Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Аналитика | 29.11.2022

Объем автомобильных дорог, приведенных в нормативное состояние в ЦФО: сравнительный анализ

Объем автомобильных дорог, приведенных в нормативное состояние в ЦФО: сравнительный анализ

Географические и хронологические рамки исследования. Анализ динамики дорожного строительства и модернизации дорожной инфраструктуры в 2022 г. на территории Российской Федерации.

Объект и предмет анализа. Объектом анализа выступают регионы ЦФО в сфере дорожного строительства и модернизации дорожной инфраструктуры, предметом анализа – процесс дорожного строительства и модернизации дорожной инфраструктуры исследуемых субъектов РФ, на динамику и продуктивные результаты которого влияют исполнительная власть территории (администрации, правительства), включая профильные подразделения этой власти по вопросам дорожной деятельности (министерства, департаменты, управления, комитеты).

Эмпирическая база исследования. При подготовке аналитического исследования в сфере дорожного строительства и модернизации дорожной инфраструктуры в 2022 г. субъектов РФ были привлечены следующие эмпирические данные: 1) сведения Росстата (ЕМИСС, https://www.fedstat.ru/), 2) официальные данные подразделений администраций (правительств) по дорожной деятельности субъектов РФ, полученные по запросу АНО «АРСЭП», 3) мониторинг сайтов подразделений администраций (правительств) по дорожной деятельности субъектов РФ, СМИ и социальных сетей.

Методология. Исследование базируется на ключевых концептах: «государство, управление и государственная политика» (П. Бурдье, Г. Лассуэлл, А. Смит, У.Дж. Байрис, А. Соловьев, Г. Купряшин), «стратегии» и «развитие» (Дж. Малган, М. Портер, А.Д. Урсул, Н.А. Пискулова). Особую важность для исследования представляют и теории изменений (К. Левин, К. Вайс, Д. Коттер), институциональных изменений (Д. Норт, О. Уильмсон, А.Е. Городецкий), позволяющих рассматривать активную роль государственных ведомств для инфраструктурного развития региональных территорий. К примеру, в рамках теории изменений Кэрол Вайс, где отводится особое место программам и политике, акцентировано внимание на том, что каждый институт или ведомство, каждый механизм государственной политики должен определять позитивное изменение в сфере. Не менее важное значение в представленном исследовании отводится концептам стагнации и деградации (А.. Лякин, А. Аганбегян, О. Изряднова и др.), в разрезе которых эксперта АНО «АРСЭП» исследуют уровень развития дорожнойц инфраструктуры регионов РФ, эффективности государственной политики в сфере дорожной деятельности.

Методы исследования: контент- анализ, ивент- анализ, дискурс-анализ, когнитивное картрирование, факторный анализ, сетевой анализ, моделирование.

Основные факторы, влияющие на дорожное строительство и модернизацию дорожной инфраструктуры в 2022 г.

1.Состояние дорожной инфраструктуры на начало 2022 года;

2. Качество регионального финансирования для поддержания автомобильных дорог субъекта РФ, отвечающих нормативным требованиям;

3) Участие региона в федеральных проектах и программах в сфере модернизации дорожной инфраструктуры;

4) Качество финансирования для поддержания муниципальных дорог, отвечающих нормативным требованиям;

5) Приоритетность дорожной отрасли в государственной политике субъектов РФ.

Основная гипотеза. В качестве основной гипотезы аналитического исследования выступает предположение о наличии серьезных межрегиональных различий в проводимой органами исполнительной власти субъектов РФ в ЦФО в сфере дорожной деятельности. Данные различия имеются в четырех аспектах: 1) в ценностном измерении отраслевой политики, 2) инфраструктурно- материальном (базовые инвестиции в отраслевую инфраструктуру, модернизация отрасли средней интенсивности, инвестиции по остаточному принципу, 3) доктринально- стратегическом (эффективная стратегия в сфере дорожной деятельности, плохая стратегия, антистратегия, инкрементализм), 4) в ракурсе приоритетности дорожной деятельности в системе региональных отраслевых политик (доминантная отрасль, отрасль средней приоритетности, отрасль «третьего порядка»).

Значение понятий и категорий. Экономические основания государственной политики в сфере дорожной деятельности: правительства осуществляют модернизацию дорожной инфраструктуры, используя такие инструменты, как проведение государственных закупок (конкурсы, аукционы) для дорожных организаций,, стимулирование инвестиций, отраслевое регулирование.

Разноплановые процессы в сфере дорожной деятельности. Развитие - это тип движения и изменения в обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому. Характеристики развития: качественное изменение, количественное изменение — экстенсивное развитие как проявление и увеличение уже имевшегося, направленность развития, неравномерность и неустойчивость развития. Стагнация - это застой в развитии, который выражается в снижении темпов роста, к примеру, экономики, её секторов до нулевых или незначительно отличающихся от нулевых. Обычно фаза стагнации предшествует кризису, однако она может носить и затяжной характер. Деградация процесс ухудшения характеристик какого-либо объекта или явления с течением времени, постепенное ухудшение, упадок, снижение качества, разрушение материи вследствие внешнего воздействия по законам природы и времени. Деградация - это морфофизиологический регресс, ведущий к упрощению организации. Понятие деградации распространяется и на дорожную инфраструктуру.

Государственное регулирование заключается в формировании организационных, правовых, финансовых и экономических условий деятельности организаций в сфере дорожного строительства. Типы менеджмента в отрасли: операционный, управленческий, стратегический. Основные функции менеджмента: планирование и развитие, управление бюджетом, управление персоналом, отношения с различными государственными ведомствами.

Эмпирические данные исследования.

АНО «АРСЭП» проведен анализ показателя «Доля дорог, соответствующих нормативным требованиям, %» (далее – показатель) регионов-лидеров, занявших первые 15 мест по результатам 2022 года.

Анализ проводился в разрезе двух составляющих показателя:

- нормативное состояние автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения;

- нормативное состояние автомобильных дорог местного значения.

Соответствие автомобильных дорог нормативным требованиям определяются ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». При этом оценка значений эксплуатационных параметров осуществляется на основании ОДМ 218.4.039-2018 «Рекомендации по диагностике и оценке технического состояния автомобильных дорог», утвержденного распоряжением Федерального дорожного агентства от 4 июля 2018 № 2481-р.

Нормативное состояние автомобильных дорог регионального, межмуниципального значения подтверждаются результатами инструментальной диагностики и отражаются в форме статистического учета 1-БКД. Сбор и обобщение официальной статистической информации осуществляет ФКУ «Дороги Росси» Федерального дорожного агентства.

Данные для анализа представлены в таблице № 1 и таблице №2.

Таблица 1. Доля автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, отвечающих нормативным требованиям, по субъектам РФ

Наименование субъекта

Года

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Российская Федерация

44,3

37,8

37,1

36,8

36,0

36,5

37,9

37,1

38,1

41,5

43,1

42,4

44,2

45,8

48,2

Центральный федеральный округ

40,1

35,1

32,7

32,8

34,0

37,0

35,3

36,3

37,8

44,3

46,6

45,9

48,9

51,2

53,2

Белгородская область

83,0

83,0

83,0

83,2

85,6

86,5

61,0

61,3

63,1

65,7

67,1

62,7

63,2

66,3

69,2

Брянская область

35,0

35,0

35,4

34,2

34,6

36,3

37,2

43,4

45,3

47,1

53,4

53,3

53,4

54,1

54,8

Владимирская область

44,0

47,0

46,6

46,6

46,6

46,6

46,6

46,6

46,7

47,2

47,7

47,7

49,1

48,5

48,2

Воронежская область

89,0

46,2

50,0

52,1

56,5

60,4

62,6

64,7

65,8

66,9

68,0

68,7

68,9

69,0

69,1

Ивановская область

85,0

85,0

85,0

85,0

85,0

86,0

31,0

32,0

32,8

33,6

35,2

38,8

45,9

52,4

54,8

Калужская область

74,8

52,3

37,9

39,5

41,9

45,0

48,0

49,5

50,0

50,0

50,5

50,5

50,7

50,8

51,6

Костромская область

28,0

17,0

12,6

13,0

14,0

13,8

14,3

14,8

15,5

17,0

20,2

19,9

22,7

33,2

38,5

Курская область

25,5

27,5

29,5

31,5

33,5

35,5

37,5

38,5

38,9

43,2

49,4

32,1

52,4

52,7

53,8

Липецкая область

32,0

28,0

24,5

24,5

24,0

25,2

25,7

26,2

26,7

27,2

27,7

28,2

31,6

35,7

38,9

Московская область

41,7

41,7

28,2

28,2

28,2

28,2

32,2

33,6

36,5

57,2

60,8

62,7

66,4

67,9

71,3

Орловская область

41,0

43,0

44,3

44,3

44,7

48,0

48,5

49,0

49,5

49,8

49,9

47,3

50,0

50,2

50,5

Рязанская область

14,0

14,0

11,0

10,0

10,0

11,0

12,0

12,5

16,0

17,4

21,5

22,0

24,2

36,3

39,8

Смоленская область

24,0

24,0

24,0

24,0

24,0

24,0

25,4

25,3

25,8

26,8

27,9

29,3

31,1

33,5

36,5

Тамбовская область

20,0

26,8

27,2

29,9

30,0

34,7

47,2

48,1

48,9

49,7

50,5

50,5

51,0

52,7

52,7

Тверская область

22,0

22,3

22,5

22,5

24,0

24,0

24,5

24,5

25,0

25,7

25,7

25,7

27,8

28,0

30,3

Тульская область

26,0

26,0

31,0

32,5

33,0

30,0

32,0

33,0

39,3

42,7

45,1

45,5

47,8

48,7

49,4

Ярославская область

44,3

40,0

39,0

34,0

33,0

33,0

33,0

34,0

35,0

35,0

35,4

36,0

37,7

40,1

42,6


В 2022 году ситуация выглядела следующим образом. Белгородской области, по словам губернатора Вячеслава Гладкова, удалось отремонтировать 100% объема дорог, который был запланирован на 2022 г. Достичь столь высокого показателя не удалось ни одну региону в Центральном федеральном округе. Безусловно, этому способствовала и работа команды губернатора Гладкова в предыдущем году, когда в нормативном состоянии находилось 69,2% дорог общего пользования регионального или муниципального значения.

В Брянской области ситуация несколько иная. Так, по словам начальника МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Ивана Квасова, в нормативное состояние на данный момент приведено 60% дорог. Эксперты делают прогноз, что к 2026 г. будет достигнута цифра в 80% дорог, находящихся в нормативном состоянии.

Во Владимирской области сложилась достаточно непростая ситуация в сяере дорожного строительства. Глава региона Александр Авдеев отметил, что стратегическая задача - довести до нормативного состояния не менее 55 процентов дорог региона, а к 2027 году сделать освещенными сто километров дорог. Также в приоритете - благоустройство небольших населённых пунктов. В планах провести не менее 100 проектов обустройства общественных пространств в сельских территориях Владимирской области. В нынешнем году дорожники уже отчитались о сдаче в эксплуатацию двух дорог. Продолжается реконструкция трассы «Василёво – Курбатово» в Киржачском районе (1,8 км). Здесь появится полноценная автодорога с асфальтобетонным покрытием.

В Воронежской области темпы дорожного строительства ежегодно продолжают расти. Вместе с тем, позитивным образом меняется качество и подход к работам. Губернатор Александр Гусев поблагодарил Федеральное дорожное агентство за поддержку инфраструктурных проектов региона и подтвердил, что в Воронежской области особое внимание уделяется развитию дорожной сети: «Мы еще дополнительно из регионального бюджета ежегодно направляем порядка 2,5 млрд рублей на увеличение затрат на содержание дорог, и у нас есть отдельная программа на развитие сельских дорог. Она, на мой взгляд, очень результативная: на селе жители сразу видят результат. В целом программа у нас финансируется на протяжение последних четырех лет, а еще через четыре года все дороги на селе будут с твердым покрытием». Кроме того, глава региона отметил, что Воронежская область поддерживает подписание меморандума о развитии автомобильных дорог как регионального и межмуниципального, так и местного значения, а все расписанные в документе показатели – достигаемые.

Начальник департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области Дмитрий Вавринчук сообщил: «Объемы ремонтов дорог в муниципалитетах в 2022 году сохранят на уровне последних двух лет». В 2021 году в регионе отремонтировали 400,5 км дорог: 22 региональных трассы, 345 дорог и улиц в муниципалитетах. Основной приоритет был отдан ремонту опорной сети дорог между крупными городами и поселениями. В итоге в нормативном состоянии находятся теперь 1051 км или 95,1% самых важных трасс.

Общая протяженность объектов, запланированных к ремонту по национальному проекту «Безопасные качественные дороги» в Калужской области, составит 195 км, из которых 96 км ― участки улично-дорожной сети Калужской агломерации. Один из самых масштабных проектов региона ― продолжение строительства обхода Калуги на участке Анненки – Жерело протяженностью около 22 км. По результатам выполнения работ в 2022 году уровень его технической готовности составляет 60,3%.

В период 2022–2027 годов в Костромской области предусмотрена реализация одного объекта капремонта протяженностью 39,1 пог. м. Речь идёт о путепроводе на 73-м км трассы Р-132, завершить работы на котором планируется в 2024 году. Кроме того, в ближайшую пятилетку будут отремонтированы три объекта (354,4 пог. м) на автомобильной дороге Р-243. Это путепровод через скотопрогон на 173-м км и мосты через р. Восточную Якшангу и через р. Нею – на 348-м и 372-м км соответственно. Что касается региональных дорог, то к 2025 году запланировано приведение в нормативное состояние 751,3 км, в том числе 75,4 км трасс, входящих в опорную сеть.

Общая протяженность автодорог в Орловской области составляет более 16,7 тыс. км, из них 474,9 км - федерального значения, более 3,8 тыс. км - регионального, свыше 12,4 тыс. км - муниципального. При этом длина опорной сети автодорог Орловской области - 1038,6 км. Программой дорожной деятельности региона области к 2025 году запланировано приведение в нормативное состояние 2 277,8 км региональных дорог, в том числе 237,7 км трасс, входящих в опорную сеть. В настоящее время 95% дорог федерального значения в регионе приведены в нормативное состояние.

В 2022 году в Тульской области отремонтировано 282 километра автомобильных дорог. Ремонт дорог в рамках национального проекта проводился с максимальным набором работ. Это ежегодное требование федерального дорожного агентства. Это такие работы, как ремонт тротуаров, замена бордюрного камня, устройство светофорных объектов и обустройство остановочных павильонов и площадок. Реализация нацпроекта находится на контроле губернатора Алексея Дюмина. В рамках нацпроекта при поддержке федерального финансирования в завершены работы по реконструкции Баташевского и Демидовского мостов — эти работы проводились в Туле. Работы по реконструкции Московского путепровода продолжаются — в соответствии завершение работ планируется в 2023 году. По итогам 2022 года в Тульской области нормативам по национальному проекту «Безопасные и качественные дороги» соответствуют 73% дорог городской агломерации и 48% дорог региональной сети.

Планируемая протяженность автомобильных дорог, находящихся в нормативном состоянии в Ярославской области, в 2022 г. составила 6265,2 км; в 2023 – 6542 км; в 2024 – 6776,1 км.

Таблица 2. Доля автомобильных дорог общего пользования местного значения, отвечающих нормативным требованиям, по субъектам РФ

Наименование субъекта

Года

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Российская Федерация

64,5

60,1

56,5

55,0

55,4

58,3

56,1

56,6

55,2

53,5

53,2

52,8

52,0

52,8

53,0

Центральный федеральный округ

66,7

64,3

61,3

54,1

52,2

55,7

52,9

54,5

54,3

51,9

51,1

49,9

49,6

50,6

51,5

Белгородская область

79,0

80,7

79,8

80,3

81,1

84,9

87,6

89,3

90,1

91,4

91,6

80,3

75,3

77,0

78,4

Брянская область

90,2

88,8

54,4

34,2

34,3

41,0

34,8

35,4

37,8

38,1

39,1

40,7

41,0

42,1

42,9

Владимирская область

30,0

29,6

27,0

34,4

27,0

27,0

25,3

26,0

26,9

28,0

28,9

29,8

30,3

31,5

33,6

Воронежская область

65,6

36,1

31,5

30,4

41,2

47,8

43,1

45,7

49,7

50,1

40,2

33,6

29,3

27,4

30,7

Ивановская область

43,7

56,4

65,4

74,9

78,7

77,9

80,4

77,8

76,7

72,1

66,7

57,6

56,0

56,4

57,7

Калужская область

42,8

47,2

49,0

36,1

37,9

39,2

41,0

40,7

41,5

43,2

44,3

46,2

47,8

49,7

50,9

Костромская область

50,5

44,9

43,1

40,1

45,7

63,7

41,1

43,2

39,6

40,0

40,5

42,1

42,2

43,5

43,9

Курская область

25,5

25,2

25,1

23,2

22,3

40,4

42,2

40,9

41,4

38,5

35,9

37,8

39,0

41,0

40,9

Липецкая область

77,6

60,2

40,8

38,8

47,8

45,6

52,7

55,3

58,7

59,5

61,1

63,7

64,9

66,8

68,9

Московская область

90,3

86,3

90,2

74,9

64,5

52,1

54,4

58,1

65,2

68,3

68,9

68,0

68,7

70,0

70,6

Орловская область

79,3

96,5

81,3

86,4

86,4

92,6

88,6

85,6

78,3

54,3

52,5

53,5

53,3

55,7

55,1

Рязанская область

54,8

43,0

40,7

42,4

36,3

47,3

43,1

37,7

38,0

35,1

33,5

32,3

32,8

33,2

Смоленская область

77,1

79,3

56,9

59,7

61,5

74,5

58,4

67,7

53,7

43,8

44,6

40,9

39,8

39,0

40,5

Тамбовская область

44,2

43,6

48,1

45,4

33,4

34,0

34,9

35,3

37,6

37,7

38,4

39,2

37,5

Тверская область

88,3

80,1

87,5

88,5

89,5

87,2

91,2

87,6

74,2

73,6

74,5

76,1

77,5

77,5

Тульская область

33,0

29,7

27,0

83,4

46,2

45,2

53,6

49,4

51,4

53,0

55,6

55,9

57,3

56,9

Ярославская область

36,7

13,1

19,8

11,7

14,2

21,3

16,6

18,3

19,2

19,9

21,0

22,8

23,8

25,4

27,1


Рейтинг руководителей дорожной отрасли ЦФО по итогам 2022 г.

№ п/п

Регион

ФИО и должность руководителя профильного ведомства

Глава субъекта ЦФО

1

Воронежская область

Максим ОСЬКИН, руководитель департамента дорожной деятельности

Александр ГУСЕВ

2

Московская область

Алексей ГЕРЖИК, министр транспорта и дорожной инфраструктуры

Андрей ВОРОБЬЕВ

3

Белгородская область

Сергей ЕВТУШЕНКО, министр автомобильных дорог и транспорта

Вячеслав ГЛАДКОВ

4

Тульская область

Родион ДУДНИК, министр транспорта и дорожного хозяйства Тульской области

Алексей ДЮМИН

5

Курская область

Сергей СОЛДАТЕНКОВ, руководитель комитета транспортаи автомобильных дорог Курской области

Роман СТАРОВОЙТ

6

Орловская область

Алексей СУББОТИН, руководитель департамента дорожного хозяйства, транспорта и РГСТ Орловской области

Андрей КЛЫЧКОВ

7

Калужская область

Владимир ВОЛОЧАЙ, министр транспорта Калужской области

Владислав ШАПША

8

Ярославская область

Роман ДУШКО, руководитель департамента дорожного хозяйства Ярославской области

Михаил ЕВРАЕВ

9

Липецкая область

Иван МЫЧЕЛКИН, начальник управления дорог и транспорта Липецкой области

Игорь АРТАМОНОВ

10

Рязанская область

Вадим РЕШЕТНИК, министр транспорта и автомобильных дорог

Павел МАЛКОВ

11

Брянская область

Владислав ГОРОДЯНКО, врио руководителя департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области

Александр БОГОМАЗ

12

Тамбовская область

Альберт ЧУРИЛОВ, врио начальника управления автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области

Максим ЕГОРОВ

13

Смоленская область

Дмитрий СУЛИМОВ, начальник департамента Смоленской области по транспорту и дорожной деятельности

Алексей ОСТРОВСКИЙ

14

Тверская область

Павел КОНДРАТЬЕВ, и.о. начальника департамента дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта

Игорь РУДЕ/НЯ

15

Ивановская область

Дмитрий ВАВРИНЧУК, начальник департамента дорожного хозяйства и транспорта

Станислав ВОСКРЕСЕН/СКИЙ

16

Владимирская область

Михаил КЛИМОВ, начальник управления автомобильных дорог администрации Владимирской области

Александр АВДЕЕВ

17

Костромская область

Евгений КАНАНИН, директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области

Сергей СИТНИКОВ

Автор:  Максим Медведев


(Нет голосов)


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Воронежская область

+9

Тульская область

+8

Белгородская область

+7

Московская область

+6

Курская область

+5

Орловская область

+4

Тамбовская область

+1

Рязанская область

+1

Калужская область

+1

Брянская область

+1

Тверская область

-2

Владимирская область

-4

Липецкая область

-5

Смоленская область

-6

Ярославская область

-7

Ивановская область

-8

Костромская область

-9

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Юрий МИШАНКОВ

Глава администрации Россошанского муниципального района Воронежской области

Россошанский район Воронежской области демонстрирует динамичное социально-экономическое развитие по итогам 2022 года




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика