Региональное деловое издание
 

Анонс: Руководителям органов исполнительной власти областных центров ЦФО будут выставлены оценки по итогам работы в первом полугодии 2018 года

Аналитика | 11.10.2018

Чего нам ждать от религиозного противостояния на Украине? В преддверии грядущей автокефалии

Чего нам ждать от религиозного противостояния на Украине? В преддверии грядущей автокефалии

Многие из нас явно недооценивают религиозный фактор, придавая религии второстепенное значение, и ставя во главу угла экономические аспекты и взаимоотношения. Но этот подход далеко не всегда оправдан. В особенности, когда речь идет о Русском Мире и современной Российской Федерации. Для тех же, кто сомневается в том, что религиозный фактор и на сегодняшний день играет основополагающую роль в развитии общества, напомню, что албанцы, проводившие геноцид сербов всего лишь пару десятков лет назад почти в центре просвещённой Европы, по этническому происхождению являются сербами, разница лишь в том, что их предки приняли ислам. А вот сербы остались православными.

Немного истории

Русский народ (под русским народом в данном случае мы подразумеваем великороссов, малороссов и белорусов) сформировался из разрозненных восточнославянских племен, во многом благодаря православию, как единой вере, общей для русского народа. В дальнейшем вопрос вероисповедания играл существенную роль во внутренней и внешней политике русского государства с момента Крещения Руси и по настоящее время.

К примеру, вхождение Левобережной Украины в состав Русского царства в 1654 году стало возможно, как раз из-за того, что предки многих сегодняшних Украинских самостийников исповедовали православие, за что неумолимо преследовались польскими властями, исповедовавшими католичество. Вполне логично, что предки современных украинцев искали защиты у русских царей и патриархов.

В этом объединении существенную роль сыграли иерархи православной церкви, без их активного участия воссоединение было бы невозможно. Речь идет не только о патриархе Московском и всея Руси Никоне (отмечу, что одной из причин проведенной им церковном исправлении книг в 1666 г., стала попытка унификации Богослужения проводимых русскими и малороссиянами), но и об Киевских иерархах. К примеру, митрополиты Киевский и всея Руси Исаия (Копинский) и Иов (Борецкий) еще в 1622 и 1624 годах просили русских царей принять православное население Малой Руси в свое подданство. Следовательно, стремление к единству православных исходило не только от Московских духовных и светских властей, но и от Киевских.

Сама Киевская митрополия находилась под юрисдикцией Константинопольской церкви до ноября 1686 года, когда по грамоте от Вселенского патриарха Дионисия, ввиду присоединения Левобережной Украины к Русскому царству, она была передана Московскому патриархату. И это было логично. Одно государство, одна Церковь и единый народ!

Многочисленные враги Российского государства всегда знали особое значение православной церкви, связывающей между собой братские народы. Именно поэтому во всех попытках создать независимую от Русской Православной Церкви религиозную структуру прослеживается иностранный след. Будь то Речь Посполитая, Австро-Венгерская империя, или современные США. Как говорится: «Скажи кому это выгодно, и я скажу, кто за этим стоит.»

А что сейчас?

На сегодняшний день единого государства нет, единого народа тоже нет, украинцев (малороссов) учат ненавидеть русских (великороссов), вспоминая голодомор и другие прелести большевизма (к которому, кстати, этнические русские никакого отношения не имеют), а у русских, в свою очередь, вырабатывают стойкую неприязнь к украинцам, вспоминая деятельность УПА, «бандеровцев» и добровольческих батальонов СС, играя на чувствах уважения к великим и трагическим событиям Великой Отечественной войны. Фактически, единственным связующим звеном между русскими и украинцами остается православная вера, тем более что по религиозности населения, Украина занимает 7 место среди европейских стран после Кипра (99%), Польши (93%), Португалии (86%), Ирландии (80%), Словакии (76%) и Болгарии (75%). Но и с этим неприятным для заинтересованных лиц и государств «пережитком» будет вестись борьба не на жизнь, а насмерть. Цель этой борьбы одна – сделать братские народы злейшими врагами. Для достижения этой цели необходимо, чтобы народы в своем большинстве придерживались разных конфессий, конечно же, обратить все население Украины, а это примерно 42 миллиона человек, в протестантизм, католицизм, униатство (греко-католики), родноверие (разновидность неоязычества) или сделать из них атеистов, за короткий промежуток времени возможным не представляется, так как 74% населения Украины считают себя православными. Выход только один. Пусть они и дальше будут исповедовать православие, но это православие не будет единым. Православные будут разобщены на враждующие между собой религиозные группы, которые будут едины лишь в своей ненависти к «клятым москалям».

В настоящий момент, на Украине действует три наиболее крупные религиозные организации – это Украинская православная церковь (Московский Патриархат), Украинская православная церковь (Киевский Патриархат), Украинская автокефальная православная церковь.

NYzj0qa82cg.jpg

Кстати, небольшая ремарка: до Февральской революции 1917 года единственной православной церковью на территории современной Украины была единая каноническая Православная российская церковь Российской империи (с 1943 года - Русская православная церковь Московского патриархата, РПЦ МП), таким образом Украинской православной церкви (Киевский Патриархат), Украинской автокефальной православной церкви, как самостоятельным структурам, со всеми возможными натяжками нет еще и сотни лет….

Украинская Православная Церковь (Московского Патриархата) – это серьезная сила, насчитывающая по данным на ноябрь 2017 года, 53 епархии и 12 тыс. 69 приходов. В клире УПЦ МП - 85 архиереев (52 епархиальных и 33 викарных), 12 тыс. 283 священнослужителя, из которых 11 тыс. 312 - священники и 971 - диаконы. На территории Украины действует 251 монастырь, где послушание несут 4 тыс. 412 монахов (1 тыс. 685 монахов и иноков, 2 тыс. 727 монахинь и инокинь). В 17 духовных учебных заведениях УПЦ МП (Киевская духовная академия, духовные семинарии и училища, богословский университет и кафедра богословия) на дневном отделении обучаются 1 тыс. 429 студентов. Крупнейшие монастыри: Свято-Успенская Киево-Печерская лавра и Свято-Успенская Почаевская лавра. К тому же, УПЦ (МП) является официально признанной всем православным Миром структурой, официально входящей в подчинение РПЦ (МП). Согласитесь, это очень серьезная структура к тому же, в понимании сегодняшнего правительства Украины самая настоящая «Рука Москвы»!

Конкурировать с УПЦ (МП) может лишь УПЦ (КП). Украинская православная церковь Киевского патриархата насчитывает 5 тыс. 114 приходов, 60 монастырей, 18 духовных учебных заведений, 1 тыс. 349 школ, 3 тыс. 479 клириков, 219 монашествующих, 48 СМИ. Больше всего приходов - во Львовской (496) и Киевской (423) областях, меньше всего - в Луганской и Харьковской (по 31).

У Украинской автокефальной православной церкви - 1 тыс. 195 приходов, 13 монастырей, восемь духовных учебных заведений, 305 школ, 709 клириков, 21 монах, 12 СМИ. Наибольшее число приходов действуют во Львовской (388) и Тернопольской (202) областях, наименьшее - в Донецкой (3) и Одесской (7).

Таким образом, на «незалэжной» Украине господствующая церковь – остается русской. Сегодняшнее правительство Украины и их заокеанские кураторы мириться с таким положением вещей не намерены. И будут использовать все возможности для того, что бы исправить сложившуюся ситуацию.

Перспективы развития событий

Наиболее простой и, в то же время, сложный способ ликвидировать господство УПЦ (МП) среди украинских православных – это переподчинить действующих священнослужителей, а существующие храмы и монастыри передать под юрисдикцию УПЦ (КП). Что касается верующих, то они, по мнению киевских политологов, последуют за своими пастырями в лоно УПЦ (КП). И все! Нет московских попов, нет и проблем! Но все дело в том, что этот вариант решения религиозного вопроса потребует огромных усилий от Украинских политиков и иерархов Киевского патриархата, т.к. им необходимо получить автокефалию, т.е. статус поместной церкви, предполагающий её административную независимость от других поместных церквей, в данном случае от РПЦ (МП).

Последствия возможной автокефалии Украинской церкви

Несмотря на то, что Вселенский Патриарх Варфоломей поддержал идею об автокефалии УПЦ (КП), и, вполне вероятно, что синод Константинопольской церкви признает автокефалию, независимость Украинской церкви должна быть признана и всем остальным православным Миром, который представлен каноническими церквями. Далеко не все православные иерархи одобрят подобный смелый шаг Вселенского патриарха, тем более что его каноническое право на признание автокефалии отдельной церкви оспаривается рядом богословов.

Конечно же, патриарху Варфоломею с одной стороны выгодно создание независимой от Московского патриархата Украинской церкви, так он получит над ней власть, и тем самым существенно увеличит свою окормляемую паству (которая в настоящий момент у него весьма скромная). За счет этого, экономические доходы Константинопольского патриарха увеличатся, как и авторитет самого патриарха Варфоломея. Одним словом, он является лицом напрямую заинтересованным в создании и признании автокефалии на Украине.

Но у медали есть и другая сторона. Подобные действия признают не все православные церкви. Как рассказал в интервью ТАСС пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков, свою поддержку каноническому православию на Украине (УПЦ (МП)) выразили патриархи Сербский, Александрийский, Иерусалимский, а также предстоятели Польской церкви и церкви Чешских земель и Словакии, представители Элладской церкви и игумен афонского монастыря Святого Павла архимандрит Парфений. Священный Синод Православной церкви в Америке призвал «отреагировать на нынешний кризис на Украине путем созыва Всеправославного синаксиса». И, что самое главное, данные действия патриарха Варфоломея приведут к разрыву с ним отношений со стороны Русской православной церкви, которая является самой большой и влиятельных из православных церквей в мире! Существует большая вероятность, что противостояние Константинопольского и Московского патриархата приведет к самому настоящему расколу в православном мире.

Для Украины данный вопрос будет развиваться в трех возможных вариантах:

1. Автокефалию не признает ни одна из канонических православных церквей;

2. Автокефалию признают официально большинством голосов на проводимом Всеправославном синаксисе;

3. Автокефалию признает только Константинопольский патриархат и некоторые малочисленные православные церкви.

Отметим, что третий вариант более вероятен, чем остальные. И, скорее всего, он и будет осуществлен. Это приведет к серьезным последствиям на территории Украины. Сегодняшнее правительство Украины вполне устроит такой результат. На положительное решение константинопольского патриарха оно и будет ссылаться, при проведении процесса уничтожения УПЦ (МП). И этот процесс будет длительным, постепенным. Впрочем, он уже запущен.

Украинские самостийники против Русской православной церкви

Существует несколько весьма эффективных способов борьбы с религиозными организациями. Рассмотрим по пунктам:

1. Юридическое притеснение. Принятие Украинской Верховной Радой, ряда законопроектов, которые будут существенно затруднять деятельность учреждений и приходов УМП (МП), а так же отдельных священнослужителей.

Этот процесс уже запущен, и для его активной реализации необходима автокефалия. Пусть даже частичная, с признания ее одним единственным Вселенским патриархом. Это создаст повод для принятия подобных законопроектов, так как появляется признанная светскими и духовными властями независимая от Москвы официальная Украинская Православная церковь, с духовным центром в Киеве. А вот УПЦ (МП), автоматически становится агентом враждебного иностранного влияния, у которого можно официально и по решению суда забрать имущество, задушить налогами, сфабриковать в отношении ее служителей пару уголовных дел о шпионаже и подрывной деятельности в пользу Российской Федерации. Иными словами создать невыносимые условия существования для священнослужителей и прихожан УПЦ (МП) на территории Украины, и, тем самым, вынудив их к переходу в лоно новообразованной автокефальной Украинской церкви, либо к вынужденной эмиграции. Скорее всего, в силу известных социально-экономических факторов, большинство прихожан УПЦ (МП) предпочтет остаться на Украине, отдав предпочтение стабильности и проигнорировав возможную неизвестность в чужой стране. Это касается и части священнослужителей. Скорее всего, на законодательном уровне данный процесс будет постепенным, и как следствие к широким возмущениям населения не приведет, что на руку нынешнему правительству Украины.

2. Информационное противодействие деятельности УПЦ (МП). Создание негативного образа религиозной структуры.

Эти действия предпринимаются давно и уже поставлены на поток. СМИ Украины над этим серьезно работают, постепенно создавая образ московского попа как шпиона и агента влияния. В то же время в ряде украинской прессы постоянно жесткой критике подвергается деятельность РПЦ и патриарха Кирилла. И неудивительно, что наиболее внушаемая часть населения Украины воспринимает РПЦ как иностранного агента, враждебного Украинскому государству. На создание подобного образа серьезное влияние оказывает вооруженное противостояние на востоке республики. 

hxBZnr_EVec.jpg

Из ряда источников поступает информация, где говорится о том, что с начала вооруженного конфликта на Украине, с 2014 года и по настоящее время большое количество прихожан УПЦ (МП) присоединились к религиозным общинам, так называемого Киевского патриархата (последовали примеру президента Украины П. Порошенко, который, как известно, и сам до недавнего времени был активным прихожанином церкви Московского патриархата). Точное число перешедших неизвестно, разные издания приводят разные цифры, и процентные соотношения, но то что их число исчисляется тысячами не вызывает сомнения, с учетом социально-политических законов развития общества. В дальнейшем эта тенденция под влиянием пропаганды будет усиливаться, в особенности если автокефалия Украинской церкви будет признана.

3.Негласные действия. Переманивание православных священнослужителей в структуру УПЦ (КП) из УПЦ (МП), путем вербовки, шантажа, подкупа и иных методов воздействия на личность.

Данная тактика позволяет заполучить не только готового священника (которые УПЦ (КП) очень требуются в связи с недостатком кадров), но и целый приход вместе с храмовым сооружением, опытный «ловец душ человеческих» способен увлечь за собой десятки верующих, если не сотни. Очень верный и выгодный способ. Активно и широко применяется, т.к. его действия незаметны широкой публики, а эффект от подобных действий чрезвычайно высок. Управляющий делами УПЦ митрополит Антоний (Паканич) утверждает, что за последние два года из УПЦ (МП) в УПЦ (КП) перебрались девять священнослужителей. Это немного, но количество подобных священников будет неуклонно расти по мере усиления давления на УПЦ (МП).

4. Физический террор. Оказание силового воздействия на священнослужителей и активных прихожан, с целью их запугивания, физического и морального устранения. Захват храмов, монастырей, учебных учреждений и иных объектов, находящихся в ведении УПЦ (МП).

Этот процесс запущен очень давно. В период с 2014 года по осень 2018 года на Украине бойцами украинских националистических организаций, при неофициальной поддержке действующих властей захвачено более 50 храмов УПЦ (МП), с последующей передачей их в управление Киевскому патриархату. Тактика захватчиков проста. В момент проведения богослужения внезапно приезжает пара десятков крепких и хорошо организованных молодых людей, которые изгоняют верующих и духовенство из храмов, при этом зачастую происходит физическое столкновение с прихожанами, в отношении которых применяется физическая сила со стороны захватчиков храма, которые с верными чадами РПЦ (МП) не церемонятся, затем врезают новые замки. И все! Передача завершена. В скором времени после этого богослужения проводятся новыми священниками, входящими в состав УПЦ (КП).

Отметим, что неоднократно предпринимались попытки захвата Киево-Печерской лавры (величайшей святыни всего православного мира) украинскими радикальными националистическими группировками, пока эти захваты были отражены сторонниками московского патриархата, но обольщаться здесь не стоит.

Скорее всего, это были проверки на прочность защитников Киево-Печерской лавры, своего рода разведка боем, вслед за которой как обычно и происходит настоящее сражение. При этом напомню, что перед жертвами украинские «самостийники» не останавливаются. Проверено на горькой практике в ходе событий на Востоке Украины.

Что же ждет украинских православных?

Однозначно можно сказать, что ничего хорошего. Если автокефалия будет утверждена, то события будут разворачиваться гораздо быстрее, с открытым вмешательством в этот процесс государственных органов Украины. Так как противники УПЦ (МП) получат моральную индульгенцию своим преступным действиям из рук Константинопольского патриарха Варфоломея. Активно будет использован принцип юридического давления на УПЦ (МП), если нет, то все будет происходить скрытно, при скрытой поддержки государства структура подчиненная Московскому патриархату будет умышленно ослабляться.

В любом случае захваты храмов будут продолжаться, эта тенденция будет нарастать. Что могут противопоставить сторонники московского патриархата националистическим группировкам Украины, которые захватывают храмы?

Ничего, кроме молитвенных стояний, которые подготовлены и организованы боевиками. Тем более, что последние мобильны, и захват каждого православного храма-это хорошо спланированная акция, осуществляемая постепенно, без привлечения широкой огласки. Каждую неделю по сельскому храму отбирать – это не много, незаметно, никто особого шума поднимать не будет.

Таким образом, за год можно 50-60 храмов Киевскому патриархату передать и никто не заметит. Так, что чем меньше огласки и шума, тем увереннее чувствуют себя агрессивные сторонники раскола на Украине, тем более жестко и жестоко в дальнейшем будут действовать радикальные элементы.

Будет ли религиозная война на Украине?

В классическом понимании религиозной войны не будет, т.к. война подразумевает участие минимум двух сторон в конфликте, вооруженном противостоянии. Способны ли сторонники московского патриархата оказывать активное и организованное сопротивление украинским самостийникам? На сегодняшний момент абсолютно не готовы, ни в моральном, ни в техническо-материальном, ни в организационном плане. Именно по - этому, религиозной войны на Украине не предвидится, предвидится религиозная бойня, носящая наполовину скрытый, хронический характер.

Трудно наверняка предугадать ход развития ближайших событий на Украине, но одно известно точно- независимо от того как будет выглядеть и будет ли вообще принята автокефалия Украинской церкви в ближайшее время, Украинская православная церковь московского патриархата будет уничтожаться, как единая религиозная структура. Это запущенный процесс, в ходе которого пострадают как верные пастыри, так и прихожане, но останавливать его добровольно ни кто не станет. Разрешить конфликт может только активная позиция Российской Федерации и Русской православной церкви. 

Автор:  Андрей Дорош


(Голосов: 6, Рейтинг: 4)


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Регионы ЦЧР   








7 холмов.jpg


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО (02-08 июля 2018 г.)

Тамбовская область

+9

Липецкая область

+8

Калужская область

+7

Ярославская область

+7

Белгородская область

+6

Курская область

+5

Воронежская область

+4

Тульская область

+4

Рязанская область

+1

Владимирская область

+1

Ивановская область

+1

Московская область

+2

Брянская область

0

Костромская область

-3

Тверская область

-3

Смоленская область

-5

Орловская область

-7

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Виктор Логвинов

заместитель предсдателя правительства Воронежской области

«Ежегодно в Воронежской области вводятся в эксплуатацию 2-3 современных молочных комплекса от 1200 до 5000 голов дойного стада»








Воронежская область - территория нерациональной бюрократии


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Владислав ЧИСЛОВ

Учредитель газеты "Орелград"

«Он (врио губернатора Орловской области Андрей Клычков - ред.) идет по обычной проторенной дорожке назначенных губернаторов и использует административный ресурс. <…> Создается впечатление, что он делает информационную кампанию для галочки. Даже не для жителей, а больше для отчета перед Москвой».







© 2004-2018, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Региональное информационное агентство "Черноземье". Главный редактор: Волкова Алина Евгеньевна. Адрес электронной почты: ekonomik@list.ru. Телефон редакции: +7 (473)273-11-87