Время, когда лидеры российских регионов могли особенно не волноваться за устойчивость своей власти, ушли давно и безвозвратно. И в данном ракурсе логично, что у каждого руководителя субъекта РФ есть свои проблемы и трудности.
«Двоечник» Артамонов продолжает удивлять федеральный центр
Но степень политической устойчивости, к примеру, у глав шести областей ЦЧР разная. Что интересно, самая трудная ситуация сейчас у главы администрации Липецкой области Игоря Артамонова. По десятибалльной оценке эксперты оценивают устойчивость власти Игоря Артамонова на «2». Как известно, двумя основными критериями устойчивости власти являются критерии легитимности и результативности. И если в отношении результативности областных политик Артамонова в отраслях и сферах не все так пессимистично, то по второму критерию можно уверенно говорить о наличии кризиса легитимности. И на этот счет имеется три вывода. 1. На конец февраля 2021 года большая часть региональной элиты настроена к Артамонову, либо враждебно, либо держит нейтралитет. Отторжение Артамонова среди этой части населения растет, как и растут симпатии к Олегу Королеву. 2) Тает рейтинг доверия, оказанного Артамонову на выборах более двух лет назад среди всех социальных слоев и групп. Особенно низкая популярность главы администрации среди молодежи (студенческой). 3) Новые медиа, социальные сети и часть СМИ, как региональные ЛОМы (лидеры общественного мнения), превратились в местных политических комбатантов, таргетирующих эту власть. Этот фактор (дамоклов меч) достаточно сильно влияет на устойчивость всей региональной власти.
100 дней белгородского губернатора Гладкова
Победных реляций нет пока и в Белгородской области. Настоящий Гладков, отметивший на днях 100 дней своего правления в статусе и.о., еще не настоящий губернатор. И в условиях политической турбулентности любой шаг Гладкова связан с шагом минера. Уровень политической устойчивости, по оценке профессора, составляет пока показатель «3» (по десятибалльной системе). Настроение белгородского сообщества, включая ее интеллектуальную (не связанную с властью) и активную часть, пока выжидательное. Героический подвиг Гладкова, пронесший над регионом «тушку» управляющей компании «Металлоинвест» (раскошелилась на социальные вопросы на сумму в 2 млрд рублей), не произвел потрясающего эффекта на гордых белгородцев, у которых в бытность Е. Савченко оформилась своя региональная идентичность. Пока Гладков для них еще варяг. Отчаянные шаги и.о. лидера региона в плане выстраивания прямых коммуникаций (личные приемы, общение посредством социальных сетей, наличие собственного телеграмм-канала «Настоящий Гладков», участие в разговорах в модном ныне «клабхаусе») лишь немного расшевелили часть жителей исторической Слобожанщины. Люди присматриваются. В отношении Гладкова нет очарования. Но, нет пока и разочарования. Процесс притирки власти Гладкова и населения будет долгим.
Курский варяг Старовойт стремится в группу середняков
Рейтинг политической устойчивости власти курского губернатора Романа Старовойта можно оценить в цифровой показатель «4» (по десятибалльной системе). По критерию результативности за прошедших два года после избрания Старовойта главой региона власть не сделала ситуацию в социально-экономической сфере хуже (и это уже хорошо). Не «просели» ведущие отрасли областной экономики (к примеру, АПК) и социальной сферы. Правда, и ощутимых рывков вперед в развитии региональной территории не наблюдается. Но есть проблема «варяга» и «варяжского войска» (пять из семи вице-губернаторов являются не местными, не курскими). И это, наравне с вахтовым методом работы команды Романа Старовойта в подвластном регионе, представляет некую проблему, которая со временем отразится на легитимности всей региональной власти.
Губернатор Клычков помогает Орловской области перейти в группу стабильных регионов
Самым хитрым (мудрым или дальновидным) среди шести глав областей ЦЧР оказался губернатор-коммунист Орловского региона Андрей Клычков. Во-первых, он не стал в течение трех лет выстраивать у себя в субъекте РФ региональный политический режим, ни авторитарного типа (с разной степенью просвещенности), ни гибридный политический режим (полуавторитарный, недодемократический). Он логично и оправданно не мешал институционализации демократического режима, в рамках которого различные группы интересов (предпринимательские, партийные) и группы давления, участвуют в принятии политических решений в отношении развития субъекта РФ и в распределении политических ресурсов. Поэтому конкурентный политический процесс в регионе протекает естественным образом, в ракурсе которого политические игроки (акторы) выстраиваются в определенную иерархию естественным образом, согласно обладанием конкретным объемом ресурсов и властными механизмами. Как итог это усилило политическую устойчивость власти А. Клычкова. Оценка – «5». Во-вторых, орловский губернатор-коммунист имеет две точки опоры на федеральном уровне: правительство Мишустина, от которого субъект РФ получает не меньше ресурсов и благ, чем, к примеру, Белгородская область (а по ряду вопросов и больше) и КПРФ Г. Зюганова (вторая по численности фракция в Госдуме). И в то время, как конкурентный демократический процесс развивается естественным образом (с политическими боями, «драками» и выяснением отношений) Клычков по итогам 2020 года добился следующих ощутимых результатов. Например, индекс промышленного производства в Орловской области по сравнению с 2019 года составил более 105% (по России – 97%).
Тамбовский губернатор Никитин обеспечивает политическую устойчивость
Потенциал недовольства властью («взрывной» материал) имеется в любой территории страны. Есть он и в Тамбовской области, и утаивать его бессмысленно. Главное, для руководителей субъектов РФ дать возможность легитимного выпуска «пара» этого недовольства. Или, как отмечают в таких случаях политологи, канализования негативных эмоций, что, безусловно, повышает политическую устойчивость субъекта РФ. В 2020 году для губернатора Тамбовской области Александра Никитина имели место два важных политических результата. Первый, был переизбран глава региона из местных с высоким уровнем поддержки населения. Второй, в областном центре (Тамбове) посредством легитимных и демократических процедур произошло определенное канализование негативного потенциала недовольства. И хотя до конца проблема исполнительной власти в городе еще не решена окончательно, понятно, что больших угроз политической стабильности в субъекте РФ не существует. Политическую устойчивость власти можно оценить показателем «6» (по десятибалльной системе). Нельзя не порадоваться за регион и такой новостью. Тамбовская область вошла в тройку лучших регионов России по цифровой зрелости в сфере здравоохранения.
Со сложными задачами воронежский губернатор Гусев справляется достойно
Три года конкурентные политические силы пробуют на прочность самого воронежского губернатора Александра Гусева и на устойчивость его власти в субъекте РФ. Благо для этого в регионе, да и в «злобном» городе Воронеже, всегда имелись традиции политической борьбы и местные финансовополитические кланы (центры влияния). При Иване Шабанове (1997-2000) их было два основных, при генерале ФСБ Кулакове (2001-2009) – шесть (в последние три года), при губернаторекосмосе Гордееве (2009-2017) сначала – пять, потом – 2,5. Основная цель кланов (центров влияния) всегда состоит в том, чтобы ослабить доминирующего регионального политического актора (с его центром влияния) и сделать его власть политически неустойчивой, поскольку это повышает переговорную площадку конкурентных сил для выторговывания различного рода политико-экономических преференций. Но мощные атаки на Гусева марковско-ишутинского клана с поддержкой «пятой колонны» внутри региональной администрации в конце 2018-го – начале 2019 года («золотой парашют» Агибалова и премии статусным чиновникам) хоть и вызвал переполох в формирующейся команде главы региона, но не напугал и не парализовал деятельность региональной власти.
В определенной мере эти два события даже стали некоей вакциной для выработки политического иммунитета. Сейчас устойчивость политической власти губернатора можно оценить в показатель «7» (при десятибалльной системе). Какие факты свидетельствует об устойчивости политической власти в Воронежской области? Во- первых, региональное политикомедийное поле фрагментировано и не монополизировано оппонентами Гусева, а настрой и тональность на нем задают не столько традиционные СМИ, сколько 6-7 информационных комбатантов («гладиаторов»), формирующих ситуативные союзы между собой и которые сконцентрированы не в одном, а в разных центрах влияния. Во- вторых, оппоненты действующего губернатора сами подвергаются не менее сильным атакам со стороны ЛОМов (не с гусевских площадок). И именно они (часть лидеров мнения) подрывают доверие к «врагам» действующей власти, и в среде элиты и среди активной части населения. А это требует отвлечение внимания и оправданий. И, в-третьих, кто-то очень умело разжег «костры» конфликтов, в результате которых политические бои переместились от главного кабинета на пл. Ленина, 1, переключил внимание на второстепенных лиц в системе региональной власти (экономической и политической). Все вместе это позволяет Александру Гусеву сосредоточиться не на выяснении отношений с оппонентами, а на конкретной работе.