А выбор, собственно говоря, небольшой. Либо выносить ВАСО за пределы города (а это огромные миллиардные вложения и участие в решение этого вопроса Президента РФ В. Путина), либо закрытие ВАСО.
Об этом точно не расскажут другие.
Очередной инсайд от нашего регионального делового издания. Итак, самое большое предприятие Воронежской области ВАСО ждет судный день!
Красивая картинка и глобальные проблемы: нужно браться за ВАСО и вытаскивать его со дна деградации
Если перевести понятие «судный день» и интегрировать его в определенный контекст, то Воронежское самолетостроительное общество (ВАСО) стоит накануне глобального события. И вопрос стоит так. Или - или. Или ВАСО прекратит свое существование как научно- производственный концерн (объединение) «Энергия», которое было гордостью индустриального комплекса страны, выпускавшего космическую технику, или губернатору области Александру Гусев вместе с правительством РФ нужно браться за ВАСО и вытаскивать его с того дна, в котором сейчас находится это предприятие.
Сначала немного о маленьких хороших новостях. К примеру, 5 июля на ВАСО побывал зампред правительства РФ Юрий Борисов (предприятие входит в дивизион транспортной авиации Объединенной авиастроительной корпорации – ОАК). Ну, побывал и побывал. Мало ли кто приезжал на ВАСО за 30 лет из статусных федеральных чиновников как на дежурное мероприятие.
В 1990-е годы пиарились на ВАСО президент и кандидаты в президенты, премьер-министры. В 2000-е куча министров также предпочитала побывать здесь. И что? Ничего, ситуация только ухудшалась.
Вторая новость, обычный менеджер- бегунок и варяг, управляющий директор ВАСО Фарит Шарафеев (на фото) подал в информационное пространство следующей сигнал. На ВАСО, дескать, начнут строить «самолет судного дня», воздушный борт для управления войсками на случай ядерной войны построят на базе широкофюзеляжного Ил-96-400М.
Конечно, можно порадоваться этой маленькой новости. Но лишь отчасти. Мелкой, красивой картинкой не заслонить гигантских проблем авиационного завода. И почему это так несправедливо. Иркутску, где есть авиационный завод с 12,5 тыс работающих везет, а Воронежу – нет. И если из 40 ежегодно произведенных гражданских самолетов в России (конечно, мало), в Воронеже строят только 1,5, то это никуда не годится.
Производство самолетов и их испытания в городе чревато возможными авариями
Итак, что плохо или очень плохо? И что надо кардинально выправлять. Во-первых, это позор, что ВАСО выпускает, в лучшем случае, два самолета в год. Официальная информация, которую мы получили, звучит чуть оптимистичнее: с 2015 г. по июнь 2021 г. на ПАО «ВАСО» было выпущено 16 самолётов Ан-148, Ил-96. Во- вторых, рабочие получают жалкие гроши и уходят с предприятия, либо их сокращают. С конца нулевых и в 2010-е годы на ВАСО сокращено порядка одной тысячи человек. 10% из них, не найдя работы, ушли в криминал.
Официальная информация. С 1 июня 2015 г. по 1 июня 2021 г. уволено 70 человек по причине проведения организационно-штатных мероприятий. При этом, по состоянию на 01.06.2021 г. на ПАО «ВАСО» работало 6043 человек (вот они-то и живут на почти нищенскую зарплату). Из них менеджмент – около 100 человек (эти, вместе Фаритом Шарафеевым, на жизнь не жалуются). Два самолета произвели, продали, и в ус себе не дуют. Зачем стараться?
Теперь об инсайде. Во время визита вице-премьера правительства РФ Юрия Борисова обсуждался следующий вопрос.
Производство самолетов и их испытания в городе (ВАСО – составная часть Воронежа) чревато возможными авариями и создает угрозу безопасности и самому городу и его жителям. Помимо вопроса «кто виноват?», звучал и второй вопрос: «что делать?». А выбор, собственно говоря, небольшой.
Либо выносить ВАСО за пределы города (а это огромные миллиардные вложения и участие в решение этого вопроса Президента РФ В. Путина), либо закрытие ВАСО. Как это сделали с НПК(О) «Энергия» в середине нулевых при губернаторе В. Кулакове. И тогда, действительно, для ВАСО и работающих на этом предприятии, настанет «судный день». Но тогда куда девать 6 тысяч профессиональных рабочих? Неужели часть из них опять подастся в криминал? Кроме того, «уничтожение» ВАСО как знакового промышленного предприятия Воронежа может нанести непоправимый удар по репутации региона, который и так, с 2003 по 2017 гг., пережил мощный процесс деиндустриализации. Кстати, и что делает для любимого предприятия механик Гаврилов? Простите, депутат Госдумы.