Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Аналитика | 18.05.2014

Липецкая область становится «донором» в передаче позитивного опыта экономического развития для регионов Центральной России

Липецкая область становится «донором» в передаче позитивного опыта экономического развития  для регионов Центральной России

Состоявшийся научно-практический семинар указал на необходимость выстраивания горизонтального взаимодействия между регионами по обмену положительным опытом

На минувшей неделе на базе ОАО «ОЭЗ ППТ «Липецк» состоялся семинар по теме «Диверсификация региональной экономики и поиск новых точек роста как алгоритм успешности развития территории». Инициатором проведения мероприятия стала Автономная некоммерческая организация «Агентство региональных социально-экономических проектов» при организационной поддержке администрации Липецкой области. Семинар прошел в рамках реализации федерального гранта по изучению различий социально-экономического развития регионов Центрального федерального округа* .

* При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 № 115-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ.


Обмен опытом между регионами абсолютное большинство успешных региональных лидеров воспринимает скорее как вызов, поэтому не торопится делиться позитивным опытом. Оно и понятно. Негласная конкуренция регионов за привлечение инвесторов, за преференции федерального центра не особенно располагает руководство субъектов к тому, чтобы делиться своими успешными наработками. И получается, что даже соседние регионы развиваются каждый в своем темпе. Более того, как отмечают российские исследователи, в частности А. Шулус, на территории России можно говорить только о 4-5-ми успешно развивающихся регионах, остальные находятся ниже среднероссийского уровня. Соответственно о едином социальном пространстве страны можно говорить с большой долей условности.

Разумеется, федеральное руководство страны заинтересовано в равномерном развитии регионов. Однако несбалансированность и неравномерность социально-экономического и политического развития субъектов Российской Федерации все еще остается одной из ключевых проблем для политического руководства страны.

В Центральном федеральном округе есть 3-4 успешно развивающихся региона, но есть и регионы проблемные и стагнирующие. Соответственно даже в рамках Центрального федерального округа уровень качества жизни населения значительно отличается, и граждане имеют разные возможности для развития. Вместе с тем регионы-лидеры в условиях жесткой конкуренции между собой концентрируются на своем «региональном эгоизме», не давая возможности использовать и тиражировать их практики. А проблемные и отстающие регионы не торопятся предметно изучать и использовать имеющиеся эффективные практики соседних регионов в решении социально-экономических проблем и выравнивании этих различий. Так что сделать это может региональное экспертное сообщество. По крайней мере, экспертному сообществу в регионах под силу разработать механизмы изучения и тиражирования удачных наработок в регионах. И проведенный в Липецкой области семинар указал на необходимость изучения хороших наработок социально-экономического развития успешных регионов и поиска форматов обмена такими наработками. А сам факт проведения семинара по обмену опытом в Липецкой области свидетельствует о том, что руководство региона готово делиться собственными наработками.

Территория Липецкой области была выбрана не случайно для проведения семинара с участием представителей научного и экспертного сообщества, а также представителей структур власти и управления из регионов ЦФО. По результатам исследовательского проекта АНО «Агентство региональных социально-экономических проектов» ряд сегментов экономического развития Липецкой области. Особого внимания, в частности, заслуживают трехуровневая система привлечения и поддержки инвестиций, поддержка малого бизнеса, развитие потребительской кооперации, а также региональное законодательство в сфере поддержки и привлечения инвестиций. При этом особенность регионального законодательства в Липецкой области состоит в том, что оно по многим направлениям опережает экономические новации в регионе. Возможно, именно поэтому Липецкая область стала пионером в разработке регионального законодательства об особых экономических зонах.

Трехуровневая система привлечения инвестиций в Липецкой области

Региональное деловое издание приводит выдержки из доклада заместителя начальника управления инвестиций и международных связей Липецкой области Нины ИВАНОВОЙ.

сем_мат2.jpg

По оценке рейтингового агентства «Эксперт РА» Липецкая область на протяжении ряда лет входит в группу лидеров с минимальными рисками инвестирования и за 2012-2013 годы заняла 3-е место в номинации «Минимальный риск инвестирования». Итогом скоординированных действий федерального центра и региональных органов государственной власти стало создание инвестиционных площадок – особых экономических зон и индустриальных парков, которые обеспечивают снижение рисков для инвесторов и гарантируют хорошие коммерческие показатели проектов.

В регионе сформирована трехуровневая система создания и развития точек экономического роста, позволяющая привлечь в экономику области, прежде всего, значительный объем частных инвестиций.

Первый уровень – федеральный. В 2005 году в Липецкой области создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Липецк» федерального уровня (крупные и средние предприятия). Площадь ОЭЗ ППТ «Липецк» составляет 1024,5 гектаров. Этот участок примыкает к промышленной зоне областного центра и располагается на территории Грязинского района Липецкой области между городами Липецк и Грязи.

На начало мая текущего года на территории ОЭЗ ППТ «Липецк» (Грязинский район) имеются свободные земельные участки для размещения предприятий общей площадью около 300 га. На сегодняшний день в ОЭЗ ППТ «Липецк» зарегистрировано 33 резидента с объемом инвестиций более 105 млрд руб., в том числе 12 иностранных компаний. Заявленное количество рабочих мест – 11 860. Инвестировано 7,9 млрд руб. бюджетных средств в создание инфраструктуры.

Необходимо отметить, что в ОЭЗ создается вся необходимая инфраструктура для комфортной реализации инвестиционных проектов ведущих производственных компаний. Так, в частности, ведется работа по подготовке 2-го участка ОЭЗ ППТ «Липецк» в районе г. Елец площадью 1273 га. При полной реализации проекта в ОЭЗ ППТ «Липецк» будет зарегистрировано 100 компаний резидентов, объем инвестиций достигнет 300 млрд руб., будет создано 25 000 рабочих мест. Объем промышленного производства составит 240 млрд руб. в год.

Второй уровень – региональные особые экономические зоны (средние предприятия). Липецкая область – единственный субъект Российской Федерации, который использует механизм особых экономических зон регионального уровня для привлечения инвестиций в экономику области и развития территорий.

В общей сложности в регионе создано 10 ОЭЗ регионального уровня, в том числе 4 – промышленно-производственного типа, 3 – агропромышленного типа, 2 – туристско-рекреационного и 1 – технико-внедренческого типа. Суммарная площадь ОЭЗ РУ – более 295 тыс. га.

На начало мая в региональных ОЭЗ зарегистрировано 38 участников. Объем заявленных инвестиций по заключенным соглашениям составляет более 61,6 млрд руб., рабочие места – 18,45 тыс. человек. К 2020 году планируется зарегистрировать в качестве участников ОЭЗ РУ около 200 организаций с объемом инвестиций – более 256 млрд руб., будет создано около 41 тыс. рабочих мест. Объем производства составит около 69,4 млрд руб. в год.

Третий уровень – частные индустриальные парки (малые предприятия). На сегодняшний день в Липецкой области развиваются или проходят стадию создания следующие индустриальные парки. Индустриальный парк «Кузнецкая слобода» – это территория, где активно развивается производство комплектующих для «белой техники», почвообрабатывающей и посевной техники, строительных машин и оборудования для внешней и внутренней отделки, предоставление различных услуг и др.

Индустриальный парк «Кузнецкая слобода» создан на свободных площадях ООО «Строймаш». Производственно-хозяйственную деятельность осуществляют 5 резидентов. Объем освоенных инвестиций составил 68 млн рублей. Создано 177 новых рабочих мест.

Набирает полную силу создание индустриального парка «Авиаград XXI». В конце 2013 года была открыта первая очередь многопрофильного комплекса малой авиации в Усманском районе, где собираются легкие самолеты «Сигма». На международном авиакосмическом салоне МАКС-2013, который проходил в Жуковском с 27 августа по 1 сентября, ООО «Сигма» с успехом представляло свои самолеты: две модели «Сигма-Классик», приспособленные для нужд МЧС и сельского хозяйства, и новую разработку «Сигма-5» со складывающимися крыльями.

Получен заказ из Китая на сто машин. Есть заявки и на строительство нового 18-местного самолета, а также предварительные договоренности с другими странами о заключении контрактов. По контракту с Министерством обороны РФ производится сборка 4-местных самолетов «Сесна» для подготовки курсантов летных училищ.

В городе Ельце формируется территория индустриального парка «Техноком». В текущем году также планируется создание еще трех индустриальных парков.

Что касается преимуществ, которые инвестор получает, размещая производство в Липецкой области, то это, прежде всего, стабильная работа и ясные долгосрочные перспективы; поддержка региональных властей на всех этапах реализации инвестиционного проекта; вся необходимая инфраструктура (дороги, электроэнергия, вода, газ); содействие во всех разрешительных, лицензионных процедурах; широкие налоговые льготы; высокий кадровый потенциал Липецкой области; хорошие транспортные и логистические условия Липецкой области, расположенной в центре Европейской части России.

При этом на каждом уровне имеются свои преференции, но наиболее ощутимые – для инвесторов ОЭЗ федерального уровня. Это

:– снижение ставки по налогу на прибыль:до 0% сроком на 5-7 лет; до 5 % сроком на 5 лет;до 13,5 % на срок действия ОЭЗ (до 2055 года);
– освобождение от уплаты налога на имущество сроком на 10 лет;
– освобождение от уплаты земельного налога сроком на 5 лет;
– освобождение от уплаты транспортного налога сроком на 10 лет;
– размер арендной платы за земельные участки не превышает 2% их кадастровой стоимости в год. Арендная плата дифференцируется в зависимости от стоимости инвестиционного проекта – при объеме инвестиций более 30 млн евро арендная плата уменьшается в 2 раза.

Липецкая область раскрывает потенциал развития коллективных форм собственности

Региональное деловое издание приводит выдержки из доклада заместителя начальника управления экономики администрации Липецкой области Елены ХЛАПОНИНОЙ.

сем_мат3.jpg

Важнейшим фактором, определяющим социальную стабильность в обществе на протяжении сотен лет, является вопрос собственности на средства производства. Эволюционное развитие капиталистического производства привело к демократизации отношений собственности в большинстве стран Евросоюза, США, Китае, Японии и других, где приняты законы, направленные на развитие коллективных форм хозяйствования и обеспечивающие возможность участия работников в управлении и владении собственностью.

Однако особую актуальность коллективные формы хозяйствования приобрели в период финансового кризиса, когда традиционные экономические модели оказались несостоятельными. Не случайно Нобелевской премии 2009 года по экономике была удостоена американка Элинор Остром за труды в области управления коллективной собственностью. Основная идея ее работы – в том, что «спасение мировой экономики – не в глобализации и усилении частного капитала, а в развитии коллективных сообществ, гармонично сочетающих коммерческую выгоду и социальную ответственность».

Принцип деятельности коллективных форм хозяйствования основан на равном участии всех собственников в экономическом и управленческом процессах, а также в справедливом распределении результатов труда. Их формы различны в разных странах, но наибольшее распространение практически повсеместно получили кооперативы и народные (коллективные) предприятия.

В развитии коллективных форм хозяйствования заложен огромный экономический и социальный потенциал. Объединение в статусе работника как трудящегося, так и собственника, использование в управлении предприятиями принципов прямой демократии позволяет избежать эксплуатации со стороны посреднического капитала. Таким образом, создается основа для превращения предприятий в свободных конкурирующих товаропроизводителей, лично заинтересованных в эффективности и качестве своей работы, повышении прибыльности и снижении затрат.

В нашей стране экономические реформы 90-х годов нарушили привычный уклад хозяйствования. В результате приватизации значительная часть государственного имущества перешла в частную собственность и привела к резкому обогащению узкой группы лиц. Произошло слишком сильное экономическое расслоение населения.

Сегодня в России назрела необходимость поиска новых форм, способных восстановить социальную справедливость в обществе. Такими формами могут стать кооперативы и закрытые акционерные общества работников (народные предприятия).И для этого в Липецкой области есть все предпосылки.

В результате интенсификации производства за последние 15 лет из крупного аграрного бизнеса высвободилось около 40% трудоспособного населения. Сегодня в сельских районах области не занято в экономике 8,2% трудоспособного населения, в отдельных районах – от 10% до 16%.Такая экономическая ситуация вывела на особое место личные подсобные хозяйства. Для многих доходы от их деятельности являются одним из основных источников семейного бюджета.

Сегодня личные подсобные хозяйства производят четверть объема сельскохозяйственной продукции (16,1 млрд руб.). Личные подсобные хозяйства являются основными производителями картофеля (82%), овощей (90%), плодов и ягод (45%), на треть обеспечивают область молоком. Вместе с тем доля хозяйств, вовлеченных в экономическую деятельность, остается невысокой. Из 202 тыс. личных подсобных хозяйств только 16% заняты товарным производством.

Вовлечение личных подсобных хозяйств  в экономический оборот через развитие кооперации

В Липецкой области за счет средств областного бюджета поддержка кооперации осуществляется с 2010 года. С 2013 года, по инициативе главы администрации области О.П. Королева, реализуется комплексный подход развития кооперации, который включает финансовые, организационные механизмы, взаимодействие всех уровней власти.

В области также создана трехуровневая система управления кооперацией: «область – район –поселение».В каждом районе организованы координационные центры, в сельских поселениях определены ответственные координаторы – в основном это главы поселений. Каждое направление находится под патронажем исполнительных органов государственной власти. Сегодня в нашей области созданы практически все институты поддержки кооперации регионального уровня (Фонд поддержки, Центр развития кооперативов, Союз сельскохозяйственных кооперативов, Ревизионный союз «Липецкий»). У каждого из них свои функции, но одна задача – помочь кооперативам с первых шагов создания.

Результатом применения комплексных мер стал значительный рост количества кооперативов: на 1 апреля 2014 года зарегистрировано 572 сельскохозяйственных потребительских кооператива, в том числе снабженческо-сбытовых – 252, перерабатывающих – 47, кредитных – 273. По количеству кооперативов область лидирует в ЦФО и занимает третье место в России. Количество пайщиков кооперативов – членов ЛПХ за два с небольшим года увеличилось в 7 раз (сейчас их 11,6 тыс.), доля работающих кооперативов по итогам года составляет 77%.
Наибольшее распространение получили сельскохозяйственные кредитные кооперативы. Стимулом для их развития стало выделение средств областного и муниципального бюджетов на пополнение фондов финансовой взаимопомощи кооперативов (5 тыс. руб. на каждого члена кооператива).

Сегодня кредитные кооперативы есть практически в каждом сельском поселении, объединяют более 10 тыс. жителей. За последние два года численность пайщиков увеличилась почти в 3 раза. В 2013 году более 3 тыс. личных подсобных хозяйств воспользовались услугами кредитных кооперативов, в I квартале 2014 года – более тысячи.Объем выданных займов в 2013 году составил 77млн руб., в I квартале – уже 24,5 млн руб.

Главным показателем доверия граждан стало размещение в кооперативах своих личных сбережений. В 2013 году сумма вкладов превысила 17 млн руб. На экономику поселений уже работает более 40 млн руб. Наша задача на перспективу – это организация работы по укрупнению кредитных кооперативов как за счет привлечения новых членов, так и в результате их объединения в кооперативы второго уровня, привлечение в кооперативы займов от своих пайщиков.

Возрождение практики создания народных предприятий в Липецкой области


В Липецкой области в рамках имеющихся полномочий в 2012 году была утверждена программа «Развитие народных предприятий Липецкой области на 2012-2014 годы». Для поддержки народных предприятий предусмотрено предоставление субсидии из областного бюджета на этапе их преобразования (затраты по правовой, консультативной и организационной поддержке), на организационные расходы, связанные с созданием народного предприятия, на приобретение основных средств, в размере 30% фактических затрат, но не более 15 млн руб.

В 2013 году субсидии из областного бюджета получили 5 народных предприятий в сумме 9,3 млн руб. (в 2012-м – 1 млн руб.).С 2014 года меры господдержки расширены. Дополнительно предусмотрено предоставление субсидий на компенсацию затрат, связанных с уплатой первого лизингового платежа в размере не более 5 млн руб. и предоставление займов до 5 млн руб. на срок до 3-х лет через Липецкий областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства.

Многие скептически относились к идее поддержки процесса создания народных предприятий, сомневались в том, что программа заработает. Но результат оправдал себя. За полтора года в области уже работают 8 народных предприятий в таких социально-значимых сферах, как жилищно-коммунальное хозяйство (4), пассажирские перевозки (2), общественное питание (1), а также в промышленности (1). Опыт работы наших народных предприятий еще невелик, но главный результат – это то, что работники почувствовали себя не только хозяевами, но и ответственными за принятие решений.

Автор:  Елена Селиванова


(Нет голосов)


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Воронежская область

+9

Тульская область

+8

Белгородская область

+7

Московская область

+6

Курская область

+5

Орловская область

+4

Тамбовская область

+1

Рязанская область

+1

Калужская область

+1

Брянская область

+1

Тверская область

-2

Владимирская область

-4

Липецкая область

-5

Смоленская область

-6

Ярославская область

-7

Ивановская область

-8

Костромская область

-9

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Юрий ТИМОФЕЕВ

первый заместитель главы администрации городского округа город Воронеж по стратегическому планированию, экономике и финансам«

«Всего в экономику города инвестировано за 2023 год почти 140 млрд. рублей, и это на 7,4 процента больше, чем в предыдущем году»




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика