Однако шансы на то, что благоразумие у власть предержащих все же восторжествует, к счастью, заметно выше.

ПРОГНОЗ

Три сценария развития событий

У региональной власти, которая играет доминирующую роль при принятии решений относительно городской власти, существуют три основных сценария. Первый сценарий – перманентный политический прессинг. Вне зависимости от исхода выборов в горсовет не идти на принципиальные уступки представителям КПРФ, любые их серьезные намерения сопровождать слухами о возможном роспуске.

Второй сценарий – «радикальный шаг»: поскольку долго «брать на испуг» коммунистов не удается, пойти на осмысленный роспуск городского Совета согласно механизму, обозначенному в статье. Конечно, это будет прецедент, но к оригинальным политическим экспериментам в России за последнее время уже привыкли. Поэтому в краткосрочной перспективе это и не хорошо, и не плохо – вопрос лишь в том, как будут развиваться события дальше. Если роспуск горсовета будет сопровождаться хаосом в управлении городом в течение года и затем триумфальным возвращением коммунистов в стены горсовета, то, разумеется, урон для губернской власти будет серьезный, и инициатива с роспуском повлечет наказание со стороны федеральной власти. Понятно, кого оно коснется в первую очередь.

И третий сценарий – «Вся городская власть – коммунистам». Конечно, стоит отметить, что за последнее десятилетие ни у партии власти, ни у губернского руководства на территории всей России нет опыта мирного сосуществования с политической оппозицией в лице КПРФ. Поэтому либо ее давили, либо красных мэров и губернаторов перевербовывали или «реинкарнировали», либо использовали к ним какие-то другие технологии. В этом отношении не стоит исключать и экзотический вариант, когда при определенных условиях губернское руководство могло бы отдать власть в городе, включая институт сити-менеджера, коммунистам (в масштабах Орловской области это не так много) и интегрировать коммунистов в систему региональной вертикали власти. Да, конечно, это экзотично и сложно, но небольшой опыт экспериментов по подобной передаче власти в ЦФО есть: в частности, в Смоленской области губернатором стал представитель ЛДПР А. Островский. Политическая практика стран Западной Европы также имеет прецеденты: так, в 1981 году социалист Ф. Миттеран, ставший президентом Франции, отдал в правительстве четыре министерских мандата коммунистам. Понятно, что со временем эти коммунисты стали заложниками, не справились и ушли в отставку. Может быть, такой путь для губернатора и партии власти тоже был бы оптимальным?

А КАК У ДРУГИХ?

Довыборная кампания в Липецке идет на рекорд

В Липецке воскресенье 14 октября тоже станет днем «Икс», который завершит локальную выборную компанию в Липецкий городской Совет депутатов. Несмотря на свой локальный характер, данная кампания сопровождалась информационными всполохами в местных и межрегиональных средствах массовой информации. Напомним, что на пять депутатских кресел в представительный орган муниципалитета претендует пятьдесят пять человек. Такое количество желающих сопоставимо скорее с общим числом депутатов в горсовете. С чем может быть связана такая активность?

Приятнее всего думать, что такой ажиотаж вокруг локальной кампании связан с пробуждением гражданственности, осознанием граждан своего активного избирательного права, гарантированного Конституцией, и другими благородными мотивами. Однако политический ландшафт в Липецке снижает градус патетичности и диктует необходимость искать не там, где светло, а там, где потеряно. И в данном случае имеет смысл учитывать затяжное противостояние городской власти и Новолипецкого комбината. Разумеется, оно скрытое и после прошлогодних выборов мэра имеет не столь очерченные формы.

Председатель Липецкого горсовета депутатов Игорь Тиньков в местной прессе в пику довыборной кампании указывает на то, что усилия определенной группы депутатов направлены исключительно на смену городской власти, поскольку они до сих пор не смирились с результатами выборов мэра. Таким образом, определенной группе интересов важна не только прагматическая победа, но и моральный карт-бланш.

Технологически предвыборно-довыборная кампания отличалась массовым использование технологий двойников, которые очень трудно назвать оригинальными – для них скорее подойдет эпитет «избитые». Впрочем, их эффективность была проверена не один раз. Сработает ли она во второе воскресенье октября – скоро станет ясно.


Автор:  Сергей Маркелов


(Нет голосов)


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Воронежская область

+9

Тульская область

+8

Белгородская область

+7

Московская область

+6

Курская область

+5

Орловская область

+4

Тамбовская область

+1

Рязанская область

+1

Калужская область

+1

Брянская область

+1

Тверская область

-2

Владимирская область

-4

Липецкая область

-5

Смоленская область

-6

Ярославская область

-7

Ивановская область

-8

Костромская область

-9

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Юрий МИШАНКОВ

Глава администрации Россошанского муниципального района Воронежской области

Россошанский район Воронежской области демонстрирует динамичное социально-экономическое развитие по итогам 2022 года




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика