Опыт Калужской области, где функционируют 10 индустриальных парков, шесть особых экономических зон, несколько кластеров, в том числе автомобильный и другие, не может не интересовать региональные власти Центральной России
На минувшей неделе, на базе Калужского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ состоялся семинар по теме « Роль экспертного сообщества и СМИ в продвижении успешного опыта российских регионов в социально-экономическом развитии территорий». Инициатором проведения семинара стала Автономная некоммерческая организация «Агентство региональных социально-экономических проектов» при организационной поддержке администрации Калужской области и города Калуги. Семинар прошел в рамках реализации федерального гранта по изучению социально-экономического развития регионов Центрального федерального округа* .
* При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 № 115-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ.
Калужане реализуют стратегию кластерного развития
Впечатляющие успехи Калужской области уже спровоцивировали разговоры о региональном экономическом чуде. По итогам 2013 года область занимает первое место в ЦФО и первое место в РФ по индексу производства, первое место по объему производства промышленной продукции на душу населения и первое место и по объему инвестиций в основной капитал на душу населения в ЦФО, второе место в ЦФО и третье место в РФ по объему прямых иностранных инвестиций на душу населения. Только на прошлой неделе в Калужской области открылись сразу два крупных завода: по производству цемента – ОАО «Лафарж Цемент» и фармацевтических препаратов – ЗАО «Берлин-Фарма», в общей сложности на 600 рабочих мест с общим объемом инвестиций 540 миллионов евро.
А буквально на днях в Людиновском районе заложен первый камень в строительство крупнейшего в ЦФО тепличного комплекса ООО «Агро-Инвест» стоимостью более 13 миллиардов рублей. Предприятие по выращиванию томатов, огурцов и зелени станет первым резидентом особой экономической зоны «Людиново». Комплекс будет занимать площадь около 238 гектаров, где планируется выращивать порядка семидесяти тысяч тонн овощей в год. Современное высокотехнологичное оборудование позволит ежегодно собирать до четырех урожаев. На предприятии будет создано около 1200 рабочих мест.
В конце текущего года предполагается завершить первый этап строительства и ввести в эксплуатацию энергоцентр, блок для сортировки и упаковки готовой продукции, а также первую очередь комплекса площадью 20 гектаров. По замыслу руководства области особая экономическая зона «Людиново» станет основой развития южных районов области, превращения их в промышленно-развитую территорию.
Любопытно, что, как и белгородцы, пионеры тепличного овощеводства в ЦФО, калужане, реализуя импортозамещающий проект, уверены, что растущая потребность населения страны в свежих и качественных овощах гарантирует сбыт продукции. А появление большого количества местных овощей сделает бессмысленным их завоз из-за рубежа.
На этом фоне вполне буднично прозвучало заявление калужского губернатора на Петербургском международном экономическом форуме. В одном из интервью он сказал, что, несмотря на неспокойную политическую обстановку и введенные санкции против России, в Калужской области в этом году откроется около пятнадцати новых производств.
Презентуя на семинаре Агентство регионального развития Калужской области по информационному продвижению достижений региона в сфере социально-экономического развития территории, его руководитель Сергей Фрольцов в первую очередь сказал, что все начиналось не с нуля. Область никогда не была в глобальном упадке. Да, промышленность региона пережила кризис, но многие предприятия со славной историей нашли свою нишу и в новых условиях и успешно развиваются.
По-настоящему новой является стратегия кластерного развития, благодаря которой регион занимает третье место в России по производству автомобилей. В этом кластере на сегодня 30 компаний. В перспективном фармкластере – уже 10 инвесторов. Развиваются и другие кластеры, в том числе туристско-рекреационный.
Конечно инвестор идет прежде всего, туда где создана соответствующая инфраструктура, много внимания уделяется транспортным коммуникациям. С этой целью в области создано десять индустриальных парков и шесть особых экономических зон. В результате за период с 2007-го по 2014 год в регионе создано 25 000 новых рабочих мест, получено 7,7 млрд долларов США прямых инвестиций (общий объем инвестиций составил 10,8 млрд долларов), расходы областного бюджета на социальную сферу выросли на 60%.
Губернатор Артамонов знаком фактически со всеми послами европейских государств
Работая единой «проектной командой» с инвестором, руководство Калужской области старается создавать максимально комфортные условия для быстрого и успешного старта бизнеса своих партнеров. Инвестору обеспечивается прозрачный и предсказуемый бизнес-режим: размещение новых производств в индустриальных парках, низкие риски инвестирования, налоговые льготы и законодательно закрепленная административная поддержка со стороны органов власти и институтов развития. К институтам развития, по словам Сергея Фрольцова, относятся следующие структуры:
Корпорация развития Калужской области – государственный оператор по созданию и развитию индустриальных парков и инженерной инфраструктуры. Корпорация обеспечивает эффективное взаимодействие между администрацией и инвесторами, создавая условия для территориального и хозяйственного развития региона;
Агентство регионального развития – является государственным консультантом, занимается созданием максимально комфортной бизнес-среды для привлечения инвестиций в регион. Его основные направления деятельности: маркетинг территорий, информационное сопровождение, организация и проведение мероприятий, безвозмездные консультации по широкому кругу вопросов, разработка и реализация проектов по развитию инвестиционного потенциала 24 районов области, развитие социальных инфраструктурных проектов на основе механизмов ГЧП;
«Индустриальная логистика» – государственный оператор по реализации логистических проектов на территории области. Ее задача – развитие и оказание транспортно-логистических услуг;
Агентство инновационного развития – государственный оператор по развитию инновационного и высокотехнологичного сектора экономики. Оно консультирует субъекты инновационной деятельности, ведет анализ и мониторинг инновационного, научного и образовательного потенциала, разрабатывает программы развития технопарков и территорий в сфере высоких технологий, организует экспертизу инновационных проектов, обеспечивает реализацию коммуникативной стратегии региона и т. д.
Московское представительство Калужской области в пределах своей компетенции представляет правительство области в правительстве РФ. Немалая заслуга этого представительства в том, что губернатор области знаком фактически со всеми послами европейских государств.
Одна из задач представительства – развитие взаимодействия с дипломатическими, торговыми и культурными представительствами, организациями и фирмами зарубежных государств. Налаживание связей с российскими и зарубежными средствами массовой информации. Здесь уделяют большое внимание информационному сопровождению инвестиционного процесса, продвижению брэнда, идентификатора Калужской области, повышению его узнаваемости. Кстати с начала года Калуга упоминалась почти 300 раз в зарубежных СМИ. В итоге созданная система позволяет инвесторам запускать проекты в максимально короткие сроки. Например, завод концерна PSA Peugeot Citroлn & Mitsubishi Motors был построен за девять месяцев, а завод компании Samsung – за тринадцать месяцев.
Научный подход, личность губернатора и команда
Обсуждая сообщение Фрольцова, мы выяснили, что точка отсчета у калужского экономического чуда все же была. Как признался Сергей Фрольцов, все началось со знаменитого учебника «Маркетинг места» Ф. Котлера. С осознания того, что «места, как и товары и услуги, нуждаются в рекламе, и в хорошей рекламе». Молодая амбициозная команда губернатора сначала училась, как территории продвигают себя на рынок, формируют имидж места и привлекают иностранные инвестиции. Напомним, что в Калужской области проживает чуть больше миллиона жителей, 76 процентов из них живет в городах.
Условиями для сельского хозяйства регион похвалиться не может. Почвы здесь скудные. Ископаемых тоже нет. Единственное преимущество – через территорию области проходят важнейшие железнодорожные магистрали (Москва — Киев, Донбасс — Санкт-Петербург, Мичуринск — Смоленск) и две крупнейшие автомагистрали федерального значения (Москва — Брест, Москва — Киев). Если коротко, то Калуга находится между Москвой и условным Западом. По плотности железных и автомобильных дорог общего пользования область прочно занимает место в первой десятке регионов России с наиболее развитой системой телекоммуникаций. Плюс развитые воздушные коммуникации. Фрольцов признался, что доля географии в успехе области на уровне одной пятой. Приличная фора!
После того, как было осознано, что это за место – Калужская область, пришла пора действовать. Губернатор решил рискнуть и создать индустриальный парк, в инфраструктуру которого было вложено 1,5 млрд рублей бюджетных денег и 6 млрд заимствованных. Это был огромный риск. Но Артамонов пошел на него и не прогадал. В регион пришел инвестор вместе с современными технологиями. Да, до сих пор некоторые задаются вопросом: что лично мы получили от «Фольксвагена»? И приходится напоминать людям, что сегодня по области средняя зарплата – 29 тыс. руб., в том числе у учителей – 24 тыс. Конечно, социальное развитие города и области пока отстает. Руководство старается, чтобы те, кто трудится на современном производстве, жили в европейском комфорте и имели полноценный досуг. Но это проблема второго порядка. Главное, что если раньше Москва, как пылесос, забирала молодые кадры, то теперь пошел и обратный процесс. В Калуге не только можно найти работу с приличной зарплатой, Здесь и жизнь дешевле, чем в столице, а главное реализуются жилищные программы.
Кстати, важным элементом инвестиционного процесса в регионе является Калужский центр подготовки кадров для автомобильной промышленности, где мы побывали. Центр функционирует и как профтехучилище, где ребята после школы получают профессию, и здесь же проходит подготовка кадров для автомобилестроительных предприятий по их заказу. Изначально центр был реконструирован и оборудован на бюджетные средства. Но сегодня в его развитии принимают активное участие заинтересованные фирмы. Так за день до нашего посещения в центре открылась новая лаборатория робототехники.
На ее открытии присутствовали заместитель губернатора области Руслан Смоленский и генеральный директор ООО «ПСМА Рус» Жан-Кристоф Маршаль. Необходимость создания лаборатории обусловлена активным развитием автоматизации и внедрением роботизированных линий на предприятиях регионального автопрома. Лаборатория разработана и смонтирована по инициативе и при участии специалистов ООО «ПСМА Рус». Новый учебный участок будет использоваться для обучения специалистов навыкам программирования роботов, в частности для моделирования и осуществления с помощью роботов различных производственных операций. Надо ли говорить, что и все другие лаборатории центра оснащены на самом высоком уровне. Учащиеся имеют дело с реальными автомобилями и в условиях, максимально приближенных к производству, получают рабочие навыки.
Запуск лаборатории – очередной пример эффективного сотрудничества бизнеса и образовательной сферы региона для обеспечения экономики высококвалифицированными кадрами. Кстати, учебный центр за прошедшие годы подготовил свыше девяти тысяч специалистов.
КСТАТИ
А в Воронежской области гордятся индустриальным парком «Масловский»
С этим парком воронежское облправительство носится как с выдающимся достижением. Но это только для непосвященных воронежцев, не знакомых с опытом других территорий (Калужская, Липецкая, Белгородская) этот парк является пределом мечтаний. Отнюдь, парк «Масловский» – хотя и серьезный шаг вперед, не является чем-то выдающимся. Не верите – посмотрите, что региональные власти делают в этом направлении в Липецке, Калуге, Белгороде. Впрочем, у воронежцев есть повод и для анализа проблем – продолжающаяся деиндустриализация региона, выразившаяся в потере крупного холдинга ОАО «Связьстрой-1» (подробнее читайте на стр. 7).