Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Аналитика | 01.03.2014

Липецкая область занимает передовые позиции по привлекаемым инвестициям

* Экспертный опрос проводится в рамках реализации проекта «Выравнивание региональных различий посредством тиражирования эффективных практик областей ЦФО: вклад гражданских инициатив и экспертного сообщества». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 № 115-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ

Липецкая область, будучи небольшим по территории черноземным регионом, зарекомендовала себя в качестве промышленно ориентированного региона с развитым реальным сектором экономики. Наличие промышленного гиганта в лице НЛМК, подстегнуло руководство региона диверсифицировать экономику Липецкой области, сделав серьезную ставку на реальный сектор экономики. И на сегодняшний день региональные бренды Липецкой области широко узнаваемы в общефедеральном информационном пространстве («Приосколье», «Фрутоняня», «Лебедянь» «Липецкое мороженое» и др.). Регион практически полностью обеспечивает себя продовольствием, в том числе за счет производства мяса и субпродуктов пищевых убойных животных; плодоовощных консервов, муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур; хлеба и хлебобулочных изделий; кондитерских изделий; сахара белого свекловичного и тростникового; минеральных и газированных вод.

Наиболее успешными сегментами экономического развития области, по оценкам экспертов, являются обрабатывающее производство и агропромышленный сектор. В соответствии с полученными данными, территориально небольшая Липецкая область имеет весьма внушительные показатели развития реального сектора экономики.

«Доля промышленности в валовом региональном продукте составляет 36%, т.е. Липецкая область – промышленно ориентированный регион. В Липецкой области производится 24% от всего производимого в России чугуна, 18,6% – от проката черных металлов, 17% – от общероссийского сталь, 40% стиральные машины, 35% холодильники и морозильники, 73% российского рынка детские и плодоовощные консервы и соки, 14% сахара, 30% карамели. Эти цифры говорят сами за себя. По объему отгружаемых товаров обрабатывающего производства на душу населения мы в 2 раза превышаем среднероссийский уровень. Производство пищевой продукции в общем объеме промышленного производства 21.3%. Здесь у нас идет активное направление».

Функционирование НЛМК обеспечивает немалое количество налоговых поступлений. Однако в общественно-политическом измерении работа крупнейшего предприятия имеет издержки политического характера за счет периодического обострения конфликта региональных элит. Вместе с этим в экономическом отношении за последние 10-15 лет в Липецкой области активно проводилась диверсификация, и уже сейчас, по оценкам экспертов, динамичное развитие получило агропромышленное производство.

«Доля металлургического производства по сравнению с 2000 годом снизилась на 10%. Было около 40% в валовом региональном продукте, сейчас около 30%. При этом доля налоговых доходов от металлургической отрасли была весьма и весьма значительная. На период 2000 она составляла порядка 62%, по оценкам на 2014 год - всего 24%».

Левчегов О.Н., заместитель директора Липецкого филиала Финансового Университета

Динамичное развитие аграрного сегмента экономики Липецкой области эксперты связывают с мощным вливанием в него инвестиций, использованием новых технологий и модернизацией старых производств.

«Успешное развитие аграрного сегмента экономики Липецкой области связано, прежде всего, с тем, что именно в эту отрасль в последнее время вкладывались серьезные инвестиции и использовались современные технологии производства сельскохозяйственной продукции, как в животноводстве, так и в растениеводстве».

Грязнов В.И., замредактора «Липецкая газета»

Металлургическая отрасль, оставаясь успешным сегментом развития региона, по оценкам экспертов, является и одним из проблемных. Обусловлено это, прежде всего тем, что металлургическое производство испытывает определенную зависимость от мирового рынка, и экспорт чувствителен к геополитическим процессам.

«Не смотря на то, что проводится модернизация и запущенна одна из крупнейших доменных печей «Россиянка», но в настоящее время прибыли падают. В прошедшем году впервые за 15 лет был зарегистрирован убыток 5.5 млрд. руб».

В качестве достаточно проблемных сегментов экономического развития Липецкой области экспертами были названы туризм и строительство жилых домов. В отношении туризма указывалось на диспропорцию между информационными аспектами сопровождения развития этой отрасли и развитием его инфраструктуры. Применительно же к сфере строительства жилых домов отмечалось, что стоимость жилых домов достаточно высока для рядового жителя региона.

Инвестиции

В отношении системы привлечения инвестиций Липецкая область занимает передовые позиции среди регионов Центральной России. Это один из первых российских регионов, в котором была разработана законодательная база для создания особых экономических зон и с 2006 года начали эффективно функционировать особые экономические зоны.

За это время в регионе создана выверенная многоуровневая система привлечения инвестиций. Первый уровень – особая экономическая зона федерального уровня «Липецк», в которой к середине 2013 года было зарегистрировано 26 резидентов из России и пяти зарубежных стран – Италии, Японии, Бельгии, Германии, Нидерландов, а также России. Общий объем заявленных инвестиций – 77,5 миллиарда рублей. Абсолютное большинство поизводств в этой зоне имеет мощный инновационный потенциал, который уже в среднесрочной перспективе обеспечит региону мощный инновационный рывок.

Второй уровень – особые экономические зоны регионального уровня. К 2013 году в 8 региональных ОЭЗ четырёх типов (промышленно-производственного, туристско-рекреационного, агропромышленного и технико-внедренческого) было зарегистрировано 40 участников (Россия, Германия, Австрия, Чехия, Китай, с общим объёмом инвестиций около 73 миллиардов рублей. И третий уровень – это частные индустриальные парки, позволяющие рационально использовать свободные площади действующих предприятий.

«В Липецкой области действует уникальная трехуровневая система привлечения инвестиций. Первый уровень – Федеральная особая экономическая зона промышленного производства типа «Липецк». Второй уровень - региональные особо экономические зоны. Третий уровень – частные индустриальные парки. Если говорить с позиции маркетинга, то мы закрываем все ниши, т.е. для крупного бизнеса будь то российский или иностранный – это Федеральная особо экономическая зона. Для среднего бизнеса – это особая экономическая зона регионального уровня. Частные индустриальные парки – для малого бизнеса, для тех, кто хочет оперативно войти на рынок и развернуть производство, есть готовые помещения, готовя инфраструктура, т.е. ставь станки, получай статус президента и работай. Это наша изюминка, как говорится».

Примечательно, что выстроив многоуровневую систему, руководство региона работает уже не столько над количеством привлекаемых инвестиций, сколько над их качеством, обращая особое внимание, в том числе и на экологические характеристики инвестпроектов.

Вместе с тем, эксперты отмечают, что и без того значимая динамика привлечения инвестиций могла быть еще активнее.

«Необходима более эффективная работа по рекламе особых экономических зон и их преференций. Липецкая область участвует в различных международных выставках, выставках федерального уровня. Сейчас это достаточно активно, но такая работа ведется только последние 2-3 года. До этого это делалось очень неэффективно, что в значительной мере сдерживало динамику. Сейчас все входит в то русло, в которое должно было войти изначально».

Грязнов В.И., замредактора «Липецкая газета»

Развитие комплексной системы привлечения инвестиций, как и история, не терпит сослагательного наклонения. Являясь фактически «пионером» в выстраивании региональной комплексной трехуровневой системы привлечения инвестиций, Липецкая область не могла не обходить стороной острые углы. И именно потому, что регион прошел этот непростой путь формирования комплексной системы, его опыт может быть полезен (а в отдельных случаях и спасителен) для других российских субъектов. При этом, следует отметить, что сложившаяся инфраструктура привлечения инвестиций в Липецкую область имеет большие перспективы своего развития.

«Перспективы для еще большего привлечения инвестиций известны, потому что у нас в стране внедряют стандарт деятельности органов власти по обеспечению инвестиционного климата. Те мероприятия, которые делаются конкретно сейчас по наличию доступной инфраструктуры, например, для Федеральных и Региональных зон, по размещению производственных объектов, наличию профессиональной подготовки создают условия для того, чтобы динамику инвестиций усилить. Еще больше усилить динамику можно при помощи кредитования. Сейчас ставка финансирования поднялась. Это зависит не от области, это Федеральный уровень. Если как-то изменится % по кредитам или возмещать часть затрат инвесторам, то, конечно же, инвестиций будет привлекаться еще больше».

Левчегов О.Н., заместитель директора Липецкого филиала Финансового Университета

Инновации

Выверенная система привлечения инвестиций позволяет значимое внимание уделять инновационному производству и инновационному предпринимательству. К настоящему времени, по оценкам экспертов, инновационная составляющая в большей степени присуща металлургической промышленности.

«Инновационное производство представлено в металлургическом секторе и обрабатывающей промышленности. Недостаточно развиваются инновационные производства на уровне предприятия малого бизнеса».

Ракитина И., канд. эконом. н.

Некоторый скепсис региональных экспертов связан с тем, что развитие инновационного сегмента экономики Липецкой области слабо пересекается с научной мыслью региональной высшей школы. Однако, возможно, с одной стороны, этот сегмент предполагает обоюдное движение сторон, с другой – такое сотрудничество может стать следующим шагом развития региональной инновационной сферы.

Необходимо отметить, что за последние несколько лет работа руководства Липецкой области над созданием инновационной инфраструктуры обретала черты системности.

«Создана нормативно-правовая база для развития инновационной деятельности, действует закон «Об инновационной деятельности Липецкой области», принята областная целевая программа развития инновационной деятельности до 2015 года. С 2014 действует специальная государственная программа Липецкой области модернизации и инновационного развития экономики. Соответственно, в рамках этой нормативной базы участники инновационной деятельности получают субсидии, государственные гарантии, новые льготы и преференции».

Отдельное направление – развитие инновационного пространства и межрегионального сотрудничества, в том числе в рамках работы Ассоциации инновационных регионов России, в которой Липецкая область имеет членство и, по оценкам экспертов, занимает даже лидирующее положение.

Сельское хозяйство

В развитии сельского хозяйства Липецкой области следует выделить три особенности. Первая заключается в том, что руководство региона придерживается равновекторного и равномерного развития всех районов области, в том числе за счет стимулирования развития фермерства и крупного товарного производства в сельских территориях.

«В сельской местности у нас проживает треть населения области, и 75% всех земель занимают сельскохозяйственные угодья. При этом 85% территории региона – чернозем. Сельское хозяйство при таких условиях просто обязано развиваться. И именно поэтому сельскохозяйственная область в Липецкой области системообразующая. Сельское хозяйство в ВРП занимает порядка10%».

Вторая особенность заключается в том, что новые создаваемые предприятия АПК Липецкой области активно перенимают зарубежный опыт по внедрению передовых технологий.

«Развивается не просто сельское хозяйство, а высокотехнологичное сельское хозяйство по эффективным технологиям, которые применяются не только в Европе, но и в других странах мира. К примеру, производство скота осуществляется на механизированных, автоматизированных фермах, которые обслуживают компьютеры и буквально 2-3 человека с соответствующим образованием. Вкладываются значительные средства в закупку оборудования, которое автоматизирует все процессы. В Липецкой области очень много таких примеров, где уже отошли от старых систем».

Третья особенность развития сельского хозяйства в Липецкой области заключается в том, что ставка руководства региона сделана на развитие импортозамещающих производств и выход региона на полное продовольственное самообеспечение.

«В Липецкой области есть доктрина продовольственной безопасности, состоящая из двух уровней: федеральный и региональный уровни продовольственной безопасности. Производимая в области сельскохозяйственная продукция превышает по зерну собственные нужды в 1,5 раза, по мясу свинины – в 5 раз, по сахару – почти в 10 раз, по овощам – на 16%. Это лучший показатель работы сельскохозяйственной отрасли. Мы не только сами себя обеспечиваем, но и обеспечиваем продовольственную безопасность России».

Таким образом, Липецкая область, обеспечивает не только собственную, но и во многом общероссийскую продовольственную безопасность.

Малый бизнес

Найти уникальные особенности развития малого бизнеса в российских регионах составляет много труда в силу того, что эта сфера в большей степени подвержена общефедеральным влияниям, прежде всего в части налогообложения. Что же касается Липецкой области, то в этом регионе особенным в отношении поддержки малого бизнеса следует считать то обстоятельство, при котором существующий широкий спектр мер поддержки малых и микропредприятий настолько широк, что руководство региона взяло курс на укрупнение ни систематизацию действующих программ и мер поддержки.

«В Липецкой области работает 14 областных законов и программ по поддержке субъектов малого предпринимательства. Руководством региона принято решение по сужению этого сектора, в том числе посредством введения новых тарифов».

По данным экспертов, в Липецкой области каждый фактически пятый житель задействован в малом предпринимательстве. Необходимо отметить, что это один из самых высоких показателей в Центральной России.

«По итогам 2013 года в регионе практически одна четвертая часть трудоспособного населения была занята в сфере малого предпринимательства, которое формирует почти 20% ВРП и привлекают 34% всех привлекаемых инвестиций. Налоговые поступления налоговые от предприятий малого бизнеса пока не очень большие, всего 13%, но положительная динамика имеется. Но необходимо иметь ввиду, что динамика налоговых поступлений меняется в связи с изменениями налогового законодательства, и теперь в доходную часть федерального бюджета стали уходить некоторые налоги, что и вызвало определенные осложнения».

Логично предположить, что широкое вовлечение населения в малое предпринимательство связано с тем, что компактный территориально размер региона позволяет структурам региональной и муниципальной власти и управления довольно эффективно проводить равномерную информационно-просветительскую работу с населением во всех районах области. Однако даже с такими показателями вовлеченности, в этом отношении, по оценкам экспертов, есть к чему стремиться.

«В Липецкой области сформированы достаточные условия для развития малого предпринимательства. Однако слабая информированность будущих предпринимателей об условиях ведения бизнеса в Липецкой области и отсутствие бесплатных обучающих программ для «новичков» затрудняют развитие частной инициативы».

Препятствиями же на пути развития малого бизнеса в Липецкой области, является два фактора, один из которых – пресловутый человеческий фактор, а именно коррупциогенная нечистоплотность представителей структур власти и управления среднего звена. Второй аспект связан с препятствием общефедерального масштаба – высокие ставки по кредитам.

«Основная проблема известна – это кредитные ресурсы, ставки по которым достаточно высокие. Если бы ставки по кредитам были ниже, то малое предпринимательство развивалось бы более эффективно. Для решения этой проблемы в регионе создан и функционирует Липецкий областной фонд поддержки малого предпринимательства. В городах и районах сформированы муниципальные налоговые фонды. Общий объем финансовой поддержки составляет порядка 1 млрд. рублей».

Отдельным сегментом в развитии малого препирательства в Липецкой области следует выделить развитие кооперации. На сегодняшний момент в Липецкой области действует единственная в России программа государственной поддержки кооперации и коллективных форм собственности. Примечательно, что кооперация как таковая, по большому счету не является новацией современного корпуса региональной власти и управления. Это заимствованная эффективная практика из советского прошлого, успешно адаптированная с учетом современных реалий. В этом отношении Липецкая область фактически продемонстрировала образец внедрения проверенной эффективной модели.

Указывать на то, что внедренная модель поддержки развития кооперации достаточно эффективна можно судить по официальным данным. Так, за последние годы в Липецкой области в полтора раза увеличилось количество кооперативов. На начало 2014 года зарегистрировано 533 сельскохозяйственных потребительских кооператива, в том числе 222 - снабженческо-сбытовых, 45 перерабатывающих, 266 кредитных. Количество пайщиков кооперативов из числа владельцев ЛПХ в 2013 году увеличилось на 86 %, за два года – в пять раз (сейчас их 8,3 тыс.). Высокие темпы развития стали результатом применения комплексных мер государственной поддержки, инициатором которых выступает глава администрации Липецкой области Олег Королев.

«Создана трехуровневая система управления развитием кооперации «область-район-поселение». В каждом районе организованы координационные центры, в поселениях определены ответственные координаторы. Созданы институты поддержки кооперации - Фонд поддержки кооперативов, Центр развития кооперативов, Липецкий областной союз сельскохозяйственных кооперативов. Только в минувшем году из областного бюджета на поддержку кооперации направлено 182,5 млн. рублей - на треть больше, чем за последние три года. Еще 66,3 млн. рублей привлечены из федерального бюджета.

Активно развивается кредитная кооперация. Количество договоров займа за год увеличилось в четыре раза, объем выданных займов – в 11 раз. Более 3 тыс. ЛПХ воспользовались услугами кредитных кооперативов.

Наращивают объемы снабженческо-сбытовые и перерабатывающие кооперативы. В 2013 году кооперативы закупили у населения сельскохозяйственную продукцию на 4,1 млрд. рублей, произвели пищевых продуктов на 3,2 млрд. руб. (рост - 139 %). По количеству кооперативов область лидирует в ЦФО и занимает третье место в России.

Субсидии из областного бюджета в сумме 9,3 млн. рублей на начальном этапе преобразования для организационных расходов и приобретения основных средств в прошлом году получили пять народных предприятий. В связи с обращениями предприятий, принявших решение стать народными, но не имеющими такой возможности в связи с недостаточной численностью (не менее 51 человека), в 2013 году меры поддержки были расширены. Теперь ее могут получить и закрытые акционерные общества с численностью работников от 20 до 50 человек. Коллективу ЗАО при этом должно принадлежать 75 % акций предприятия.

За полтора года в области уже официально зарегистрированы семь народных предприятий и одно закрытое акционерное общество, соответствующее критериям НП. Они работают в сфере жилищно-коммунального хозяйства, производства стройматериалов, оказывают услуги в сфере пассажирских перевозок и общественного питания. С 2014 года государственная поддержка народных предприятий и кооперативов осуществляется в рамках государственной программы «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области» до 2020 года - единственной в России. Ее финансирование из областного бюджета составит более миллиарда рублей»


(Нет голосов)


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Воронежская область

+9

Тульская область

+8

Белгородская область

+7

Московская область

+6

Курская область

+5

Орловская область

+4

Тамбовская область

+1

Рязанская область

+1

Калужская область

+1

Брянская область

+1

Тверская область

-2

Владимирская область

-4

Липецкая область

-5

Смоленская область

-6

Ярославская область

-7

Ивановская область

-8

Костромская область

-9

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Юрий МИШАНКОВ

Глава администрации Россошанского муниципального района Воронежской области

Россошанский район Воронежской области демонстрирует динамичное социально-экономическое развитие по итогам 2022 года




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика