Аналитика | 13.08.2012
Эксперты АНО «Институт политического анализа и стратегий» совместно с коллегами из региональных аналитических структур приступили к подготовке доклада о состоянии гражданского общества в Воронежской области в 2011 – первом полугодии 2012 года
Едва ли не в каждом материале о массовых акциях, протестах и других проявлениях гражданской активности упоминается гражданское общество. В разных ракурсах и оценках. К месту и не к месту. Особенно часто это словосочетание стало появляться в СМИ Воронежской области в контексте протестов против разработки никелевых месторождений.
Однако о том, что собой представляет региональное гражданское общество в Воронежской области на самом деле, каковы его качественные и количественные характеристики, каков его потенциал, в публичной сфере ничего обнародовано не было. В целях восполнить этот серьезный пробел АНО «Институт политического анализа и стратегий» приступил к масштабному исследованию по изучению гражданского общества в Воронежской области. Результатом исследования станет обширный доклад «Качество социального капитала. Доклад о состоянии гражданского общества в Воронежской области (2011 год – первая половина 2012 года)».
Дискуссии о том, что такое гражданское общество, в публичном и научном дискурсах не утихают до сих пор, плодами чего служит великое множество определений этого понятия. Не вдаваясь в теоретические измышления, отметим, что авторы доклада в качестве отправной точки взяли гегелевского лаконичное, но емкое определение, согласно которому гражданское общество – это все то, что находится между государством и семьей. В настоящее время эксперты называют эту сферу некоммерческим, или неприбыльным сектором. Разумеется, назвать ее малой и однородной едва ли возможно, а уж в оценке ее количественных показателей если сам черт сохранит ногу невредимой, то хорошо. Впрочем, методичное обследование некоммерческих организаций органами статистики и Минюста дает возможность получить сколько-нибудь четкую картину его структуры.
Согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области, количественный показатель некоммерческих организаций, учтенных в территориальном разделе Статрегистра Росстата по Воронежской области, на 1 января 2012 года составил 9006. Для двухмиллионной области это весьма неплохая цифра, и региональная власть могла бы ей гордиться. Только вот львиную долю в этом показателе составляют бюджетные учреждения, коих в Воронежской области на начало текущего года оказалось зарегистрировано 3883, или 43% от общего числа, к числу которых относятся различные негосударственные образовательные, дошкольные и иные учреждения (например, учреждение здравоохранения «Поликлиника Воронежского механического завода» или негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр Лингвист»), назвать которые гражданскими инициативами можно с большой натяжкой. А вот структур формата территориального общественного самоуправления (ТОСы), которые можно считать серьезным индикатором локальной гражданской активности, зарегистрировано всего лишь 9 (!) на весь регион. Более подробные аналитические выкладки с весьма интересными деталями уже вошли в доклад.
В качестве эмпирической базы исследования использованы данные ответов на официальные запросы в органы власти и управления в регионе по итогам 2011 года и первого полугодия 2012 года, результаты социологических исследований сразу нескольких социологических служб, данные мониторинга региональных и федеральных СМИ. Следует отметить, что композиция глав отличается от структуры аналогичных докладов, которые ежегодно готовятся Общественной палатой Российской Федерации. В ее основе лежит проблемный принцип. Структура доклада представляет собой семь больших сегментов:
1. Количественные и качественные характеристики сектора гражданских инициатив Воронежской области.
2. Уровень доверия граждан к власти и управлению.
3. Система обратной связи власти и населения.
4. Социальная проблематика, социальные лифты, справедливость, коррупция.
5. Проблематика общественного согласия коренного населения и представителей национальных меньшинств.
6. СМИ: от ангажированности к полному контролю.
7. Согласительные площадки и процедуры власти и гражданских инициатив.
Полная версия доклада в конце августа будет обнародована на официальном сайте Института, а также опубликована на страницах регионального делового издания.
Автор: Елена Селиванова
(Нет голосов) |
Регионы ЦЧР |
|
| |
|
Регионы ЦФО
Редакция: Вопрос-ответ.
| |
|
Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова |
Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)
Калужская область |
|
Московская область |
|
Воронежская область |
|
Белгородская область |
|
Липецкая область |
|
Орловская область |
|
Тульская область |
|
Тверская область |
|
Владимирская область |
|
Ярославская область |
|
Курская область |
|
Рязанская область |
|
Брянская область |
|
Костромская область |
|
Ивановская область |
|
Тамбовская область |
|
Смоленская область |
О рейтинге
В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии: |
Свежий номер регионального делового издания
Сергей ПОСЛЕДОВ кандидат на должность главы администрации городского округа г. Воронеж |
Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями
|
|
Белгородская область - территория успеха и эффективной власти
|
Дмитрий Солонников Директор Института современного государственного развития, политолог |
"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".
|
© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.