Фирма "Воронежавтотранс", генеральным директором которой по данным из ЕГРЮЛ, является сын бывшего спикера Воронежской областной Думы Александр Ключников, уже больше двух десятилетий получает из бюджета Воронежской области стомиллионные субсидии на «перевозку льготников»: даже в последние годы «бесплатные пассажиры» якобы составляют 75% областных перевозок. То есть по льготе ездят трое из четверых пассажиров.
Решение о последней продаже акций принимала Воронежская областная Дума под руководством самого Ключникова. Цена за контрольный пакет была очень смешной - чуть больше 700 тысяч рублей. Это, как утверждают злые языки, двухмесячный доход господина Ключникова в должности председателя Думы. Половина акций была оформлена на сына Владимира Ивановича - дескать, крупный бизнесмен, специалист по транспорту, которого папа с детства обучал основам профессии и «передавал опыт». Александр Ключников стал гендиректором фирмы после перехода отца на должность спикера Областной думы.
Продавая за копейки государственную фирму семейке Ключниковых, чиновники оправдывали свои действия тем, что никакого серьезного имущества на балансе компании не находится: здания автовокзалов и автостанций - в государственной собственности, а перевозящие пассажиров автобусы вообще принадлежат городским и областным автотранспортным предприятиям. Однако государственные субсидии на перевозку льготников все равно выделялись из областного бюджета «Воронежавтотрансу», который потом якобы распределял их между перевозчиками. Доходило до абсурда: частная фирма Ключниковых получала бюджетные деньги по программе «Народный автобус», хотя перевоз пассажиров на данной программе многие годы осуществляло государственное предприятие ПАТП №3.
Расширение бизнеса с помощью недвижимости в центре
После первого этапа приватизации в собственности у «Воронежавтотранса» находилось много лакомого имущества. Например, шестиэтажное здание в центре Воронежа, расположенное на пересечении проспекта Революции и улицы 25 Октября, рядом с «Домом связи» напротив ЦУМа. На всех шести этажах этого офисного центра размещались фирмы-арендаторы, включая государственные организации - «Воронежоблинвентаризация», Управление по гостарифам, Госэкспертиза и даже воронежская редакция «Российской газеты». Весь шестой этаж долгое время занимал исполком областного отделения ключниковской партии «Единая Россия».
Недвижимость в центре города -неплохое подспорье для транспортной фирмы: можно, к примеру, компенсировать убытки от перевозки льготников доходами от сдачи помещений в аренду. Но в августе 1999 года акционеры «Воронежавтотранса» неожиданно принимают решение о... реорганизации фирмы. Интересно, что контрольный пакет предприятия в то время еще принадлежал государству, у Ключникова было всего 17%.
Реорганизация состояла в том, что из РАО «Воронежавтотранс» выделялась новая фирма - ЗАО «Воронежавтотранс». Именно ей и были переданы самые лакомые активы головного предприятия, включая шестиэтажное здание в центре Воронежа.
Директором и совладельцем одноименной фирмы также стал Владимир Ключников. После назначения спикером Думы он передал эту должность сыну Александру. «Семейный бизнес» Ключниковых расширился - к транспортным перевозкам добавились доходы от «операций с недвижимым имуществом».
Госимущество - в частные руки за копейки?
После приватизации, «Воронежавтотранс» перешел под контроль семейства Ключниковых, а выведенную ранее собственность начали... возвращать в предприятие. Разве это «порядок» - фирма уже давно принадлежит семейству, а автовокзалы по-прежнему находятся в государственной собственности! Но как осуществить получение госимущества, чтобы оно попало в руки определенной фирмы? По закону продавать государственную недвижимость можно только через торги. А если цена будет низкой, автовокзалы может купить кто-нибудь посторонний - и Ключникову они не достанутся.
Началось с того, что в 2005 году частная агрофирма «Гарантия» решила взять у местного «Промсвязьбанка» кредит в сумме 30 миллионов рублей. Под такую огромную сумму нужен залог, однако аграрии его «не нашли» и... обратились за помощью в правительство области! Чиновники с радостью приняли решение «оказать поддержку аграриям» - и внесли в качестве залога (для частной, напомним фирмы!) государственное имущество: здание Центрального автовокзала на Московском проспекте, 17 (площадь 2400 кв.м.), помещение на улице Волго-Донской, 20 (площадь 920 кв.м.), помещение на улице Фридриха Энгельса, 18 (площадь 815 кв.м.) Всю эту госсобственность чиновники оценили всего в 52,3 млн. рублей - то есть в среднем около 13 тысяч рублей за квадратный метр. Хотя рыночная стоимость такой коммерческой недвижимости в центре города оценивалась почти в два раза дороже. А сумма кредита, напомним, была еще в два раза меньше стоимости залогового имущества!
Спустя несколько лет агрофирма «Гарантия» не вернула банку кредит и объявила о... своем банкротстве. По всей вероятности, это банкротство изначально было заложено в планы ключниковцев. Иначе непонятно странное поведение банка, выдавшего кредит. По условиям договора в случае невозврата денег заложенное имущество переходит в собственность «Промсвязьбанка». Банкиры могли быть довольны: получили дорогую недвижимость в центре города по цене вдвое меньше рыночной, к тому же на дворе стоял 2011-й год и здание автовокзала стоило еще дороже - инфляция! Добавим, что в ходе банкротства «Гарантии» арбитражный суд летом 2011 года подтвердил долг фирмы перед «Промсвязьбанком» в сумме почти 26 млн. рублей. То есть права банка никто не оспаривал. Но вместо того, чтобы по суду оформить на себя здание автовокзала и продать его, банк принимает странное решение - в частном порядке уступить свои права по кредиту... ключниковской фирме «Воронежавтотранс» всего за 25 млн. рублей! Акционеры транспортной фирмы с радостью одобрили эту сделку и перевели банку требуемую сумму.
После оформления центрального автовокзала в собственность фирмы Ключниковых арбитражный суд утвердил мировое соглашение, по которому право требования кредита переходит от фирмы «Гарантия» к бывшему хозяину здания - областному правительству. Получилось, что чиновники не только формально уступили огромный автовокзал по цене гораздо дешевле рыночной стоимости, но и фактически вообще никаких денег не получили! Банкротство фирмы «Гарантия» было завершено 19 января 2012 года, а областное правительство включили в список кредиторов на пять дней позже - 25 января, когда получить с «Гарантии» хоть какие-то деньги было уже невозможно: ее ликвидировали.