Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Аналитика | 10.02.2017

На «карте честности» Московская и Брянская области выделяются недобросовестностью медицинских госзакупок

На «карте честности»  Московская и  Брянская области выделяются недобросовестностью медицинских госзакупок

Журнал "Деньги" совместно с проектом "Антирутина" подготовил рейтинг добросовестности регионов РФ в сфере госзакупок на нужды здравоохранения и составил так называемую "карту честности". Анализировались госбюджеты за 2016 год, которыми распоряжались профильные региональные министерства и подчиненные им госструктуры и медучреждения. Эксперты "Антирутины" подсчитали, какие регионы почти не переплачивают за лекарства, инструменты и медицинскую технику, а какие покупают все это задорого.

Всего ведомства, курирующие в регионах здравоохранение, заключили в 2016 году 932 тыс. контрактов на 165 млрд руб

Переплата и завышенная цена в методологии "Антирутины" — это сравнение со средневзвешенной ценой измеримых контрактов за квартал. При этом сделки, попавшие в диапазон среднеквадратичного отклонения, считаются нормальными — без переплаты. Это означает, что полученные таким образом оценки — заведомо снизу, сравнение с минимальной ценой дало бы большие или даже значительно большие значения.

За 2016 год регионы переплатили в среднем 40% за все медицинские государственные закупки, или 65,5 млрд руб. Выявлено 28 тыс. подозрительных сделок, но не все они непременно коррупционные: перерасход может объясняться колебанием курса рубля (при закупке импортных лекарств, материалов и техники) и просто разгильдяйством и головотяпством. Всего ведомства, курирующие в регионах здравоохранение, заключили в 2016 году 932 тыс. контрактов на 165 млрд руб. Это 33,5% от общей суммы (более 3 млн сделок на 477,3 млрд руб., совершенных за минувший год через сайт zakupki.gov.ru по N44 ФЗ).

Упомянутые 65 млрд руб.— самый большой в денежном выражении перерасход среди всех групп товаров, продающихся в системе госзакупок (за исключением строительства и ЖКХ, которые стоят особняком, так как сложно поддаются анализу). При этом собственно за лекарства было переплачено 23,8 млрд руб. (или 29% от суммы сделок в этой товарной группе), а за медицинские приборы и принадлежности — 41,7 млрд руб. (или 51%). Доля подозрительных, то есть с превышением, сделок составляет около трети всех контрактов на здравоохранение. Переплата от региона к региону разнится. Часть госконтрактов не поддается анализу, поскольку заказчик, например, запрашивает товар в неизмеримых величинах (парацетамол, шприцы и перчатки — одна условная единица).

Подчеркнем: приведенные расчеты неокончательные, так как "Антирутина" проанализировала не все, а около 60% медицинских сделок. В анализ также не включены контракты, заключенные по N233 ФЗ, которым могут пользоваться бюджетные медучреждения, имеющие право на самостоятельные госзакупки из своих заработков.

Если считать в деньгах, то есть в абсолютных цифрах, то в 2016 году безоговорочным лидером по переплате оказалась Москва. Столица, как следует из анализа "Антирутины", перерасходовала 24,18 млрд руб. из 74,13 млрд руб., потраченных за минувший год на 14,5 тыс. контрактов в системе госзакупок.

На второе место по сумме переплат вышла — также предсказуемо — Московская область: всего за прошлый год она заключила 3,7 тыс. контрактов на 18,3 млрд руб., из них "лишними" оказались 1,3 млрд руб. Последнюю 11-ю строчку в группе регионов с самой высокой переплатой из регионов ЦФО заняла Белгородская область: общая сумма контрактов – 4,12 млрд, суммарная переплата – 350 млн . А вот Ивановская область оказалась в группе регионов с самой низкой переплатой: общая сумма контрактов – 356 млн, суммарная переплата – 12 млн .

Если измерять в процентах, в доле, которую сумма переплаты составляет в затратах региона на медицинские госзакупки, то картина будет несколько иной. Список самых расточительных регионов при таком подсчете также выглядит иным: первой идет Чувашия, где переплата составляет 73% от затрат на здравоохранение по госконтрактам (207 млн руб.). Далее плотно следуют Брянская область — 63% из 212 млн руб..

У подавляющего числа регионов переплата колеблется в пределах 10-30% от бюджета на госзакупки, цифры выше 40% единичны, а еще больше переплачивать за одни и те же лекарства и медтехнику позволяют себе только избранные. Тульская и Ярославская область попали в группу регионов с самой низкой переплатой, у них она составляет 8%.

Здравоохранение — одна из самых коррумпированных отраслей в РФ

Кроме того, эксперты "Антирутины" подготовили и рейтинг добросовестности регионов по госзакупкам в сфере здравоохранения.

В его основу лег интегральный показатель, куда входит не только расчет того, насколько цена в сделках превышает средневзвешенные цены товаров в Единой информационной системе (ЕИС). Учитывались также типичность единицы измерения, измеримость позиции, то есть возможность надежно идентифицировать объект закупки и возможность измерить цену товара в госзакупке (а она есть далеко не всегда). Бывает, что лекарство закупается просто "в упаковках", без указания, например, концентрации лечебного вещества, количества ампул, таблеток, веса или объема, что также указывает на вероятность коррупционной сделки. Все три упомянутых параметра свидетельствуют о добросовестности или недобросовестности региона при госзакупках.

Измеримость — возможность идентифицировать позицию контракта, включая, например, такие случаи, когда невозможно рассчитать цену единицы товара или товар измеряется в условных единицах. Неизмеримость может быть следствием халатности, непрофессионализма или намеренных действий по запутыванию участников госзакупок. Определить причину и предъявить обвинение в коррупции автоматически в методологии "Антирутины" невозможно. Функционал и алгоритмы системы "Антирутина" не позволяют делать выводы о коррупционности контрактов, в каждом конкретном случае необходимо разбираться отдельно. По итогам 2016 года первые три места по добросовестности с 8,7 балла из десяти возможных заняли три региона: Калининградская, Вологодская области и Хакасия. В первую часть рейтинга добросовестных заказчиков вошли 37 регионов, у них почти 100% закупок лекарств измеримы, да и превышений по ценам нет. То есть можно уверенно говорить о прозрачности процесса.

Еще 42 региона находятся в середине списка. Тут уже часто встречаются попытки скрыть, что и почем закупается. В конце рейтинга те, кто скрывает почти все, или перерасход превышает даже очень смелые предположения.

Самым недобросовестным регионом оказалась Новгородская область с 0,5 балла (перерасход — 18% из 438 млн руб. медицинских госконтрактов).

Рейтинг подтверждает, что здравоохранение — одна из самых коррумпированных отраслей в РФ. Поживиться есть с чего: с 2006 года консолидированный госбюджет на здравоохранение вырос в 4,2 раза — с 690 млрд руб. до 2,8 трлн руб. в 2016 году (правда, рубль только вследствие официальной инфляции за эти десять лет обесценился в пять раз). Страну регулярно сотрясали скандалы с переплатой по госзакупкам медоборудования и лекарств (правда, без особых последствий). Федеральная антимонопольная служба обнаружила за 2015 год признаки картельных сговоров в ходе свыше 2 тыс. аукционов на госзакупках медпрепаратов и техники с превышением стартовых цен на 3 млрд руб. Прозрачные торги позволяют снизить стартовую закупочную цену на 10-30%.

Ниже мы сделали выборку для регионов ЦФО. Как видно из таблицы по долн перерасходованных средств «лидирует» Брянская , а больше всего недобросовестных закупок совершает Московская область. Наиболее чнстным регином является Тульская область.

Область

Медицинские госзакупки, млрд. руб.

Доля

перерасходованных средств , %

Место регионов в рейтинге добросовестности и полученные баллы

Белгородская

4,1

28

9 (8,1)

Брянская

0,78

63

63 (5)

Владимирская

0,94

17

24 (7)

Воронежская

1,2

22

20 (7,4)

Ивановская

0,36

14

59 (5)

Калужская

1,0

32

42 (4,2)

Костромская

0,28

18

47 (6)

Курская

1.4

19

39 (6,3)

Липецкая

1.1

32

17 (7,7)

Московская

18

23

71 (4,5)

Орловская

0,5

15

10 (8)

Рязанская

1,0

11

31 (6,6)

Смоленская

1,2

13

43 (6,1)

Тамбовская

1,0

21

19 (7,5)

Тверская

1,9

25

37 (6,4)

Тульская

1,7

8

6 (8,3)

Ярославская

0,75

8

16 (7,7)

Автор:  Иван СЛАВИН


(Нет голосов)


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Воронежская область

+9

Тульская область

+8

Белгородская область

+7

Московская область

+6

Курская область

+5

Орловская область

+4

Тамбовская область

+1

Рязанская область

+1

Калужская область

+1

Брянская область

+1

Тверская область

-2

Владимирская область

-4

Липецкая область

-5

Смоленская область

-6

Ярославская область

-7

Ивановская область

-8

Костромская область

-9

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Юрий МИШАНКОВ

Глава администрации Россошанского муниципального района Воронежской области

Россошанский район Воронежской области демонстрирует динамичное социально-экономическое развитие по итогам 2022 года




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика