Региональное деловое издание
 

Анонс: Липецкий губернатор Игорь Артамонов и депутат Госдумы от Воронежской области Алексей Гордеев могут быть включены в «Реестр политических манипуляторов ЦФО

Аналитика | 09.06.2012

Лидеры, середняки и отстающие

По итогам социально-экономического и политического развития рейтинговый комитет АНО «Агентство региональных социально-экономических проектов» определил три группы среди 16 областных центров ЦФО

Рейтинговый комитет АНО «Агентство региональных социально-экономических проектов» подготовил рейтинговые оценки социально-экономического и политического развития областных центров в 2011 году. Исследование включает в себя: 

  1. Иерархию областных центров ЦФО по итогам социально-экономического развития в 2011 году; 
  2. Оценку уровня надежности и рисков областных центров ЦФО по итогам 2011 года.

Методологическая база исследования представлена частными (ситуационный и ивент-анализ) и общими методами анализа (выборочный метод, метод экспертной оценки, корреляционный и факторный анализ, контент-анализ и ряд других). Эмпирическую основу исследования составили официальные данные территориальных органов статистики, результаты мониторинга социально-экономического и политического развития областных центров ЦФО, а также экспертные оценки в регионах ЦФО.

Национальная рейтинговая шкала, используемая АНО «Агентство региональных социально-экономических проектов», состоит из четырех рейтинговых классов:

Белгород цементирует тенденцию естественного роста населения в ЦФО

По данным официальной статистики, по итогам 2011 года Белгород стал единственным областным центром в Центральном федеральном округе, где коэффициент рождаемости превысил коэффициент смертности (Таблица 1). С высокой долей вероятности можно предположить, что заданный Белгородом позитивный тренд в краткосрочной перспективе будет подхвачен соседними областными центрами, поскольку наименьшая негативная динамика по итогам ушедшего 2011 года прослеживается преимущественно в центрально-черноземной части Центрального федерального округа. Так, сдержанно оптимистичный тренд прослеживается в Курске, где естественная убыль населения составила 1,2, в Липецке – 2,2, в Воронеже ­­– 2,7. Аналогичный воронежскому коэффициент наблюдается в Смоленске.

Вторую группу областных центров ЦФО – с умеренным трендом – составляют города с умеренным превышением коэффициента смертности над коэффициентом рождаемости. К ним относятся Владимир (-2,9), Ярославль (-3,1), Брянск (-3,3), Тверь (-3,6) и Калуга (-3,8). Не исключено, что значительная доля оттока городского населения областных центров этой группы связана с приграничным положением с Москвой и Московской областью.

Третья группа представлена наименее успешными в вопросах народосбережения областными центрами. Так, в Рязани на 1000 человек населения приходится 9,6 родившихся и 13,7 умерших, в Тамбове – соответственно 9,7 и 13,9. В Костроме по итогам 2011 года естественная убыль населения составила 4,3, в Иваново – 4,5. Самая удручающая ситуация – в Орле и Туле. Если в городе первого салюта негативная динамика составила 5,4, то в Туле – 7,7, то есть на тысячу человек населения коэффициент родившихся превышает коэффициент умерших практически в два раза (8,1 против 15,8).

Таким образом, демографическая бездна между положительным показателем динамики населения в Белгороде и вопиющим коэффициентом убыли городского населения в Твери свидетельствует, как минимум, о трудно преодолимой пропасти и в качестве жизни населения, и в реализации региональной и муниципальной социальной политики. И эти крайности при прочих равных условиях будут развиваться в заданных направлениях.

Социально-экономические показатели развития областных центров по итогам 2011 года

Наиболее высокий уровень среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий в ЦФО зарегистрирован в Калуге (23245,4 руб.) и Ярославле (22779,2 руб.). Инвестиционно привлекательным выглядит наименьший показатель средней заработной платы по итогам 2011 года, зафиксированный в Курске (17596,5 руб.) и Тамбове (17319,6 руб.). По отношению к предыдущему периоду максимальная динамика роста прослеживается в Брянске (15,2%), весьма высокие показатели — в Иваново (13,9%) и Курске (13,7%). Минимальны показатели в Орле (10,1%), Туле (10,1%) и Владимире (9,9%).

Сопоставимо с низким показателем средней номинальной заработной платы по итогам 2011 года в Курске зафиксирована наименьшая стоимость минимального набора продуктов питания, не превышающая двух тысяч рублей (1967,00 руб.). Сравнительно невысокие показатели отмечаются в Белгороде (2001,5 руб.) и Тамбове (2020,93 руб.). Наиболее дорогим необходимый набор продовольственных продуктов в 2011 году стал для жителей Смоленска (2458,3 руб.) и Твери (2420,0 руб.)

По итогам 2011 года наиболее капиталоемкие областные центры ЦФО в сфере оборота крупных и средних организаций по всем видам экономической деятельности представлены тремя городами первой группы опережающего развития: Калуга (469839,2 млн руб.), Липецк (468023,2 млн руб.) и Воронеж (414834,2 млн руб.). У идущего четвертым Ярославля результат гораздо скромнее – 306473,8 млн руб. Минимален оборот в городе, относящемся к третьей группе – Костроме, где он составил всего 85289,7 млн руб. В динамическом измерении по сравнению с предыдущим годом наибольшие показатели – в Брянске (35,9%) и Калуге (35,7%). В Воронеже и Липецке позитивная динамика также весьма высока – 23,5% и 20,7% соответственно. Самый скромный процент роста зафиксирован в Иваново (8,2%).

В области обрабатывающих производств по итогам 2011 года первенство принадлежит Липецку, где объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами по данному виду деятельности работ и услуг составил 289022,6 млн рублей. У следующей за ним Калуги – 188648,3 млн. Самые низкие показатели – в Иваново (23758,7 млн рублей) и Костроме (25357,4 млн рублей). В денежном выражении в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды наибольший показатель зафиксирован в Воронеже – 25802,6 млн рублей, минимальный – в Туле (5838,5 млн рублей).

По итогам 2011 года по абсолютному значению инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям-застройщикам с большим отрывом лидируют Воронеж и Липецк, финансовые показатели которых составляют 51133,0 млн. рублей и 50898,4 млн рублей соответственно (Таблица 2). За ними следуют Ярославль (35604,4 млн рублей), Калуга (27828,9 млн рублей) и Белгород (25467,7 млн рублей). Наименее впечатляющие финансовые показатели зарегистрированы в Костроме и Иваново: 4249,7 млн рублей и 6607,7 млн рублей соответственно. Следует отметить, что динамика объема инвестиций в основной капитал областных центров в регионах Центрального федерального округа в трех городах имеет отрицательное значение. Самый значительный регресс отмечен в Иваново (-29%), где и по абсолютному значению поводов для гордости не так много. Совершенно иначе по темпу роста выглядит ситуация в Смоленске, где за год инвестиции в основной капитал были увеличены на 87,9%, однако по абсолютным показателям город занимает четвертое место с конца. Больше чем в половину увеличены темпы роста инвестиций в основной капитал в Туле и в Твери (59,5% и 53,7% соответственно).

Всего за 2011 год в ЦФО было введено 4338,3 тыс. кв. м общей площади жилых домов. Наибольший вклад в строительство и введение в эксплуатацию жилых домов, согласно статистическим данным, внес Воронеж, где в прошедшем году было введено 987,0 тыс. кв. м общей площади жилых домов, за ним с весьма значительным отрывом, но впечатляющим для меньшего по территории города вторую строку занимает Липецк с абсолютным значением по данному показателю 388,8 тыс. кв. м. Следом за Липецком в числе лидеров оказались Рязань и Тамбов (324,9 тыс. кв. м и 303,3 тыс. кв. м соответственно). Наименьшие показатели здесь демонстрируют Кострома (96,1 тыс. кв. м) и Владимир (117,5 тыс. кв. м), причем в отношении последнего города следует отметить, что этот показатель удручающе низок в сравнении с предыдущим отчетным периодом (темп роста был снижен на 38,3%). В Туле зафиксирован максимальная динамика в 71,8%, однако абсолютный показатель, относящий город на третью с конца строку списка, не дает повода для радости.

Индивидуальными застройщиками в областных центрах ЦФО за истекший год в общей сложности было введено 984,1 тыс. кв. м жилья. В лидерах – город многовекторного развития Тамбов (155,0 тыс. кв. м) и три областных центра опережающего развития: Липецк (153,2 тыс. кв. м), Белгород (138,9 тыс. кв. м) и Воронеж (119,0 тыс. кв. м). Наименьшим оказался объем жилья, возведенного индивидуальными застройщиками, в Ярославле (10,1 тыс. кв. м), Орле (15,3 тыс. кв. м) и Владимире (15,8 тыс. кв. м). Стахановским темпом увеличилось количество введенной общей площади индивидуальных домов в городе Иваново (в 6,5 раз), что вывело областной центр по абсолютному показателю в середину списка.

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в 2011 г. в финансовом выражении максимален в Белгороде и составляет 14817,2 млн руб., что на 70,0% больше относительно прошлого года. На втором месте – город Воронеж (11739,2 млн руб.), где темп роста по данному виду деятельности составил 8,6%, на третьем – Липецк (9973,8 млн руб.), чей показатель относительно предыдущего периода уменьшился на 3,9%. Наиболее скромные показатели по данному виду деятельности оказались в Костроме, что в финансовом измерении составило всего лишь 635,2 млн руб., при этом негативная динамика составила 10,4%. Наиболее заметная тенденция к сокращению объема работ и услуг по виду деятельности «строительство» прослеживается в Иваново (-16,5%).

Оборот розничной торговли в целом в региональных столицах ЦФО составил за год 48891,7 млн рублей. Наименьший вклад был сделан Костромой – всего лишь 5727,3 млн руб. Весомее всего оборот розничной торговли в финансовом выражении по итогам 2011 года оказался в Воронеже (67045,4 млн руб.) и Рязани (35368,3 млн руб.). По темпам роста в областных центрах негативной динамики не прослеживается. Меньше всего оборот розничной торговли по крупным и средним организациям увеличился в Твери (0,1%) и Костроме (106,1%), наиболее существенен рост по отношению к предшествующему году в Брянске (52,8%) и Калуге (35,2%).

По объему платных услуг населению среди областных центров в ЦФО лидируют Воронеж (41112,9 млн руб.), Ярославль (20568,1 млн руб.) и Белгород (20046,6 млн руб.). Абсолютным аутсайдером по данному показателю по итогам 2011 горда оказалась Кострома (7824,1 млн руб.), Орел занял вторую строку с конца с показателем в 9429,1 млн руб.

В областных центрах регионов Центральной России успехи в социально-экономическом развитии территории логичным образом сопряжены с последовательной реализацией грамотной муниципальной политики. И в данном отношении речь идет, прежде всего, о наличии и реализации стратегии социально-экономического развития областного центра; реализованных инвестиционных проектах, в том числе реализации инфраструктурных социальных проектов; эффективности системы «обратной связи» с жителями и работы с гражданскими инициативам; практиках работы администрации областного центра в сфере благоустройства; эффективности функционирования структур жилищно-коммунального хозяйства; формировании системы качества и доступности муниципальных услуг; характере взаимодействия органов исполнительной власти областного центра с региональной властью; воздействии главы областного центра на процесс консолидации и созидательной деятельности деловой и политической элиты региона.

Заслуживает внимания опыт города Белгорода в развитии форм участия граждан в местном самоуправлении путем обеспечения условий для реализации их прав, стимулирования реальной деятельности населения в общественно значимых проектах, конструирования каналов прямой и обратной связи «муниципалитет – население» с использованием современных информационных технологий. Формирование структуры территориального общественного самоуправления Белгорода началось в 2008 году с создания 27 Советов территорий. Советы территорий активизируют участие горожан в самоуправлении и принятии значимых решений на всех уровнях организации городского сообщества.

В мобилизации инвестиций областными центрами в ЦФО, по большому счету, реализуются две стратегии: стратегия внутреннего саморазвития (за счет внутренних источников инвестиционных ресурсов), подразумевающая удержание и развитие уже существующего в городе бизнеса, и стратегия привлечения инвестиций извне. Возможен и третий – комбинированный – вариант с доминированием одной из стратегий в ключевых направлениях. Немаловажным в данном случае является наличие стратегии привлечения инвестиций и методичное использование тактических схем в их реализации.

Отмечая достижения Калуги в сфере привлечения инвестиций, следует обозначить, что в этом городе акцент капиталовложений сделан в пользу промышленного сектора, развитие предприятий которого уже в среднесрочной перспективе существенно упрочит экономические позиции не только областного центра и региона, но и Центрального федерального округа в целом. Так, с начала 2011 года в числе инвестиционных проектов, реализуемых на территории муниципального образования «Город Калуга», значилось строительство производственной базы для логистического парка «Грабцево» (ООО «Логопарк Грабцево») и строительство завода по производству снегоуборочного оборудования и средств по разбрасыванию антигололедных реагентов (ООО «Меркатор Калуга»). Кроме того, в 2011 году был введен в эксплуатацию завод по строительству комплектующих для автомобилей «Фольксваген» – ООО «ЯПП Рус Автомобильные системы» (Япония) на площади в 20 га, что позволило создать 130 рабочих мест.

Весьма интересен акцент на формировании привлекательного инвестиционного климата в Смоленске. Во многом этому способствовало утверждение необходимых для осуществления комплексной застройки документов территориального планирования. В 2011 году в администрации города Смоленска завершено создание геоинформационных систем ГИС «Водоканал», ГИС «Теплосеть», ГИС «Ливневая канализация». Выполнена топосъемка и нивелирование более 1800 км инженерных сетей. Данные оцифрованы и внесены в ГИС. Ведутся работы по обновлению цифровых топографических планов. Ожидается значительное повышение достоверности и доступности информации по сетям, оперативности обслуживания клиентов и эффективности работы коммунальных систем.

В Иваново интересен опыт переложения гражданских инициатив в плоскость реализации муниципальных проектов. Так, в 2011 году проходил обсуждение проект строительства скейт-парка в г. Иваново для обеспечения занятий экстремальными видами спорта, в результате чего по предложениям молодежи города Иванова в рамках проводимых встреч и мероприятий строительство открытого скейт-парка было включено в концепцию развития городского округа Иваново до 2014 года, средства на строительство заложены в бюджет города Иванова на 2012 год в рамках ведомственной целевой программы «Благоустройство территории города Иванова» в сумме 3,4 млн руб.

По мнению экспертов, наиболее успешен опыт взаимодействия органов местной власти и гражданских инициатив в Ярославле. Именно в этом городе создана и эффективно функционирует сеть неправительственных организаций, посредством которой население муниципалитета имеет возможность артикулировать и агрегировать собственные интересы, начиная с решения локальных проблем жилищно-коммунального характера и заканчивая микшированием этноконфессиональных противоречий. Следует отметить, что в Ярославле функционирует система подбора, подготовки и аттестации управленческих кадров, сформированная на базе мощного учебно-методического аналитического кластера – муниципального учреждения «Городской методический центр по вопросам развития городского самоуправления». На сегодняшний день в Центральном федеральном округе ярославский методический центр – единственная проверенная временем профессиональная «кузница» управленцев для нужд системы городского самоуправления, успешный опыт функционирования которой достоин тиражирования во всех регионах Центральной России.

Заслуживает внимания опыт города Тамбова по развитию инфраструктуры спорта и туризма, а также в реализации информационно-навигационных программ. Так, в Тамбове продолжается работа над городским проектом «Безопасный город», важнейшей составляющей которого является система видеонаблюдения, реализуемая в трех основных направлениях:

– наблюдение за городскими объектами, магистралями и местами массового пребывания людей;

– наблюдение за дворовыми территориями жилых многоквартирных домов;

– объединение ведомственных систем видеонаблюдения в единую городскую систему.

В рамках системы «Тамбов-Навигация» реализуется проект «Умная остановка», согласно которому в 2011 году начата установка павильонов-остановок пассажирского транспорта, оборудованных табло с временем прибытия автобусов и троллейбусов различных маршрутов, бесплатным Wi-Fi доступом к Интернет, терминалом по оплате услуг и платежей, доступом к сайту государственных и муниципальных услуг, камерами видеонаблюдения. Составной частью проекта также является система экстренной связи «Гражданин – милиция».

К позитивным практикам можно отнести и усилия администрации города Тамбова совместно с региональной властью, предпринятые в 2011 году по модернизации инфраструктуры спорта и туризма. Так, в Тамбове реализуется проект строительства спор­тив­но-рекреационной зоны – горнолыжного комплекса с трассой сноуборда, который посетил во время визита в 2011 году В.В. Путин. В прошлом году также был введен в эксплуатацию крытый бассейн, спортивный центр стадион «Академия футбола» со спортивным залом. Наметилась тенденция к привлечению горожан к спорту. Примечательно, что по инициативе главы администрации города Тамбова Александра Боброва 2012 год объявлен в Тамбове Годом спорта.


Таблица 1. Коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста населения в 2011 году.

Коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста населения в 2011 году

На 1000 человек населения

Естественный прирост (+), убыль (-)

родившихся

умерших

Белгород

11,5

10,6

0,9

Брянск

10,4

13,7

-3,3

Владимир

10,8

13,7

-2,9

Воронеж

10,4

13,1

- 2,7

Иваново

10,3

14,8

-4,5

Калуга

10,5

14,3

-3,8

Кострома

12,3

16,6

-4,3

Курск

11,7

12,9

-1,2

Липецк

10.4

12.6

-2.2

Орел

8,4

13,8

-5,4

Рязань

9,60

13,70

-4,10

Смоленск

10,7

13,4

-2,7

Тамбов

9,7

13,9

-4,2

Тверь

11,3

14,9

-3,6

Тула

8,1

15,8

-7,7

Ярославль

10,9

14,0

-3,1


Таблица 2. Инвестиции в основной капитал по крупным и средним предприятиям-застройщикам (не уточнены данные по г. Орлу)

Инвестиции в основной капитал по крупным и средним предприятиям-застройщикам - всего

2011

млн рублей

в % к соответствующему периоду предыдущего года

(в сопоставимых ценах)

Белгород

25467,7

122,8

Брянск

14708,2

93,5

Владимир

14017,6

107,0

Воронеж

51133,0

130,7

Иваново

6607,7

71,0

Калуга

27828,9

87,2

Кострома

4249,7

101,1

Курск

18484,6

114,1

Липецк

50898,4

116,0

Орел

Рязань

19711,4

115,2

Смоленск

10302,2

187,9

Тамбов

7767,1

103,1

Тверь

17079,9

153,7

Тула

16138,6

159,5

Ярославль

35604,4

100,4

Автор:  Елена Селиванова


(Голосов: 1, Рейтинг: 5)


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Регионы ЦЧР   








9х16_Лидеры России.png


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Воронежская область

+9

Тульская область

+8

Белгородская область

+7

Московская область

+6

Курская область

+5

Орловская область

+4

Тамбовская область

+1

Рязанская область

+1

Калужская область

+1

Брянская область

+1

Тверская область

-2

Владимирская область

-4

Липецкая область

-5

Смоленская область

-6

Ярославская область

-7

Ивановская область

-8

Костромская область

-9

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Свежий номер регионального делового издания



Юрий МИШАНКОВ

Глава администрации Россошанского муниципального района Воронежской области

Россошанский район Воронежской области демонстрирует динамичное социально-экономическое развитие по итогам 2022 года




optimize.gif



Воронежская область - регион борьбы с фрондой и деструкциями


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Дмитрий Солонников

Директор Института современного государственного развития, политолог

"За две недели, конечно, серьезные изменения внести уже очень трудно. Здесь важно не сорваться и не опуститься в рейтингах и голосах. Важно не давать поводов странными выступлениями, неподготовленными комментариями, бессмысленно-эмоциональными эскападами".







© 2004-2024, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье".  Главный редактор - Иванов С.П. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87
Яндекс.Метрика