Региональное деловое издание
 

Анонс: В Воронежской области экс-губернатора Алексея Гордеева эксперты назвали мелким политическим деятелем эпохи великого дельца Вадима Ишутина

Конфликты | 13.06.2019

«Бычковщина» воронежского уезда: капризный худрук Платоновского фестиваля решил выступить цензором для воронежских СМИ

«Бычковщина» воронежского уезда: капризный  худрук Платоновского фестиваля решил выступить цензором для воронежских СМИ

Очередной Платоновский фестиваль медленно, но верно подходит к своему логическому завершению. И итоги его неутешительны для дирекции: свободных мест год от года больше, зрители всё чаще находят альтернативные фестивали искусств, региональные власти решили проконтролировать, куда и на что уходят бюджетные деньги. И, обидевшись на весь мир, Михаил Бычков решил ввести местную цензурку в отношении неугодных журналистов.

Акт первый: директива Бычкова

Уже не первый день в воронежских средствах массовой информации обсуждается интересный инцидент, который может поставить крест на образе Михаила Бычкова как «либерала земли Воронежской». Дело в том, что в этом году в аккредитации, по не выясненным пока причинам, было отказано журналистам издания «Культура ВРН».

dbdad2e3481e5cf216c0dca496195037.jpg

- Аккредитация на фестиваль была открыта еще 18 мая. На следующий день, 19 мая, мы подали заявку со всеми требовавшимися данными. И стали ждать результата. Звонков об одобрении или отказе не было, как и писем по электронке, - рассказал нашему изданию заместитель главного редактора портала Юрий Данилов. – Естественно, мне стало любопытно, с чем связано такое молчание. Поэтому 29 мая я позвонил пресс-секретарю фестиваля Анне Суховой, которая сказала, что никаких писем они от нас не получали.

скрин отправленного письма.png

Юрий Данилов, конечно же, продублировал письмо, благо сроки позволяли. И добавил к письму скриншот из почты, показывая, что письмо было отправлено еще 19 мая. Но и в этот раз получить ответ не удалось даже от директора фестиваля Любови Пристинской.

- Сначала она сказала, что заявка рассматривается. Она говорила: «Мы решим это недоразумение, я думаю, вы будете работать». А уже вечером 31 мая Любовь Пристинская сказала, что Михаил Бычков сказал ничего изданию не давать. Но, добавила Пристинская, вы можете ходить на все пресс-конференции.

Здесь отметим, что портал «Культура ВРН» постоянно, на протяжении восьми фестивалей (за исключением этого года), посещал все мероприятия фестиваля и давал им свою оценку, правда, она не всегда была положительной. И, по всей видимости, это больно било по самолюбию чрезвычайно ранимого художественного руководителя Михали Бычкова, которому не пели дифирамбы разве что дворовые коты. И то потому, что не сезон – проводись фестиваль в мае, худрук мог бы отнести кошачьи трели на свой счет.

Но вернемся к ситуации с Даниловым. Когда Пристинская заявила, что Михаил Бычков, якобы, не желает видеть журналистов портала «Культура ВРН» на своих мероприятиях, главный редактор попросил оформить официальный ответ, чтобы обратиться с жалобой в суд и прокуратуру и обжаловать решение уездной «бычковщины». Директор фестиваля ответила, что это не входит в круг ее обязанностей. Телефонный разговор завершился.

- Сейчас мы еще раз направили официально письмо в дирекцию фестиваля, чтобы нам разъяснили причины отказа, - поделился Юрий Данилов. – Письмо было прочтено и получено. Будем ждать ответ.

Акт второй: свобода слова для избранных

Всегда ли такие проблемы со свободой слова были у Платоновского фестиваля? Нет, не всегда. Пока в регионе работал Алексей Гордеев, супруга которого благоволила Бычкову (а, может, и сдерживала нрав худрука), у 90% СМИ выходили лестные полотна о мероприятии. Юрий Данилов отметил, также, что в предыдущие годы проблем с аккредитацией не было еще и потому, что многократному соискателю «Золотых масок» доходчиво объясняла пресс-служба губернатора, что цензура недопустима, что не следует запрещать СМИ приходить на мероприятия только потому, что худруку не нравятся условные «розовые кофточки», на которые когда-то бурно реагировал Филипп Киркоров. А Бычков-то считает себя выше таких плебейских высказываний!

Но в прошлом году чета Гордеевых покинула Воронежскую область, а к детищу Бычкова решили присмотреться и новый губернатор, и департамент культуры региона. Так, глава региона Александр Гусев, побывав на спектакле «100% Воронеж» выразил недоумение по поводу того, почему иностранным режиссерам за этот «шедевр» театральной мысли платятся баснословные гонорары. Руководитель департамента культуры региона Эмилия Сухачева (к которой у профессионального сообщества много вопросов) тогда же заявила, что мероприятия Планотовфеста получили неоднозначную оценку и «необходимо определиться с дальнейшим вектором развития».

Эти слова, а также факт отсутствия губернатора на закрытии прошлого фестиваля, по всей видимости, больно ударили по самолюбию Михаила Бычкова, поскольку на следующий день те самые 90% региональных СМИ пестрили текстами о вводимой цензуре со стороны правительства региона, о шаткой судьбе фестиваля в 2019 году. А, главное, сопровождались полотнищами, на которых цитировался сам Бычков, говоривший о том, что «культурой региона занимаются люди, не заинтересованные в ее реальном развитии». Приведем и мы небольшую цитату творческого человека.

- Работать в атмосфере недоброжелательности, недоверия, а иногда и высокомерия очень неприятно. Меня лично - пока! - остерегаются ставить в положение, в котором находится большинство глав учреждений культуры. Однако то, как руководство департамента общалось с директором Платоновского фестиваля Любовью Пристинской, вызывает глубочайшее возмущение. Деятельность департамента сегодня сводится к тому, чтобы выполнить протокольное поручение и заслужить поощрение начальства. Концепция культурной политики в Воронежской области не сформулирована. И я очень пессимистично смотрю в будущее, несмотря на ободрительные заверения "с самого верха". Платоновский фестиваль не будет таким, каким был в эти восемь лет.

Вот только за культуру ли переживает Бычков, предлагающий вместо АУК учредить АНО и финансировать Платоновфест посредством грантов? Или все же о собственном материалом благополучии? И вопрос этот не случайный как минимум потому, что худрук фестиваля не уточнил, кто будет директором этой АНО. Да и не секрет, что большинство воронежских бизнесменов практически силком заставляют «сбрасываться» на организацию фестиваля, и суммы сборов, как говорят злые языки, исчисляются сотнями тысяч рублей, а иногда и миллионами.

Чтобы ублажить уязвленное эго худрука, в конце июня в Камерном театре проходил его творческий вечер в формате «только для своих»: приглашения распространялись для узкого круга лиц, среди которых были известные меценаты и культурные деятели (семья Табачниковы-Шмыгалевых была представлена в полном составе, все поколения пришли поклониться Бычкову за его талант и поблагодарить за работу). Вроде бы, отлегло от сердца у худрука.

Но в 2019 году, поняв, что финансирование будет урезано, многократный обладатель золотых масок решил строить фестиваль по-своему, приглашая на него только тех, кто уж точно скажет пару, а, может, и больше добрых слов. Началось распределение билетов среди представителей СМИ. Кто-то получал по паре практически на каждый спектакль, кто-то смог бесплатно поприсутствовать на 1-2 мероприятиях из программы.

Как поделился Юрий Данилов, один из представителей «Гильдии аналитической журналистики», который в последние года чаще пишет в Facebook, чем в СМИ, даже воскликнул однажды что-то вроде: «Михаил Владимирович, да мы за Вас горло всем перегрызем!». И стал постоянным посетителем практических всех мероприятий Платоновского. В этом году его фамилия регулярно появлялась напротив графы распределения билетов. Другие журналистики, по словам Данилова, и вовсе готовы «душу дьяволу продать» или сотворить что-то более интимное, чтобы получить билеты. Но и отзывы их обычно красивые и благостные.

Юрий Данилов рассказал, что многие представители воронежских СМИ уже выступили в его поддержку, сказав, что цензура в такой сфере общественной жизни недопустима. Но были и те, кто занял страусиную позицию. Например, Герман Полтаев, к которому в журналистском сообществе относятся с большим уважением за отстаивание им идеалов демократии и свободы слова (опуская, зачастую, его оценку Чеченской войны и полубрезгливое отношение к воевавшим там ребятам – но мы сейчас не об этом). Как рассказал заместитель главного редактора «Культура ВРН», маститый журналист сказал: «Он (Михаил Бычков – прим. автора) всё правильно сделал, он имел право вам отказать. Купи билет и смотри, что хочешь». Вот вам и флагман свободной журналистики, вот вам и постоянный посетитель митингов за свободу слова и печати.

Акт третий: Платоновский фестиваль превратился в коммерческое предприятие

Что ж, «свобода слова» - понятие, которым можно ловко и красиво манипулировать в своих целях и интересах. У каждого более-менее наделенного властью человека она становится своей, творя собственную «уездную» «бычковщину». Обратимся к голой статистике. Стал ли популярнее Платоновфест в 2019 году? Может, на него раскуплены все билеты, учитывая, что продажи стартовали еще зимой? Судя по скриншотам – нет. Пустых мест год от года всё больше. Не хотят люди смотреть «бычковщину», отторгают ее.

Вано и нико.png

Вано.png

закрытие 2019.png

Как сказал Юрий Данилов в беседе с нашим изданием, дело вовсе и не в билетах – все интересные, яркие мероприятия, которые должны стать изюминкой фестиваля в Воронеже, в редакции уже видели. Правда, в Москве и Питере. И неспроста: иногда проще купить билеты до любой из столиц и обратно, там посмотреть тот или иной спектакль, и дать свой отзыв на него. Как минимум потому, что никто, ни Карабас Барабас, ни Михаил Бычков, не будут стоять над душой и требовать положительный отзыв, если спектакль провальный или не несет в себе особенной смысловой нагрузки.

- Мы в профессии не первый год, поэтому нас не задевает тот факт, что не дали билетов. У нас есть выходы не только в Воронеже. Здесь же стоят «держиморды», которые при пустых местах не пускают в зал людей театра и журналистов. Все должны получать билеты из рук Михаила Владимировича. Это чудовищно. Как можно приватизировать фестиваль, над которым надрывается вся область, да еще и при таком бюджете? Я считаю, что это плевок всему культурному и журналистскому сообществу.

Как отметил в заключение главный редактор портала «Культура ВРН», фестиваль давно конвертировался в предприятие по выкачиванию денег из бюджета. И малейшее сомнение в его эффективности отражается на его финансировании. Учитывая, что места в театральных залах пустуют, а влиятельные бизнесмены не торопятся оплачивать мероприятия Бычкова, последнему приходится создавать идеальный информационный фон. Дескать в его «бычковской деревне» «бычковского уезда» все хорошо и спокойно.

Только нужна ли такая культура, в которой неугодным СМИ недвусмысленно указывают на дверь без объяснения причин? И где та свобода слова, за которую рвут на себе последнюю рубаху некоторые журналисты?

Автор:  Алина Волкова


(Голосов: 10, Рейтинг: 4.1)


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Регионы ЦЧР   








7 холмов.jpg


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Калужская область

+10

Тульская область

+9

Московская область

+8

Липецкая область

+7

Белгородская область

+5

Тамбовская область

+4

Курская область

+3

Орловская область

+3

Ярославская область

+2

Тверская область

+2

Воронежская область

+2

Рязанская область

+1

Владимирская область

0

Смоленская область

-2

Брянская область

-3

Костромская область

-7

Ивановская область

-10

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Виктория ШЕЕНКО

заместитель главы администрации Белгородского района Белгородской области

«В Белгородском районе создана и реализуется эффективная стратегия пространственного развития для жизни, работы и отдыха людей»








Воронежская область - территория нерациональной бюрократии


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий ЮРЬЕВ

Политолог

"Этническая принадлежность – это, конечно, не единственный фактор бандообразования. Были у нас и «тамбовские» (уроженцы города), и «солнцевские» с «уралмашевскими» (выходцы из районов), и Цапки (семья с друзьями дома). Но банды, созданные многонациональными «своими» на чужой (для них) территории – это не домыслы ксенофобов, а повседневная криминальная практика".







© 2004-2019, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье". Главный редактор: Волкова Алина Евгеньевна. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87