Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Аналитика | 22.01.2025

Во что верили воинствующие безбожники?

Во что верили воинствующие безбожники?

Принято считать, что большевики были поголовно убеждёнными атеистами-материалистами и ни в какие духовные начала, силы неведомые да таинственные не верили, но далеко не все так просто и однозначно, как мы привыкли считать.

На сегодняшний день проблема агрессивной антирелигиозной пропаганды в 20–30-е гг. в СССР, и конкретно деятельность Союза воинствующих безбожников СССР, является достаточно востребованной среди исследователей.

В то же время мало кто из профессиональных историков уделял достаточное внимание проблеме использования тех или иных мистических и оккультных практик членами СВБ СССР. Конечно, постановка подобной проблемы в отечественной исторической науке звучит несколько необычно, так как безбожники, по логике и по определению являясь убеждёнными атеистами-материалистами, должны были отказываться от любых религиозных и оккультных практик, о чём, в частности, свидетельствует Устав Союза безбожников.

Однако на деле советские коммунисты-атеисты, внешне объявившие себя непримиримыми борцами с любыми религиозными предрассудками, зачастую заимствовали те или иные религиозные обряды, практики, традиции, термины и т.п. для их использования в новом, особом псевдооккультном, квазирелигиозном советском культе, призванном заменить собой существовавшие в СССР религии, и прежде всего религию национального большинства – православное христианство.

Отсюда и близкие по своей сути подмены символов, действий и идейной составляющей: иконы заменялись портретами вождей, крестины – «октябринами», крестные ходы – митингами, ожидание Второго пришествия – мировой революцией, Царство Небесное – построением коммунизма и т.п.

Заостряя внимание на данном вопросе, немаловажно отметить, что большевики в деле создания некой коммунистической, официально атеистической для широких масс и пропаганды квазирелигии с явными элементами псевдооккультизма, не являлись

новаторами, но скорее заимствовали некоторый опыт своих духовно-идейных предшественников в лице якобинцев, попытавшихся создать в революционной Франции

для замены реакционного католицизма так называемую «гражданскую религию», основывающуюся на культах природы и богини разума. Более того, адепты данной «гражданской религии» совершали квазирелигиозные церемонии, внимание на которые в своём труде «Великая Французская революция 1789–1793» обращает в частности П.А. Кропоткин. В свою очередь, по мнению известной отечественной исследовательницы

С.В. Покровской, СВБ СССР (тогда ещё Общество друзей газеты «Безбожник») открыто обвинялся оппонентами в лице известной и влиятельной высокопоставленной деятельницы ВКП(б), на тот момент занимавшей должность главного редактора

атеистического советского журнала «Безбожник у станка» (1923–1928 гг.) М.М. Костеловской, и её соратниками, выступавшими за немедленное закрытие всех православных церквей в СССР, не только в слишком «терпимом» отношении к обновленцам и «заумной критике религии», но и в создании безбожия по образцу религии, только религии особого типа – коммунистической», своеобразной секты, что, по мнению М.М. Костеловской, выражалось в том числе и в особом поведении отдельных членов организации, придерживавшихся аскетической жизни и отказывающихся от алкоголя.

Конечно, обвинение СВБ СССР в сектантстве и создании новой,

коммунистической квазирелигии можно было бы считать скорее неким преувеличением, направленным на дискредитацию организации в связи с конкуренцией в среде советских

антирелигиозников, если бы не один любопытный архивный документ, который был обнаружен автором данной статьи. Рассматриваемый нами документ, имеющий прямое отношение к деятельности Центрального совета Союза воинствующих безбожников СССР, в какой-то степени подтверждает справедливость приведённых выше обвинений М.М. Костеловской в адрес будущего Союза воинствующих безбожников СССР

и предполагает несколько иное отношение к вопросу об увлечении мистицизмом некоторых лиц из числа высших функционеров СВБ СССР.

Так, в ходе изучения фонда Р 5407 «Центральный совет Союза воинствующих безбожников СССР» Государственного архива Российской Федерации в деле № 60, содержащего служебную документацию Центрального совета организации, датированную периодом с 10 января по 20 сентября 1930 г., была обнаружена инструкция для проведения группового, явно оккультного занятия.

Для объективного анализа содержания данного документа считаем

целесообразным привести его полностью в настоящей статье с сохранением стиля изложения, дополнив текст лишь комментариями автора, так как у исследуемого нами

документа отсутствует какая-либо прилагаемая инструкция или пояснительная записка по его применению и значению отдельных специальных терминов.

«Акт № 1 /коллективный/ (комментарий: предназначенный для группового применения и магического взаимодействия).

Во имя гармонического совершенствования моей Пентаграммы (комментарий: в данном случае подразумевается совершенствование сверхчеловеческих способностей и прежде всего свободной, просвещённой воли) принимаю на себя нижеследующие обязательства.

1. Воздержание от курения и возбуждающих (комментарий: в ряде магических практик перед и во время тех или иных магических манипуляций предписывается воздержание от любых веществ, так или иначе воздействующих на психическое состояние человека.).

2. Порядок, чистоту и точность в своей одежде, комнате, работе и тем более выполнение всех принятых на себя обязательств по отношению к общей цепи обязательств.

3. Вегетарианский режим и полное трёхпланное целомудрие в течение 40 дней (комментарий: пост в течение 40 дней подразумевает вегетарианский режим в указанный период времени, практикуется магами перед и во время тех или иных магических манипуляций) с 1-го марта и с 20 июня, а также по всем дням Венеры (комментарий: имеется ввиду пятница, считающаяся в оккультизме днём Венеры).

4. Полное молчание обо всем касающемся работы общей цепи и связанных с ней вопросов (комментарий: имеется в виду сохранение полной тайны о данных магических манипуляций для лиц, не имеющих отношение к данной оккультной деятельности), а также общего полумолчания (комментарий: скорее всего

подразумевается воздержание от пустословия, являющегося вредным в магических практиках, направленных на концентрацию сознания) с контролем хода истекшего дня и целесообразности проведённого времени, сосредоточиваясь на стремлении

к устранению неправильностей в течении дня, – ежедневно с 11 часов вечера (комментарий: скорее всего речь идёт о повышенном самоконтроле чувств, эмоций, поведения и анализе прошедшего дня для корректировки дальнейшего поведения мага).

5. Упражнение по выработке пентаграммы производится утром, обращаясь к востоку, немедленно после приведения в порядок себя и окружающей обстановки; движение против часовой стрелки:

Да будет моя воля активна.

Да пробудится во мне интуиция.

Да осуществится во мне андрогинат (комментарий: под термином «андрогинат» в данном случае подразумевается высшее, нейтральное, совершенное состояние человеческого существа).

Да будет это центральным моментом, способствующим пробуждению во мне сверхчеловеческого существа.

Да принадлежит моя пентаграмма к общей цепи (комментарий: под «цепью» в данном случае следует понимать тонкую энергетическую связь между группой людей, выполняющих данную магическую практику, и некими духовными сущностями. Подключение к такой цепи в оккультных учениях многократно

усиливает энергетическую мощь, возможности и одновременно защищает отдельного участника магической практики), к которой принадлежит мой брат.

6. Медитация ежедневная вечерняя в 12 ч. ночи (комментарий: общеизвестно, что полночь у оккультистов и магов считается наиболее подходящим временем суток для определённых мистических практик):

1) очищение от дурных флюидов (комментарий: в данном случае негативной энергии);

2) ритмическое дыхание (комментарий: дыхательные упражнения часто практикуются при медитации);

3) пожелание на 4 направления (комментарий: имеется в виду на восток, север, запад и юг);

4) установленная медитация на цепь (комментарий: подразумевается осуществление группового мистического ритуала).

Во время установки медитации на цепь забыть о времени и пространстве (комментарий: отрешиться от действительности и окружающей реальности, что необходимо для магической работы в астрале – мире тонкой материи, энергии)».

Основная цель данного «Акта № 1 /коллективного/» заключается

в совершенствовании личной пентаграммы, под которой подразумевается образование в себе некоего сверхчеловеческого существа, волевого, активного, энергичного человека,

свободного от импульсивности, страстей и пороков и даже обладающего некоторыми сверхъестественными способностями.

В то же время — это работа единомышленников, группы практикующих оккультистов, магов, направленная на самосовершенствование путём развития скрытых духовных сил

и способностей, а также на выработку неких духовно-мистических связей среди лиц, входящих в данную группу, – так называемая «работа общей цепи». Данная работа направлена на создание эгрегора – энергетической конструкции, объединяющей некое человеческое сообщество, в нашем случае группу единомышленников, ставящих перед собой определённые магические цели и задачи.

Приводимое в документе воздержание от курения и иного рода возбуждающих нервную систему веществ, вегетарианский режим, трёхплановое (комментарий: под «трёхплановым» стоит понимать то, что, по мнению оккультистов, человек состоит из трёх элементов: ментального, астрального и физического, следовательно, речь идёт о формировании целостности восприятия и воздержании для всех трёх составляющих) целомудрие – есть не что иное, как неотъемлемые элементы оккультного поста.

Абсолютно не случайно выбраны и даты постов (приуроченных ко времени мистических манипуляций), и связаны они отнюдь не с историческими событиями в марксистско-революционном движении, которые полагалось свято чтить рядовому

коммунисту-безбожнику, а с мистицизмом.

Так, в оккультных практиках первый день марта является днём особым. По одним трактовкам это так называемый «Иудин день», или «Адов день»: считается, что именно в этот день повесился Иуда Искариот, предавший Иисуса Христа, и потому день этот почитается чернокнижниками как день особый, подходящий

для зловещих обрядов. В связи с этим в русской народной традиции считали первое марта неблагоприятной датой для различных благих начинаний. Современные неоязычники утверждают, что именно первого марта празднуется так называемый «Навий день», посвящённый славянской богине Маре, относящейся

в языческом пантеоне к черным богам. По мнению Г.О. Мёбеса, именно в марте начинается магический год, точная дата наступления которого привязана к дню весеннего равноденствия. Не случайно в документе фигурирует и дата 20 июня, так как она явно приурочена ко времени начала летнего солнцестояния.

Общеизвестно, что данный период считается у оккультистов лучшим, предпочтительным временем для выполнения всевозможных магических практик и ритуалов. Если

следовать данной логике, подобное значимое событие в жизни любого оккультиста требует особой подготовки – в данном случае в виде поста, который, в свою очередь, применяется не только в традиционных религиях как средство достижения большего

духовного совершенства индивида, но и широко используется для достижения аналогичных и сходных целей в различных оккультных и мистических течениях, в том числе и откровенно черномагической, сатанинской направленности.

Приведённая нами выше оккультная методика, обнаруженная в документах Центрального совета СВБ СССР, изложенная в «Акте № 1 /коллективном/», весьма сходна с оккультными практиками и положениями, изложенными в книге известного отечественного оккультиста, специализировавшегося на кабалистике и тарологии, главы Санкт-Петербургского Ордена масонов-мартинистов (мистического направления в масонстве в России Григория Оттоновича Мёбеса (1868–1930) «Курс энциклопедии оккультизма. Читанный Г.О.М. в 1911–1912 академическом году в городе

Санкт-Петербурге». Таким образом, мы можем полагать, что лица, составившие и использовавшие «Акт № 1 /коллективный/», являлись последователями мистического учения Г.О. Мёбеса,

которое в данном случае было направлено на раскрытие скрытых способностей человека и его самосовершенствование путём использования ряда оккультных практик и методик.

Отметим, что данные лекции Г.О. Мёбеса, в том числе в виде конспектов, пользовались огромной популярностью среди мистически настроенной российской и советской интеллигенции 10–30-х гг. XX в.

В частности, факт популярности и широкого распространения всевозможных оккультных воззрений среди советской интеллигенции в первые десятилетия с момента

образования СССР наглядно подтверждается работами целого ряда исследователей: Н.А Веприковой, С.О. Зотова , М.П. Одесского, Д.П. Самородова и других учёных. Оккультные и масонские организации действовали не только в Москве и Ленинграде, но и в провинциальных городах СССР , что также является

свидетельством широкого распространения мистических идей и практик среди советской интеллигенции в 20–30-е гг. XX в. Совершенно не вызывает сомнения, что документ «Акт № 1 /коллективный/» принадлежит авторству именно высокопоставленных советских безбожников, входивших

в Центральный совет СВБ СССР. В частности, на это указывает не только тот факт, что данный документ был обнаружен среди прочих документов ЦС СВБ СССР в их архивном фонде, но и то, что пункт № 1 приведённого нами документа перекликается

с уставом «Общества друзей газеты “Безбожник”» (организации, предшествовавшей СВБ СССР), который предписывал своим членам воздержание от всякого рода опьяняющих

веществ, аскетизм и прочие способы самосовершенствования, что является, конечно, косвенным, но все же дополнительным подтверждением «безбожного» происхождения исследуемого нами документа.

Можно предположить, что «Акт № 1 /коллективный/» оказался среди документов Центрального совета СВБ СССР по причине научного изучения оккультных практик, а не с целью их практического мистического применения, но данное предположение крайне неубедительно прежде всего по причине того, что борьба с масонскими магическими практиками не являлась сколько-либо значимым направлением в атеистической работе советских безбожников. Гораздо логичнее было бы

предположить, что данный документ использовался неустановленными лицами из числа членов Центрального совета СВБ СССР с целью практического применения по магическому назначению либо для личного ознакомления, вызванного интересом к тайным знаниям, характерным для интеллигенции того времени, из числа которой преимущественно и состоял Центральный совет СВБ СССР. Но откуда же взялись все эти масоны-мартинисты и мистики-оккультисты в рядах Центрального совета СВБ СССР – организации, которая должна в соответствии со своими целями и задачами бороться с любыми формами религиозности и мистицизма в советском обществе? Ответ на этот вопрос частично даёт М.М. Костеловская в своей статье «Об ошибках антирелигиозной пропаганды». Она утверждает, что первые

профессиональные советские антирелигиозники были выходцами из лиц, так или иначе имевших религиозно-мистический опыт: бывшие священники, семинаристы, сектанты,

богостроители, богоискатели и иные граждане, проявлявшие непосредственный интерес ко всякого рода мистицизму.

К тому же приверженность к оккультно-мистическим идеям и практикам не являлась и не является для их последователей препятствием для борьбы с традиционными формами религии, и в частности с религией национального большинства тогдашнего СССР – православным христианством. Напротив, в отдельных оккультномистических направлениях осквернение святынь и глумление над христианской верой, а также её пародирование является своего рода способом служения антихристианским –

сатанинским силам. В качестве примера можно привести ряд практик из русского чернокнижия, включавших в себя глумление над иконами, крестами и иными священными для православных христиан предметами и молитвами, или достаточно вспомнить черные мессы, являющиеся пародией на католическую литургию. Более того, сотрудничавший с ОГПУ известный советский оккультист и генеральный секретарь «Русского автономного масонства» Б.В. Астромов в 1925 г. говорил в своём докладе, подготовленном для ОГПУ, о возможности использования

масонства в интересах «мировой революции» путём укрепления в русском сознании идей интернационализма и коммунизма, а также борьбы с клерикализмом. Таким образом, воинствующее безбожие и активная борьба с православным христианством и иными традиционными для народов СССР религиозными культами

не являлись неприемлемыми для оккультистов, и, как следствие, лица, практикующие те или иные оккультные практики, вполне могли являться членами Центрального совета СВБ СССР, внешне придерживаться материалистического мировоззрения и активно

пропагандировать атеистические, прежде всего направленные против православного христианства идеи, но при этом негласно заниматься оккультно-мистическими практиками.

Удивительнее всего то, как данный документ сохранился в архиве до нашего времени и не был изъят самими безбожниками или советскими спецслужбами, которые наверняка неоднократно проверяли содержимое данного фонда и изымали отдельные

документы как в период сталинских репрессий, так и перед открытием доступа для историков к делам фонда Р 5407 «Центральный совет Союза воинствующих безбожников СССР». По всей видимости, в данном случае имеет место обычный человеческий фактор, выразившийся в невнимательности изымавших документы сотрудников.

Так или иначе, выдвинутая нами гипотеза о том, что отдельные члены Центрального совета являлись активными последователями оккультного учения и мистических практик и, возможно, создали негласное оккультное сообщество из числа членов Центрального совета СВБ СССР, требует более глубокого изучения и научного

обоснования или опровержения.

Андрей Дорош, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, социологии и истории ВГТУ

Наша справка

Союз воинствующих безбо́жников (ранее — Союз безбожников; Общество друзей газеты «Безбожник») — добровольная общественная организация в СССР, существовавшая с 1925 по 1947 год. Ставила своей целью идейную борьбу с религией во всех её проявлениях. Председателем Центрального совета СВБ все годы был Емельян Ярославский. (при рождении Мине́й Изра́илевич Губельма́н). Началом движения считается создание в 1921 году воронежского непартийного общества атеистов. Союз воинствующих безбожников выпускал газеты «Безбожник», журналы «Атеист», «Безбожник», «Антирелигиозник», «Воинствующий атеизм», «Юные безбожники» и другие печатные издания, выходившие на различных языках народов СССР. Издательство «Безбожник» (впоследствии — Государственное антирелигиозное издательство, ГАИЗ) выпустило большое количество атеистической литературы.

В 1940 году число ячеек СВБ достигло 96 тысяч, а число членов союза — около 3 миллионов человек. После начала Великой Отечественной войны СВБ, не будучи официально распущен, свернул свою деятельность. В июле 1941 года вышел последний номер «Безбожника». А в 1947 году СВБ был официально распущен. 


(Голосов: 1, Рейтинг: 5)


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Калужская область

+9

Московская область

+8

Воронежская область

+7

Белгородская область

+6

Липецкая область

+3

Орловская область

+4

Тульская область

+3

Тверская область

+2

Владимирская область

+1

Ярославская область

0

Курская область

-1

Рязанская область

-2

Брянская область

-3

Костромская область

-9

Ивановская область

-8

Тамбовская область

-8

Смоленская область

-10

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Андрей Коробов-Латынцев

философ, военнослужащий ВС РФ

"Тыла больше нет. Все должны соработничать друг другу"




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2025, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика