Региональное деловое издание
 

Анонс: Много ли настоящих лидеров наберется в воронежском «Гражданском собрании «Лидер»?

Аналитика | 20.08.2017

Белгородская, Липецкая и Калужская области обретают статус инновационно-индустриальных регионов в Центральном федеральном округе

Белгородская, Липецкая и Калужская области обретают статус инновационно-индустриальных регионов в Центральном федеральном округе

Воронежская и Ивановская области только преодолевают последствия деиндустриализации

Рейтинговый комитет АНО «Агентство региональных социально-экономических проектов» подготовил аналитический доклад с рейтингом руководителей (кураторов) промышленного комплекса в системе исполнительной власти 17 областей ЦФО. Хронологические рамки анализа – 2016 – первое полугодие 2017 года. Региональное деловое издание публикует выдержки документа.

Методологическая основа итоговой иерархии кураторов промкомплекса областей Центральной России выстроена на основе следующих блоков: 1) гармонизация показателей экономического развития территории; 2) многотуровый экспертный опрос по методике Делфи; 3) анализ данных региональных органов статистики и данных из открытых источников. Критериями оценки стали следующие аспекты развития промкомплекса областей ЦФО:

1. наличие официального документа по реализации региональной государственной промышленной политики в регионе (концепции, стратегии, стратегические планы и др.);

2. наличие раздела «Стратегия развития области до 2035 года» по промышленному комплексу;

3. индекс промышленного производства в области в 2016 году в % к 2015 году;

4. наличие в регионе институтов развития: а) ОЭЗ федерального уровня, но переданные в управление региону; б) региональные ОЭЗ; в) индустриальные парки; г) технопарки; д) территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР);

5. созданные и работающие новые промышленные производства в 2016 году – первой половине 2017 года;

6. модернизированные промышленные предприятия в 2016 году – первой половине 2017 года;

7. объем средств, полученных областью в рамках ФЦП (государственных программ) на развитие промышленного производства в 2016 году – первой половине 2017 года;

8. участие области в получении финансовых ресурсов федерального Фонда развития промышленности (ФРП);

9. развитие промышленного комплекса посредством участия области в Фонде развития моногородов.

10. выделение средств на создание и развитие промышленных производств из областного бюджета в рамках региональных государственных программ.

Рейтинг руководителей (кураторов) промышленного комплекса в системе исполнительной власти 17 областей ЦФО

1 группа. Субъекты РФ, завершающие процесс оформления статуса индустриально-инновационного региона

1

Белгородская область

Олег Абрамов, заместитель губернатора Белгородской области

2

Липецкая область

Алексей Щедров, начальник Управления инновационной и промышленной политики Липецкой области

3

Калужская область

Иван Романов, заместитель министра – начальник управления промышленности, инноваций и предпринимательства

2 группа. Субъекты РФ, сохранившие промышленный комплекс региона и осуществляющие активный процесс его модернизации

4

Тульская область

Дмитрий Ломовцев, министр промышленности и топливно-энергетического комплекса Тульской области – директор департамента промышленной политики.

5

Тамбовская область

Наталия Макаревич, начальник управления по развитию промышленности

и предпринимательства Тамбовской области

6

Московская область

Денис Буцаев, заместитель Председателя Правительства Московской области – министр инвестиций и инноваций Московской области

7

Курская область

Сергей Шаталов, председатель комитета промышленности, транспорта и связи Курской области

3 группа. Субъекты РФ, потерявшие значительную часть промпроизводств и находящихся в начале пути процесса реиндустриализации

8

Ярославская область

Галина Пенягина, и.о. директора департамента инвестиций и промышленности Ярославской области

9

Рязанская область

Игорь Авдеев, министр промышленности, инновационных и информационных технологий Рязанской области

10

Владимирская область

Алексей Конышев, первый заместитель Губернатора области по промышленности и экономической политике -

11

Тверская область

Алексей Шитов, руководитель Министерства промышленности и информационных технологий Тверской области

4 группа. Субъекты РФ, в которых произошел процесс деиндустриализации и которым необходима господдержка в новой индустриализации

12

Брянская область

Сергей Зарецкий, директор Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области

13

Смоленская область

Ростислав РОВБЕЛЬ, заместитель Губернатора - начальник Департамента инвестиционного развития Смоленской области

14

Костромская область

Ирина Пахтушкина, начальник управления инвестиционной и промышленной политики администрации Костромской области

15

Орловская область

Геннадий Парахин, член Правительства Орловской области – руководитель Департамента промышленности, связи и торговли Орловской области

16

Воронежская область

Артем Верховцев, заместитель председателя правительства Воронежской области

Иван Шкуматов, руководитель департамента промышленности Воронежской области

17

Ивановская область

Александр Лодышкин, директор Департамента экономического развития и торговли Ивановской области

Регионы ЦФО облают разным индустриальным наследием для поступательного следования технологическим укладам

Индустриальный мир не стоит на месте. Один технологический уклад сменяет другой. «Западные партнеры» и густонаселенный Китай формируют уже шестой уклад, с роботостроением, искусственным интеллектом и генной инженерией. И в этом смысле конкурентоспособность производимой продукции, предприятий, отраслей и целых экономических регионов будет только возрастать.

Технологические уклады – вопрос, конечно, абстрактный. Гораздо важнее то, что есть на местах. Какие промышленные производства создаются, как региональные власти обеспечивают условия для их развития. Регионы Центральной России, как и территории других субъектов РФ, имеют разную ресурсную обеспеченность, разное экономическое наследие и промышленную инфраструктуру. В ряде территорий остались действующие крупные промышленные производства. Однако далеко не всем регионам удалось сохранить промпредприятия. Контрастные примеры в этом отношении Белгородская и Воронежская области. В первом случае крупные промпредприятия стали опорой для новой индустриализации, во втором – торговыми площадями и офисами. Так выглядит деиндустриализация региона. С таким наследством непросто переходить к новым этапам индустриализации. Преодолеть бы последствия прежних просчетов и ошибок региональных властей. Однако работа ведется. И в этом плане на региональном уровне даже в рамках одного федерального округа есть свои особенности, успехи и проблемные зоны.

Стратегическое видение реализации региональной государственной промышленной политики

Государственная промышленная политика практически во всех областях Центральной России оформлена в законодательные акты в соответствии с федеральным законом «О промышленной политике в Российской Федерации». Так, к примеру, в Белгородской области в июне прошлого года был принят закон «О промышленной политике в Белгородской области». В Воронежской области действует региональная государственная программа «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности». в Брянской – госпрограмма «Развитие промышленности, транспорта и связи Брянской области» (2014 - 2020 годы), в Орловской – «Развитие промышленности Орловской области».

Отдельные аспекты государственной промышленной политики закреплены нормативными документами, которые регламентируют инвестиционную политику, малое и среднее предпринимательство, инновационную деятельность и другие. Так, к примеру, во Владимирской области наряду с госпрограммой «Развитие промышленности Владимирской области, повышение ее конкурентоспособности и обеспечение импортозамещения на 2015 - 2020 годы» действуют программы «Привлечение инвестиций на территорию Владимирской области на 2014 - 2018 годы», «Развитие малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2014 - 2020 годы», «Развитие образования» на 2014 - 2020 годы», «Развитие агропромышленного комплекса Владимирской области на 2013 - 2020 годы».

Есть регионы, в которых законодательное оформление государственной промышленной политики только утверждается. Так, в настоящее время в Смоленской области отсутствует утвержденный документ по реализации региональной государственной промышленной политики. Вместе с тем до конца 2017 года планируется принятие областного закона «О промышленной политике в Смоленской области», проект которого направлен в областную Думу. В 2016 году по поручению Губернатора Смоленской области А.В. Островского разработана и утверждена постановлением Администрации Смоленской области от 22.04.2016 № 235 областная государственная программа «Развитие промышленности Смоленской области и повышение ее конкурентоспособности» на 2016-2020 годы.

Индекс промышленного производства в областях ЦФО по итогам прошедшего года вырос на 4,6%

По данным официальной статистики, общероссийский индекс промпроизводства едва преодолел отметку 2016 года (всего лишь на 1,1%). При этом индекс промышленного производства в областях ЦФО по итогам прошедшего года также вырос незначительно – на 4,6%. Максимальной оказалась динамика индекса промпроизводства в Московской и Тульской областях (на 13,8% и 12,6% соответственно), а также в Калужской (на 8,6%), Брянской (на 7,8%) и Ярославской (на 7,1%) областях. В трех областях Центральной России индекс промпроизводства снизился относительно прошлого года: в Орловской на 1,9%, Смоленской на 2,0% и Владимирской на 3,0%.

По итогам первого полугодия 2017 года лидирующие позиции по промпроизводству за Ярославской областью (индекс вырос на 22,4%). Высоки показатели и в Калужской, Воронежской и Московской областях (рост на 12,3%, 11,7% и 11,3% соответственно). Не достигли отметки аналогичного показателя прошлого полугодия три области Центральной России – Ивановская, Орловская и Смоленская.

Институты развития становятся определяющими площадками индустриализации регионов ЦФО

Для создания, поддержки и развития промышленных предприятий регионы имеют целый спектр возможностей в виде институтов развития: корпорации развития, особые экономические зоны, индустриальные парки, технопарки территории опережающего социально-экономического развития, бизнес-инкубаторы и другие формы.

Н сегодняшний момент в каждой из областей ЦФО созданы и функционируют в том или ином виде институты развития. Пионером в данном отношении по праву можно считать Липецкую область, для которой мощным инструментом модернизации территории стала Особая экономическая зона «Липецк», которая была создана в декабре 2005 года. Приоритетными направлениями деятельности ОЭЗ является производство энергетического оборудования и систем альтернативной энергетики, машин, оборудования и автокомпонентов, медицинского оборудования. На территории ОЭЗ «Липецк» успешно реализуют свои инвестиционные проекты 50 компаний из Италии, Германии, Бельгии, Японии, Нидерландов, США, России, Швейцарии, Китая, Израиля, Украины, Польши и Республики Корея. На сегодняшний день производственную деятельность ведут 15 предприятий, еще 4 осуществляют строительство, остальные резиденты проводят подготовительные мероприятия.

Необходимо отметить, что мощным драйвером развития промышленности Липецкой области стали и особые экономические зоны регионального уровня. На территории области создано и развивается 10 особых экономических зон с различной специализацией: 4 промышленно-производственного типа, 3 агропромышленного типа, 2 туристско-рекреационного и 1 техниковнедренческого типа. За годы работы ОЭЗ РУ был зарегистрирован 51 резидент из четырех стран мира: Россия. Германия, Австрия и Китай. Общий объем инвестиций составил 85,8 млрд. рублей. По мере развития предприятий и освоения инвестиций в совокупности будет создано 8,8 тысяч рабочий мест.

По данным Корпорации развития Липецкой области, за 2016 год объем освоенных инвестиций на предприятиях особых экономических зон регионального уровня составил 6,4 млрд. рублей. За прошедший год было создано 608 новых рабочий мест. Предприятия ОЭЗ РУ Липецкой области произвели продукции и оказали услуг на сумму 5,0 млрд. рублей.

Следует также выделить Калужскую и Московскую области. По количеству и интенсивности работы институтов развития данные регионы демонстрируют высокий уровень эффективности. Так. в Московской области создано три особых экономических зоны, 13 индустриальных парков и 9 технопарков.

В ряде регионов ЦФО количественные показатели значительно скромнее. Тем не менее, институты развития создаются и функционируют. Так, в Орловской области создано и функционирует три индустриальных парка («Зелёная роща», «Ливенский» и «Орел»).

В Смоленской области осуществляется строительство двух индустриальных государственных парков «Феникс» и «Сафоново». Территория государственного индустриального парка «Феникс» предназначена для размещения предприятий IV-V классов опасности. Общая площадь индустриального парка «Феникс», составляет 54,9 га, для размещения резидентов выделена территория размером 38 га. Парк располагается в северной части города Смоленска. В непосредственной близости от территории индустриального парка «Феникс» предоставляются резидентам парка земельные участки для малоэтажного жилищного строительства на льготных условиях.

Территория государственного индустриального парка «Сафоново» предназначена для размещения промышленных предприятий II-V класса опасности. Общая площадь парка «Сафоново» составляет 130 га, под первую очередь строительства выделен участок общей площадью 58 га. Парк располагается в юго-западной части города Сафоново Смоленской области.

В марте 2017 года в Смоленской области создана территория опережающего социально-экономического развития. Резиденты ТОСЭР освобождаются от уплаты налога на имущество организаций, земельного налога, арендной платы за земельные участки. Также устанавливаются пониженные ставки по налогу на прибыль организаций: 0% в течение 5 лет по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, а также не более 5% в течение первых 5 лет и не менее 10% на последующие 5 лет – в региональный бюджет. Кроме этого, тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд, в фонды социального и обязательного медицинского страхования снижены до 7,6%.

В Ярославской области сформировалась полная линейка региональных институтов, оказывающих содействие в использовании всех мер поддержки бизнеса и инвесторов – как областного, так и федерального уровня. Созданы и функционируют региональные институты развития – Корпорация развития Ярославской области, Фонд развития промышленности и агропромышленного комплекса, Центр экспорта Ярославской области, Корпорация развития малого и среднего предпринимательства, Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, Региональный центр инжиниринга Ярославской области. На территории Ярославской области функционируют 9 индустриальных и промышленных парков. Политика Правительства области направлена на поддержку и развитие не только государственных, но и частных индустриальных парков.

В настоящее время Правительством Ярославской области ведется работа по исполнению поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам визита в Ярославскую область 25.04.2017 в части создания территорий опережающего социально-экономического развития (Гаврилов-Ям, Тутаев, Ростов). Министерством экономического развития Российской Федерации уже принято решение о создании в г. Тутаеве территории опережающего социально-экономического развития. Согласно Федеральному закону от 29.12.2014 № 473-ФЗ предприниматели, получившие статус резидентов ТОСЭР, получат возможность реализовывать инвестиционные проекты, пользуясь существенными налоговыми льготами.

Активные регионы не стесняются добиваться финансовой поддержки федерального Фонда развития промышленности (ФРП)

В Белгородской области за рассматриваемый период времени поддержку ФРП получил российско-германский завод «ZMS-TЕCHNOLOGY», запущенный в январе 2017 года. Субсидия ФРП составила 14 млн рублей. Промпредприятие обеспечит прирост ВРП на 1,7 млрд. рублей. Объём будущих налоговых поступлений составит 498 млн. рублей. Предприятие оснащено современным немецким оборудованием, способным выполнять высокоточные операции с металлом: станки для лазерной резки и гибки листового металла и труб, роботизированные сварочные комплексы, автоматизированные системы логистики и перемещения продукции и сырья. Действует собственное конструкторское бюро. Специалисты завода могут изготовить 3D-модели по индивидуальным чертежам, подготовить конструкторскую и технологическую документацию.

В Брянской области за прошедшие полтора года поддержки ФРП добились два промпредприятия. ООО «Дятьковский хрустальный завод плюс» получил займ 108 млн руб на проект по развитию импортозамещающего производства изделий из хрусталя – от столовой посуды до предметов декора. Второе предприятие – ЗАО «УК «Брянский машиностроительный завод» – получило субсидию в размере 62 млн рублей на реализацию проекта по производству грузовых магистральных тепловозов. На новых тепловозах будут увеличены межремонтные пробеги за счет применения асинхронного электропривода вспомогательного оборудования, улучшены условия труда локомотивных бригад за счет применения эргономичной кабины машиниста и современной микропроцессорной системы управления, выявлена возможность работы по системе многих единиц при использовании комплектующих Российского производства.

В Воронежской области в 2016 году всего одно предприятие получило поддержку ФРП. ЗАО «ПромТекстиль» из государственных средств был выделен займ 59 млн руб. на совершенствование производства по выпуску технических тканей из отечественного сырья для шинных и резинотехнических заводов.

В Курской области за прошедшие полтора года сразу три предприятия получили финансовую поддержку от ФРП. АО «Курский электроаппаратный завод» для производства современных модульных автоматических выключателей для промышленных предприятий получило займ 72 млн руб. Сумма поддержки ООО «Курскхимволокно» составила 300 млн руб. В рамках проекта планируется производство полиамидной нити. Компания «Нипромтекс» начала производство утеплителей для одежды специального назначения, экологически безопасных детских утеплителей УМКА и высокоэффективных комбинированных утеплителей для спортивной и ведомственной одежды Smart Heat™. Фондом развития промышленности для этого было выделено 26 млн руб.

В Московской области 16 предприятий участвовали в получении федеральных займов. При этом, Правительством Московской области был создан региональный Фонд развития промышленности Московской области в целях развития промышленного потенциала региона. на деятельность Фонда в бюджете Московской области было запланировано 300 млн. рублей.

Региональная поддержка по созданию и развитию промышленных производств

Существенным аспектом поддержки промышленных предприятий служит финансирование за счет средств региональных бюджетов. Так, в рамках областной государственной программы «Развитие промышленности Смоленской области и повышение ее конкурентоспособности» на 2016-2020 годы. Администратор Программы – Департамент инвестиционного развития Смоленской области. Общий объем финансирования Программы составляет 3 379,9 млн. рублей, в том числе внебюджетные средства – 3 357,5 млн. рублей. При этом планируется реализация 72 инвестиционных проектов, создание до 1 037 новых рабочих мест в промышленности, в том числе 180 высокопроизводительных.

Только в 2016 году в рамках данной программы реализовывались
31 инвестиционный проект. В результате привлечено более 443 млн. рублей внебюджетных инвестиций, создано 162 новых рабочих места, в том числе 122 высокопроизводительных. Кроме того, Смоленским электротехническим заводом сохранено 62 рабочих места для инвалидов.

В 2016 году обрабатывающим производствам Смоленской области по Программе предоставлена государственная поддержка из областного бюджета: в форме субсидий на модернизацию и техническое перевооружение производственных мощностей ОАО «Вяземский машиностроительный завод», АО «Научно-производственное предприятие «Измеритель» и АО «Смоленский авиационный завод» в общем размере 4,5 млн. рублей; в форме субсидии на модернизацию производства и сохранение рабочих мест инвалидов в сумме 4,9 млн. рублей ООО «Смоленский электротехнический завод». Общий объем областных средств по Программе, выделенных промышленным предприятиям в 2016 году, составил 9,4 млн. рублей.

В Ярославской области в 2016 году 58 промышленным предприятиям были предоставлены субсидии на сумму 112,3 млн. руб., из которых 70% направлено на софинансирование мероприятий, связанных с модернизацией действующих и строительством новых промышленных производств.

В 2017 году в областном бюджете на реализацию мероприятий Программы предусмотрено 77,5 млн. руб., из них 30,5 млн. рублей – субсидии, в том числе 22,5 млн. руб. на возмещение затрат по лизинговым договорам на приобретение оборудования и 8,0 млн. руб. – на реализацию НИОКР. На организацию стимулирующих мероприятий (конкурсы, конгрессно-выставочные, презентационные, освещение деятельности в СМИ и пр.) планируется направить 7,0 млн. рублей.

В 2016 г. создан Фонд развития промышленности и агропромышленного комплекса Ярославской области. Совместно с федеральным Фондом развития промышленности в 2017 году планируется финансирование проектов промышленных предприятий. На цели предоставления льготных займов в региональном бюджете в 2017 году предусмотрено 40 млн. рублей, рассматривается возможность федерального софинансирования.

Автор:  Виталий Жуков


(Нет голосов)


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений

Регионы ЦЧР   








7 холмов.jpg


Регионы ЦФО   



Редакция: Вопрос-ответ.



Доктор политических наук, заведующий кафедрой Воронежского филиала Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова



Еженедельный рейтинг областей ЦФО

Липецкая область

+9

Калужская область

+8

Белгородская область

+7

Тульская область

+6

Воронежская область

+5

Тверская область

+4

Тамбовская область

+3

Курская область

+2

Ярославская область

+1

Ивановская область

-2

Костромская область

-3

Московская область

-4

Орловская область

-5

Владимирская область

-6

Рязанская область

-7

Смоленская область

-8

Брянская область

-9

О рейтинге

В основу еженедельного рейтинга 17 областей ЦФО, проводимого экспертами АНО «Институт политического анализа и стратегий» взяты следующие критерии:
а). динамика реализации инвестпроектов в реальном секторе экономики субъектов РФ;
б). создание и развитие производств;
в). Наличие событий, укрепляющих социальную инфраструктуру в регионе (ввод в строй медицинских, образовательных, дошкольных и других учреждений);
г). фактор протестных социальных выступлений;
д). наличие (отсутствие) резонансных фактов в политической сфере (коррупция, бюрократизм, авторитарные проявления власти, бездействие органов управления и др.)

Оценки в отношении 17 областей ЦФО осуществляется по балльной системе от +10 до -10.

Максим ОСЬКИН

Руководитель департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области

«Слаженная работа власти, подрядчиков и Союза дорожных организаций обеспечила качественные результаты дорожного строительства»








Воронежская область - территория нерациональной бюрократии


Белгородская область - территория успеха и эффективной власти



Сергей КИСЕЛЕВ

Политолог

"Говоря о том, что конфликта элит в Ярославской области нет, губернатор Миронов искажает факты. На самом деле, за последнее время конфликт стал настолько острым, что горожане в Ярославле стали воспринимать «в штыки» практически любое решение власти – даже объективно способствующее развитию. К этому привела именно практика замещения представителей ярославских элит на «варягов», лояльных новой власти. "







© 2004-2017, Деловой еженедельник «Экономика Черноземья и жизнь регионов» распространяется в Воронежской, Липецкой, Курской, Белгородской, Тамбовской, Орловской областях и в других регионах РФ.

Новости


Аналитика


Региональная власть


Местное самоуправление в ЦЧР


Финансы


Социосфера


Производство


Конфликты


Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-69041, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 марта 2017 г.