Региональное деловое издание
 

Анонс: Руководителям органов исполнительной власти областных центров ЦФО будут выставлены оценки по итогам работы в первом полугодии 2018 года

Аналитика | 16.07.2018

Усманскому, Грязинскому, Елецкому и Чаплыгинскому районам Липецкой области присвоены максимальные статусы инвестиционной привлекательности по итогам 2017 года

Усманскому, Грязинскому, Елецкому и Чаплыгинскому районам Липецкой области присвоены максимальные статусы инвестиционной привлекательности по итогам 2017 года

АНО «Агентство региональных социально-экономических проектов» завершило исследование «Иерархия глав муниципальных районов и городских округов Липецкой области с присвоенным статусом инвестиционной привлекательности» по итогам 2017 года. В качестве методологической основы проведения исследования были избраны одноступенчатый опрос экспертов по методике Делфи, анализ данных региональных органов статистики, мониторинг средств массовой информации, результаты социологических опросов уровня доверия населения главам муниципальных районов и городов, а также степени одобрения населением проводимой руководством территории социально-экономической политики.

Грязинский, Усманский и Елецкий районы лидируют по привлечению инвестиций в основной капитал на душу населения по полному кругу предприятий

Безусловным лидером в привлечении инвестиций в основной капитал на душу населения по итогам 2017 года стал Грязинский муниципальный район (233,7 тыс. руб. на душу населения). Учитывая, что именно в этом муниципальном районе расположена ОЭЗ федерального уровня, результат вполне закономерен. Заслуживают внимания два других района: Елецкий и Усманский. В Елецком районе инвестиции в основной капитал на душу населения достигли показателя 203,7 тыс. рублей на человека по итогам прошлого года. Логично предположить, что с началом активной работы ОЭЗ ППТ «Липецк», созданной в конце 2016 года в Елецком районе, и без этого высокий показатель будет увеличен еще. В Усманском районе, в котором нет ни особых экономических зон, ни даже индустриальных парков, относительный размер инвестиций в основной капитал составил 203,7 тыс. рублей на душу населения. Выше среднеобластного показателя привлечения инвестиций в основной капитал на душу населения зафиксированы показатели в Данковском (168,5 тыс. рублей), Добровском (150,6 тыс. рублей) и Чаплыгинском (142,6 тыс. рублей) муниципальном районах. Минимальные размеры рассматриваемого показателя зафиксированы в Воловском (66,6 тыс. рублей), Измалковском (80,9 тыс. рублей) и Лев-Толстовском (82,9 тыс. рублей) районах. Невелики также показатели привлечения инвестиций в основной капитал на душу населения в Ельце (90,8 тыс. рублей), Добринском (99,1 тыс. рублей) и Липецком (108,4 тыс. рублей) районах.

В абсолютных значениях размер привлеченных инвестиций в основной капитал на душу населения по полному кругу предприятий меняет иерархию муниципальных территорий незначительно. В лидерах – город Липецк (43,2 млрд. рублей), Грязинский (18,6 млрд. рублей) и Усманский (10,3 млрд. рублей) районы. Последние места – за Воловским (0,9 млрд. рублей), Измалковским (1,3 млрд. рублей) и Лев-Толстовским (1,4 млрд. рублей) районами.

В пятерку муниципальных территорий, которым удалось значительно увеличить темп привлечения инвестиций в основной капитал, по итогам 2017 года вошли Елецкий район (154,4%), Грязинский район (147,5%), Хлевенский район (131,1%), Липецк (119,5%) и Чаплыгинский район (118,4%). Четырем муниципальным территориям не удалось достичь показателей 2016 года: Липецкому району (99,2%), городу Ельцу (80,6%), Становлянскому (78,9%) и Тербунскому (69,4%) районам.

Объем инвестиций, млрд. руб.

Темп роста к 2016 г.

Объем инвестиций на душу населения, тыс. руб.

Липецкая область

133,3

103,1

115,3

г. Липецк

43,2

119,5

108,4

г. Елец

9,5

80,6

90,8

Воловский район

0,9

106,9

66,6

Грязинский район

18,6

147,5

233,7

Данковский район

5,3

108,8

168,5

Добринский район

3,4

109,9

99,1

Добровский район

3,6

112,4

150,6

Долгоруковский

2

108,3

113,7

Елецкий район

5,9

154,4

203,7

Задонский район

4,3

107,9

121,7

Измалковский район

1,3

104

80,9

Краснинский район

1,7

107,1

136,9

Лебедянский район

4,9

103,3

123,7

Лев-Толстовский район

1,4

100,1

82,9

Липеций район

5,6

99,2

108,4

Становлянский район

2,2

78,9

122

Тербунский район

2,6

69,4

114,2

Усманский район

10,3

115,9

203,7

Хлевенский район

2,4

131,1

126

Чаплыгинский район

4,3

118,4

142,6

В районах Липецкой области стратегическое планирование происходит на региональном, муниципальном и низовом уровнях

Во всех муниципальных районах и городах Липецкой области имеются стратегии социально-экономического развития. В ряде муниципальных образований стратегические документы детализированы и актуализированы при помощи программ и планов развития. В отдельных районах имеются и стратегии развития сельских поселений. К примеру, в Грязинском районе в каждом сельском поселении есть собственная стратегия социально-экономического развития до 2020 года. В плановых документах развития низового уровня местного самоуправления Грязинского района есть общие разделы: социально-экономическое положение, социально-экономические проблемы развития, стратегический анализ развития, стратегическое видение и миссия, стратегические цели социально-экономического развития и этапы реализации стратегии.

Таким образом, в ряде муниципальных районов Липецкой области сформирована трехуровневая система стратегического планирования развития: региональный. муниципальный и низовой уровни. И это серьезное конкурентное преимущество для повышения инвестиционной привлекательности территорий. При таком подходе замыслы пространственного развития муниципальных образований обретают четкие очертания, понятные для потенциальных внешних и внутренних инвесторов. Стратегия содержит идеи, принципы развития, дает ориентиры предпринимателям, помогая им принимать оперативные решения с учетом видения перспективы.

В 13 из 20 муниципальных образований Липецкой области функционируют Особые экономические зоны и индустриальные парки, в остальных выделены инвестиционные площадки

В вопросах организации системы инвестиционного и развития Липецкая область на годы вперед обогнала большинство субъектов Центрального федерального округа. В регионе сформирована трехуровневая система привлечения и поддержки инвестиций. Работу с действующими и потенциальными инвесторами сопровождают управление инвестиций и международных связей Липецкой области (С.А. Шаронин) и целый спектр институтов развития: Корпорация Развития Липецкой области, Центр кластерного развития Липецкой области, Центр сопровождения инвестиционных проектов, Центр развития туризма Липецкой области, Региональный центр коллективного пользования научным оборудованием ЛГТУ и другие.

Операционные институты развития рассредоточены в муниципальных территориях. Такой подход указывает на сбалансированную организацию пространственного развития региона и на системную работу экономического блока региональной администрации (под руководством А.В. Козодерова). В 13 из 20 муниципальных образований Липецкой области функционируют Особые экономические зоны и индустриальные парки.

Неоспоримое преимущество в этом отношении имеет Грязинский муниципальный район, на территории которого была создана и успешно функционирует Особая экономическая зона Промышленно-производственного типа «Липецк». В ОЭЗ федерального уровня зарегистрировано 54 резидента, из них 21 – действующие предприятия, на которых трудятся 3,7 тысяч работников. Объем заявленных инвестиций составляет 179 млрд. руб., из них 53 млрд. рублей освоено.

С расширением ОЭЗ ППТ «Липецк» колоссальные конкурентные преимущества приобрел Елецкий район. Открытая в конце 2016 года площадка займет 1273,8 га вокруг села Новый Ольшанец Елецкого района. По оценкам регионального правительства, к 2025 году площадка сможет принять 46 новых предприятий с объемом инвестиций в 176 млрд рублей и годовым выпуском продукции на 140 млрд рублей. По данным пресс-службы ОЭЗ «Липецк», работа новой площадки в Елецком районе обеспечит до 10 тыс. новых рабочих мест, а совокупный объем годовых отчислений в бюджеты разных уровней может составить до 10 млрд рублей (6,5 млрд рублей в федеральный бюджет; 3,5 млрд рублей – в бюджеты области и района).

Второй уровень системы инвестиционного развития – ОЭЗ регионального уровня и индустриальные парки – обеспечивают весомое конкурентное преимущество муниципальным территориям

В четырех муниципалитетах Липецкой области созданы и функционируют Особые экономические зоны промышленно-производственного типа регионального уровня: ОЭЗ РУ ППТ «Елецпром», ОЭЗ РУ ППТ «Данков», ОЭЗ РУ ППТ «Тербуны» и ОЭЗ РУ ППТ «Чаплыгинская». Наличие данных институтов развития существенно повысило инвестиционную привлекательность и промышленный потенциал муниципальных территорий.

В Измалковском, Лев-Толстовском и Хлевенском районах функционируют особые экономические зоны агропромышленного типа («Астапово», «Измалково», «Хлевное»). Два муниципалитета (Елец и Задонский район) располагают региональными ОЭЗ туристско-рекреационного типа («Елец», «Задонщина»). В областном центре функционирует единственная в регионе ОЭЗ технико-внедренческого типа («Липецк-Технополюс»).

Наряду с особыми экономическими зонами в регионе функционируют частные индустриальные и технопарки. Так, в Липецке функционирует МБУ «Технопарк-Липецк», на базе которого работают 20 резидентов. Фактически заняты все обустроенные площадки технопарка. В Ельце действует индустриальный парк «Созидатель», резиденты которого специализируются на машиностроении, металлообработке, станкостроении, сопутствующих производствах IV, V класса опасности. В Краснинском районе – Индустриальный парк «Рождество», специализирующийся на автомобилестроении и производстве комплектующих изделий к автомобилям. В Лебедянском районе на базе ОАО «Строймаш» был образован индустриальный парк «Кузнецкая слобода».

В Ельце, Лебедянском и Чаплыгинском районах подготовлено больше всего инвестиционных площадок

Следует отметить, что даже без особых экономических зон и индустриальных парков в муниципальных территориях Липецкой области обособлены инвестиционные площадки. По данным Инвестиционного портала Липецкой области, максимальное количество выделенных инвестплощадок приходится на Лебедянский район (61 площадка) и город Елец (55 площадок). В Чаплыгинском районе к приходу инвесторов подготовлено 18 площадок, в Добровском – 14, в Становлянском – 13. Елецкий район ждет инвесторов не только на базе федеральной ОЭЗ, но и на 10 подготовленных инвестплощадках. В Данковском, Долгоруковском, Задонском, Краснинском и Лев-Толстовском районах такие площадки, по данным портала, не выделены.

В Усманском районе создана полноценная система инструментов поддержки и сопровождения инвестиционных проектов

В каждой муниципальной территории Липецкой области имеется система инструментов поддержки и сопровождения инвестиционных проектов. Во многом это обеспечивается за счет региональных программ и работы региональных институтов развития. Однако в ряде районов имеются и собственные практики. Успешным в данном отношении можно считать Усманский район. Так, в районе действует муниципальная программа «Создание условий для развития экономики Усманского муниципального района на 2016-2020 годы» и утвержден Залоговый фонд Усманского муниципального района (5 объектов на общую сумму 8,5 млн. рублей).

В Усманском районе утвержден Перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Усманского муниципального района.

В территории действует Некоммерческое партнерство «Центр поддержки малого бизнеса «Старт» по оказанию образовательной, консультативной, юридической, бухгалтерской поддержки, а также Координационный Совет по содействию развитию малого и среднего предпринимательства в Усманском муниципальном районе.

В Усманском районе проводится оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов Усманского муниципального района, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и экспертиза нормативных правовых актов администрации района, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Согласно заключенному Соглашению в перечень услуг, предоставляемых на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, включены услуги, связанные с разреши-тельными процедурами в предпринимательской деятельности, а также в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

В Усманском районе ведется сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна». В этих целях был утвержден Регламент сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Усманского района по принципу «одного окна».

В каждом районе Липецкой области имеется собственный инвестиционный паспорт, а для связи руководства органов МСУ с инвесторами есть канал прямой связи

На сайтах администраций районов и городов Липецкой области размещены инвестиционные паспорта. Однако на ряде сайтов быстро найти необходимый документ непросто. В этом отношении органам МСУ можно порекомендовать размещать или дублировать документ на интуитивно-понятных местах сайтов.

Необходимо отметить, что наряду с инвестиционными паспортами, на сайтах администраций районов и городов Липецкой области имеются и другие документы, характеризующие инвестиционную привлекательность территории: инвестиционные площадки, потенциал территории, инвестиционные предложения, реализуемые и планируемые к реализации инвестиционные проекты, инвестиционный меморандум Липецкой области и другие.

В ряде районов блок, посвященный инвестициям, выделен в отдельный ресурс. Так, в Усманском районе с сайте администрации можно перейти на специализированный интернет-ресурс «Инвестиционный портал Усманского района». Примечательно, что текст сайте можно перевести на английский и другие языки. Данное обстоятельство очень важно при работе с зарубежными инвесторами. И опыт Усманского района в данном отношении мог бы быть тиражирован в других территориях.

Для связи потенциальных инвесторов с руководством администраций муниципальных территорий на сайтах муниципальных территорий имеются прямые каналы связи. Называются они везде по-разному, однако функция выполняется. Инвесторы могут оставить онлайн-вопрос, на который получат ответ.

При этом в администрациях всех муниципальных территорий Липецкой области имеются подразделения, отвечающие за взаимодействие с инвесторами. В зависимости от структуры органов МСУ и численности служащих данные подразделения могут объединять в себе несколько смежных (прежде всего, финансово-экономических) функций.

Иерархия районов Липецкой области с присвоением индексов инвестиционной надежности

Усманский район

А++

Грязинский район

А++

Елецкий район

А++

Чаплыгинский район

А++

Данковский район

А+

Добровский район

А+

Измалковский район

А+

Тербунский район

А+

Задонский район

А+

г. Елец

А+

Хлевенский район

А

Лебедянский район

А

Краснинский район

А

Воловский район

В++

Становлянский район

В++

Липецкий район

В++

Долгоруковский район

В+

Добринский район

В+

Лев-Толстовский район

В+

Автор:  Роман Трубников


(Голосов: 1, Рейтинг: 5)


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Регионы ЦЧР   








7 холмов.jpg


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Тамбовская область

+9

Липецкая область

+8

Калужская область

+7

Ярославская область

+7

Белгородская область

+6

Курская область

+5

Воронежская область

+4

Тульская область

+4

Рязанская область

+1

Владимирская область

+1

Ивановская область

+1

Московская область

+2

Брянская область

0

Костромская область

-3

Тверская область

-3

Смоленская область

-5

Орловская область

-7

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Виктор Логвинов

заместитель предсдателя правительства Воронежской области

«Ежегодно в Воронежской области вводятся в эксплуатацию 2-3 современных молочных комплекса от 1200 до 5000 голов дойного стада»








Воронежская область - территория нерациональной бюрократии


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Владислав ЧИСЛОВ

Учредитель газеты "Орелград"

«Он (врио губернатора Орловской области Андрей Клычков - ред.) идет по обычной проторенной дорожке назначенных губернаторов и использует административный ресурс. <…> Создается впечатление, что он делает информационную кампанию для галочки. Даже не для жителей, а больше для отчета перед Москвой».







© 2004-2018, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье". Главный редактор: Волкова Алина Евгеньевна. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87